«Возможно и не все жители Виноградово знают, что в этом селе имеются две церкви», – так начинается рассказ о храме на одном из краеведческих порталов Московской области. Их здесь действительно две: восстанавливаемая свв. Космы и Дамиана, да еще одна, состояние которой таково, что лишь «полуциркульная аспида да резной каменный крест на западном фасаде выдают принадлежность к церкви»…
Село с советских времен именуется в честь революционера С.И. Виноградова (участник событий 1905 г., за что казнен). Иконное же его название – Алёшино. «Сельцо», то есть довольно небольшое поселение, впервые встречается в документах XVIII в. Видимо, первым его владельцем был известный фаворит Петра I А.Д. Меншиков. Когда по смерти императора временщик стал опальным, село забрали в казну, однако с 1796 г. Алёшино – снова владельческое.
Среди других сел, деревень уезда, оно, повелением Павла I, стало имением придворного «доктора медицины и хирургии» И.Ф. Бека. Последующие десятилетия имением владели его наследники – вплоть до отмены крепостного права. Было Алёшино селом зажиточным, особенно развилось после того, как прошла неподалеку железная дорога. Здесь развито было не одно земледелие, но, как тогда говорили промыслы, среди которых первое место занимал ткацкий – богатые крестьяне Шинковы даже устроили небольшой завод. Они же выстроили нынешнюю Космо-Дамиановскую церковь, которой Алёшинцам вполне хватало.
Храм же св. Иоанна Богослова появился при особых обстоятельствах. В 1890 г. к Дмитровскому епископу Виссариону обратился купец 1 гильдии из города Бронниц Иван Акакиевич Салтыков, уроженец Алёшина. Он просил разрешить ему выстроить церковь близ местного кладбища.
И.А. Салтыков писал: «На месте моей родины, в селе Алешине Бронницкого уезда Московской губернии, я имею собственную землю… и желаю на этой земле на собственное иждивение построить каменный храм во имя евангелиста Иоанна Богослова… дабы в оном храме вечно совершалось поминовение моих родителей и всех моих сродников. Для сей цели под постройку этой церкви я жертвую одну десятину земли».
Называют, впрочем, еще одну причину возведения Иоанно-Богословского: случай чудесного спасения царской семьи во время железнодорожной катастрофы 1888 г. Однако, большинство краеведов склоняются к мысли, что основным побудительным мотивом жертвователя был духовный: Иван Акакиевич не имел наследников, а сам был уже преклонных лет. Заботясь о поминовении предков, да и о собственной душе, он возвел дом Божий близ кладбища, где с родными по времени хотел упокоиться сам. Даже посвящение престола было выбрано в честь святого покровителя Ивана Акакиевича.
23 июля 1892 г. Иоанно-Богословский был освящен Дмитровским владыкой Александром. Торжество собрало местных помещиков – Ламсдорфов, Ливенов, а также массу народа. А менее чем через 2 года Иван Салтыков окончил земной путь, будучи 75 лет от роду. Имя зодчего, с которым договорился о строительстве И.А. Салтыков, хорошо известно: это Вячеслав Францевич Жигардлович, москвич, скорее светский архитектор, нежели храмоздатель: известен он был проектированием множества доходных домов, но всего двумя зданиями религиозного назначения – церковной колокольней в Волоколамске да часовней прп. Серафима Саровского Кунцево. Причем эти проекты он создал уже после Алёшинской, которая, вероятно, была его первым опытом работы на этой «ниве».
Хотя здание построено известным архитектором, стиль его определить затрудняются: слишком сильной «реконструкции», вплоть до неузнаваемости, его подвергли за советские годы. Понятно лишь, что церковь была однопрестольной.
