ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Владычино. Церковь Рождества Христова.

Христорождественский храм


Владычино. Церковь Рождества Христова
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Христова, Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1898 и 1911.
Адрес:
Московская обл., Егорьевский район, с.Владычино

Координаты: 55.289, 39.401



Сортировка:

Церковь Рождества Христова, , Владычино, Егорьевский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
12 октября 2024
Церковь Рождества Христова, , Владычино, Егорьевский городской округ, Московская область
Михаил и ГалинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
31 августа 2014
Церковь Рождества Христова, , Владычино, Егорьевский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
20 сентября 2012
Церковь Рождества Христова, , Владычино, Егорьевский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
12 октября 2024
Церковь Рождества Христова, Владычино. Церковь Рождества Христова. Христорождественский храм<br>, Владычино, Егорьевский городской округ, Московская область
Владычино. Церковь Рождества Христова. Христорождественский храм
Mutaborr
14 мая 2016
Церковь Рождества Христова, Владычино. Церковь Рождества Христова. Христорождественский храм<br>, Владычино, Егорьевский городской округ, Московская область
Владычино. Церковь Рождества Христова. Христорождественский храм
Mutaborr
14 мая 2016
Церковь Рождества Христова, , Владычино, Егорьевский городской округ, Московская область
Михаил и ГалинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
31 августа 2014
Церковь Рождества Христова, , Владычино, Егорьевский городской округ, Московская область
Михаил и ГалинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
31 августа 2014
Церковь Рождества Христова, , Владычино, Егорьевский городской округ, Московская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
2 сентября 2005
Церковь Рождества Христова, , Владычино, Егорьевский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1998
Церковь Рождества Христова, , Владычино, Егорьевский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1998
Церковь Рождества Христова, , Владычино, Егорьевский городской округ, Московская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1994
Церковь Рождества Христова, , Владычино, Егорьевский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1989
Церковь Рождества Христова, , Владычино, Егорьевский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1989



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Село Владычино упоминается в Коломенских писцовых книгах в 1578 г. как «вотчина Коломенского Владыки». В то время в селе находилось два храма — Рождества Христова и теплая Покровская церковь. В писцовых книгах XVII вв. упоминается уже только Христорождественская церковь. 25 июня 1787 г. церковь сгорела. Удалось спасти утварь, облачения и книги. В сентябре того же года прихожане донесли в Коломенскую консисторию, что они купили праздно стоящую церковь в селе Шеино, и просили дозволения перенести ее в село. Святейший Синод дал на это разрешение.

В 1898 г. закончилось строительство каменного храма в честь Рождества Христова с Покровским приделом. В 1911 г. была пристроена каменная колокольня.

В 1930-е гг. храм закрыли и разорили. Здание использовал колхоз «Борьба».

В 1999 г. при храме была зарегистрирована православная община.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 28 марта 2017

Старое, Владычино тож, упоминается в Коломенских писцовых книгах 1578 г. с церковью Рождества Христова, с деревянным верхом, и теплым храмом Покрова Пресвятой Богородицы, деревянным тож.

Когда была упразднена в селе Владычине теплая Покровская церковь, сведений не имеется, но упоминаемая в писцовых книгах XVI-XVII ст. Христорождественская церковь 25 июня 1787 г. «после литургии через полчаса вместе с нарубленною на ней колокольнею сгорела без остатку. Антиминс, сосуды, книги и вся церковная утварь, а также престол, жертвенник, образа, иконостас и клиросы были выбраны». В сентябре того же года причт и прихожане села Владычина доносили Коломенской Консистории, что они купили стоящую в праздности деревянную церковь в селе Шеине и просили дозволение перенести ее и поставить на удобном месте в том селе Владычине в прежнее храмонаименование Рождества Христова с приделом Покрова Пресвятой Богородицы. Об этом Коломенской Консисторией было сообщено Московской Св. Синода конторе, которой было определено: «означенную церковь для построения в с. Владыкине… из с. Шеина перенести дозволить».

Так как церковь в селе Шеине оказалась крепкою (лес был 7 вершков в отрубе), то 5 ноября 1787 г. и дана была благословенная грамота на построение новой церкви. В ней четыре престола: в настоящей – во имя Рождества Христова и св. муч. Агнии, в трапезе: на правой стороне – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на левой – во имя св. муч. Флора и Лавра.

В состав прихода, кроме села, входят деревни: Парыкино, где находится и школа, Рахманово, Сидоровское и Тимоново, в коих числится муж. пола 759 душ, жен. пола 815 душ. По штату 1873 г. в причте при Христорождественской церкви положены священник и псаломщик.

Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 10 октября 2025

Храм был в селе Владычино в Подмосковье едва ли не с момента его основания, пережив многое – вплоть до времен безбожных гонений. Его восстанавливают уже 23 года…

Именование села, которое впервые упоминают документы еще 1578 г., объясняется очень просто – издавна это была «вотчина Коломенского владыки», то есть епископа. Первые упоминания о Христорождественском относятся также к этому времени: правда, наряду с ним говорится о еще одной церкви, Покрова Богородицы, «теплой», то есть имевшей отопление, где служили зимой. Оба храма были деревянными. А вот по документам XVII в. во Владычино уже только одна Христорождественская. О том, почему была упразднена Покровская, сведений нет. Но позже при церкви Рождества Христова, как память о ней, появится придел Покрова.

Первый Христорождественский стоял на селе до самой секуляризации церковных земель, проведенной с 1764 г., и некоторое время после, когда Владычино, хотя сохранив прежнее название, стало селом «казенных» (государственных) крестьян. А 25 июня 1787 г. Христорождественская «после литургии через полчаса вместе с нарубленною на ней колокольнею сгорела без остатку». Вероятно, благодаря тому, что после службы еще не успели уйти все прихожане, служители, удалось спасти святыни, богослужебные книги (известно, что среди них было древнее напрестольное Евангелие 1677 г. – оно хранилось до самого начала XX в.), большую часть утвари.

Новое рождение церкви произошло уже через несколько месяцев: осенью того же года прихожане купили «стоящую праздно» церковь ближнего села Шеино, перевезли по Владычино. В 1789 г.ее переосвятили по имя Рождества Христова, кроме того, имел еще три престола: мц. Агнии, Покровский, свв. Флора и Лавра. Он стоял более 100 лет, но в 1895 г. его тоже уничтожил пожар. Здание удалось восстановить примерно за год, но приход принял еще другое решение: строить новое каменное.

Известно, что возведение Христорождественской благословил епископ Мелетий (Якимов) (1835-1900 гг.). К тому времени он совсем недавно был назначен на Рязанскую и Зарайскую кафедру, к которой относилось Владычино, а большую часть жизни провел в Сибири, сначала как простой монах-миссионер, затем – епископ Селенгинский, позже – Якутский. С 1984 г. владыка причислен к лику святых, память его чтится местно в Рязанской, Иркутской, Красноярской епархиях.

Возвести церковь удалось быстро: с 1898 г. уже начинаются богослужения – пока во вновь построенных приделах, Покрова Богородицы, свв. Флора и Лавра. Кроме них, этот (правый) придел теперь был также посвящен прп. Сергию Радонежскому. Главный же престол, Рождества Христова, начал действовать только с 1905 г.

Имя архитектора, который строил здание, не сохранилось. Стиль Христорождественской определяют как сочетание «русского», который преобладает, а также элементов других архитектурных направлений. Действительно, в традициях русского зодчества решена колокольня, напоминает об архитектуре Древней Руси основная часть храма, стрельчатые окна трапезной. Но сама церковь – краснокирпичная, то есть не «белокаменная», как строили русские зодчие, а декор некоторых частей фасада, например, углов, несколько напоминает о популярном у архитекторов тех лет стиле «модерн».

Примечательной деталью была колокольня, окончательно достроенная только к 1916 г. Здесь находились: пять больших колоколов, причем один из них весил 4 тонны; часы-куранты, большая редкость для села.

По «штатам» здесь положено было быть только священнику и псаломщику. Сохранились некоторые имена иереев, многие из которых практически прослужили во Владычино всю жизнь: в 1627 г. упоминается настоятель, о. Иродион Иоаннов; при другом священнике, Иоанне Андрееве, возглавлявшем приход с 1787 по 1803 гг., произошел памятный пожар, возведение нового здания; 27 лет служил во Владычино о. Прокопий Васильев (с 1803 по 1830 гг.); затем до 1867 г. его сменил о. Алексий Фирсов, после – о. Андрей Кашин.

Приход включал, кроме Владычино, еще 4 деревни. Известно, что в одной из них, Парыкино, была приходская школа. Но больше никаких подробностей о приходской жизни не сохранилось – лишь по стабильности состава местного духовенства, да по тому, как заботился народ о своем храме, понятно, что он был дружным, сплоченным. Об этом, наверное, свидетельствует еще то, что после революции 1917 г. богослужения здесь продолжались почти до начала Великой Отечественной войны.

