ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Путивль. Церковь Николая Чудотворца.

Церковь Николы Каменного, Церковь Николая Великорецкого


Путивль. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.
Престолы: Николая Чудотворца Великорецкого образа, Введения во храм Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: Украинское барокко
Год постройки: Между 1735 и 1737. 1770 - колокольня.
Епархия: Украинская Православная Церковь Московского патриархата. УПЦ МП, Конотопская епархия
Адрес:
Украина, Сумская обл., г. Путивль, ул. Героев Путивльщины, 102

Координаты: 51.335225, 33.85808
Проезд: любым общественным транспортом, который следует через Путивль или в Путивль, выходить на автостанция "Путивль"



Церковь Николая Чудотворца, , Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Игорь Копица
2 июня 2010
Церковь Николая Чудотворца, , Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Игорь Копица
2 июня 2010
Церковь Николая Чудотворца, , Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Наталия
5 апреля 2010
Церковь Николая Чудотворца, Купол верхнего придела, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Купол верхнего придела
Чурочкин Александр, прот.
31 октября 2013
Церковь Николая Чудотворца, Врата верхнего придела, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Врата верхнего придела
Чурочкин Александр, прот.
31 октября 2013
Церковь Николая Чудотворца, Иконостас нижнего придела, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Иконостас нижнего придела
Чурочкин Александр, прот.
31 октября 2013
Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-запада. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г., Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Вид с юго-запада. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Николая Чудотворца, Вид с юга. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Вид с юга. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Николая Чудотворца, Вид в юго-востока.  Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Вид в юго-востока. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Николая Чудотворца, Фрагмент фасада. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Фрагмент фасада. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Николая Чудотворца, Частная коллекция. Фото 1900-х годов, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Частная коллекция. Фото 1900-х годов
Михаил Мещанинов
10 июня 1909



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 

В литературе известна также под названиями Николы Каменного, или Николаевская. Выполнена в стиле украинского барокко, кирпичная, оштукатуренная, трехмастная, двухэтажная, одноглавая. План состоит из пятигранной алтарной части, прямоугольного нефа, квадратного притвора и прямоугольной колокольни, построенной в 1770 г. Нижний этаж перекрыт полуциркульными сводами с распалубками, а верхний неф — восьмигранным верхом с тремя заломами, с шатровым покрытием с перехватом, завершенным миниатюрной главкой, алтарная часть — сомкнутым сводом с распалубками, а притвор — полуциркульным. Переход от четверика основного объема к восьмерику осуществляется при помощи двухступенчатых тромпов, редко встречающихся в украинской архитектуре.

Колокольня четырехъярусная, завершена восьмигранным световым фонарем с покрытием, как у верха церкви. Притвор покрыт двускатной крышей, алтарная часть — криволинейной, с завершением типа бочки с декоративной главой, широкий антаблемент разделяет фасады на два этажа. Углы здания закреплены лопатками, раскрепованными по антаблементам. Оконные проемы лучковой формы в нижнем этаже обрамлены наличниками, в верхнем и в колокольне под каждым оконным проемом — неглубокая ниша. Северный вход украшен барочным порталом. Интерьер нижнего этажа очень скромен и малоосвещен, а верхнего — благодаря верху с тремя заломами имеет высотно раскрытое пространство и очень светлый. В памятнике сохранилась орнаментальная роспись. Подобное пространственное решение культового сооружения, выполненного в камне, очень редкое явление в архитектурном наследии Украины.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», XVII, том 4, стр. 24, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Храм двухъярусный, в первом ярусе - действующий престол в честь иконы святителя Николая, именуемой "Великорецкая", а в верхнем ярусе - Введенский придел, пока не восстановлен.

Никольская церковь "продержалась" дольше всех и была закрыта осенью 1937 года. До закрытия храма здесь совершали богослужения священники из закрытых путивльских церквей. Здесь, в 1926 году последний настоятель Путивльского Молченского монастыря архим.Анастасий (Тверитинов) постриг в монашество священника Григория Кокотова с именем Серафим (впоследствии епископ Томский, расстрелян в 1937 году). У алтаря храма имеется две могилы - архим. Анастасия (Тверитинова) и схимонаха Кирилла. Последний настоятель - о.Симеон Ильинский, умер в глуховском ДОПРе. В храме разместили краеведческий музей (1-й ярус) и районный театр (2-й ярус). Во время войны здание было повреждено. В 1945-1946 гг. прихожане безуспешно пытались возобновить в храме богослужения. Здание было засыпано зерном зернофонда, потом здесь разместилась областная весовая мастерская.

