ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пархомовка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Святопокровська церква


Пархомовка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.
Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: Неорусский стиль
Год постройки: Между 1903 и 1906.
Архитектор: В.А. Покровский
Епархия: Объект не принадлежит Православной Церкви
Адрес:
Украина, Киевская область, Белоцерковский район, с. Пархомовка

Координаты: 49.556915, 30.04745
Проезд: г.Киев-г.Белая Церковь-с.Пархомовка.



Проект церкви (в том числе его ранние версии) оказал влияние на архитектуру ряда храмов:



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пархомовка, Белоцерковский район, Украина, Киевская область
Vladnik
19 августа 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пархомовка, Белоцерковский район, Украина, Киевская область
Vladnik
19 августа 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пархомовка, Белоцерковский район, Украина, Киевская область
Vladnik
19 августа 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Церковь Святого Виктора при Храме Покрова Пресвятой Богородицы, Пархомовка, Белоцерковский район, Украина, Киевская область
Церковь Святого Виктора при Храме Покрова Пресвятой Богородицы
Vladnik
19 августа 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы,  мозаика: “Покров Богоматери” , Пархомовка, Белоцерковский район, Украина, Киевская область
мозаика: “Покров Богоматери”
Vladnik
19 августа 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пархомовка, Белоцерковский район, Украина, Киевская область
Алексей Кротов
18 октября 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Пархомовка, Белоцерковский район, Украина, Киевская область
Vladnik
19 августа 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Святые ворота. Фото 1911г., Пархомовка, Белоцерковский район, Украина, Киевская область
Святые ворота. Фото 1911г.
Дмитрий Дроздецкий
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Рис. из журнала "Зодчий", Пархомовка, Белоцерковский район, Украина, Киевская область
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1905
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Рис. из журнала "Зодчий", Пархомовка, Белоцерковский район, Украина, Киевская область
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1903



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 24 января 2017

В начале XX века имение в селе Пархомовка принадлежали гражданскому инженеру, действительному статскому советнику Виктору Федоровичу Голубеву, железнодорожному инженеру, предпринимателю и меценату. После смерти Голубева в Риме в 1903 году сыновья Виктор Викторович и Лев Викторович решили увековечь память об отце построив церковь, строительство которой он так и не успел начать при жизни.

Строительство началось в 1903 году. Сооружение церкви заказали архитектору Владимиру Александровичу Покровскому. Николай Рерих, будучи хорошим знакомым Голубева и Покровского, разработал 13 эскизов мозаик и внешнего декора храма. Воплощены в жизнь были только две мозаики: “Покров Богоматери” и “Спас Нерукотворный”.

Официальная церковь на протяжении двух лет не давала разрешения на освящение Пархомовского храма: архитектурное решение не отвечало православным канонам — смесь восточных и западных мотивов в архитектуре, непривычны для православного храма паркетный пол, скамьи для прихожан под внутренними стенами и языческие символы, коими украшен был храм – изображения огня, проросшего зерна, ели, петуха, лестницы, молота, змей, стрел… Освящение всё же состоялось в 1908 году, спустя два года после окончания строительства.

После 1917 года в помещении храма пытались устроить клуб, потом оно было складом удобрений. С 1979 года церковь получила статус памятника архитектуры, началась реставрация. А с 1992 года в храме возобновлено богослужение.

http://www.shukach.com/ru/node/1273


 
Елена Григорьева 29 декабря 2024

Покровская церковь, 1903-1906 г.г. расположена в центре села на территории бывшей церковной усадьбы. Построена по проекту архитектора В.А. Покровского. Монументальная мозаика выполнена по эскизам Н.К. Рериха. Это кирпичная однокупольная трёхнефная постройка, объединившая в общий объём пятиярусную колокольню и небольшую часовенку-усыпальницу с куполком.

В архитектуре здания отразилось «неорусское» направление модерна. В формах здания применены мотивы романской и древнерусской архитектуры – поребрики, бегунцы, нишки различной конфигурации. Активную роль в декоре играют также стилизованные надписи, выполненные славянской вязью и полууставным письмом. В постройке применены мрамор, шифер, металл, дерево, керамика, удачно сочетающиеся по фактуре и цвету.

Монументальная мозаика органично включена в архитектуру сооружения и отличается удачно найденными пропорциями и изысканным колоритом. Эти мозаичные панно знаменовали начало творческого пути Рериха - монументалиста. В интерьере сохранились скамьи и деревянная лестница на хоры, украшенная резьбой, на стенах – роспись.