Датой закрытия церкви сейчас считают 1940 г. Сначала там намеревались открыть советскую школу – но это намерение не состоялось. После этого здание стал использовать местный совхоз «Борьба». Фото советского времени свидетельствуют: здание постарались сделать неузнаваемым, стерев память о том, что здесь было до революции. Без купола главной части церкви она действительно стала бы внешне похожа на «просто» склад – но до уничтожения колокольни, высившейся, хотя без купола, все эти годы, руки у безбожников не дошли. А внутри остались дореволюционные росписи.

Но с 1990-х совхоз развалился, здание забросили. Началось его прогрессирующее разрушение, особенно пострадала кровля. Другой бедой стала сырость: цоколь постепенно «ушел в землю», слои почвы отдавали влагу зданию, на стенах внутри появился характерный черный и зеленый налет. Именно сырость, да атмосферные осадки из-за провалившейся кровли, стали причиной гибели большей части росписей.

Таково было состояние здания, которое вернули православным в 1999 г., когда на селе образовался приход. Лишь к 2003 г. удалось начать ремонт: установить купола на колокольне, в основной части храма; вставить окна; починить кровлю части здания, где находится престол Рождества Христова; возвести временный иконостас.

Так возникла возможность начать богослужения. Но по-прежнему разрушалась трапезная, средств на ремонт ее крыши не было: дыры, как говорит староста прихода Николай Кузнецов, закрывали даже кусками рекламных баннеров.

Непросто было служить также на главном престоле – изначально он предусматривался строителями как «холодный», то есть предназначенный для богослужений только с весны до осени. Попытались установить обогреватели, газовые тепловые «пушки», но все равно зимой иней покрывал стены.

Наконец, немало трудностей было с самим приходом. Священник Димитрий Кузнецов, сменивший на настоятельстве о. Александра Шелехова (принявшего приход с 1999 г.), рассказывал, что зимой на службы приходили не более 5 человек: ныне Владычино – деревня дачников, которых около 100, но постоянно проживают здесь человек 30.

У некоторых возникали даже мысли просто «законсервировать» церковь «до лучших времен». Вот что ответил на этот вопрос о. Димитрий в 2014 г., когда положение было особенно сложным: «Делать этого нельзя ни в коем случае. Позолота, богатое убранство, дорогие иконы – это всё вторично. Главное, чтобы в храме шла молитва, и люди видели, что двери его открыты для всех. Будет совершаться в храме молитва – будет и приход, и всё остальное». Именно так все случилось. С мая 2018 г. по настоящее время настоятель Христорождественской – священник Сергий Посохин.

15 июня того же года здесь отмечали 120-летие храма. На торжество привезли частицу мощей свт. Мелетия Рязанского, который когда-то стоял у истоков строительства. Теперь владыка, уже из Царства Небесного, благословил прихожан еще раз.

На фото Христорождественской – иконостас, уже явно не временный, а постоянный, облицованный мрамором пол, побеленные стены, на которых, однако, видны участки, где сохранились росписи: их реставрация не тронула. А еще вход в трапезную часть затянут полиэтиленовой пленкой: там явно идут еще работы.

Но самое главное – судя по фото богослужений, приход явно существенно больше 3-5 человек 2014 г. Ведь даже многие пресловутые «дачники», большая часть населения Владычина, окрестных деревень – на самом деле наследники домов, земли своих бабушек, дедушек, выходит, не чужие здесь люди.

Вот как говорят о Христорождественской теперь: «Храм действующий! Обязательно нужно посетить это намоленное место, прикоснуться к истории. Храм восстанавливается» (Ксения). «Порушенная святыня. Радуется сердце, когда видим возрождение». «Доброе отношение духовенства» (Павел).

А вот что думает о восстановлении святыни настоятель прихода 2014-2018 гг. о. Димитрий Кузнецов: «… Может быть, в том, что трудно и медленно идёт ремонт храма, и есть промысел Божий? Семьдесят лет рушили церкви, отвыкали от Бога. Путь обратно тоже не должен быть быстрым. Нет ничего страшного, что восстановительные работы идут постепенно, но кропотливо. В этом я вижу залог того, что люди, приложившие руки и силы к возрождению храма, будут ценить наследие прошлого».

Источник: статья Натальи Сазоновой «23 года возрождают Рождественский храм во Владычино» на сайте православной онлайн энциклопедии https://pravoslavie.wiki/

https://pravoslavie.wiki/23-goda-vozrozhdajut-rozhdestvenskij-hram-vo-vladychino.html



Комментарии и обсуждение


Существовали престолы священномученицы Агнии, Флора и Лавра
22 мая 2014.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.