ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ясенова. Монастырь Морача. Собор Успения Пресвятой Богородицы.


Ясенова. Монастырь Морача. Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.
Престолы: Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки: Дата постройки неизвестна.
Епархия: Сербская православная церковь. Черногорская и Приморская епархия
Адрес:
Черногория, каньон р.Морача возле шоссе Подгорица-Колашин

Координаты: 42.766157, 19.390512
Проезд: От Подгорицы по шоссе на Колашин около 40 км. Есть указатели. Монастырь справа от шоссе и виден с дороги





Монастырь Морача. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Вид на храм., Ясенова, Черногория, Прочие страны
Вид на храм.
Владимир Ткаченков
1 сентября 2019
Монастырь Морача. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Вид на храм., Ясенова, Черногория, Прочие страны
Вид на храм.
Владимир Ткаченков
1 сентября 2019
Монастырь Морача. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Ясенова, Черногория, Прочие страны
Елена-Алена
13 июня 2016
Монастырь Морача. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Ясенова, Черногория, Прочие страны
Margarita
5 сентября 2015
Монастырь Морача. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь Успения Богородицы, Ясенова, Черногория, Прочие страны
Церковь Успения Богородицы
Олег Гусаров
26 июня 2011
Монастырь Морача. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь Успения Богородицы, Ясенова, Черногория, Прочие страны
Церковь Успения Богородицы
Олег Гусаров
26 июня 2011
Монастырь Морача. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь Успения Богоматери, Ясенова, Черногория, Прочие страны
Церковь Успения Богоматери
Олег Гусаров
26 июня 2011
Монастырь Морача. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь Успения Богородицы, Ясенова, Черногория, Прочие страны
Церковь Успения Богородицы
Олег Гусаров
26 июня 2011
Монастырь Морача. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Икона над входом., Ясенова, Черногория, Прочие страны
Икона над входом.
Владимир Ткаченков
1 сентября 2019
Монастырь Морача. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Икона над входом., Ясенова, Черногория, Прочие страны
Икона над входом.
Владимир Ткаченков
1 сентября 2019
Монастырь Морача. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Икона над входом., Ясенова, Черногория, Прочие страны
Икона над входом.
Владимир Ткаченков
1 сентября 2019
Монастырь Морача. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь Успения Богородицы.Фреска "Георгий Победоносец" над входом в церковь., Ясенова, Черногория, Прочие страны
Церковь Успения Богородицы.Фреска "Георгий Победоносец" над входом в церковь.
Владимир Ткаченков
1 сентября 2019
Монастырь Морача. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Мощевик с десницей св.вмч Харалампия, Ясенова, Черногория, Прочие страны
Мощевик с десницей св.вмч Харалампия
Margarita
5 сентября 2015
Монастырь Морача. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фреска "Георгий Победоносец" на фасаде, Ясенова, Черногория, Прочие страны
Фреска "Георгий Победоносец" на фасаде
Margarita
5 сентября 2015
Монастырь Морача. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок", Ясенова, Черногория, Прочие страны
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1909



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Margarita 10 октября 2015

Православный монастырь Морача считается одним из наиболее значимых памятников Средневековья не только в Черногории, но и на Балканах. Он принадлежит сербской православной церкви и является действующим монастырем Черногорско-Приморской епархии.

В архитектурный комплекс монастыря входят: большая соборная церковь Успения Богоматери, малая церковь Святого Николая и несколько строений с монашескими кельями и подсобным хозяйством. Церкви являют собой типичный пример религиозной архитектуры древнего сербского государства Рашка (так называемый «рашский стиль») с заметным влиянием романской традиции. Обе церкви выполнены из камня и имеют один большой зал, венчаемый единственным куполом — нефом. Внешняя простота компенсируется богатым внутренним убранством — фрески и иконы монастыря считаются одними из лучших образцов сербской и византийской настенной живописи.

