ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Гродно. Неизвестная нижняя церковь в Старом замке.


Гродно. Неизвестная нижняя церковь в Старом замке
Церковь. Утрачена.
Престолы:
Год постройки: между приблизительно 1116 и 1141.
Год утраты: Не установлен.
Адрес:
Республика Беларусь, Гродненская обл., г. Гродно, ул. Замковая, 22

Координаты: 53.677382, 23.822718
Проезд: На территории Старого замка
Вопрос модератора: Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм.



Неизвестная нижняя церковь в Старом замке, , Гродно, Гродненский район, Беларусь, Гродненская область
Юрий Моченов
24 марта 2013
Неизвестная нижняя церковь в Старом замке, , Гродно, Гродненский район, Беларусь, Гродненская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Неизвестная нижняя церковь в Старом замке, вид на павильон устроенный над остатками храма, Гродно, Гродненский район, Беларусь, Гродненская область
вид на павильон устроенный над остатками храма
chirokov
20 июля 2015
Неизвестная нижняя церковь в Старом замке, , Гродно, Гродненский район, Беларусь, Гродненская область
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 мая 2014
Неизвестная нижняя церковь в Старом замке, , Гродно, Гродненский район, Беларусь, Гродненская область
Юрий Моченов
24 марта 2013
Неизвестная нижняя церковь в Старом замке, , Гродно, Гродненский район, Беларусь, Гродненская область
Юрий Моченов
24 марта 2013
Неизвестная нижняя церковь в Старом замке, , Гродно, Гродненский район, Беларусь, Гродненская область
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 августа 2011
Неизвестная нижняя церковь в Старом замке, , Гродно, Гродненский район, Беларусь, Гродненская область
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
15 октября 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 14 августа 2011

"Нижняя церковь" была открыта во время археологических раскопок 1931-1939 гг. на территории Старого замка. Её первоначальное посвящение неизвестно, своё современное название она получила из-за того, что над её руинами в XIV в. была построена другая, также несохранившаяся церковь, получившая название "Верхняя церковь"- небольшой бесстолпный одноапсидный храм. В 1939 г. сохранившиеся фрагменты "Верхней церкви" были перенесены в отдельный павильон. Первоначально исследование "Нижней церкви" вели польские специалисты: директор Гродненского музея И.Иодковский и археолог 3.Дурчевский. После войны работы продолжил Н.Н.Воронин, обобщивший полученные результаты в книге "Древнее Гродно".

На основе проведённых исследований стало возможным восстановить архитектурный облик, время строительства и гибели храма. В плане он имеет размеры 18×12 метров. Сохранились стены на высоту до 3 метров и отдельные фрагменты обрушенной верхней части. Предположительно "Нижняя церковь" была построена при первом гродненском князе Всеволодке Давидовиче в пределах между 1116 г. (или 1128) и 1141 г. (годом его смерти). Скорее всего, это был первый каменный храм в Гродно. В 1183 г. удар молнии и последовавший за этим пожар привёл к обрушению храма. Именно об этом сказано в Ипатьевской летописи: "Того же лѣт Городенъ погорѣ всь и цр҃кы каменая ѿ блистания молниѣ и шибения грома". Гибель храма не была единовременной. Сначала в 1183 г. внутрь храма обвалились своды и часть столпов. Храм после пожара не был восстановлен, но стены еще стояли. Далее последовало их окончательное разрушение, связанное с какой-то общегородской катастрофой, происшедшей через сравнительно небольшой промежуток времени, возможно, в середине XIII в. При восстановлении Старого замка Витовтом, в конце XIV века, пространство "Нижней церкви" было засыпано булыжным камнем. Местами завал был пролит известковым раствором и образовал возвышенную платформу. Эта платформа и явилась фундаментом новой постройки – "Верхней церкви".

"Нижняя церковь", это главный храм княжеской крепости, располагавшийся почти в самом её центре. Он представлял собой одноглавую четырёхстолпную церковь с большой центральной апсидой. Боковые апсиды на фасаде не выражены, а скрыты в толще наружных стен в виде неглубоких дугообразных ниш. Мощные внутренние квадратные столпы имеют скошенные под 45° углы, придающие им восьмигранную форму. Они немного сдвинуты к западной стене. Подкупольным столпам соответствуют выступающие из стен лопатки. Дополнительная пара лопаток соответствует восточной стене основного объема храма, прорезанной тремя арками входов в алтарь. В юго-западном углу храма сохранились остатки врезанной в стены круглой винтовой лестницы, ведшей на хоры над западным нефом. Храм имел три входа в виде простых арочных порталов с юга, запада и севера. Возможно, южный вход в храм был главным, парадным.