В ансамбле с сооружением находятся жилой дом, ограда и ворота, выполненные в том же стиле. Памятник представляет большой художественный интерес как произведение талантливого архитектора начала XX в. В.А. Покровского и выдающегося русского художника Н.К. Рериха.

«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». - К.: «Строитель», 1983 г., т. 1.


 
Елена Григорьева 30 декабря 2024

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы сооружена в 1903-1907 г.г. архитектором В. Покровским. Оригинальный вид постройки, а также оформление интерьера Н. Рерихом сделали её достопримечательностью.

В 1893 г. владелец Пархомовки дворянин К.К. Рудницкий продал имение наследственному дворянину Нижегородской губернии, инженеру путей сообщений В. Голубеву (1842-1903). Купчая была утверждена 8 апреля того же года. Промышленник, богач, меценат и филантроп, В. Голубев за время владения Пархомовкой построил имение и хозяйство с конским заводом по последнему слову мировой науки, открыл за свой счет амбулаторную больницу, сельское двухклассное училище с ремесленным отделением, женское профессиональное училище, чайную, баню, читальню с библиотекой.

Обнаружив большую приязнь к Пархомовке, Виктор Федорович завещал похоронить себя именно здесь, в деревне, хотя постоянно жил в Петербурге или за границей. Умер В. Голубев 24 февраля 1903 г. в Риме, похоронен 14 марта того же года на отдельном кладбище в Пархомовке (личные документы Голубева). Согласно завещанию владельцем поместья стал сын, В. Голубев (1878-1945), ученый-ориенталист, археолог, знаток Индийского и индонезийского искусства, постоянно проживавший в Париже. Имением управлял его брат, л. Голубев (1875 -?), камергер высочайшего двора, действительный тайный советник, председатель Государственной Думы.

При жизни В. Голубев намеревался соорудить в Пархомовке каменный храм вместо ветхого деревянного, оставил для этого большой участок земли и солидный капитал и заказал архитектору В. Покровскому проект церкви на 2000 верующих (Горбенко Е.В. «Монументально-декоративные росписи Николая Рериха на Киевщине». «Искусство и современность». - К., 1980) с семейной усыпальницей. В июле 1903 г. сыновья присылают митрополиту проект и расчеты сооружения для утверждения и разрешения начать работы уже в этом году.

Документация была передана из консистории на рассмотрение в строительное отделение Киевского губернского правления. Последнее постановило (на языке оригинала): «Проект на постройку каменной церкви в с. Пархомовка как составленный в техническом отношении правильно, одобрить с тем, чтобы проектируемая церковь строилась непременно под наблюдением архитектора или техника, имеющего по закону право на производство строительных работ, чтобы соблюдалось правило относительно постройки её в 20 саж. от построек и чтобы двери и окна в ней отворялись наружу» (ДАКО. – Ф.1. – Оп.239. – Спр.272 Об утверждении проекта на сооружение каменной церкви с. Пархомовка, 1903 г.). Согласно этому Постановлению на заседании Киевской духовной консистории 11 августа 1903 г. было принято: «Согласно прошению владельцев с. Пархомовки… Л. и В. Голубевых, разрешить им строить в селе сем на принадлежащем им месте на их собственные средства каменную церковь, но с тем, чтобы церковь эта считалась принадлежащей к приходу с. Пархомовки» (ЦДІА України. - Ф.127. – Оп.943. - Спр.479 О сооружении церкви в селе Пархомовка Сквирского р-на, 1903 – 1907г.г.).

24 августа 1903 года состоялась торжественная закладка новой церкви. Это грандиозное сооружение - главное в ансамбле, состоящем из собственно церкви с усыпальницей, дома причта со службами, ограждения с воротами, калитками и сторожкой. Ансамбль выдержан в стиле модерн, в его Всероссийской интерпретации и вовсе проигнорированы устоявшиеся местные архитектурные традиции. Храм - трёхнефное одноапсидное сооружение, увенчанное шлемообразной баней. В одном объеме с церковью решена колокольня (с запада) и часовня - усыпальница (с юга). Объёмы чрезвычайно пластичны, подвижны, динамичны. Глубокое впечатление усиливается применением на фасадах мозаичных панно и декора, выполненного в кирпиче, мраморных вставок, фресковой росписи в нишах. Репродукции чертежников храма в Пархомовке, привлекшие внимание специалистов, опубликованы в журнале «Зодчий» за 1903 г.

