Сегодня село с красивым названием Рябиново нельзя назвать опустевшим или умирающим. Здесь проживают около 200 человек, есть школа, детский сад, даже многоквартирные дома. А еще здесь церковь XVIII в., которую приезжающие именуют «главным украшением» Рябиново. Украшением? Фотографии храма, озаренного лучами заката, еще создают некую иллюзию, что он жив, но при свете дня ясно – жизни величественной, но совершенно заброшенной бывшей святыне остались явно считанные годы.
Здесь очень красивые места: речка, высокие холмы – увалы, оставшиеся еще от ледникового периода. На одном из невысоких холмов издавна стояло Рябиново, по документам XVIII в. – «вотчинное село» монастыря св. Трифона Вятского. Известно, что первый, деревянный храм появился здесь в самом начале XVIII в. Однако при этом жили в Рябиново только церковнослужители, тогда как крестьяне проживали поблизости, на горке, чуть дальше по течению речки Малой Кумены. Отсюда именование тамошней деревни – Нагоряны.
Нынешняя церковь, каменная, появилась всего за несколько лет до секуляризации церковных земель, предпринятой Екатериной II (1774 г.). Богоявленскую строили, скорее всего, каменщики обители. Ее освятили в 1769 г.
Однако, позже здание пережило несколько перестроек: возведена колокольня (1805 г.); с середины XIX в. пристроена трапезная часть, где был придел прор. Илии, особо чтимого крестьянами; согласно документам, эта часть здания возведена «усердием прихожан»; придел был «теплым», то есть имел печи, так что здесь можно было служить зимой.
Ее, так же как стиль множества других православных храмов Вятской земли конца XVIII в., определяют как «вятское барокко»: уникальное местное сочетание нарядности, своеобразной лепнины на фасаде, внутри храма, с традициями древнерусской архитектуры. Впрочем, для Богоявленской характерен еще один элемент стиля – классицизм. Именно по его канонам к началу XIX в. возведена звонница, которая стоит отдельно от церковного здания.
Внутреннее убранство также было в духе барокко – до наших дней здесь сохранились остатки затейливой лепнины, орнамента. Некоторую информацию о нем дают справочники по Вятской епархии XIX в. Согласно этим данным: первые фрески появились здесь уже по освящении, с 1791 г.; сохранилась также фамилия мастера, скорее всего, главы артели иконописцев – Сухих; обновлял роспись в 1868 г. другой мастер, по фамилии Шмелев.
Искусствоведы уверенно говорят, что оба мастера были местные, вятские, так как для фресок, что видно даже сейчас, характерен «своеобразный холодный сероватый колорит — следствие использования местных пигментов». Несомненной достопримечательностью Богоявленской был ее пятиярусный иконостас, также украшенный лепниной стиля барокко. Сейчас остатки ее сохранились, однако сами иконы давно пропали.
При храме служили обычно 2 иерея, 3 диакона, пономарь. Все клирики жили в Рябиново, по большей части – на «казенных квартирах». Справочники по епархии отмечают, что жалования от государства причт не получал, а содержался полностью на пожертвования крестьян.
К приходу церкви относились 44 деревни, многие из которых находились совсем рядом, другие – на расстоянии до 8 верст. Количество прихожан составляло более 5000, по праздничным дням к Богоявленской приезжали почти все, так что она наполнялась народом. Впрочем, ехали не только ради службы. Хотя село можно было назвать «священническим», здесь, тем не менее, регулярно шумели ярмарки – прямо у церковных стен. Обычно большой торг устраивался на Ильин день. Тогда приезжали купцы или просто скупщики крестьянских товаров – холста, кудели, и, конечно, знаменитого местного хлеба – говорят, он славился особой белизной, за что, собственно, особо ценился.
О жизни прихода, его социальном служении документы сообщают, что: близ храма находилась школа, куда привозили детей; здесь же, рядом, был дом фельдшера, так что в Рябиново ездили еще лечиться.
После утверждения советской власти участь села, где жили только клирики, была, конечно, предрешена, равно как судьба величественной церкви. Соседние Нагоряны, где когда-то жили крестьяне монастыря, теперь гордились тем, что здесь образовался первый колхоз района: с 1923 г. К 1930 г. туда вошли все крестьяне, кто принудительно, кто добровольно. Видимо, тогда же был закрыт храм. Его не стали рушить, даже не сбили кресты. Просто – превратили в рабочее помещение колхоза, сначала зерносушилку, затем – склад цемента. Следы этой деятельности до сих пор можно увидеть внутри здания – намертво «схватившаяся» глыба бетона в алтаре, где, собственно, складировали цемент, ржавая зерносушилка
К 1970-м Рябиново стало центральной усадьбой колхоза «Правда» с населением 352 человека. Здесь работали школа, детский сад, медицинский пункт, имелось отделение связи, ветпункт. А еще медленно разрушающийся бывший храм, возвышавшийся над всей этой «советской действительностью». С тех пор так повелось – привыкли. Ныне заброшенное ввиду известных экономических неурядиц 1990-х величественное, но умирающее здание шокирует разве что приезжих. Наслышанных о его красоте, при этом совершенно неготовых к равнодушию местных жителей.
Приезжающие сюда говорят, что колокольня, возведенная позже собственно церкви, тем не менее разрушается быстрее – здесь буквально осыпается кирпичная кладка стен. В то время как внутри бывшего Богоявленского – «только» фрески. Правда, несколько лет назад у трапезной части обвалилась крыша. На данный момент таких планов, судя по всему, нет. Формально Богоявленская относится к Кирово-Чепецкому благочинию, но ни о какой реставрации пока нет речи. Возможно, потому, что таких заброшенных святынь по всей области – десятки. Но скорее – потому, что это… не нужно.
Вот что говорит о подобных ситуациях протоиерей Андрей Ефанов в интервью от 21 мая 2016 г.: «… Недавно в интернете появилась история, которую рассказал один человек. Атеист, как он сам себя именует, решил принять участие в восстановлении храма. Только вот местным жителям храм оказался не нужен. Если и принимали они участие в работах, то только за деньги. Но деньги кончились, и работа встала. И задался вопросом этот атеист, почему же Патриархия за свой счет не восстановила этот сельский храм? Да потому Патриархия и не восстановила храм, что не для кого его восстанавливать».
Вот и сейчас один из московских блогеров, побывавший в Рябиново, недоумевает: «Странно, с виду здесь все вроде бы благополучно, и дорога отличная, и дома ухоженные, есть современная школа и детский сад, а храмом заняться совсем некому». Такое вот благополучие – но без Бога.
Источник: статья Натальи Сазоновой «Богоявленская в Рябиново: церковь, которой некому заняться» на сайте православной онлайн энциклопедии https://pravoslavie.wiki/
Богоявленская церковь в Рябиново: древний храм, ныне заброшен
Комментарии и обсуждение