«…В комплекс Морача входят соборная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и храм свт. Николая Чудотворца. Здание Успенского собора (XIII в., подвергся значительной перестройке в XVI в.) принадлежит рашской архитектурной школе; является однонефной базиликой с куполом и пространным нартексом, примыкающим к нему с западной стороны. С восточной стороны алтарная часть имеет завершение в виде апсиды циркульной формы снаружи и внутри. Справа и слева к центральной части алтаря примыкают квадратные пространства жертвенника и диаконника. К северной стороне нартекса пристроена маленькая капелла (парекклисион) во имя первомч. архидиакона Стефана.
Собор сложен из небольших камней туфа и оштукатурен; порталы, бифории и монофории выполнены из серого местного мрамора. В его архитектурных формах обнаруживается много общих черт с сербскими церквами XIII в. (например, с церковью во имя святых Апостолов в мон-ре Печская Патриархия, церковью Св. Троицы в мон-ре Сопочани и церковью во имя св. Ахилия в Арилье). В соборе частично сохранился изначальный скульптурный декор: каменный иконостас (отреставрирован в 1936), порталы в романском стиле, мраморная епископская кафедра в центральной апсиде. Пол вымощен каменными плитами, амвон выложен разноцветным камнем.
Сохранились фрагменты первоначальной росписи 1251-1252 гг.: в диаконнике на восточной стене (Богородица с Младенцем, «Благовещение», Деисус и св. Иоанн Креститель), в 2 люнетах над западными наружним и внутренним порталами (Богоматерь с Младенцем и поклоняющимися ангелами) и фрагмент медальона с Ветхим денми на своде, на северной, южной и западной стенах (цикл из 11 сцен жития пророка Илии от рождения до вознесения на небо, включая композицию «Ворон кормит прор. Илию»). Житийный цикл прор. Илии редко встречается в монументальной живописи и на иконах. Особый интерес к прор. Илии в М., возможно, связан с отношением к нему как провозвестнику монашеской жизни. Уверенные по рисунку, выполненные светлыми красками фрески М. принадлежат кисти опытного художника, хорошо знакомого с образцами византийского искусства XII в., имевшего много общего с одним из мастеров, работавших в соборе мон-ря Милешева.
Большинство фресок собора были созданы в XVI-XVII вв. В наосе в 1574 г. неизвестный художник изобразил сцены из жизни Иисуса Христа («Брак в Кане Галилейской», «Изгнание нечистого духа», «Изгнание торговцев из Храма», «Христос между иудеями», «Исцеление болящего водянкой», «Исцеление женщины») и несколько святых (например, прп. Марию Египетскую и прп. Зосиму Палестинского), а также выполнил ктиторскую композицию, где представил игумена Фому и князя Вукича Вучетича. В припрате находятся фрески 1577/78 г.: сцены «Семь Вселенских Соборов», «Древо Иессеево» и монументальный «Страшный Суд». Хиландарский монах Георгий (Митрофанович) в 1616 г. выполнил фреску на западном фасаде собора и примерно в то же время - фрески на восточной стене припраты. Тогда же поп Страхиня из Будимли расписал протезис. В 1642 г. в капелле талантливый художник кир Косма Иоанн написал сцены из жизни и посмертных чудес архидиак. Стефана, образы нескольких святых и ктиторскую композицию.
В юго-западной части наоса собора, под ктиторской фреской, находится большой саркофаг-гробница, в которой предположительно похоронен ктитор обители князь Стефан. Саркофаг высечен из цельного серо-белого мрамора, его внешние стены украшены пластичной резьбой. В 40-х гг. XVII в. на него была поставлена икона «Святые Савва Сербский и Симеон Мироточивый со сценами из жития свт. Саввы» кисти Космы Иоанна (1645). Этот художник для собора написал небольшие иконы тех же святителей с равноап. Кириллом и основателем обители кн. Стефаном Вукановичем. Также в соборе хранятся многочисленные иконы XVII-XVIII вв., в иконостасе имеются образы 1600 и 1617 гг., например, в нижнем ряду - предположительно работы попа Страхини («Христос», «Арх. Михаил с чудесами» и царские врата). Икону Пресв. Богородицы и Деисус написал монах Георгий (Митрофанович) в 1617 г. Икона св. ап. Луки датируется 1672-1673 гг. и, вероятно, выполнена мастером Радулом…»
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/
https://www.pravenc.ru/text/2564158.html
Комментарии и обсуждение