ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Линово. Церковь Николая Чудотворца.


Линово. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.
Престолы: Николая Чудотворца
Год постройки: 1745.
Епархия: Украинская Православная Церковь Московского патриархата. УПЦ МП, Конотопская епархия
Адрес:
Украина, Сумская обл., Конотопский р-н., с. Линово

Координаты: 51.323932, 34.065547
Проезд: любым общественным транспортом, который следует через Линово или в Линово, выходить на остановке "Линово"



Церковь Николая Чудотворца, Вид храма с соседней горы, Линово, Конотопский район, Украина, Сумская область
Вид храма с соседней горы
Чурочкин Александр, прот.
18 мая 2013
Церковь Николая Чудотворца, Западный фасад, Линово, Конотопский район, Украина, Сумская область
Западный фасад
Чурочкин Александр, прот.
20 апреля 2009
Церковь Николая Чудотворца, Вид храма с юго-запада, Линово, Конотопский район, Украина, Сумская область
Вид храма с юго-запада
Чурочкин Александр, прот.
20 апреля 2009
Церковь Николая Чудотворца, Южный фасад, Линово, Конотопский район, Украина, Сумская область
Южный фасад
Чурочкин Александр, прот.
20 апреля 2009
Церковь Николая Чудотворца, Древняя апсида, Линово, Конотопский район, Украина, Сумская область
Древняя апсида
Чурочкин Александр, прот.
20 апреля 2009
Церковь Николая Чудотворца, Северный фасад, Линово, Конотопский район, Украина, Сумская область
Северный фасад
Чурочкин Александр, прот.
20 апреля 2009
Церковь Николая Чудотворца, Интерьер, Линово, Конотопский район, Украина, Сумская область
Интерьер
Чурочкин Александр, прот.
20 апреля 2009
Церковь Николая Чудотворца, Бывшая церковная сторожка, Линово, Конотопский район, Украина, Сумская область
Бывшая церковная сторожка
Чурочкин Александр, прот.
20 апреля 2009



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Свято-Николаевская церковь села Линово:
история и современность

В настоящее время Николаевская (Ильинская) церковь в Линово является старейшим из каменных сельских храмов Путивльского района. Несмотря на переделки и утраты, исказившие ее первоначальный облик, церковь чудом сохранилась до наших дней.
Что касается ранней истории этого храма, то кроме отрывочных сведений в нашем распоряжении практически нет никаких документальных данных по этому вопросу. Вместе с этим, в недавнее время нам стала доступна группа документов, которые раскрывают факты новейшей истории церкви в 1940-х – начале 1960-х гг. В указанный период времени благочинным Путивльского района был архимандрит Димитрий (Совенко). Канцелярию благочиния о. Димитрий вел очень аккуратно. В 1954 году он был удостоен архипастырской благодарности и благословения за прекрасно составленный годовой отчет за 1953 год.
Значительная часть архива архимандрита Димитрия в настоящее время является собственностью автора этих строк. В контексте данной темы наибольший интерес представляет группа документов, объединенных в двух подшивках, одна из которых озаглавлена «Переписка о Николаевской церкви с. Линово с 1954 г.» и состоит из 10 листов. Вторая подшивка заглавия не имеет, состоит из 7 листов.
Кроме этого, в нашем распоряжении имеется папка, озаглавленная как «Православная Николаевская религиозная община села Линово», в которой подшито 83 листа документов. Из их содержания видно, что папка хранилась в органах светской власти. Сопоставив эти две группы бумаг, можно получить относительно полные и объективные сведения по интересующему нас предмету.

