Немало путаницы связано с историей деревянной Никольской церкви в станице Ессентукской (ныне в черте г. Ессентуки), основанной генералом А.П. Ермоловым в 1825 г. Подавляющее число публикаций о церкви, в т.ч. и официальный сайт прихода, утверждают, что построена она была вскоре после переселения казаков, уже в 1826 г., и что проект был выполнен архитекторами курортов Кавказских Минеральных Вод братьями Джузеппе и Джованни Бернардацци. При этом игнорируется то, что внешний облик здания абсолютно не соответствует стилю построек указанных зодчих.
Братья Бернардацци, уроженцы швейцарского кантона Тичино, в 1820 г. приехали в Петербург, а в 1822 г. были приглашены А.П. Ермоловым для руководства масштабным обустройством курортов и возглавили строительную комиссию в Горячеводске, будущем Пятигорске. Оба брата особенно зарекомендовали себя как профессиональные каменщики, прославившиеся уже здесь работой с местным пятигорским травертином. Все их известные проекты и здания выполнены в стиле классицизма, включая и первые деревянные церкви для Пятигорска – Скорбященскую (1825-1828, не сохр.) и Успенскую в станице Горячеводской (1835 г., перестроена из перевезенной старой, не сохр.). Никольская церковь в Ессентукской не имеет с ними ничего общего и стилистически никак не может относиться к 1820-м гг. Очевидно, братья Бернардации в ее мифической истории возникли лишь вследствие близости станицы Ессентукской к курортной зоне и совпадения начала деятельности братьев на Кавказе с датой поселения здесь казаков.
Помимо мифотворчества имеется и серьезная публикация с достоверными фактами из истории храма в книге об архитектуре Ессентуков С.В. Боглачева и Э.А. Жатьковой (С.В. Боглачев, Э.А. Жатькова. Архитектура старых Ессентуков. Пятигорск: «Снег», 2008). Там говорится об изначальном делении станицы на старообрядческую северную часть, где уже к 1836 г. имелись старообрядческая молельня и единоверческая церковь, и официальную православную южную, которая была малочисленнее. Ее казаки могли посещать отдельные службы в единоверческой церкви. И лишь только в 1854 г., когда южная часть станицы разрослась, ее население инициировало хлопоты о построении у себя православной церкви. Разрешение было поручено в Тифлисе у обер-священника Кавказского Отдельного Корпуса, в ведении которого с 1845 г. находились все станичные приходы Кавказского Линейного Войска. По сведениям авторов, только после получения разрешения казаки стали собирать средства на постройку храма. Точная дата его закладки не называется.
Согласно найденным Боглачевым и Жатьковой архивным источникам, завершение отделки и освящение храма относятся к 1864 г. Это полностью опровергает все прочие доводы о причастности братьев Бернардацци, к тому времени давно скончавшихся. Новая версия об авторстве проекта у Боглачева и Жатьковой не возникла, они лишь расплывчато пишут, что храм был «возведен по упрощенному проекту усилиями местных православных казаков» и указывают, что в качестве образца был взят старый Никольский собор в Георгиевске (Там же. С. 335). Это вряд ли соответствует истине, поскольку храмы совсем не похожи друг на друга. Да и что это был за упрощенный проект, остается только гадать.
Перед нами, безусловно, авторский замысел, только родившийся не в пятигорской мастерской Бернардацци, а гораздо дальше от места реализации. Никольская церковь в станице Ессентукской целиком соответствует проекту работавшего в Тифлисе архитектора Отто Симонсона (1829-1914). В папке его проектов церквей из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева есть лист с фасадом церкви под №15, подписанный как храм «на 200 человек» (ГНИМА имени А.В. Щусева. ОФ-4436/9. Р I-12435/7). На нем изображена крестообразная церковь с вытянутой западной ветвью креста, вырастающим из средокрестья массивным четырехгранным объемом с шатром и невысокой шатровой звонницей над входом.
Главное отличие проекта и ессентукской церкви в том, что вместо звонницы у последней более высокая и менее удачная по формам колокольня. О ее поздней пристройке упоминают в своей книге Боглачев и Жатькова. Изначально западная часть была решена в соответствии с чертежом Симонсона, что видно на трех акварелях саратовского историка и путешественника А.Н. Минха, зафиксировавших облик церкви в 1868 г. (Минх А.Н. Поездка в Пятигорск 1868 года. Саратов., 2023; Пиреев, А. И. Путевые заметки А.Н. Минха "Поездка в Пятигорск 1868 года" / А. И. Пиреев // Историографический сборник : Межвузовский сборник научных трудов. Том Выпуск 28. – Саратов : Издательство "Саратовский источник", 2021. – С. 174-186). Минх в своих путевых заметках отмечал, что «на самом берегу Бугунты... построена небольшая православная церковь... Эта церковь с трех сторон окружена площадью, внутри очень бедна и выстроена в 1864 году, до этого же была здесь часовня» (Минх А.Н. Поездка в Пятигорск 1868 года. С. 253).
