ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чёрный Яр. Церковь Петра и Павла.

Петропавловская церковь


Чёрный Яр. Церковь Петра и Павла
Церковь. Действует.
Престолы: Петра и Павла
Архитектурный стиль: Барокко
Год постройки: 1781.
Епархия: Астраханская митрополия. Ахтубинская епархия
Адрес:
Астраханская область, Черноярский район, с. Чёрный Яр, ул. Гагарина, д. 73

Координаты: 48.072063, 46.115952
Проезд: На берегу Волги, на кладбище на северо-востоке села
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 



Сортировка:

Церковь Петра и Павла, , Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 января 2020
Церковь Петра и Павла, Вид с Волги, Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Вид с Волги
Виктор Солодухин
20 июля 2011
Церковь Петра и Павла, , Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Илга Гондарева
15 сентября 2009
Церковь Петра и Павла, , Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
МОРПЕХ879
5 августа 2016
Церковь Петра и Павла, , Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
МОРПЕХ879
5 августа 2016
Церковь Петра и Павла, , Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Илга Гондарева
15 сентября 2009
Церковь Петра и Павла, , Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Илга Гондарева
15 сентября 2009
Церковь Петра и Павла, , Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Илга Гондарева
15 сентября 2009
Церковь Петра и Павла, , Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Илга Гондарева
15 сентября 2009
Церковь Петра и Павла, , Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 октября 2024
Церковь Петра и Павла, , Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Илга Гондарева
15 сентября 2009
Церковь Петра и Павла, Интерьер главного восьмерика, общий вид, Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Интерьер главного восьмерика, общий вид
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 октября 2024
Церковь Петра и Павла, Иконостас, фронтальный вид, Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Иконостас, фронтальный вид
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 октября 2024
Церковь Петра и Павла, Роспись свода восьмерика, Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Роспись свода восьмерика
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 октября 2024
Церковь Петра и Павла, Интерьер главного восьмерика, Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Интерьер главного восьмерика
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 октября 2024
Церковь Петра и Павла, Южный компартмент, Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Южный компартмент
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 октября 2024
Церковь Петра и Павла, Оригинальная черта внутренней планировки - функционально мало оправданные проёмы в малых (диагональных) гранях восьмерика, Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Оригинальная черта внутренней планировки - функционально мало оправданные проёмы в малых (диагональных) гранях восьмерика
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 октября 2024
Церковь Петра и Павла, Царские Врата, Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Царские Врата
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 октября 2024
Церковь Петра и Павла, Проход в главный восьмерик, Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Проход в главный восьмерик
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 октября 2024
Церковь Петра и Павла, Проход в храм из притвора, Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Проход в храм из притвора
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 октября 2024
Церковь Петра и Павла, Чугунный пол в притворе, Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Чугунный пол в притворе
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 октября 2024
Церковь Петра и Павла, Надгробие храмоздателя, купца Алексея Алексеевича Шаповалова, на кладбище при церкви, Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Надгробие храмоздателя, купца Алексея Алексеевича Шаповалова, на кладбище при церкви
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 октября 2024
Церковь Петра и Павла, , Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Илга Гондарева
15 сентября 2009
Церковь Петра и Павла, Поклонный крест в память православных казаков, павших в результате репрессий и голода, Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Поклонный крест в память православных казаков, павших в результате репрессий и голода
Илга Гондарева
15 сентября 2009
Церковь Петра и Павла, Вид с северо-запада, Чёрный Яр, Черноярский район, Астраханская область
Вид с северо-запада
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 октября 2024



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Алина Чумаченко 18 декабря 2014

О храме Петра и Павла в Черном Яру сохранилось очень мало достоверных сведений. Наиболее вероятное время постройки – конец 17 - 18 в.в. Город Черный Яр упоминается в записях путешественников еще с 1600 г.. Он стоял на берегу Волги, в 208 верстах к северу от Астрахани, и 158 верстах к югу от Царицына и входил в систему южных крепостей, для защиты волжских торговых путей и торговых караванов, шедших с Востока на Запад. Несколько раз – после обвалов берегов и пожаров, город переносили на полверсты.

