ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Харьков. Покровский мужской монастырь.


Харьков. Покровский мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1689.
Ссылки: Официальный сайт  Прочее 
Адрес:
Украина, г. Харьков, ул. Университетская, 8/10

Координаты: 49.991929, 36.229429





Сортировка:

Покровский мужской монастырь, Вид на монастырь из здания на пл.Конституции<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Вид на монастырь из здания на пл.Конституции
V.Petrovich
2 февраля 2012
Покровский мужской монастырь, Вид на храмы монастыря с ул.Клочковской<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Вид на храмы монастыря с ул.Клочковской
V.Petrovich
7 мая 2011
Покровский мужской монастырь, Вид на Монастырь с Клочковской улицы<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Вид на Монастырь с Клочковской улицы
V.Petrovich
5 мая 2010
Покровский мужской монастырь, Вид на Монастырь с Лопанской набережной<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Вид на Монастырь с Лопанской набережной
V.Petrovich
20 апреля 2010
Покровский мужской монастырь, Вид на Монастырь с Университетской улицы<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Вид на Монастырь с Университетской улицы
V.Petrovich
18 апреля 2010
Покровский мужской монастырь, Вид на Монастырь с Клочковской улицы<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Вид на Монастырь с Клочковской улицы
V.Petrovich
31 октября 2009
Покровский мужской монастырь, Вид на Монастырь с Пролетарской площади<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Вид на Монастырь с Пролетарской площади
V.Petrovich
10 мая 2009
Покровский мужской монастырь, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Dmitro
11 октября 2008
Покровский мужской монастырь, Вид с колокольни Успенского собора<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Вид с колокольни Успенского собора
KhanBeaver
2 октября 2021
Покровский мужской монастырь, Храмы и памятники монастыря<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Храмы и памятники монастыря
V.Petrovich
27 марта 2011
Покровский мужской монастырь, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Dmitro
11 октября 2008
Покровский мужской монастырь, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Dmitro
11 октября 2008
Покровский мужской монастырь, на территории Покровского монастыря .seminariya_hds@ukr.net.Харьковская Духовная Семинария.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
на территории Покровского монастыря .seminariya_hds@ukr.net.Харьковская Духовная Семинария.
Сергей Ковров
29 августа 2021
Покровский мужской монастырь, Домовая церковь Иоанна Богослова в Архиерейском доме.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Домовая церковь Иоанна Богослова в Архиерейском доме.
Сергей Ковров
19 апреля 2018
Покровский мужской монастырь, Святые врата монастыря<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Святые врата монастыря
V.Petrovich
31 июля 2012
Покровский мужской монастырь, В 1820 — 1826 гг, справа от Покровского собора был построен архиерейский дом - двухэтажное здание в стиле русского классицизма. Сейчас здесь размещается Епархиальное управление.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
В 1820 — 1826 гг, справа от Покровского собора был построен архиерейский дом - двухэтажное здание в стиле русского классицизма. Сейчас здесь размещается Епархиальное управление.
V.Petrovich
27 марта 2011
Покровский мужской монастырь, Памятник в честь 200-летия образования Харьковской Епархии освящён 3 октября 1999 года <br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Памятник в честь 200-летия образования Харьковской Епархии освящён 3 октября 1999 года
V.Petrovich
24 сентября 2010
Покровский мужской монастырь, Памятник в честь 2000-летия Рождества Христова
Открыт 10 августа 2003 года<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Памятник в честь 2000-летия Рождества Христова Открыт 10 августа 2003 года
V.Petrovich
22 августа 2010
Покровский мужской монастырь, Духовная Семинария.Здание построено в 1903 году по проекту епархиального архитектора В.Х.Немкина как корпус келий с трапезной и квартирами для высокопоставленных лиц духовного звания.Освящена 9 октября 2000 года<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Духовная Семинария.Здание построено в 1903 году по проекту епархиального архитектора В.Х.Немкина как корпус келий с трапезной и квартирами для высокопоставленных лиц духовного звания.Освящена 9 октября 2000 года
V.Petrovich
3 апреля 2010
Покровский мужской монастырь, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Dmitro
11 октября 2008
Покровский мужской монастырь, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1942
Покровский мужской монастырь, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1942
Покровский мужской монастырь, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1942
Покровский мужской монастырь, Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1921 г. Адрес хранения: ф. 282 Института Рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. Вернадского<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1921 г. Адрес хранения: ф. 282 Института Рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. Вернадского
Елена Григорьева
1921
Покровский мужской монастырь, Архивное фото 1918 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Архивное фото 1918 г.
Елена Григорьева
1 июня 1918
Покровский мужской монастырь, Завершения храмов и колокольни, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1914 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Завершения храмов и колокольни, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1914 г.
Елена Григорьева
1 июня 1914
Покровский мужской монастырь, 1910 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
1910 г.
Елена Григорьева
1 июня 1910
Покровский мужской монастырь, Вид на Университетскую горку и Покровский монастырь с северо-запада, 1900 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Вид на Университетскую горку и Покровский монастырь с северо-запада, 1900 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Покровский мужской монастырь, Харьковский Покровский Первоклассный монастырь до 1900 г. Фототипия «Шерер Набгольц и К»<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Харьковский Покровский Первоклассный монастырь до 1900 г. Фототипия «Шерер Набгольц и К»
Елена Григорьева
1 июня 1890
Покровский мужской монастырь, Фото с сайта Покровского монастыря.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Фото с сайта Покровского монастыря.
Сергей Ковров
Покровский мужской монастырь, Покровский монастырь. Озерянская церковь без глав и крестов.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Покровский монастырь. Озерянская церковь без глав и крестов.
Сергей Ковров
Покровский мужской монастырь, Почтовая открытка<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Почтовая открытка
Сергей Ковров
Покровский мужской монастырь, Главные ворота Покровского монастыря, выход крестного хода с перенесением Озерянской иконы Божией Матери 22 апреля. 1900-е г.г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Главные ворота Покровского монастыря, выход крестного хода с перенесением Озерянской иконы Божией Матери 22 апреля. 1900-е г.г.
Елена Григорьева
Покровский мужской монастырь, Монастырь в Харькове (Покровский монастырь). Отпечатано в Литографии Колбёрн и Бенди, Лондон, 1830 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Монастырь в Харькове (Покровский монастырь). Отпечатано в Литографии Колбёрн и Бенди, Лондон, 1830 г.
Елена Григорьева
1 июня 1830