Иван Акаиевич отлично сознавал, что храм: по сути, кладбищенский, ведь стоит близ местного некрополя; отстоит только на 200 м от главной сельской церкви свв. Космы и Дамиана, стало быть, большого прихода (и доходов) иметь не может. Поэтому он заблаговременно сделал два банковских вклада: один на содержание здания, другой – на нужды причта, который состоял из священника и псаломщика. Так нередко делали жертвователи: вклады считались абсолютно надежными, а проценты продолжали «набегать» даже по кончине вкладчика. Они-то, да еще 15 десятин завещанных жертвователем земли, были основным источником дохода причта: ведь, согласно клировым ведомостям, приход состоял… из одного двора, где жили родные Салтыкова, то есть, по сути, Иоанно-Богословский был домовым.
До революции храм существовал вполне благополучно. Служили здесь опытные, образованные пастыри, даже место псаломщика часто занимали люди неординарной биографии: первый настоятель, о. Василий Нехотенов, был также учителем Закона Божия нескольких окрестных школ; служивший с ним псаломщик Андрей Левкиевский, окончив духовное училище, получил второе, медицинское образование, 10 лет работал земским фельдшером; о том, что стало причиной его перехода в псаломщики, данных не сохранилось, но несомненно, что человек он был на селе известный, полезный крестьянам, не избалованным профессиональной медицинской помощью.
Все изменилось после революции, когда надежные капиталы Салтыкова, конечно, исчезли, конфискованные новой властью. «Малоприходная», как тогда говорили, церковь совсем лишилась дохода. Судя по всему, первые годы после 1917 она еще действовала. Однако служившие здесь иереи менялись практические каждые несколько месяцев ввиду практически полного отсутствия дохода. Известно, что службы прекратили с 1930-х, после чего здание «реконструировали»: сбросили купол; разрушили колокольню; уничтожили декор фасада. В оставшейся, по сути, кирпичной «коробке» открыли пекарню. Установленная уродливая печь довершила картину полного разорения бывшего дома Божия.
Жители села вспоминают, что вокруг здания постоянно валялся мусор, груды скорлупы от яиц, нужных для выпечки хлеба. Намеренно кощунствовали? Просто утратили понятия о культуре если не поведения, так хотя бы производства, санитарных нормах? Во всяком случае, пекарня здесь была до 1990-х. К этому времени застроили домами бывшее кладбище, давно разбили на кирпичи часовню-усыпальницу Салтыковых. Память о трудах храмоздателя, вообще о прежнем селе окончательно померкла. Со времен начала «рыночных реформ» здание заброшено. Внутри чудом сохранились некогда затейливо украшенные двери, а также лестница на колокольню, которая теперь никуда не ведет.
На сегодняшний день бывший здание формально возвращено Церкви. Иоанно-Богословский считается приписным к Космо-Дамиановскому, восстановление которого идет с таким трудом, что «поднять» возрождение еще одного храма приходу попросту невозможно. Все, что смогли сделать – обнести территорию забором да как-то охранять от вандалов.
Таково ныне состояние церковного здания, построенного благочестивым человеком, посвященного к тому же любимому ученику Господа. Оно вызывает боль – о тех, кто пренебрег памятью предков, забыл веру. А еще об их потомках, которые так трудно возвращаются к Небесному Отцу. Возможно, когда-нибудь в Виноградово снова будет две церкви. Но произойдет это очень, очень нескоро.
Источник: статья Натальи Сазоновой «ʺЗаброшена с начала рыночной эпохиʺ: церковь Иоанна Богослова в Виноградово» на сайте православной онлайн энциклопедии https://pravoslavie.wiki/
Церковь Иоанна Богослова в Виноградово: Московская область
Комментарии и обсуждение
Храм Иоанна Богослова выстроен в 1892 г. на средства бронницкого купца 1-й гильдии Салтыкова. Автор проекта - арх. В.Ф. Жигардлович. Однопрестольная. Стиль "русский", с ориентацией на художественные формы "московского барокко". В советское время сильно искажена, утрачены завершения и верхние ярусы колокольни, сделаны пристройки. Здание использовалось под хлебозавод, потом пустовало. Из убранства интерьеров сохранились лепные карнизы и мелкопрофилированные наличники окон. Также уцелела винтовая металлическая лестница на второй ярус колокольни. В настоящее время церковь приписана к соседней Космо-Дамианской церкви.