ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нестино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Нестино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.
Престолы: Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки: Между 1870 и 1881.
Епархия: Вятская митрополия. Уржумская епархия
Адрес:
Кировская область, Сунский район, с. Нестино

Координаты: 57.766819, 50.176266
Проезд: от трассы Киров-Суна-Нолинск (Казнский тракт) поворот налево в д. Гребенки, далее 6км гравийка
Ссылки: Прочее 



Сортировка:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Нестино, Сунский район, Кировская область
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
22 марта 2020
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Нестино, Сунский район, Кировская область
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
22 марта 2020
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото с юго-востока, Нестино, Сунский район, Кировская область
Фото с юго-востока
Дмитрий АнисимовАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
11 февраля 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид с запада, Нестино, Сунский район, Кировская область
Вид с запада
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
2 мая 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Восточный фасад, Нестино, Сунский район, Кировская область
Восточный фасад
Максим Махнёв
14 сентября 2013
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Нестино, Сунский район, Кировская область
Максим Махнёв
14 сентября 2013
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фрагменты ограды, Нестино, Сунский район, Кировская область
Фрагменты ограды
Максим Махнёв
14 сентября 2013
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Северный фасад, Нестино, Сунский район, Кировская область
Северный фасад
Максим Махнёв
14 сентября 2013
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Западный вход, Нестино, Сунский район, Кировская область
Западный вход
Константин Бессолицын
27 августа 2015
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид из алтаря, Нестино, Сунский район, Кировская область
Вид из алтаря
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
2 мая 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Роспись в колокольне, Нестино, Сунский район, Кировская область
Роспись в колокольне
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
2 мая 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вход в трапезную из колокольни, Нестино, Сунский район, Кировская область
Вход в трапезную из колокольни
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
2 мая 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Трапезная в советское время была приспособлена под жилье, Нестино, Сунский район, Кировская область
Трапезная в советское время была приспособлена под жилье
Максим Махнёв
14 сентября 2013
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фрески центрального объема хорошо сохранились, Нестино, Сунский район, Кировская область
Фрески центрального объема хорошо сохранились
Максим Махнёв
14 сентября 2013
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Нестино, Сунский район, Кировская область
Максим Махнёв
14 сентября 2013
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Резные узоры из опоки, Нестино, Сунский район, Кировская область
Резные узоры из опоки
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
2 мая 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Максим Махнёв 16 сентября 2013
Разрушающаяся церковь расположена в центре оживленного села, но создается впечатление, что храм находится в безлюдной местности. Вся территория заросла травой по пояс и кустарником, многочисленные кусты и деревья разрушают кладку самой церкви.
Храм традиционного ярусного типа "восьмерик на четверике", купол скорее всего завершался главкой или глухим барабаном. Верхние ярусы колокольни утрачены. В трапезной предположительно в советское время располагалось жилье, просторное помещение было разрезано перегородками. Кровля отсутствует, своды постепенно разрушаются.

Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 22 июня 2014

Успенская церковь каменная, построена в 1878 г. расстоянием от г. Вятки в 103 верстах, от уездного города в 33 верстах. Приписная Кузнецовская Сергиевская единоверческая церковь, часовня Переборская, деревянная, построена в 1880 – 1884 г.

Причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик; квартиры для причта казенные, кроме священника Полянского, у которого дом свой. Земли: усадебной 2 десятины 800 сажень. Братский денежный доход: содержание от казны священнику 250 руб., диакону 100 руб., псаломщику 75 руб.; кружечный раздел: священника 642 руб. 3 коп., диакона 428 руб. 1 коп., псаломщика 214 руб. 1 коп. Руги собирается на весь причт до 50 пуд. ржи и 250 пуд. овса. Прихожан: православных русских 1568 муж. пола, 1818 жен. пола; приход состоит из 20 селений, расстоянием 1 – 6 верст.

Село расположено на высоком берегу реки Суны, на которой около села устроена мельница; местность безлесная. В селе смешанная одноклассная земская школа. Прихожане занимаются хлебопашеством, кроме того есть ремесла: портничество, чеботарство, приготовление валяной обуви и отхожие промыслы.

