«…Троицкий Клименецкий монастырь на Большом Клименецком (Климецком) острове в Онежском озере был основан около 1520 г. новгородцем Иоанном Климентовым (св. Иона Клименецкий). Исследование истории монастыря на материале документов монастырского архива (царских, иерарших и других грамот, вкладной книги, писцовых книг, челобитных и др.) принадлежит Е. В. Барсову. В достаточно богатом архиве Клименецкого монастыря хранились и документы, освещающие события общероссийской государственной и церковной истории, а также некоторых других обителей Олонецкого края (Машезерской, Соломенской, Яшеозерской пустыней и др.).
Е. В. Барсов не обошел вниманием и монастырскую библиотеку: в период его работы в обители здесь находилось 16 богослужебных рукописных книг. Шесть из них – служебные минеи на август, сентябрь, ноябрь, декабрь, январь и февраль – были даны в монастырь вкладом «на паметь своей души и по своих родителех в вечный поминок» в 1552 г. Евфросинией Федоровой Валуевой, женой воеводы Ивана Замыцкого. По крайней мере одна из этих миней, сентябрьская, с записью Евфросинии Валуевой, сохранилась до наших дней (БАН, 33.6.18, середина XVI в., в 4-ку, 438 листов, запись вкладчицы на л. 2-2об.). Остальные 10 богослужебных книг поступили, по предположению Е. В. Барсова, от той же вкладчицы, на что указывают «одинаковое письмо, одинаковая бумага и одинаковый формат» (к сожалению, Е. В. Барсов не приводит названия этих книг). Кроме этих рукописей, в монастыре хранились 4 печатных книги конца XVI-XVII вв. (два Евангелия, Апостол и Требник).
Наиболее ранней из известных сегодня книг с упоминанием Клименецкого монастыря является рукописное Евангелие начала XVI в. (РНБ, собр. Погодина, № 153) со следующей записью: «В лето 7029-го (1521) месяца июня 12 купил сие Евангелие себе старец Харитон пустынник с Онега озера от Троици Живоначалные ис Климячь в Ферапонтовы пустыни на Беле озери у Тимоф[е]я у Тимофиева сына. А писал сие Евангелие Тимофеи сам своею рукою. А хто учнет сие Евангелие у себе держати, и вы, господине, Господа ради помяните в святых своих молитвах. А дал на нем рубль» (л. 269 об.). Запись фактически современна основанию Клименецкого монастыря, содержит имя одного из первых его насельников, сподвижников Ионы – старца Харитона, а также свидетельствует о том, что в 1521 г. храм Троицы уже существовал. Об освящении алтаря Троицкого храма упоминается в другой записи, сделанной 9 октября 1541 г. при священноиноке Кирилле (л. I). В декабре 1640 г. эту рукопись «починивал и переплетал» игумен Клименецкого монастыря Варлаам (запись на л. 271 об.).
Ряд записей 1530-1540-х гг. о вкладах в Клименецкий монастырь находится на последних листах рукописного Апостола первой четверти XVI в. (БАН, 33.8.8, л. 220-221). Наиболее ранняя из них датируется 7 января 1534 г.: вклад был сделан неким Ортемием при «строителе Ионе» - т. е., вероятно, при Ионе Клименецком, умершем спустя полгода (6 июня 1534 г.). Среди вкладчиков в других записях встречаются имена жителей Толвуи, Тубозера, Сенной губы, Лычного острова, Остречин и других поселений Обонежья. В рукописи содержатся также расписки о займе денег: «Се яз, Кижского погоста Кижского конца деревни Олуферовской житель [нрзб.], занял есми я, заемщикъ, Андомского погоста у Офонасия Иванова денех пять рублевъ прямых бес приписи, а в тех деньгах заложилъ я, заемщикъ, ему Офонасию свои деревенскои участок, что есть в деревни Дмитриевскои и с сево, что сеяно севу в тое деревни. А заплатит мне, заемщику, те денги на срокъ на Ро[ждес]тво Исус Христово нынешнего 710-го. А буде я, заемщик, не заплачю тех выше писанных денех на вышеписаннои срокъ…» (обклейка верхней крышки переплета, XVIII в.); «Се аз, Кижского погоста Кижского конца деревни Олуферовской житель Григоре Андреевъ, занял есми я, заемщикъ» (там же, XVIII в.).
К внутренней стороне верхней крышки переплета рукописной Триоди постной (БАН, 33.2.15, 3-я четв. XVI в.) приклеено письмо XVII в. с указанием имени игумена Троицкого Клименецкого монастыря Варлаама: «Дати ся грамотка у Живоначальний Троицы оныи обители Троицкого Клименского монастыря игумену Варламию» (текст самой «грамотки» находится, вероятно, на той стороне листа, которая приклеена к переплету).
Три печатные книги с записями об их принадлежности Клименецкому монастырю сохранились в Петрозаводске в НАРК и НМРК: Триодь постная (М., 1589), Апостол (М., 1638), Евангелие (М., 1640). Апостол и Евангелие содержат вкладные записи: Апостол был дан вкладом князем Иоанном Шейдяковым (запись не датирована), а Евангелие – Федором Максимовичем Матюшкиным, сыном посольского дьяка М. Г. Матюшкина (запись 1642 г.).
Сохранились кроме того синодики-помянники XVII-XVIII вв., составленные насельниками Клименецкого монастыря: перечень имен для поминания в них начинается с «начальника святыя обители сия Ионы схимника и сродников его» (НМРК, КГМ-1359/1, КГМ-1359/10).
История строительства Клименецкого монастыря излагается в житии его основателя св. Ионы (ум. в 1534 г.), созданном, по всей видимости, в XVIII в., не позднее 1766 г. Согласно этому сочинению, Иона был сыном новгородского посадника Иоанна Климентова, в «святом крещении» получил имя Иоанна (Иона – монашеское имя). Троицкий монастырь он основал после того, как едва не погиб во время бури, возвращаясь по Онежскому озеру из Повенца в Новгород на нагруженном солью насаде. Чудесным образом, после молитв, он получил спасение: «принесоша его ко оному острову». Иоанн принял постриг в одном из новгородских монастырей, после чего возвел на острове Троицкий и Никольский храмы и создал монастырь. Житие Ионы Клименецкого представляет собой очень краткий текст, напоминающий агиографические статьи из Пролога. Оно известно в единичных списках XIX в.: ГИМ, собр. Е. В. Барсова, № 861; РНБ, собр. П. Н. Тиханова, оп. 3, № 445; собрание русских рукописей в Валаамском монастыре (Финляндия).
В 1840 г. Игнатий (Семенов), архиепископ Олонецкий, сочинил «Краткое сказание о монастыре преподобнаго отца Ионы Климецкаго…», в котором использовал «краткое рукописное житие» преподобного Ионы, грамоты и «другие памятники, в монастыре отыскавшиеся». История жизни святого Ионы изложена архиепископом Игнатием в соответствии с Житием, но текст расширен, превращен в украшенную проповедь…»
Источник: Кижский вестник. Выпуск 18: Сборник статей // Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2019.
По материалам статьи: Пигин А.В. (г.Петрозаводск) «Книжные собрания и литературные памятники монастырей на Онежском озере» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru
https://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-18/1927.html
Комментарии и обсуждение