В Черном Яру, долгое время бывшем фактически самым южным форпостом не только Астраханской губернии, но и всей Руси, защищавшем окраину от набегов татарской конницы, калмыков и казачьих воровских шаек, вместе с деревянной крепостью была построена и первая церковь – Воскресения Христова, с боковыми приделами, освященными в Честь Казанской Божьей Матери и Святителя Николая Чудотворца (сгоревшая во время пожара в 1654 г., восстановленная позднее в перенесенном городе, и полностью разрушенная при пожаре 1741 г.

Именно с этим храм связано прославление удивительного местночтимого святого – преподобного отрока – схимонаха Боголепа, бывшего сыном воеводы Якова Лукича Ушакова, принявшего постриг в семилетнем возрасте за несколько дней до смерти в 1654 г. Могила святого была расположена возле церкви, над ней была возведена часовня, которая по приказу Петра I была снесена.
Стараниями местного купца была построена вторая церковь – Воскресения Господня, причем, левый придел был освящен во имя Святого мученика Иоанна Воина, а правый – в честь Святителя Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских.
Этот храм интересен также тем, что придел Святого мученика Иоанна Воина был построен и освящен первым – в 1741 г., и построен он был прямо над могилой Святого Боголепа. Многие чудеса явил этот святой… Хотя поклонение ему в основном распространено в Черноярском, Енотаевском районах области, его иконы находятся во многих храмах региона, причем, на некоторых она изображен не ребенком, а юношей…Сам же храм был освящен только в 1750 г. Однако, и этот храм не сохранился до наших дней – он находился на берегу Волги и рухнул в подмытый водою яр...
Кладбищенская церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла интересна тем, что ее пол составлен из элементов чугунного литья, возможно, именно это и спасло храм и сохранило до нашего времени.
От прежнего места на берегу реки храм перевезли в безопасное место, где он располагается и сейчас.

http://www.palomnik-volgograda.ru/odnodnevnye-poezdki/item/120-chernyj-yar-svyatyni-astrakhanskogo-kraya


 
Елена Григорьева 3 апреля 2021

Для защиты торговых путей от нападения разбойников, кочевников и беглых пришлых людей так называемой «понизовой вольницы», а также для поддержания порядка в Астраханском регионе необходимо было немедленное строительство сторожевых крепостей и контрольных пунктов. В 1627 г. во время царствования Федора Михайловича Романова начинается развертвование застройки укрепленной деревянной крепости на левом берегу Волги, первоначально называвшейся Черный Острог. Форпост, включенный в систему укреплений на южных границах России, располагался в 208 верстах к северу от Астрахани и 158 верстах к югу от Царицына. По мнению ряда историков, название «черный» происходит из-за характерного цвета темной глины, содержащейся в грунте.

После переноса в 1634 г. на новое место вследствие обвалов берегов и участившихся пожаров, форт укрепляется валом и палисадом, становится военной крепостью, жители которой являлись стрельцами. Внутренняя жизнь и устроение новоиспеченного поселения развивались, налаживались контакты с коренным населением – ногайцами.

Через некоторое время была основана первая деревянная церковь о трех престолах: настоящий - во имя Воскресения Господа Иисуса Христа, по правую сторону - во имя Казанской Божьей Матери, а по левую - во имя святителя Николая Чудотворца. 24 июля 1652 г. в 3-ем часу ночи произошло возгорание в доме с житницами у священника отца Пафнутия, быстро переросшее в сильнейший пожар, перекинувшийся на соседние деревянные строения. Что бы ни предпринимали жители, потушить пламя не удалось: город полностью выгорел вместе с воеводским двором, канцелярией и Воскресенской церковью. По поручению боярина и князя Михаила Петровича Пронского из Астрахани было прислано повеление с тем, чтобы заново выстроить Черный Яр на полверсты выше от места пепелища. Вскоре в перенесенном городе вновь был отстроен Воскресенский храм, позднее полностью выгоревший при пожаре 1741 года.