Биография автора проекта необычна и интересна. Отто Якоб (по-русски – Отто Исаакович), сын сторожа синагоги, еврей (иногда пишут, что швед), он был уроженцем Дрездена и учился в тамошней королевской академии изящных искусств у одного из столпов европейского историзма Готфрида Земпера. В 25 лет стал автором проекта Большой синагоги в Лейпциге, сожженной затем фашистами в 1938 г. В 1854 г. переехал в Петербург, а уже в 1856 г. (по другим сведениям – в 1858 г.) оказался на Кавказе, куда был приглашен лично наместником князем А.И. Барятинским для обустройства Тифлиса (Биографические сведения о О. Симонсоне в заметке его правнука Леонардо Павони). Там он комплексно застраивал город, разрабатывая проекты гимназий, казарм, почтовых отделений, скверов и новых кладбищ. Среди наиболее значительных работ Симонсона – глобальная реконструкция в 1865-1869 гг. Воронцовского дворца, главной резиденции российского наместника. В 1858 Симонсон получил от Российской Академии художеств звание академика. В 1904 г. уже на старости лет переехал в Ригу к дочери, где и скончался (Manfred Nawroth: Deutsche und Georgier. Vom Mittelalter bis heute. (Begleitpublikation zur Ausstellung im Georgischen Nationalmuseum Tiflis vom 15. Mai bis 22. September 2012). Hrsg. von der Deutschen Botschaft Tiflis, dem Georgischen Nationalmuseum und der Stiftung Preußischer Kulturbesitz, Tbilisi 2013, ISBN 978-9941-9311-0-9).
Еще в 1890-х гг. для заболевшего чахоткой сына Александра III великого князя Георгия Симонсон спроектировал усадьбу-курорт в Абастумани, при минеральных водах. Там же в 1896-1898 гг. им была возведена церковь Александра Невского, расписанная внутри М.В. Нестеровым. В этой своей работе, по желанию заказчика, он обратился к формам средневековой грузинской архитектуры, избрав в качестве образца собор монастыря Зарзма XIV в.
Серия проектов православных церквей из Музея архитектуры ориентировочно датируется 1860-ми гг. и, по всей видимости, относится к начальному периоду работы Симонсона на Кавказе. Видно, что архитектора уже тогда привлекли формы и мотивы средневекового местного зодчества, он явно стремился вписать свои постройки в историко-архитектурный контекст Кавказа. В то же время, как талантливый представитель эпохи историзма, знавший этапы развития мировой архитектуры, он соединяет в облике одного здания визуальные черты сразу несколько прошлых эпох и культур. К узнаваемым элементам из грузинской и армянской архитектур примешиваются образы немецкой и итальянской романики, мавританского стиля и даже швейцарского альпийского шале, что особенно заметно в проектах деревянных церквей.
В проекте, осуществленном в станице Ессентукской, основная тема венчающей здание мощной четырехгранной башни, как кажется, ориентирована на строгую геометрию французских и германских романских соборов, например в аббатстве Клюни или в Шпаере. Оттуда же возможно происходит и мотив вертикальных аркатур, немного забавно смотрящийся в виде накладной деревянной обшивки. Внутри обращает на себя внимание продольная организация пространства, а боковые балконы на столбах чем-то напоминают театральные по духу интерьеры протестантских церквей. Отто Симонсон, приехавший в Россию уже сложившимся профессионалом, явно был свободен от каких либо заданных традицией и школой стереотипов в понимании устройства православного храма.
Остаются невыясненными обстоятельства попадания проекта Симонсона в руки заказчиков Никольской церкви. Нет данных, что к архитектору обращались напрямую. Серия его чертежей представляет собой образцовые проекты, рассчитанные на разную вместимость прихожан. Можно предположить, что один из этих проектов был выбран для станицы Ессентукской церковным или гражданским начальством, у которого казаки просили разрешение на постройку церкви. Учитывая, что оно давалось в Тифлисе, логично, что был выбран проект главного на тот момент работавшего там архитектора. Симонсон прибыл в Тифлис в 1858 г., уже после того, как прихожане Ессентукской получили разрешение на возведение церкви. Видимо, хлопоты с подготовкой стройки затянулись, и окончательный проект был утвержден уже позже. С учетом освящения храма в 1864 г. и обычно недолгого срока постройки деревянного здания, можно полагать, что проект и закладка храма относятся уже к началу 1860-х гг.
Сравнивая здание с проектом, можно заметить и иные, помимо колокольни, изменения. Так, иначе решена нижняя часть фасадов. На чертеже боковые галереи представлены открытыми, в виде лоджий под крышей, тогда как в реальности они зашиты и функционируют в виде дополнительных интерьерных пространств. В проекте отсутствуют и нижние большие окна на обоих фасадах «ветвей» трансепта. Не исключено, что в Никольской церкви они появились позднее, в результате одной из перестроек, так же как и ее нынешняя колокольня. Эти отступления снизили художественный уровень здания, лишив его чистоты и цельности, задуманной крупным мастером.
Но даже и в таком виде Никольская церковь имеет большую ценность как оригинальный пример церковной архитектуры историзма на Кавказе и авторское произведение крупного зодчего европейского уровня, отдавшего большую часть жизни и творчества Российской империи. Хочется надеяться, что имя подлинного ее автора наконец вытеснит из массового сознания давний и ни на чем не основанный миф о братьях Бернардацци. Их творческое наследие и без того весомо и не нуждается в таком искусственном пополнении.
А.В. Чекмарёв, Об атрибуции двух деревянных храмов на Северном Кавказе // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы / Науч. ред.-сост. М.В. Нащокина. – Москва.: Прогресс-Традиция, 2025. – Вып. 31 (47). С. 69 – 86
Комментарии и обсуждение
Ессентуки. Церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца построена казаками в 1826 году по проекту архитекторов братьев Бернардацци. Церковь деревянная. При храме имелись церковно-приходская школа, богадельня, библиотека, архив. Храм действовал и в советский период. В храме хранится св. частица мощей преподобного Сергия Радонежского. Рядом с церковью раньше находилось небольшое кладбище, теперь здесь пустырь.
В Свято-Никольской церкви хранятся памятные доски с именами казаков, отличившихся в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг., в Русско-Японской войне 1904-1905 гг., а также погибших в Чечне.