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


V.Petrovich 17 марта 2011

Памятник в честь 2000-летия Рождества Христова открыт 10 августа 2003 года на территории Свято-Покровского монастыря. Скульптура Иисуса Христа в полний рост стоит на земном шаре, установленном на гранитный постамент. Автор идеи и эскизного проекта памятника - митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. Реализовали идею харьковский скульптор И. Ястребов и архитектор М. Ядченко. "Приидите все вернии, Воздадим хвалу Богови"- написано на памятнике. Памятник сооружен на благотворительные пожертвования и средства Харьковской епархии УПЦ.

Памятник в честь 200-летия образования Харьковской Епархии (16.10.1799-16.10.1999) освящён 3 октября 1999 года Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины.

http://library.kharkov.ua/lib_druk.php?type=3&year=2003&id=1


Сергей Ковров  10 апреля 2017

Сей храм является одним из старейших сооружений в Харькове и уцелел из-за строительства в 50-х годах ХVII столетия пограничной крепости, с которой начинался город. Воздвигнут храм в 1689 году, но имена основателей неизвестны. В основании храма находится подклеть, окруженная открытой аркадой. В подклете расположены однопрестольные два теплых храма: Крестовоздвиженский высотой 6 метров, перекрытый крестовыми сводами и другой – во имя трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. На верхнем этаже возвышается однопрестольная летняя церковь в честь Покровы Пресвятой Богородицы. В подвале под храмом устроена усыпальница, в которой хоронили представителей местной знати. Колокольня, возведенная одновременно с церковью, была первоначально связана галереей (большим коридором). В плане колокольня восьмиугольная, по высоте четырехъярусная с подвалом. Своим видом она напоминает оборонную башню.