Монастырь был основан в 1252 году на правом берегу реки Морача князем Стефаном, сыном Вукана II Неманича, который позже был похоронен в местной церкви Успения Богоматери. Во время османского нашествия XV века монастырь был осквернен турками (они уничтожили свинцовую кровлю) и покинут монахами. В 1574 году главная церковь монастыря была восстановлена деревенским старостой Вукичем Вучетичем, внутренние фрески были заново нанесены в 1577-78 годах, а внешнюю роспись храма выполнил в 1616 году художник Георгий Митрофанович. Последний слой фресок выполнили которские мастера из школы Гулфа в начале XVIII века. Малая церковь Святого Николая была восстановлена в 1639 году и расписана известным мастером Козьмой. Во время балканских войн конца XIX века монастырь с его укрепленными стенами использовался как оборонительное сооружение в боях с турецкой армией. В честь защитников монастыря, погибших при его обороне, здесь установлена памятная доска. Особую культурную ценность монастырю придают настенные фрески, ценные иконы, а также хранимые здесь старинные рукописные и печатные книги. Главный храм украшают фрески из жизни пророка Ильи, включающие 11 сцен (самая известная из них — «Ворон кормит пророка Илью», датируемая XIII веком). Также и некоторые фрески с ликами Богородицы и Христа сохранились со времен первой постройки церкви. В иконостасе особое место занимают иконы Святого Симеона и Святого Саввы, а также большая икона с жизнеописанием Святого Иоанна Крестителя. В монастыре также хранится экземпляр «Октоиха первогласника» — первой южнославянской книги на кириллице, отпечатанной в 1494 году.

Сегодня монастырь Морача является действующим мужским монастырем Черногорско-Приморской митрополии Сербской православной церкви.


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 26 ноября 2025

«…В комплекс Морача входят соборная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и храм свт. Николая Чудотворца. Здание Успенского собора (XIII в., подвергся значительной перестройке в XVI в.) принадлежит рашской архитектурной школе; является однонефной базиликой с куполом и пространным нартексом, примыкающим к нему с западной стороны. С восточной стороны алтарная часть имеет завершение в виде апсиды циркульной формы снаружи и внутри. Справа и слева к центральной части алтаря примыкают квадратные пространства жертвенника и диаконника. К северной стороне нартекса пристроена маленькая капелла (парекклисион) во имя первомч. архидиакона Стефана.

Собор сложен из небольших камней туфа и оштукатурен; порталы, бифории и монофории выполнены из серого местного мрамора. В его архитектурных формах обнаруживается много общих черт с сербскими церквами XIII в. (например, с церковью во имя святых Апостолов в мон-ре Печская Патриархия, церковью Св. Троицы в мон-ре Сопочани и церковью во имя св. Ахилия в Арилье). В соборе частично сохранился изначальный скульптурный декор: каменный иконостас (отреставрирован в 1936), порталы в романском стиле, мраморная епископская кафедра в центральной апсиде. Пол вымощен каменными плитами, амвон выложен разноцветным камнем.

Сохранились фрагменты первоначальной росписи 1251-1252 гг.: в диаконнике на восточной стене (Богородица с Младенцем, «Благовещение», Деисус и св. Иоанн Креститель), в 2 люнетах над западными наружним и внутренним порталами (Богоматерь с Младенцем и поклоняющимися ангелами) и фрагмент медальона с Ветхим денми на своде, на северной, южной и западной стенах (цикл из 11 сцен жития пророка Илии от рождения до вознесения на небо, включая композицию «Ворон кормит прор. Илию»). Житийный цикл прор. Илии редко встречается в монументальной живописи и на иконах. Особый интерес к прор. Илии в М., возможно, связан с отношением к нему как провозвестнику монашеской жизни. Уверенные по рисунку, выполненные светлыми красками фрески М. принадлежат кисти опытного художника, хорошо знакомого с образцами византийского искусства XII в., имевшего много общего с одним из мастеров, работавших в соборе мон-ря Милешева.