В 1960-х гг. храм был отреставрирован, однако вместо крестов купола венчали простые шпили. К 1000-летнему юбилею Путивля (1988) здание вновь было отреставрировано, была подготовлена документация по устройству в нём музея "Слова о полку Игороеве". В 1992 году здание было передано Путивльскому Молченскому монастырю и до сих пор является подворьем обители. 


Данный храм никогда не носил названия "церковь Николая Казацкого". Церковь Николы Казацкого в Путивле действительно существовала (уп. в 1621 г.), однако она была упразднена в 18 веке. Храм-объект изначально назывался "Церковь Николая Великорецкого", а с 1737 года - церковь "Николы Каменного" (в отличие от прочих Никольских церквей Путивля, бывших деревянными). Название "Казацкой" эта церковь получила в 1960х гг., с лёгкой руки "патриарха" украинского искусствоведения Георгия Никоновича Логвина. Именно в книгах Логвина церковь Николы Великорецкого впервые ошибочно отождествлена с давно несуществующей церковью Николы Казацкого. Благодаря большим тиражам книг Логвина данное название перекочевало во все новейшие справочники и путеводители.

 
Алексей Кротов 21 марта 2016

18 век обогатил Путивль несколькими первоклассными храмами. Среди них особое место принадлежит Церкви Николы Казацкого, построенной на средства жителей Путивля - казаков. Ее стройный двухбашенный силуэт виден издалека, со многих окрестных улиц. Но только подойдя ближе, начинаешь понимать величие замысла древнего зодчего.

Первоначально храм был построен 1735-1737 гг. трехчастным и одноверхим, а значительно позже, в 1770 г., к церкви с запада пристроили многоярусную колокольню, нарушив уравновешенность силуэта храма. Здание церкви - двухэтажное. В первом этаже, называемом подклетом, размещалась теплая церковь, где происходили церковные службы зимой. Перекрывающие ее низкие своды с распалубками при обилии света создают атмосферу почти домашнего тепла и уюта. По контрасту с этим решена верхняя, так называемая холодная церковь, где проходили службы в летнее время. Через арку открывается вид на высокий центральный верх, грани которого, сужаясь в перспективе, создают иллюзию фантастической, недосягаемой высоты.

Храм построен русским зодчим, о чем неопровержимо свидетельствует его конструктивное решение. Но поскольку заказчиком храма являлась украинская казацкая община Путивля, то в качестве образца мастеру был указан излюбленный тип украинского деревянного одноглавого храма. Зодчий не только мастерски справился с общим заданием - создал здание великолепных пропорций и выразительного силуэта, подчеркнув порыв ввысь, но и очень тонко учел особенности зрительного восприятия архитектуры: окна первого яруса, расположенные на уровне глаз стоящего на земле человека, украшены изысканными, тонко профилированными наличниками с фигурными разорванными фронтончиками. Все остальные окна, расположенные выше уровня человеческого роста, не имеют никаких украшений.

Церковь Николы Казацкого - выдающийся памятник архитектуры украинского барокко, свидетельствующий о том, что профессиональное зодчество развивалось под определяющим влиянием народных традиций, вкусов и представлений. До недавнего времени в храме располагалась экспозиция музея "Слово о полку Игореве".

Из книги-фотопутеводителя: Вечерский В.В., Луговской А.В. Путивль. Изд-во "Мистецство", г. Киев, 1992 г.


 
Елена Григорьева 29 апреля 2023

На запад от Спасо-Преображенского собора расположена церковь Николая Казацкого. Она построена в 1735–1737 г.г. на средства путивльских мещан, которых тогда называли казаками. Храм весьма оригинален: он двухъярусный, а в западной части имеет неглубокий прямоугольный притвор-бабинец, над которым поставлена трехъярусная колокольня, сооруженная, возможно, позже, в 1770-х г.г.