Особое место в исторической хронике Черного Яра занимает жизнь отрока Бориса, нареченного в схиме Боголепом и прославленном в лике преподобных. Как повествует агиографическое жизнеописание святого, Борис родился в Москве в семье боярина Якова Лукича Ушакова и Екатерины Васильевой. Имя при крещении получил в честь благоверного князя Бориса Владимировича. В 1651 г. Яков Лукич, будучи назначенным воеводой, переезжает в крепость Черный Острог. С младенческих лет душа ребенка тянулась к Богу. Борис рос тихим и смиренным ребенком, старался избегать детских забав и игр со своими сверстниками, во всем слушаться родителей. Он строго соблюдал посты в среду и пятницу, стремился при первой же возможности пойти в храм, чтобы в благодатной атмосфере с горячей детской и внимательной молитвой в сердце с благодарением обратиться к Господу. Состояние здоровья семилетнего мальчика было сильно подорвано из-за образовавшейся язвы, плавно перетекшей впоследствии в язвы на лице. Отрок безропотно нес свой жизненный крест с благодарением и молитвенным воздаянием к Богу. Вскоре он встретил праведного монаха-отшельника и после удивительного богодухновенного знакомства с ним Борис преобразился необычайной радостью и попросил у своего батюшки с матушкой благословения для принятия пострига, уверенно утверждая, что по принятии оного обязательно выздоровеет. Святой угодник успокаивал свою горячо переживающую родительницу и отца, утешая их словами: «Пошлет Вам Господь еще детей, дорогие мои». После напряженных колебаний, сомнений и безуспешных отговорок родители согласились дать добро. Борис был пострижен в схиму с именем Феопрепий, которое в русском переводе звучало как Боголеп. Как и предсказывал отрок, на следующий день проказа отступила, и налицо были видны признаки наискорейшего выздоровления. Но на следующий день после этого славного чуда Борис вновь заболевает лихорадкой «огневицей» и вскоре отходит к Господу 1 августа 1654 г. Похоронили его около Вознесенской церкви. Через некоторое время над могилкой преподобного жители соорудили деревянную часовню. Известны неоднократные свидетельства о явлении преподобного Боголепа Черноярского и его заступнической помощи во время обороны укрепленного поселения от вражеских агарянских полчищ, пытавшихся захватить форпост. В апреле 1731 г. Савва Татарников составил подробное жизнеописание Бориса Боголепа.

9 октября Петром I был подписан указ, согласно которому под запрет попадало «всякое каменное строение» под угрозой «разорения всего имения и ссылкою».

Путешествуя по астраханской земле, в июле 1722 г. Черный Яр посещает Петр I, который 20 июля отправляет указ в Астраханский духовный приказ: «Всепресветлый державнейший Петр Великий Император и самодержец всероссийский приказал по именному своему Императорского Величества указу в городе Чернояре построенную часовню, в которой погребен схимонах Боголеп, сломать и, оного схимонаха гробницу сломав, сравнять с землею и сей Его императорского Величества указ записать в книгу».

Отец Афанасий, настоятель Воскресенского храма, 22 июля получил назидание из Духовного приказа через губернскую канцелярию: «Указ Его Величества Императора и самодержца всероссийского. Астраханская епархия в Черном Яру попу Афанасию. Сего июля 20 дня Всепресветлый Державный царь Петр Великий приказал по именному своему Императорского Величества указу в городе Чернояре построенную часовню, в которой погребен схимонах Боголеп, сломать и оного схимонаха, гробницу сломав, сравнять с землей. И как ты сей Его Императорского Величества указ получишь и тебе бы вышеописанную часовню сломав употребить в лес, а прилучившееся какое-то церковное строение, а оную гробницу сломав, сравнять с землею и панихиду впредь по нем не петь, и образы из окон часовни вынуть и поставить в церкви в удобное место и о сломке оной часовни требовать людей у господина коменданта Дурова».

Исполнив указ Петра I, заказчик поп Афанасий Иванов 23 декабря 1722 г. писал о проделанной работе: «И по сему Его Императорского Величества вышеописанную часовню и гробницу сломал и с землей сравнял и панихиду не поем. Заказчик поп Афанасий Иванов, Бога моля, челом бью».