Село Линово является одним из древнейших населенных пунктов Путивльского района. Когда именно оно возникло – точно неизвестно. «В начале XV в. село Линово было даровано великим Московским князем Василием Дмитриевичем Молченскому монастырю» [6, 119]. Из жалованной грамоты на монастырские земли, датированной 1591 годом, видно, что «селище Линевское» принадлежало к пустынному Молченскому монастырю [9, 46] – Софрониевой пустыни. В этой связи исследователь Сенаторский Н.П. отмечал, что термин «селище» указывает на давнее существование села. Селища Линовское и Климовское «вероятно … были остатками сел домонгольского периода» [11, 51].
Первое упоминание о церкви в с. Линово мы встречаем в выписи 1615 года на владения Молченского монастыря, где написано: «…да под лесом под Линевым сельцо Линев, а в нем храм во имя св. пророка Ильи, да двор попа Сергея, двор церковнаго дьячка Богдашки десятаго, двор просфорницы Варвары, двор пономаря Левки Боклына, да бобылей – питаются от церкви Божии» [5, 25]. Упомянутый Ильинский храм был деревянным. Скорее всего, это была не первая церковь села Линово, а очередной храм, сменивший более древний, обветшавший.
Село Линово было тесно связано с древней Молченской пустынью. В древнейших документах отмечено, что лес, в котором находилась сама Софрониева пустынь, назывался «Линевским». Кроме этого, близ села находится так называемая «Кобозева криница», с которой связано явление еще одной Молченской иконы, последовавшее 24 апреля 1635 года [13, 546].
Когда древняя Молченская пустынь возродилась и окрепла, монастырь построил «на горе для линовских жителей … каменную церковь» [12, 123]. Сергей Ларионов в своем «Описании Курского Наместничества», указывает, что на момент составления его труда (1786 год) в Путивльском уезде было 29 деревянных и 3 каменных храма [8, 126]. В числе трех каменных церквей был и линовский храм.
О времени построения каменного здания церкви имеется несколько мнений. Архимандрит Сосфен (Резников) указывал, что каменный линовский храм был освящен в 1744 году [12, 123]. В Причтовой ведомости Курской епархии за 1908 год стоит дата 1750 г. [10, 158]. В.В.Вечерский утверждает, что церковь воздвигли в конце ХVIII в. [7, 503].
Первоначально храм представлял собой трехчастное сооружение, средняя часть которого увенчивалась восьмигранным световым барабаном с куполом. С востока к основному объему примыкала граненая апсида, а с запада – бабинец-притвор. В свою очередь, к притвору была пристроена колокольня. В таком виде храм просуществовал до рубежа ХIХ-ХХ вв., когда с целью увеличения внутреннего пространства с юга и севера возвели продолговатые приделы.
Несмотря на то, что храм был освящен в честь Пророка Илии, в народе очень почиталась память Святителя Николая. Из воспоминаний Евдокии Лазаревны Фирсовой (1901 г.р.): «Наша церковь называлась Ильинская, а праздновали добро Николу Зимнего. Ох у нас звон был хороший. Один жил такой, какойся Рахман, а все яго чудаком звали. А ён сам дак звонил тута. 300 раз ударит. Да потрезвонит крепко, хоть танцуй. А тогда побягит за полчаса в монастырь. И там звонит, да трезвонит. Авдей его звали, ён хороший был человек» [13].
Настоятелем храма с 1908 по 1912 г. был священник Леонид Алипиевич Духовской [14], который 30 декабря 1937 г. был расстрелян в г.Валуйки (ныне Белгородской обл.). Летом 2009 г. материалы о нем были поданы на рассмотрение в комиссию по канонизации святых РПЦ.
В 1920-х гг. настоятелем храма был Иоанн Тимофеевич Гуторов. 20 мая 1930 г., особым совещанием ГПУ УССР по статье 54-10 УК УССР о. Иоанн был арестован, а 20 сентября того же 1930 г. заключен на 3 года в концлагерь.
Церковь была закрыта годом ранее, «в 1929 году, по решению собраний и подписанию протоколов гражданами села Линово. … Впоследствии церковь силами трех колхозов данного села была … перестроена под клуб. Колхозы села Линово «имени Парижской Коммуны», «15-я годовщина Октября» и «4-й завершающий» на постройку клуба в равных долях произвели затраты денежных средств по 20 тыс. руб. каждый, а всего 60 тыс. руб.» [1, л.47]. Под «постройкой клуба» необходимо понимать работы по приданию храму «некультового» вида: был разобран купол и световой барабан, уничтожена колокольня, сняты малые купола. «До 1941 года в данном домостроении размещались – клуб на 400 мест, сельская библиотека и четыре классных комнаты школы» [1, л.48].
С началом оккупации верующие стали вновь открыто совершать требы, для чего приглашались священники из города. Вскоре встал вопрос о возобновлении богослужений в сельском храме. На колокольне Путивльского Преображенского собора до сих пор хранится дубовый подпрестольный крест, окрашенный зеленой краской. На его обеих сторонах имеются надписи желтой и белой красками. Желтая надпись датируется 1942 г., белая – 1958. Ранняя надпись имеет следующее содержание:

+
Обновися жертвенник в храме в честь
Святителя Христова Николая. При селе
Линово Путивльского района. По благословению
Преосвященнейшаго Пантелеимона епископа
Киевскаго и Львовскаго 30го декабря 1942 г.
Старанием церковной общины линовской
церквы при церковном старосте
Василия Александровича Никольскаго
и строителей церквы: Саввы Адриановича Савостина и худож[ника]
Павла Алексеевича Толстошеева
При старшине села
Ксенофонта Сергеевича Скрягина.
Освящение храма производили: протоиерей г. Путивля
Андрей Никитин
и иеромонах Анастасий*
18/31го января 1943 года

На обратной стороне креста:

Обновление храма и престола
в честь св. Христова Николая
старанием церковной
общины строителей и заботой
иеромонаха Анастасия
который был послан за
благословением на
освящение до епископа в город Киев.

Насколько позволяют заключить доступные в настоящее время документы, первым настоятелем возрожденного храма стал иеромонах Македоний (Шечков)**.
Сохранилась опись имущества храма, датируемая мартом 1946 г., благодаря которой можно судить о бедности ризницы новооткрытой церкви: чаша – стеклянная, дискос – медный, риз всего две – белая полотняная и черная сатиновая, богослужебных книг – семь экземпляров, всего в описи 47 наименований…
После окончания периода оккупации община продолжала занимать храмовое помещение. Такое положение вещей было официально закреплено составлением «Договора о передаче в пользование прихода Православной Церкви церковного здания и культового имущества» от 14 ноября 1944 г.
Буквально через месяц правление колхоза стало добиваться возвращения «здания клуба». Церковный староста (его имя, к сожалению, не указывается) и церковный совет стали ходатайствовать об оставлении церкви в здании клуба. Однако исполком Сумского облсовета депутатов трудящихся своим решением от 18 декабря 1944 г. отклонил ходатайство старосты и членов церковного совета, аргументируя отказ тем, что «другого помещения для проведения культурно-массовой работы в селе нет». Данное решение было направлено в Москву для согласования. «Сверху» последовал такой ответ: «Совет по делам РПЦ при СНК СССР не считает возможным дать согласие на решение Облисполкома … об изъятии бывшего церковного здания у религиозной общины с. Линово без предоставления общине другого помещения».
Поскольку в пределах населенного пункта действительно не было подходящего здания для оборудования в нем храма, верующие еще могли некоторое время собираться на молитву в родных стенах. Кроме того, в 1947 г. общине было передано здание церковной сторожки.
В 1953 г. благочинный Путивльского района, архимандрит Димитрий (Совенко) проводил осмотр храмов вверенного ему округа. О церкви с. Линово о. Димитрий оставил следующую запись:
«11 августа 1953 г.
С. Линово. Николаевская церковь. Основана в 1750 г. Без купола, была под школой.
1. Регистрация, договор и справка имеются.
2. Церковь находится в исправном состоянии, нуждается лишь в незначительных поправках.
3. Богослужебная утварь в исправности и достаточном количестве. Церковная опись имеется, недостатка имущества нет.
4. Двадцатка в полном составе.
5. Недостает по одному члену в Церковном Совете и Ревизионной комиссии за смертию таковых.
Злоупотреблений со стороны настоятеля, старосты и Церковного Совета нет.
Приходо-расходная книга ведется настоятелем, в исправности.
Церковные суммы налицо, в соответствии с записями. Облигаций на 6,400 руб.
Тарелочный сбор ведется по правилу.
Заборная свечная книжка в порядке.
За 1ое полугодие свечей с Епархиального управления приобретено … кг. Со стороны не поступают. Ревкомиссия работает по своим знаниям, неудовлетворительно. Для ревизии был приглашен бухгалтер со стороны. Взносы представляются аккуратно. Поведение священника хорошее. Отношения с Церковным Советом, прихожанами и местной властью не оставляют желать лучшего» [4, л.5].
Храм и община продолжали жить обычной приходской жизнью. Совершались богослужения, требы. Отца Македония сменил игумен Христофор Поляков.
Однако через некоторое время местные власти снова стали заявлять свои права на храм. О том, что здание строилось и два века использовалось как церковь, никто не вспоминал, все твердили о необходимости освобождения клуба.
5 мая 1953 г. в Исполком Путивльского районного совета депутатов и трудящихся последовало обращение, подписанное председателя колхоза «Парижская Коммуна» Иноземцевым, председателем исполкома Линовского сельсовета Житковым, секретарем парторганизации Губаревым, директором школы Удовиченко. Поименованные лица требовали содействия в деле изъятия храма из пользования общиной. В обращении указывались следующие обстоятельства: «на территории села имеется школа с общей численностью учащихся 425 человек, которая располагает только небольшими 2мя зданиями, что резко отражается на воспитании и успеваемости учащихся. Занимаемый в настоящее время церковной общиной клуб под церковь, расположен между двумя зданиями школы на расстоянии 30-50 метров, что коренным образом мешает проведению нормальных занятий в школе во время проведения богослужения в церкви. … Кинофикацией село не обслуживается, поскольку помещение занято под церковь. Вокруг с. Линово на расстоянии от 2х до 6 километров располагается большое количество хуторов и сел, поэтому вся религиозная пропаганда проводится в отсталом с. Линово, т. к. клуб занят под церковь. Своими влиятельными поведениями среди населения церковная община способствует не укреплению, а разложению трудовой дисциплины на производстве, особенно это сказывается среди колхозников и учащихся. … На основании вышеизложенного правление колхоза «Парижская Коммуна», исполком Линовского сельского совета депутатов трудящихся, колхозники и общественность села просят исполком Путивльского райсовета возбудить ходатайство о возвращении колхозного клуба по принадлежности» [1, 36]. Механизм был запущен. Бумажная волокита длилась около года.