Обычно в украинской архитектуре колокольни ставятся отдельно от собственно церкви, и только у карпатских жителей Украины, лемков и бойков, звонница возводится над бабинцем-притвором. В плане церковь Николая Казацкого трехчастная. К среднему, более широкому нефу, как уже говорилось, с запада примыкает притвор-бабинец с колокольней, а с востока - граненая апсида. Неодинаковые по форме и размеру помещения предопределили расчлененность масс здания. В первом ярусе церкви находится нижняя, или теплая, церковь, во втором - холодная. Нижняя перекрыта полуциркульным сводом с большими распалубками, ее апсидная часть - сомкнутым сводом. Верхний храм также перекрыт сводами: притвор - полуциркульным, апсида - сомкнутым с распалубками, а центральный неф - куполом с тремя заломами.

Для архитектуры церкви Николая Казацкого очень характерна четко выраженная ярусность. Первый этаж отмечен карнизом на уровне сводов нижней церкви. Высота второго проходит на уровне карниза притвора и апсиды, а ярусы верха главного помещения образуют три восьмерика на восьмерике. Эти крупные горизонтали зрительно создают ощущение, будто объемы здания идут вверх пятью сужающимися уступами. В то же время ясные вертикальные членения (грани восьмериков и пилястры, которыми декорированы фасады) не теряются в ритме горизонтальных линий и имеют свою логику: с силой устремляясь вверх, они их пересекают, изгибаясь в заломах и выпрямляясь в гранях восьмериков, они снова устремляются вверх. Выразительный облик храма чарует монументальностью и могучим порывом ввысь своих масс. В нем все игра и контраст, все пронизано движением. Освещенные выступающие части (пилястры и наличники) контрастируют с темными пятнами оконных проемов, вертикальные линии пилястр - с горизонтальными карнизами; неподвижности крупного объема нижней части здания противостоит движение его расчлененных частей, и особенно купола-бани; монолиту стены противопоставлены проемы окон и пояс ниш под карнизом второго яруса; белым тягам карнизов, наличникам, колонкам и пилястрам - интенсивный оранжевый цвет стен.

Нижняя церковь благодаря низким сводам и небольшим окнам производит впечатление жилого помещения, теплого и уютного. Но если по лестнице подняться на второй этаж и войти в невысокий притвор, то через его широкую арку откроется вид на светлый неф холодной церкви, уходящий ввысь тремя уступами-ярусами. Высокий четверик переходит при помощи плоских парусов в восьмерик основания купола-бани с тремя заломами. Вертикальные линии граней четверика и восьмерика создают непередаваемое ощущение красоты высотно раскрытого пространства, иллюзию движения и необыкновенную возвышенность образа.

Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль».


Влияние традиций деревянной архитектуры наблюдается и в более позднем памятнике такого же типа – церкви Николая в Путивле, 1737 г. (так называемый Никола Каменный). Эта церковь примечательна также тем, что она является двухэтажной. Как известно, в русской архитектуре этот прием был более распространен. На Левобережье двухэтажных церквей сохранилось всего четыре: Никола Каменный в Путивле, Воскресенский собор в Сумах, церковь в с. Воронеж Сумской области и Покровский собор в Харькове.

Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М.: 1967 г.


Из Молчанского монастыря надо пройтись по городу мимо Воскресенской церкви, напоминающей скорее трапезные храмы, к церкви Николая Казацкого, построенной в 1735–1737 г.г. на средства украинских мещан.

В XVII в. в украинской архитектуре, как мы уже упоминали, появляются приемы и формы русской, но применялись они не шаблонно. В Николае казацком высокий подклет использован для устройства тёплой церкви. В плане храм трёхчастный одноверхий, с граненой апсидой и квадратным бабинцем. Колокольни изначально не было, она пристроена позже. Нижняя церковь производит интимное впечатление благодаря тому, что она низенькая, перекрыта крещатыми и сомкнутыми сводами (в апсиде). Вместо этого верхняя церковь отмечена показным внутренним пространством, смело и легко открытым в высоту. 