В 1729 г. 3 февраля последовал сенатский указ «О позволении в городах и уездах строить каменное строение», повелевавший «в городах и уездах в каменном строении дать позволение». Как раз именно на то время приходился пик морового поветрия. Черноярцы, со слезами прося Господа умилостивоваться и отвратить праведный Свой гнев, обещались построить в своем городе каменную церковь по левую сторону от деревянной настоящей - обновления храма Воскресения Христова.

В 1736 г. вместо «зело ветхого» храма Вознесения построен другой во имя Николая Чудотворца, который сгорел в 1741 г. По сохранившимся на сегодняшний день документам до постройки каменного собора на этом месте находился деревянный храм во имя Успения Божьей Матери, сгоревший в августе 1741 г. Начало строительству новой церкви было положено в 1736 г. по обещанию московского купца Красноспелова и окончена при сыне его Леонтии Ивановиче в 1750 г.

26 октября 1741 г. по донесению священника Захария Иванова и прошению коменданта подполковника Василия Пилюгина со всеми чинами и обывателями, благочестивый преосвященный епископ Илларион Астраханский произвел освящение северного придела во имя св. муч. Иоанна воина в построенном соборе о трех престолах, по обещанию московского первой гильдии купца Леонтия Симонова. Вскоре владыкой были освящены и другие 2 престола: настоящего во имя Вознесения Господа Иисуса Христа на небеса и южного придельного во имя святителя Николая.

В 1745 г. Воскресенская церковь насчитывала 106 приходских дворов. Соборная церковь Вознесения Господня в 1750 г. была полностью построена из кирпичей московским купцом Леонтием. В ней сохранились описания чудес семилетнего схимонаха Боголепа, погребенного у северных церковных дверей. Впоследствии на колокольне были установлены боевые часы черноярским купцом Михаилом Барановым.

После пожара в августе 1741 г., когда весь город целиком выгорел, В.Н. Татищев, разрабатывая план новой земляной крепости, в сентябре 1742 г. запрещает погребать умерших в черном Яру при местной Воскресенской церкви и повелевает перенести городское кладбище за пределы крепости, поясняя: «Около церкви кругом улицы для безопасности от пожару довольно пространны, а для избегания в здешних жарких местах духоты при церкви погребению не быть, а погребать за городом, и то место огородить надолбами».

Во время пребывания в сентябре 1769 г. в Черном Яре в своих дневниках известный немецкий путешественник и натуралист С. Гмелин записывает: «… а соборная церковь, которая посреди города находится, каменная: на ней есть и хорошие боевые часы».

После 1774 г. рядом с перенесенным кладбищем начинает строиться новый каменный собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Средства на развитие проекта были выделены черноярским купцом Михаилом Ивановичем Барановым. В 1851 г. настоятель Черноярского Вознесенского собора протоиерей Василий Павликов, подавая сведения о церквях, существующих в Черном Яру, указывает: «Церковь Петропавловская кладбищенская устроена каменным зданием купцом Черноярским Михаилом Ивановичем Барановым, в малолетстве обратившемся в христианство из калмыцкой нации. Кроме утвари, сосудов, Евангелий и креста среброзолоченного, немало устроено в храме его усердием и среброзолоченные лампады. Многочисленные его благодеяния по бедным и странноприимным всех составных лиц были поощрением великой Государыни императрицы Екатерины II вызвать его в Петербург для личного усмотрения».

Благодаря стараниям Михаила Ивановича возле кладбищенской церкви начала свою работу построенная из кирпичей богадельня в длину 10, а поперек 4 сажень. Сохранились упоминания о том, что на его средства были также построены еще две деревянные церкви в Астраханской губернии. Высокий вклад храмоздателя отмечен в книге И.В. Равинского «Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний», изданной в 1809 г. Умер благодетель в 1788 г. До сих пор сохранилось его надгробие, которое раньше располагалось у северных ворот церкви, а ныне располагается при входе на кладбище. Знаменитый естествоиспытатель и путешественник П.С. Паллас, побывавший в Черном Яру в 1783 г., упоминает о Петропавловской церкви: «На этой стороне расположен пригород, за котором в степи находится церковный двор (кладбище) с внушительной каменной церковью с двумя башнями и позолоченными куполами». Храм впоследствии был значительно перестроен.