В церкви имеются две древние иконы: явленная чудотворная икона Пресвятой Троицы; место явления сей иконы мельница Раззориха, точнее Переборская, далеко извества народу под именем "Шумихи"; в 1884 г. при мельнипе устроена деревянная часовня; икона Знамения Пресвятые Богородицы, изящной работы, принесенная из Понетаевского Нижегородского монастыря.

В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. - Вятка, 1912 г.»


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 5 декабря 2025

«Деревня Нестиных» упоминается документами с 1678 г. Тогда так именовали вновь возникшие поселения, ибо для огородов, пашни, требовалось «разодрать» лес, то есть выкорчевать деревья. Именование этой деревни, первоначально из двух дворов, вероятно, идет от крестьян, основателей, но не Нестиных, а Нестеровых – вероятно позже именно это прозвание превратилось в «Нестино». Документы последующих лет именуют «деревню Нестиных» «Успенского Трифонова Вятского монастыря вотчиной». Таковыми были также многие окрестные поселения – вплоть до секуляризации земель обители во времена Екатерины II. С тех пор живущие здесь крестьяне начинают писаться государственными. Население Нестино медленно росло, но до середины XIX в., видимо, не настолько значительно, чтобы здесь появился собственный храм.

Полагают, что это событие относится к середине XIX в., когда поселение растет, развивается благодаря соседству с большой торговой дорогой, Казанским трактом. Уже в списке поселений Вятской губернии 1873 г. Нестино именуется селом, что подразумевает наличие церкви. Есть данные, что еще к 1857 г. здесь был деревянный храм Успения Богородицы. А каменный возведен, как полагают, около 1878 или 1881 г. – точнее дата не известна. Вероятнее всего, активными участниками строительства были сами прихожане. А возможно – также священники.

К настоящему времени состояние здания таково, что специалисты даже затрудняются определить его стиль. Классицизм? Эклектика? Понять это по отдельным сохранившимся элементам декора фасада крайне сложно. Понятно лишь, что здание имело основную часть, по форме традиционный для русского зодчества «четверик», а купол стоял на восьмигранном барабане. С колокольней его соединяла так называемая трапезная.

Есть данные, что изначально здесь размещался еще один престол – св. Трифона Вятского, освященный 25 мая 1880 г. Это была «теплая», то есть отапливаемая, часть здания, где службы шли зимой.

Не сохранилось также документально точных данных об архитекторе - хотя предположения имеются. Среди семей, живших здесь к XIX в., значатся Васнецовы. Ныне большинством людей они воспринимаются как «родственники художника Виктора Васнецова», самого знаменитого представителя рода. Однако современники хорошо знали семью, как, прежде всего, очень известную священническую – служившую Церкви по крайней мере с начала XVIII в. Так что для жителей Вятки скорее художники Виктор и Апполинарий были «родственниками тех самых священников Васнецовых».

Кроме того, все семейство отличалось высокой образованностью, что совершенно, однако, не мешало оставаться сельскими пастырями, служившими по разным селам Вятской губернии. В некоторых из них сами иереи проектировали православные храмы, высокопрофессионально, безупречно с точки зрения эстетики. Вот и здесь, продравшись через кустарник, до сих пор можно найти сохранившиеся элементы ограды, решенной очевидно, в одном стиле со зданием. Не рука ли это иерея Иоанна Гавриловича Васнецова, либо кого-либо из его семьи? Вполне возможно.

Вот здесь об участии Васнецовых искусствоведы говорят уже уверенно: многие фрески неплохо сохранились до наших дней. Узнаваемы почерк живописцев, манера. К тому же роспись церквей, где трудились Васнецовы, была своего рода семейной традицией.

Епархиальные справочники указывают, что у Успенской церкви было две святыни: икона Св. Троицы, явленная на мельнице близ села; она почиталась чудотворной, однако достоверных преданий о самом явлении, чудесах, не сохранилось; те же, что есть – крайне причудливы; например, в справке, сделанной сельской библиотекой на портале «Родная Вятка», можно прочитать, что образ именовали «Шумихой» (вот так название для иконы!), но на деле так звалась мельница, где святыню обрели; образ Знамения Пресвятой Богородицы, как отмечают документы, «изящной работы» – его приходу подарил Нижегородский Понетаевский монастырь; известно, что то была женская обитель; подарком же нестинцам стал, видимо, список ее главной святыни – Знаменской иконы Богородицы; оригинал прославлен множеством исцелений, а также явных знамений Божией благодати – например, от образа иногда исходило сияние, подчас достойные видели Лик Пречистой как бы живым; о том же, чем прославился чтимый список, данных также нет – а упомянутая библиотечная справка не указывает ни название иконы, ни ее дарителя – монастырь.