Автор проекта Владимир Александрович Покровский (1871-1931) получил образование в Петербургской Академии художеств 1897 г., участвовал в проектировании и строительстве собора в Варшаве и церкви в Гусь-Хрустальном (1898-1902) под руководством Л. Бенуа. Пархомовская церковь и одновременно строящаяся церковь на Шлисельбургских пороховых заводах – первые самостоятельные работы талантливого архитектора, от 1907 г. – академика архитектуры, от 1913 г. – архитектора высочайшего двора. В пореволюционные времена он был соавтором при проектировании Волховской ГЭС. Исследователи наследия В. Покровского отмечают, что его творчество «знаменательно своей целеустремленностью. Приемам и формам, выработанным в начале самостоятельного пути, он оставался верен всю жизнь» (Кириченко Е.Л. «Поиски Покровского». «Архитектурное наследие». - М., 1973. – №21).

«...Покровский совершил несколько поездок в разные местности для ознакомления на месте с теми периодами архитектуры (Москва, Киев, Владимиро-Суздальская и Псково-Новгородская области), которые его интересовали. В результате этих наблюдений и изучений, стало возможным использовать новгородско-псковскую архитектуру к требованиям современного строительства и на этой почве соорудить каменные церкви: 1) на 2500 человек в имении Голуревых и 2) на 800 – на Шлиссельбургских пороховых заводах» – писал архитектор. ([РДИА. – Ф.789. – Оп.11. – Спр.146. (личное дело В.А. Покровского). Сооружение церкви со дня закладки и до завершения вел художник - архитектор П.Д. Благовещенский, выпускник Петербургской Академии художеств 1904 г. (ЦГИА Украины. – Ф.127. – Оп.943. – Спр.479. - Арк. 9). 16 июня 1905 г. В. Покровский сообщает В. Голубеву: «...пишу вам, как обещал, из Пархомовки, где был 9, 10, 11 июня. Здание доведено до пят больших попружных арок и сводов» (Дело. - Ф.2186. – Оп.1. - Спр.79 (переписка по Пархомовке) – Арк. 13-14).

7 декабря 1905 г. «церковь начорно почти готова, не построена только колокольня». 7 июня 1906 г.: «работы по сооружению идут успешно, уже вырисовывается колокольня, внутри слоняются стены и своды, укладывают плиты на входах, задержек в материалах нет. 30 сентября 1906 г. управляющий имением С.А. Воблиев пишет: «Церковь очищена от лесов, закрывавших её, и теперь поражает всех своей стройностью и красотой». Из обзора репродукций авторских чертежников церкви видно, что архитектор уже в процессе проектирования рассматривал здание как синтез архитектуры, монументального и декоративного искусств. Для успеха замысла требовалось совпадение идейных и творческих стремлений – архитектора и художника.

Идея возвращения к самобытным источникам древнерусской культуры была близка и Н. Рериху, которому В. Покровский заказывает два мозаичных панно для церкви в Пархомовке и четыре – для церкви под Шлисельбургом. Это был первый опыт художника - станковиста в области монументальной живописи, который манил его возможной реализовать в практике свое понимание древнерусских церковных росписей и мозаик. Эскизы сделаны с учетом особенностей мозаичной техники, четким лаконичным рисунком, крупными цветными пятнами. Впоследствии, в 1938 г. Н. Рерих писал: «Мозаика всегда была одним из моих любимых материалов. Ни в чем не обнаружить монументальность так твердо, как в мозаичных наборах. Мозаика дает стиль, и в самом материале ее уже зарождается естественное стилизаторство. Мозаика стоит как обломок вечности. В конце концов и вся наша жизнь есть своеобразная мозаика...» (Киркевич В.Г. «Где сложилось столько замечательных легенд». Киев. – 1986. - №8. - с. 149).

При сравнении эскизов и выполненных в натуре мозаичных композиций «Покрова Богородицы» и «Спас Нерукотворный» видно, как точно были использованы живописные эскизы Н. Рериха. Исполнил мозаики ровесник и друг М. Рериха В. Фролов (1874-1942). В 1897 г. он возглавил самостоятельную мозаичную мастерскую, основанную его отцом академиком А. Фроловым и братом А. Фроловым, которым принадлежит инициатива Возрождения в России искусства декоративной мозаики. Специалисты начала XX в. считали, что мозаики мастерской Фролова «как по близости во всех отношениях к оригиналам, так и по солидности и прочности несравненно стоят выше венецианских, а также берлинских» (Хмелевская Е., Фролов А. «Художник - мозаичист В.А. Фролов». «Искусство». – M., 1966. – №5. - С. 44). В мозаичных работах Покровской церкви в Пархомовке использована крупноразмерная нешлифованная смальта, такая же, как в XI-XII в.в. необычайного эффекта художник достиг, используя в качестве основных цветов синий и желтый. По мнению исследователей творчества Н. Рериха, он пользовался в основном этими цветами.