Большинство фресок собора были созданы в XVI-XVII вв. В наосе в 1574 г. неизвестный художник изобразил сцены из жизни Иисуса Христа («Брак в Кане Галилейской», «Изгнание нечистого духа», «Изгнание торговцев из Храма», «Христос между иудеями», «Исцеление болящего водянкой», «Исцеление женщины») и несколько святых (например, прп. Марию Египетскую и прп. Зосиму Палестинского), а также выполнил ктиторскую композицию, где представил игумена Фому и князя Вукича Вучетича. В припрате находятся фрески 1577/78 г.: сцены «Семь Вселенских Соборов», «Древо Иессеево» и монументальный «Страшный Суд». Хиландарский монах Георгий (Митрофанович) в 1616 г. выполнил фреску на западном фасаде собора и примерно в то же время - фрески на восточной стене припраты. Тогда же поп Страхиня из Будимли расписал протезис. В 1642 г. в капелле талантливый художник кир Косма Иоанн написал сцены из жизни и посмертных чудес архидиак. Стефана, образы нескольких святых и ктиторскую композицию.

В юго-западной части наоса собора, под ктиторской фреской, находится большой саркофаг-гробница, в которой предположительно похоронен ктитор обители князь Стефан. Саркофаг высечен из цельного серо-белого мрамора, его внешние стены украшены пластичной резьбой. В 40-х гг. XVII в. на него была поставлена икона «Святые Савва Сербский и Симеон Мироточивый со сценами из жития свт. Саввы» кисти Космы Иоанна (1645). Этот художник для собора написал небольшие иконы тех же святителей с равноап. Кириллом и основателем обители кн. Стефаном Вукановичем. Также в соборе хранятся многочисленные иконы XVII-XVIII вв., в иконостасе имеются образы 1600 и 1617 гг., например, в нижнем ряду - предположительно работы попа Страхини («Христос», «Арх. Михаил с чудесами» и царские врата). Икону Пресв. Богородицы и Деисус написал монах Георгий (Митрофанович) в 1617 г. Икона св. ап. Луки датируется 1672-1673 гг. и, вероятно, выполнена мастером Радулом…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

https://www.pravenc.ru/text/2564158.html


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 26 ноября 2025

«…Значительный шаг вперед знаменуют фрески церкви Успения в Мораче, воздвигнутой в 1252 году внуком Стефана Немани — удельным князем Стефаном. В этих фресках уже намечаются новые стилистические тенденции, которые получают свое дальнейшее развитие в замечательной росписи Сопочан. Наиболее значительные фрагменты сохранились в диаконнике, где открыт интереснейший житийный цикл, посвященный пророку Илии. Он состоял из одиннадцати сцен, размещенных двумя регистрами, причем в пределах первого регистра отдельные эпизоды были развернуты наподобие фриза, не будучи отделенными друг от друга вертикальными обрамлениями. При такой композиции пейзажные и архитектурные фоны переходят из одной сцены в другую либо искусно используются для размежевания смежных эпизодов.

На восточной стене над окном представлена полуфигура Богородицы в типе Знамения, а под окном Деисус в трех медальонах. Окно фланкируют фигуры архангела Гавриила и Богоматери (Благовещение). Наконец, на своде находилось изображение Ветхого деньми. Уверенные по рисунку и очень красивые по своим легким и светлым краскам, фрески Морачи выдают руку опытного художника, хорошо знавшего образцы византийского искусства XII века. Вместе с тем ясно, что он вышел из местной традиции, ибо у него много общего с одним из мастеров, работавших в Милешеве. Но он идет дальше своих предшественников. В пространственном развороте его композиций, в многоплановых архитектурных фонах, в более свободных поворотах фигур чувствуются уже предпалеологовские веяния…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»

[VIII.8. Сербия: Морача, Сопочаны, Градац] - Лазарев В. Н., История византийской живописи



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.