Прежние жители Нестино чтили святыни куда больше – например, на месте явления иконы Св. Троицы, близ мельницы, имелась приписная к Успенской часовня. Он состоял из почти 4000 человек, из Нестино, а также окрестных деревень, которых к Успенской было приписано 20. По большей части жители занимались крестьянским трудом, но кроме того разными, как тогда говорили, «отхожими промыслами», то есть уходили на заработки в города – кто-то делал «валяную обувь», другие плотничали, портняжничали.

Богослужения здесь продолжались достаточно долго, до 1930-х – видимо, верующих на селе было достаточно много, чтобы не дать атеистическим властям прекратить службы даже после «добровольно-принудительного» образования колхоза.

Однако, репрессии все же дошли до Нестинского прихода. 11 ноября 1937 г. НКВД был арестован иерей Александр Куклин. О батюшке известно, что служение он начал еще до революции, к 1930-м овдовел, имел брата-инвалида, с которым проживал в Нестино, куда его (скорее всего, ввиду ареста прежнего настоятеля, как часто бывало) назначили с 1935 г. Затем чекисты допросили четверых местных жителей, которые сказали о своем пастыре буквально одно и то же (скорее всего, текст был заготовлен следователем заранее, особенности орфографии сохранены): «Мне известно, что поп Куклин Александр Иванович враждебно настроен против советской власти и проводимым ею мероприятиям, ведет среди населения антисоветскую агитацию, распространяет пораженческие слухи о скорой войне, гибели советской власти, роспуске колхозов, и всячески восхвалял фашистский строй». Священник признал, что критиковал действующую власть за гонения на религию – что стало основанием для его осуждения на 10 лет. Дальнейшая судьба иерея осталась неизвестной. С 1989 г. о. Александра посмертно реабилитировали.

Тем не менее, судя по всему, верующие боролись еще более года – решение о его закрытие датировано только 29 июня 1939 г. Спустя 10 лет местным православным удалось добиться повторного открытия Успенской – но с началом гонений времени правления Н.С.Хрущева церковь закрыли снова. Дальнейшая ее судьба неясна. По одним данным, она была совершенно заброшена. С другой стороны – в трапезной части видны сейчас остатки неких перегородок, что позволяет предположить, что она была, возможно, отдана под жилье.

Сейчас это разрушающееся здание. Растущие вокруг (а также на куполе, внутри помещения) деревья, кусты, активно разрушают каменную кладку. Возможно, этому также «помогают» люди – верхние ярусы колокольни утрачены явно не без их помощи. Правда, жители села рассказывают, что прогрессирующее разрушение – вроде бы следствие попадания молнии с последующим пожаром, однако подтверждения этих данных нет.

С 1992 г. существует проект «Вятское Васнецовское кольцо», связанный со знаменитой семьей, возрождением памяти о ней. Одно время существовала идея отреставрировать храм с разрушающимися росписями за счет средств программы, однако, их не хватило.

«В селе остались почти одни пенсионеры. А даже если найдутся какие-то энтузиасты – дождутся ли настенные росписи своего часа, в церкви нет ни окон, ни дверей?». Так сокрушается один из интернет-блогеров.

Это не совсем справедливо: Нестино живет. Здесь работают сельхозпредприятия, есть библиотека, медицинский пункт, дом культуры. Растет интерес к истории села – например, регулярно проводятся «Васнецовские чтения». Но продолжает медленно умирать старый храм, который вышеупомянутая историческая справка, подготовленная местной библиотекой, любовно именует «Наша церковь». «Наша»? Точно ли так?

Источник: статья Натальи Сазоновой «Продолжает медленно умирать: Успенская церковь в селе Нестино» на сайте православной онлайн энциклопедии https://pravoslavie.wiki/

Успенская церковь в селе Нестино: старинный храм в Кировской, связанный с именем художника Васнецова, продолжает разрушаться



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.