Схематический набросок композиции «Богоматерь, раскинувшая над миром белое покрывало» обозначен еще на чертежнике (чертеже) западного фасада Пархомовской церкви, опубликованном В. Покровским в 1903 г. благодаря единству замыслов зодчего и художника, мастерству исполнителя - мозаичная большая четырехъярусная мозаика на тему «Покрова Богородицы» идеально вписалась в архитектурный образ церкви, усилила впечатляющий художественный эффект вертикальной доминанты - колокольни.

Участие М. Рериха не ограничилось созданием двух мозаичных композиций на фасадах. В интерьере, по первоначальному замыслу архитектора, как видно на пересечении, должно было быть расписано все внутреннее пространство церкви. В литературных источниках есть упоминания о том, что Н. Рерих получил заказ на эскизы росписи апсиды, бани и пилонов в имении Голубевых (Ростиславов А. «Рерих». - Изд. Н.И. Бутковской. - Б.Г.-С. 54), упоминаются также двенадцать акварельных эскизов, выполненных им для росписи этой церкви (Короткина Л.В. «Рерих в Петербурге-Петрограде». – Л., 1985. - с. 131; Горбенко Е.В. указ. труд. - С. 231). Репродукция одного из этих эскизов была помещена в 1916 г. в альбоме «Свободное искусство». Судьба эскизов неизвестна. Возможно, их найдут в Ханое, поскольку востоковед В. Голубев, высоко ценивший творчество Н. Рериха, часто с ним встречался, переписывался, свою библиотеку и архив завещал вьетнамскому народу.

В натуре была выполнена только фресковая живопись в алтарной апсиде, на подпружной арке и двух пилонах. Выполнял эти работы выпускник Академии художеств В.Т. Перминов, чье участие в росписи интерьеров церкви по эскизам Н. Рериха предусматривалось первоначально (Документы по Пархомовскому имению Голубевых). Церковь сооружали четыре года, закончены работы и освящена она 24 августа 1907 г.

Сравнение фотографий внутреннего убранства церкви и всей усадьбы, выполненных тогда же, с репродукциями авторских чертежей свидетельствует, что проект Покровского был осуществлен в натуре практически полностью. По авторским эскизам совершенно точно было выполнено не только здания, но и иконостасы в церкви и часовне, коррогвы, дубовые резные подсвечники и аналой.

По чертежникам В. Покровского был также построен на церковной усадьбе дом священника, работы на нем были закончены одновременно с церковью в 1907 г. Управляющий писал Л. Голубеву: «Дом священника, который был начерно для многих не понят, теперь поражает всех своей художественностью. В последующие годы благоустроена церковная усадьба, распланирован регулярный парк, насажено около восьми тысяч декоративных деревьев и кустов. В 1913 г. церковь была впервые отремонтирована.

Покровская церковь оставалась действующей до 1929 г., когда на общем собрании было единодушно поддержано предложение актива и молодежи села о передаче церкви под клуб и кинотеатр. Официально храм закрыт в двенадцатую годовщину октябрьского переворота - 7 ноября 1929 г. Тогда именно, по словам старожилов – участников упоминаемых событий, – по решению комсомольской ячейки было вскрыто захоронение В. Голубева, поскольку бытовали слухи, что он похоронен с наградным золотым оружием, которое решили изъять, продать и купить за эти деньги инструменты для духового оркестра. Цинковый гроб вскрыли, золота не обнаружили, набальзамированные останки извлекли и впоследствии отвезли на телеге и закопали в ровчаке возле сельского кладбища, а мраморную доску возле склепа разбили и колокола сбросили, иконостасы уничтожили – остались только фрагменты.

Во время Второй мировой войны, при немецкой оккупации 1941 г. в церкви возобновилось богослужение (о регистрации, деятельности и снятии с регистрации религиозной общины в с. Пархомовка, 1944-1961 г.г, а в 1944 г. община вновь была зарегистрирована, и ей передано сооружение храма, находившееся в крайне неудовлетворительном состоянии. Община собственными силами устроила в церкви фанерный иконостас, производила текущие ремонты, но остановить процесс разрушения не могла. Дом священника использовался как общежитие машино-тракторной станции, сторожка – как молокоприемный пункт, ограждение медленно растаскивали на кирпич.

С 1957 г. в церковь не правилась, а в 1960 г. правление колхоза просило передать здание для реконструкции под клуб. В последующие годы помещение церкви вырисовывалось под состав посевного материала и ядохимикатов. С 1970-х годов на крышах проводились консервационные работы, но разрушение здания продолжалось.