В рапорте от 9 июля 1954 г на имя Евстратия, епископа Сумского и Ахтырского, благочинный церквей Путивльского района, о. Димитрий (Совенко) писал: «…Николаевская церковь с. Линово на основании Постановления Совета по делам РПЦ при Совете Министров от 12 мая с.г. за № 9 закрыта как клубное здание и что культовое имущество временно перенесено в квартиру церковного сторожа Скрягина И.В.» [1, 56]. Ввиду сеноуборочных работ общине было разрешено совершить еще несколько богослужений в храме, в частности в день Святой Троицы.
Закрытие храма вызвало бурю негодования среди жителей с. Линово. Кое-кто попытался обвинить настоятеля и благочинного в том, что они по своей воле закрывают храм. Когда дошло дело до приема-передачи здания, то члены церковного совета отказались ставить свои подписи. Правление колхоза выделяло для общины старое здание, в котором ранее размещалась сельская библиотека, однако верующие не отказались от него, желая продолжать богослужения в храме. В результате и предлагавшееся здание община не получила. Богослужения были прерваны вплоть до 15 марта 1955г., когда в аренду была взята хата Н.А.Савостина. Сохранился акт осмотра этого помещения помощником санврача Путивльской санстации Котломиным К.Н. В документе значится: «Богомоленный дом представляет из себя обыкновенную крестьянскую хату. Здание деревянное, соломой крытое. Наружная сторона оштукатурена, внутренняя не оштукатурена, и даже местами в стенах имеются сквозные щели. Потолок и частично стены обиты обоями и бумагой. … Пол земляной. … Двор огражден плетнем» [1, 42]. Поскольку здание не отвечало нормам пожарной безопасности, по указанию сельсовета на Благовещение и Вербное Воскресенье 1955 г. службы не совершались.
Излишне говорить, что описанное выше помещение совсем не годилось для совершения богослужений, и тем более не соответствовало статусу дома Божьего. Поэтому жители с. Линово решили пойти по пути своих соседей – жителей с. Новая Слобода, которые еще в 1952 г. на сельском кладбище построили себе молитвенный дом. Для этой цели община купила на слом в деревне Калищи (которая, кстати, издревле входила в приход с. Линово) у Новикова Свирида Васильевича следующие постройки: деревянная хата под соломой, кирпичный погреб, плетневый сарай, ворота и вереи. За все вышеперечисленное было уплачено 7500 рублей. В том же 1955 году на сельском кладбище началось строительство молитвенного дома.
Строительство велось тяжело, около трех лет. Судя по всему, местные власти всячески препятствовали проведению работ. В результате уполномоченный совета по делам РПЦ по Сумской области Гриненко С. 2 сентября 1957 г. обратился к председателю Путивльского исполкома Мищено К.А. с указанием: «С целью прекращения подачи жалоб церковного совета и верующих села Линово вышестоящим органам власти на то, что у них отобрали церковь, а также на то, что им не дают возможности закончить строительство молитвенного дома, считаю целесообразным разрешить им строительство м/д, включая помещение для алтаря, размером 4,5 х 4 метра с восточной и коридора размером 3 х 2,5 метра с западной стороны. Прошу дать указание сельсовету, чтобы на месте не чинили препятствий».
Свидетельства о дате освящения молитвенного дома сохранились на том же деревянном подпрестольном кресте, который был перенесен на новое место. Надпись белой краской свидетельствует:
«Сей молитвенный дом старанием церк[овной] общины во главе церк[овного] старосты Кошелева Романа Устиновича и другие строители: Скиданов Сергей Григорьевич, Селин Яков Никитич, Савостин Дмитрий Захарович, Толстошеев Павел Алексеевич. Построен с 1955 по 1958 г[од]».
На обороте «Освятили сей м/д 23го ноября 1958 г. благочинный свящ. Георгий Козаченко настоятель св. Николаевского м/д с. Линово свящ. Пундер Феогност».
Несмотря на то, что молитвенный дом был построен силами прихожан, он считался государственной собственностью, община получила его «в бессрочное и бесплатное пользование». Вскоре после освящения настоятелем стал о.Михаил Прахников. Как можно заключить из имеющихся в наличии документов, о. Михаил был последним священником этого храма. 12 мая 1962 г. община была снята с регистрации, а здание молитвенного дома со временем уничтожено.
Сельский клуб находился в храмовом помещении вплоть до начала 1990 гг. Зимой 1991 г. верующие заявили свои права на здание церкви, которое было им возвращено летом того же года. Освящение храма состоялось в конце 1995 г. В настоящее время настоятелем храма является архимандрит Тихон (Самков).

