ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Саввы Освященного на Девичьем поле.

Саввинская церковь


Москва. Церковь Саввы Освященного на Девичьем поле
Церковь. Утрачена.
Престолы: Саввы Освященного, Николая Чудотворца
Год постройки: 1592. Колокольня - 1817.
Год утраты: Не установлен.
Архитектор: П.П. Петров (перестройка 1841-1842)
Адрес:
Россия, город Москва, Большой Саввинский переулок, дом 14.

Координаты: 55.732218, 37.564075



Церковь Саввы Освященного на Девичьем поле, Трапезная Саввинской церкви.Источник: ГНИМА 1922 год. с сайта http://oldmos.ru/old/photo/view/61696, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Трапезная Саввинской церкви.Источник: ГНИМА 1922 год. с сайта http://oldmos.ru/old/photo/view/61696
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1922
Церковь Саввы Освященного на Девичьем поле, Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни.", Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни."
Андрей Агафонов
1910
Церковь Саввы Освященного на Девичьем поле, Фото из книги Н. Модестов "Исторические сведения о Саввинской на Саввинской улице церкви в г. Москве" М 1905., Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из книги Н. Модестов "Исторические сведения о Саввинской на Саввинской улице церкви в г. Москве" М 1905.
Андрей Агафонов
1905
Церковь Саввы Освященного на Девичьем поле, Фото из книги Н. Модестов "Исторические сведения о Саввинской на Саввинской улице церкви в г. Москве" М 1905., Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из книги Н. Модестов "Исторические сведения о Саввинской на Саввинской улице церкви в г. Москве" М 1905.
Андрей Агафонов
1905
Церковь Саввы Освященного на Девичьем поле, Фото из книги Н. Модестов "Исторические сведения о Саввинской на Саввинской улице церкви в г. Москве" М 1905., Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из книги Н. Модестов "Исторические сведения о Саввинской на Саввинской улице церкви в г. Москве" М 1905.
Андрей Агафонов
1905
Церковь Саввы Освященного на Девичьем поле, Фото с сайта pastvu.com, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
Церковь Саввы Освященного на Девичьем поле, На месте этого здания находилась церковь Саввы, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
На месте этого здания находилась церковь Саввы
Андрей Агафонов
8 августа 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 27 ноября 2016

Саввы Освященного, преподобного, на Девичьем поле церковь (уничтожена).

В названии Саввинской набережной, Большого и Малого Саввинских переулков сохраняется память о располагавшемся здесь монастыре и храме святого Саввы. Первое письменное упоминание об обители относится к 1454 г. По своей духовной боярин Петр Константинович Добрынский завещал «своему господину Ионе митрополиту Киевскому и всея Руси монастырь святого Савы, на Москве, на посаде, и со всем тем, что к тому монастырю из старины потягло, и земель, и лугов, и Собакинская пустошь… А то есмя дал… на поминок своих прародителей и родителей, и по своей души, и по всему своему роду». Из этого текста понятно, что обитель к этому времени уже существовала и представляла собой так называемый вотчинный монастырь, но когда она была основана и что собой представляла, неизвестно. Следующее известие относится к 1456 г., когда чудотворную Смоленскую икону Божией Матери, именуемую «Одигитрия», до этого 58 лет находившуюся в Благовещенском соборе Кремля, вернули в Смоленск. Провожали ее торжественным крестным ходом великий князь Василий II с детьми, митрополит Иона с духовенством и народ до Саввина монастыря, который находился в предместьях Москвы, вблизи Смоленской дороги и переправы через Москву-реку. В память об этом событии был установлен крестный ход, совершавшийся ежегодно 28 июля.

Монастырь считался домовым митрополичьим, а затем с 1589 г. и патриаршим. Известно, что в нем стояли патриаршие палаты. Сохранились сведения, что в 1637 г. «киот с деисусы поставлен в Саввинском же монастыре перед патриарши хоромы в сенях». С 1635 г. он известен уже не как мужской, а женский под названием «Ново-Саввинский Киевский, что под Девичьим полем». Первыми его монахинями были киевлянки. В 1667 г. обитель обновили за казенные деньги, а в 1678 г. приписали к Новодевичьему монастырю. Возле монастыря располагалась небольшая слобода, о которой писали: «Патриаршая вотчина Саввинская слобода, на берегу Москвы-реки, Горетово стану, а в ней 32 двора бобыльских, людей в них 68 человек, кормятся на Москве всякою работою». В конце XVII века монастырь был упразднен, после смерти в 1690 г. патриарха Иоакима деньги на помин его души были выданы уже в приходскую Саввинскую церковь.

Каменный храм преподобного Саввы на месте деревянного был выстроен в 1592 г. Это была небольшая одноглавая постройка, которая за три века своего существования неоднократно перестраивалась и обрастала пристройками. Известно, что в 1680-х гг. новые патриаршие палаты примыкали к южной стене Саввинской церкви, и в них в 1696 г. прихожане устроили храм святителя Николая (взамен сгоревшей второй монастырской Никольской церкви). В 1732 г. в подклете Никольского храма был освящен Знаменский придел. Последующие изменения в архитектуре Саввинского храма произошли уже в начале XIX века, когда наружный древнерусский наряд сменился строгим классическим. В 1817 г. разобрали старую колокольню, выстроенную в 1637 (или 1632) г. и выстроили новую. В 1824 г. к Никольскому приделу была пристроена апсида, вероятно тогда же он получил новую главку. В 1869 г. проделали арки, соединившие пространство двух храмов.

Судя по описаниям, внутри Саввинского храма сохранялся иконостас 1869 г. с древними иконами. Среди особо ценных и почитаемых предметов в нем находилась северная дверь с изображением Благоразумного разбойника и надписью о том, что ее принес в дар в 1544 г. Семен Андреев в память о своих родителях. Царские врата и живопись на них считались копией 1869 г. с прежних врат, особо почитавшихся.

С церковью Саввы связано одно важное для истории русской литературы событие. Рядом с ней находилась большая московская усадьба, в которой с 1835 г. жил известный историк и собиратель русской старины М.П. Погодин. У него в гостях перебывали почти все современные ему историки и литераторы, он поддерживал дружеские отношения с А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем. Последний несколько раз подолгу живал на Девичьем поле, о чем сохранились подробные воспоминания. Наверняка Гоголь, известный своей религиозностью, не раз бывал в ближайшей церкви преподобного Саввы. Здесь же ему выпало судьбой посетить последнюю в своей жизни обедню незадолго до смерти, последовавшей 21 февраля 1852 г. Погодин вспоминал: «В четверг на масленой неделе, 7 февраля, явился Гоголь в ц. Саввы Освященного на Девичьем поле, еще до заутрени, и исповедался. Перед принятием св. Даров, за обеднею, пал ниц и много плакал. Был слаб и почти шатался». Настоятель этого храма, Иоанн Никольский был духовником Гоголя и неодократно посещал его во время предсмертной болезни.

В Москве это был единственный храм во имя преподобного Саввы Освященного. Существовал еще только придел того же посвящения в Новоспасском монастыре, о котором известно, что из старой колокольни его в 1759 г. переместили в Троицкую хлебодарную палату, а с 1804 г. до упразднения в 1910 г. он находился в Никольской больничной церкви. Храм разобрали в 1930–1931 гг. На его месте – трехэтажное строение, в котором расположен Московский экономико-статистический институт.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.