На начало исследований здания церкви силами проектного отдела Украинского общества охраны памятников истории и культуры сделан архитектурный обмер. Незаконченные планшеты этих обмеров и смета на консервационные работы по крыше находились в УТОПИК. Обследование здания, выполненное нами, выявило большие повреждения и потери, но перестроек сооружение не понесло, её объемно-пространственная структура сохранилась; потери на фасадах можно было восстановить по следам и остаткам. Кроме того, имеющиеся иконографические материалы изображали проект и все этапы строительства вплоть до полностью законченного сооружения – до момента освящения.

Проект реставрации, выполненный по архитектурному обмеру, учитывал возвращение первоначального вида постройке церкви включительно с интерьерами, иконостасом и паникадилами, и другим зданиям ансамбля. Заказчиком выступил Киевский областной отдел в травах строительства и архитектуры, работы выполняли Киевские межобластные специальные научно-реставрационные мастерские (начальник участка П. Семешкин). Провела научные исследования и составила историческую записку искусствовед М. Кадомская. Проектирование и авторский надзор осуществляла группа архитекторов института «Укрпроектреставрация» под руководством главного архитектора проектов И. Малаковой.

Работы велись ускоренными темпами в ожидании визита на объект С. Рериха в сопровождении Р. Горбачевой. В течение 1987-1988 г.г. силами КМСНРВМ выполнен весь объем работ по реставрации здания церкви, сторожки, ограждения и сооружению ворот; в интерьере воссозданы паникадила, светильники, выполнена реставрация росписей мозаик фасада – панно «Покрова Богородицы» и орнаментальных поясов на колокольне. При исследованиях выявлено, что стены выложены из непрочного красного кирпича, а лицевой ряд состоял из более прочного и устойчивого желтого кирпича. Для восстановления лицевой кладки фасадов в местах потерь от постоянного длительного намокания был заказан специальный кирпич, тождественный по размерам и цвету первоначальному.

В 1988 г., когда стало ясно, что С. Рерих не приедет, работы прекращены. Осталась незавершенной реставрация сохранившихся и воссоздание утраченных частей, иконостасов и надгробной доски прежнего захоронения, реставрация мозаики «Спас Нерукотворный», находящейся в плохом состоянии на фасаде часовни некоторых декоративных элементов фасадов. Не начиналась реставрация аварийного дома священника.

Реставрационные работы на объекте выполнялись по традиционным методикам; инженерное оборудование проектировалось с учетом будущего использования здания церкви как музея Г. Рериха - но монтаж оборудования не завершен. Сейчас здание церкви передано религиозной общине и восстановлена Служба Божья.

М. Кадомская, И. Малакова «По истории украинской реставрации». - К.: «Украиноведение», 1996 г., перевод с украинского.


 
Елена Григорьева 30 декабря 2024

Каменная церковь возведена вместо деревянной в 1903-1907 г.г. по проекту архитектора В. Покровского за счёт владельцев имения братьев В. и Л. Голубевых. Мозаичные композиции на фасадах "Покров Богородицы" и "Спас Нерукотворный" по эскизам Н. Рериха выполнил мозаист В. Фролов. Фрески в интерьере по эскизам Н. Рериха выполнил В. Перминов. Церковь освящена 24 августа 1907 г. реставрирована в 1987-1988 г.г. (автор проекта – И. Малакова).

Здание расположено на равнинной местности в центре села и является его главной доминантой. Одновременно с церковью возведен дом священника и ограда с воротами. Церковь представляет собой трёхнавовую баневую базилику с выделенным трансептом и колокольней над нартексом. С юга к ней прилегает увенчанная баней часовня.

Сооружение решено в формах ретроспективного модерна с преобладанием романской и неороссийской стилистики: применены арочные окна с бровками, перспективные порталы, многолопастные ниши, поребрики, бегунки, аркатуру. Активную роль в декоре экстерьера играют стилизованные надписи, выполненные славянской вязью и полууставом. По стилистике и характеру архитектурных форм сооружение не имеет ничего общего с автохтонными строительными традициями и является чужеродным объектом в среде. В интерьере сохранились рисование апсиды, попружной арки и двух восточных пилонов, а также скамьи, лестницы на хоры и другие элементы декора.

Церковь каменная из желтого кирпича на цементном растворе под расшивку, снаружи не потинькована. В отделке фасадов применена полихромная керамика и мрамор. Стены внутри помещений потинькованы и побелены. Крыши и бани укрыты кровельной сталью по деревянным стропилам и металлическим кружалам.

Достопримечательность является уникальной по планово-пространственному типу и по степени сохранности мозаик выдающегося художника М. Рериха.

В.В. Вечерский «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.