Итак, с Божьей помощью, в наши дни древний храм в с. Линово выполняет свою изначальную функцию – является Домом Господним. Невзирая на нанесенные ему в ХХ веке раны, он все же выжил и не до конца утратил свою величавость. Как и два с половиной века назад Николаевская церковь украшает «горюнскую столицу», село Линово. Будем верить и надеяться, что придет тот день, когда ей будет возвращен первоначальный вид, и что еще не одно столетие в ней будут возноситься молитвы «о всех и за вся».

БИБЛИОГРАФИЯ

Личный архив автора

1. Православная Николаевская религиозная община села Линово.
2. Подшивка № 1. Переписка о Николаевск. ц-ви с. Линово с 1954 г.
3. Подшивка № 2. Без названия.
4. Рапорт благочинного Путивльского и Бурынского районов архимандрита Димитрия Совенко на имя епископа Сумского и Ахтырского Евстратия от 26 июня 1953 г. по поводу осмотра храмов вверенного ему благочиния.

Публикации, статьи, монографии

5. Анатолий (Ключаров), архим. Материалы для истории Курской епархии. Глинская Рождество-Богородицкая пустынь. // Курские Епархиальные Ведомости. Приложение за 1886 г.
6. Багалей Д.И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства. М., 1887.
7. Вечерський В.В. Пам



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.