На полу у входов лежали гладкие полированные камни. Под хорами в западной части пол был выстлан простой плинфой. Основное пространство храма имело майоликовые полы. В алтарной части пол представлял собой обычный набор из квадратных майоликовых плиток, уложенных рядами так, что плитки одного тона, желтые, зеленые или коричневые, шли по диагонали. В дьяконике узор был обогащен двумя пересекающимися полосами из желтых и коричневых плиток в виде ласточкина хвоста, в алтарной апсиде предположительно были вставки в виде фигур крестов. Боковые нефы имели простой настил из квадратных плиток. По контрасту с ними в подкупольном пространстве сохранился фрагмент великолепного узорчатого майоликового пола: в обрамлении пересекающихся широких лент желто-зеленой плетенки в квадраты вписаны желтые круги с орнаментальными крестами.

Внутренние стены не имели декоративного убранства, известь из швов растиралась, не покрывая всего кирпича, таким образом, стена оставалась красно-белой. На ее фоне выступали лишь горловины голосников, вложенных в стены. Скорее всего, храм не имел фресковых росписей. Деревянная алтарная преграда была украшена медными пластинами с огневым золочением, на фоне которого четко выступают глубокие черные линии гравированного рисунка. При раскопках были найдены кубики мозаики, которая возможно применялась в иконах.

В соответствии внутренним столпам, фасады членились широкими плоскими лопатками со скругленными углами. На углах храма лопаток нет, как и внутренние столбы, они срезаны под 45°. Цоколь выделен простой полочкой. Сохранившиеся части стен имеют вставки из больших плоских валунов, достигающих в поперечнике 1,35-1,40 м, часть из них полирована. В верхней части лопаток размещались наборные кресты из квадратных плиток трех типов: из пяти плиток, поставленных на угол, одна в перекрестье, другие образовали ветви креста, расцветка - 3 плитки по вертикали коричневые, боковые - зеленые или в центре коричневые, а остальные зеленые; из четырех плиток, две коричневые образуют горизонталь, а две зеленые, поставленные по центру, вертикаль креста; из четырех плиток, образующих квадрат, поставленные на угол коричневые и зеленые плитки образуют либо вертикаль, либо горизонталь креста.

На углах, где не было лопаток, шли один над другим наборные квадраты и кресты (из 5 и 4 плиток); плитки украшали и узкую поверхность угла.  Храм имел позакомарное покрытие с кровлей из свинцовых листов. Центральный барабан увенчивался главой, покрытой медью; возможно, она была вызолочена. Обработка фасадов подобна Коложской церкви, но скромнее ее. Майолика была применена только в верхних частях фасадов, где шел ряд узких арочных окон. Найденные внутри захоронения позволяют говорить, что храм служил княжеской усыпальницей даже после своего разрушения.

Летописного упоминания о том, в честь какого святого был освящён храм, к сожалению не сохранилось.

По материалам книги Н.Н.Воронина "Древнее Гродно". Материалы и исследования по археологии древнерусских городов, том III, Н.Н.Воронин, Древнее Гродно (по материалам археологических раскопок 1932-1949 гг.), издательство Академии Наук СССР, Москва, 1954


 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 21 января 2015

Гродно. Нижняя церковь (руины), территория Старого замка

По историческим и археологическим данным, совершенно точно установлено, что в Гродно в XII веке было 4 каменных церкви. Так называемая Нижняя церковь была расположена на территории укрепленого города. По хронологии строительства это наиболее старая гродненская каменная церковь. Церковь эта, видимо, с самого начала исполняла функции храма для князя, его семьи и воинов-дружинников. Летописного или архивного упоминания о том, в честь какого святого был назван храм, не сохранилось. Есть предположение, что церковь была освящена в честь св. Симеона.