В 1806 г. российский ученый-географ А. Щекатов в своем литературном труде «Словарь географический Российского государства» пишет о Вознесенском соборе: «Стоит в крепости довольно изрядного снаружи фасада и внутри украшена хорошим иконостасом, ризницею и всею церковного утварью, над колокольнею оная городские часы, а подле церкви богадельня».

В 1818 г. в Черном Яру открывается приходское училище, находящееся при Вознесенском соборе в каменном доме, а учителем предназначался черноярский дьячок Николай Кортнев.

Вознесенский собор в 1830 г. с бывшим другим приделом во имя Николая был разобран в 1830 г. и перенесен на другое место, а придел св. Иоанна воина с могилой Боголепа, был пока оставлен нетронутым на прежнем месте.

В 1843 г. при поддержке черноярского купца 9-й гильдии и кавалера Андрея Алексеевича Голощапова (1784-1859 г.г.) распахнула свои двери новосозданная богадельня. А в 1844 г. был построен великолепный Вознесенский собор на территории современной черноярской площади.

В 1847 г. алтарь Иоанна Воина был разобран почти полностью, до самой могилы Боголепа. Именно в это время, в декабре, отправляется рапорт преосвященного владыки Евгения в Священный Синод об опасном состоянии могилы Боголепа. В 1849 г. 28 марта последовал указ Священного Синода о попечении могилы Боголепа. К сожалению, к тому времени часть берега, где находилась могила, обрушилась от сильного напористого течения Волги. Описание состояния постройки старого основания проиллюстрированы в Каспийской экспедиции К.М. Бэра 1853-1857 г.г.: «Я видел фундамент бывшего собора, который нависает над обрывом. По обе стороны фундамента мы откопали множество человеческих костей. Большие массы верхних слоев обрушились в долину Волги. На улицах Черного Яра заметна сеть трещин на поверхности почвы».

По состоянию расписания на 1873 г, присланного Священным Синодом, в Черном Яру насчитывалось: 1 соборная церковь, 25 приходов. Но еще до получения расписания епархиальное начальство признало нужным открыть самостоятельный приход в Черном Яру при кладбищенской Петропавловской церкви, но в расписании о ней не было упомянуто.

В книге «Спутник по реке Волге» 1908 г. издания упоминается: «На обрыве стоит колокольня, которую уже не раз приходилось переносить все дальше и дальше от берега, подмываемого Волгой, а от собора и следа не осталось, даже целая улица, бывшая еще в 1881 г., теперь оказалась в «нетях». К 1911 г. на обрыве осталась временная деревянная колокольня в память о когда-то стоявшем на этом берегу собора, перенесенного отсюда. Но и деревянную колокольню приходилось неоднократно переносить.

С пастырским визитом Черный Яр неоднократно посещал праведный Иоанн Кронштадтский по пути в Златозубовский Жен-Мироносицкий монастырь.

Со слов В. Мальцева, разговорившего со старожилами, в 30-е г.г. XX в. Вознесенский собор был разобран. Кирпич был использован для строительства школы и различных зданий в Черноярском районе, а также под фундаменты в частных домах. Надгробия были свезены на кладбище при Черноярский Петропавловской церкви. Иконостас разобран, упакован и увезен. Иконы на куполе были написаны на полотне. Часть из них разобрали местные жители, остальные еще долго валялись. Площадь вокруг собора выложена была белыми и мраморными плитами (размер 800×1500 мм, толщина 100-150 мм).

Милостью Божией в годы советской власти Петропавловский в храм выстоял и уцелел во время неоднократных бомбежек немцев во времена Великой Отечественной Войны. После окончания гонений на церковь в конце второй половины XX в. в храме начали тайно проводились богослужения, люди потихоньку стали приходить на молитву. После распада СССР впервые зазвонили колокола над Черноярской землей. Утомленные безбожной пустотой, души людей потянулись в храм к Богу. На сегодняшний день церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла открыта для прихожан и призывает всех на молитву.

Информация с приходского сайта храма, http://hram-petra-pavla.cerkov.ru/



Комментарии и обсуждение


Фото Казацкой станицы Черный Яр 1894 г. можно увидеть в альбоме "Волга от истока до Каспия"
13 октября 2012, Т. .


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.