Поднявшись по ступеням, мы попадаем в низенький бабинец, перекрытый полуциркульным сводом, дальше через большую арку видно освещенное пространство. Ещё шаг - и перед глазами открывается импозантная баня с тремя заломами, легко и стройно вздымающимися вверх. Переход от четверика к восьмигранному подбаннику осуществлен с помощью двухуступчатых арочек, на образец конструкции, применяемой в грузинских и армянских храмах.

Чтобы гармонично совместить функциональные и архитектурно-художественные задачи, мастер выбрал тип храма на подклете. Это позволило ему устроить теплую зимнюю церковь, а также поднять его словно на высокий стилобат и тем самым усилить монументальность и праздничность. Этой же задаче подчинены архитектура и декор. В сооружении – все игра и контраст, все пронизанное движением. Освещенные выступающие части противопоставляются затемненным, вертикальные линии пилястр, полуколонок и наличников – горизонтальным карнизам; неподвижности основного массива сооружения – движение его расчлененных частей и особенно бани.

Монолиту стен противопоставляются проемы окон и пояс ниш; белым тягам карнизов, наличников, полуколонок и пилястр – стены, окрашенные в интенсивный оранжевый цвет. Такими немногословными художественными средствами мастер создает выразительный силуэт здания.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Искусстрво», 1968 г., перевод с украинского.


Двухъярусная, трёхчастная, с прямоугольными нефом (6,8х7,8 м) и бабинцем (5,75хб,10м) и граненым пятистенным алтарем (5,5х6 м). К бабинцу примыкает квадратная в плане колокольня, построенная в 1770 г. Вся длина храма 27,5 м. Нижний храм перекрыт полуциркульными сводами с распалубками (высота 4 м), а верхний – восьмигранным верхом с тремя заломами (высота 17 м); алтарь перекрыт сомкнутым сводом с распалубками, а бабинец – полуциркульным (высота обоих 4,75 м).

На уровне хоров фасады здания расчленены нешироким антаблементом и как в нижнем, так и в верхнем ярусе оформлены пилястрами, а окна – наличниками с фигурными разорванными фронтончиками. До пристройки колокольни массы храма были гармоничны, в них господствовал двухзаломный стройный верх. 

Если интерьер нижней церкви скромен и уютен, то верхней, наоборот, величествен и светел. Через широкую арку бабинца хорошо виден взметнувшийся ввысь двухзаломный верх, высотное раскрытие которого осуществлено с большой энергией. Переход от очень высокого четверика к восьмерику осуществлен при помощи двухступенчатых тромпов, редкостных в украинской архитектуре. Своеобразная композиция масс, а также интерьер позволяют отнести церковь к оригинальным памятникам украинского барокко.

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.


Каменная церковь Николая Казацкого, известная в литературе под названиями «Николай Каменный» и «Николай Великорецкий», заложена в 1735 г. и освящена в 1737 г., построена за счёт путивльских мещан. Изначально была трёхчастной, двухэтажной, одноверхой. В нижнем этаже помещалась тёплая церковь св. Николая Великорецкого, в верхнем – холодная церковь Введения во храм Богородицы. В 1770 г. церковь капитально отремонтировали, пристроив с запада пятиярусную колокольню.

Церковь расположена на плато, отграничивая с запада историческое Средместье, как архитектурная доминанта. Граненый алтарь и прямоугольные в плане нава, бабинец и колокольня сгруппированы вдоль оси восток-запад. Помещения 1-го этажа перекрыты цилиндрическими сводами с распалубками и лишь алтарь - сомкнутым сводом. Здесь подчеркивается линейно-осевой принцип организации внутреннего пространства. На 2-м этаже Бабинец и алтарь холодной церкви также перекрыты цилиндрическими сводами с распалубками. Нава имеет трёхзаломный верх типа восьмерик на четверике. Переход к восьмерику осуществлён двухъярусными тромпами. Постройка каменная - из кирпича на известковом растворе, потинькована (оштукатурена) и побелена. Крыши укрыты кровельной сталью по деревянным стропилам.

Вечерский В.В. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Основная часть здания возведена в 1735 - 1737 гг., колокольня пристроена в 1770 г.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.