Руины Нижней церкви были обнаружены во время археологических раскопок 1932-1933 гг. на территории Старого замка. В тоже время были обнаружены руины храма, перекрывавшего остатки Нижней церкви. Исходя из ситуации, он был назван условно Верхней церковью. Храм, несомненно, носил черты готического стиля. Общепринятой датировкой постройки Верхней церкви в настоящее время считается конец XIII - начало XIV вв. В 1939 г. остатки этой постройки были перенесены в отдельный павильон, а развалины Нижней церкви были хорошо изучены (И. Иодковский, Н. Воронин). Нижняя церковь представляла собой небольшой шестистолпный храм с тремя апсидами и одной главой. Стены храма выложены из плитнякового кирпича (плинфы), изнутри не оштукатурены, в них вмурованы глиняные кувшины-голосники, которые облегчали конструкцию и благодаря которым внутреннее пространство церкви имело хорошую акустику. На хоры в юго-западном углу храма вела кирпичная винтовая лестница.

Майоликовый пол Нижней церкви. Фасады церкви были украшены майоликовыми плитками различной формы, поливными круглыми блюдами, шлифованными камнями. Гранитный валун раскалывался на две части и вкладывался в стену плоской стороной наружу, которая полировалась. Цвет камня самый различный - от розового до красного, от серого до черного. Его применение в кладке с использованием различных способов обработки поверхности придавало фасадам живописность. Пол храма был устроен из майоликовых плиток. Кровля и купола были покрыты листами тонокого раскатанного свинца. Деревянный иконостас был украшен многочисленными медными пластинами. В настоящее время руины Нижней церкви экспонируются Гродненским государственным историко-археологическим музеем.

Использованы материалы: Трусов И.Г. Православные храмы Гродно. Мэджик Бук: 2008 http://piligrim.by/content/view/417/581/


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 8 октября 2025

«…Помимо остатков двух гражданских построек архитектура Гродно XII в. представлена двумя храмами — так называемой Нижней церковью, руины которой находятся в центре древнего детинца, и Борисоглебской церковью на Коложском холме, расположенном за рекой Городянкой напротив детинца. Архитектура обоих зданий настолько самобытна и, в частности, настолько оригинальны примененные гродненскими зодчими средства художественной выразительности, что это позволяет выделить архитектуру Гродно в самостоятельную архитектурную школу.

Наиболее ранним из этих зданий была Нижняя церковь (вторая четверть XII в.). Церковь по своему типу была шестистолпным крестовокупольным зданием. О том, как завершалось здание, судить трудно, так как стены его сохранились по периметру на высоту до 3,5 м. План здания — прямоугольный с выступающим на восточном фасаде неполным полукружием центральной апсиды. Боковые апсиды устроены в толще восточной стены. Эта черта сближает гродненскую церковь с полоцкой архитектурной традицией. Шесть внутренних столбов имеют в плане форму квадрата со скошенными углами. Подкупольный квадрат расположен в западной стороне храма подобно Благовещенской церкви в Витебске, являющейся наиболее близкой аналогией Нижней церкви в Гродно. Фасады церкви расчленены плоскими лопатками, по типу восходящими к традициям XI в. К особенностям здания относятся скошенные западные углы без лопаток. Возможно, что боковые части фасадов не завершались закомарами, и весь верх имел форму, необычную для древнерусских зданий. Очевидно, боковые нефы были перекрыты односкатной крышей. Лестница в юго-западном углу вела на хоры.

Исключительно интересна в гродненской церкви система архитектурного украшения фасадов. В кладку стен, выполненную из кирпича по порядовой системе, вставлены огромные глыбы камня неправильной формы и валуны, отесанные и отполированные на фасадах. По периметру среза камни имеют невысокие скошенные грани, что придаёт им вид драгоценных камней. Камни (граниты и гнейсы) подобраны по цветам: серо-розовые, серо-зеленые, а также коричневато-серые, коричневые, красновато-фиолетовые и почти чёрные. Кирпичная кладка на фасадах между камнями была закрыта тонким слоем обмазки. В верхних частях фасадов, где шел ряд узких арочных окон, была применена майолика.

В простенках между окнами были вмурованы большие чаши, покрытые зелёной поливой. Над ними находились вставки из поставленных под углом 45° майоликовых плиток зелёного и коричневого цветов. Из таких же плиток были составлены многочисленные декоративные кресты и орнаментальные украшения. Внутри храм не был расписан фресковой живописью, что редко бывало на Руси. Большой художественный эффект создавал пол из разноцветных (жёлтых, красных и зелёных) майоликовых плиток различной формы. Из этих плиток в центральной части здания был выложен сложный узор…»

Источник: Глава «Архитектура южной и западной Руси в XII—XIII вв. Архитектура западных областей древней Руси в XII в.». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Асеев Ю.С.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966 г.

https://middleages.totalarch.com/universal_history_of_architecture/south_west_rus/west_12_century



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.