В 1709 году по указанию российского императора Петра I, посетившего Харьков, крепость была расширена в северном направлении, и Свято-Покровский храм оказался внутри ее территории. Окружавший до этого земельный участок церковь принадлежал изюмскому и харьковскому полковнику Феодору Шидловскому. На участке находилось несколько небольших деревянных жилых и хозяйственных построек и было начато недалеко от храма строительство большого двухэтажного каменного дома с подвалом. В 1709 году владение домом перешло к назначенному харьковским полковником Лаврентию Шидловскому (племяннику Ф. Шидловского), а участок с садом и находящимися к ним строения был отдан князю Кантемиру. В 1726 году по инициативе епископа Белгородского Епифания (Тихорского) и генерал-губернатора Слободской Украины князя М.М. Голицына был создан Свято-Покровский мужской училищный монастырь с Славяно-греко-латинской школой, позже преобразованный в Харьковский Коллегиум. Последний был крупнейшим центром просвещения Слободской Украины до начала XIX века. Свято-Покровская церковь при этом в 1729 году стала монастырской и коллегиумской. В начале ее отремонтировали, украсили внутри, а затем снабдили церковной утварью. В 1732 году на колокольне поместили колокол весом 1,6 тонны.

В соборной церкви находилась чтимая чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Озерянская», которую переносили с 30 сентября по 22 апреля из Куряжского мужского монастыря Крестными ходами. Явление чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Озерянской» относится в 1710 году, в котором положено основание монастыря в Озерянке. По преданию, эта икона была обретена в конце ХVI века во время татарских набегов в Украину. Господу было угодно прославить Озерянское место, находящееся от села Мерефы в трех верстах явлением святой иконы Пресвятой Богородицы. В Харьковской Духовной консистории находятся документы, в которых говорится: «В сем Куряжском монастыре есть прославленная в давних годах чудотворная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, называемая Озерянской. Один из жителей села, косивший траву за лесом, за одним взмахом косы услышал человеческий стон и при этом увидел половину священного изображения на оконечности косы, а другую половину образа и пред нею горящую свечу при корне дерева, здесь же росшего. Косарь, взявши обе половины этого образа, внес в свою хижину, и сложивши оные, поставил в приличном месте и усердно оному помолился, оставив свою работу. На другой день, рано утром, он не обнаружил святыни в своей хижине, ибо она была на месте обретения и была сращена (и была одета),а на самом месте заструился ключ чистой воды». Благочестивый иерей Феодор, настоятель храма Рождества Богородицы, духовно обрадованный явлением чудотворной иконы Богоматери, донес о сем событии своему архипастырю, митрополиту Белгородскому и Обоянскому Феодосию и с его благословения построил возле явления деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, где была явлена икона. В 1794 году икона была перенесена в Спасо-Преображенский Куряжский мужской монастырь. Когда монастырь был закрыт, образ перенесли в Харьков в Свято-Покровскую училищную церковь, где пребывала восемь лет.

В начале XIX столетия Куряжский монастырь был снова восстановлен и по просьбе братии обители чудотворную икону «Озерянскую» возвратили из Харькова в обитель. В ризнице Свято-Покровского монастыря хранилось много памятников церковной утвари: напрестольная Евангелие, кресты, подсвечники и другие предметы. В усыпальнице были погребены видные священнослужители и граждане, в том числе из рода Квиток, участник Отечественной войны 1812 года генерал от кавалерии князь В.В. Орлов-Денисов и другие. В 1820-1826 гг. при возведении нового архиерейского дома соорудили между ними и храмом галерею-переход, а также устроили трапезную, объединившую храм с колокольней. В 1837 году позолотили купола и кресты. В 1846 году кафедральным собором в Харькове стала Свято-Успенская церковь, к которой была пристроена колокольня, а Свято-Покровскую церковь обратили в главную крестовую церковь архиерейского дома. В 1844-1854 годы храм расписали внутри и устроили отопление горячим воздухом. В 1872-1874 годы расширили трапезную, перестроили лестницу на второй этаж, устроили хоры, а чугуевский живописец И. Бунаков выполнил настенные росписи.

Незабываемой страницей в духовном просвещении народа являлась многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарова) – хранителя христианского просвещения, открывшего более 60 храмов, благоустроившего духовные школы и основавшего богословско-философский журнал «Вера и разум» и украсившим монастырь величественным храмом в честь Озерянской иконы Божией Матери. Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери с боковыми приделами – в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и великомученика Димитрия Солунского, а также был создан нижний храм, где нашел себе место упокоения владыка Амвросий и другие епископы: Христофор (Сулима), Алоллос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), также в усыпальнице Свято-Покровского храма почивали святые мощи святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившиеся в обители были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работой. Огромную ценность представляли собой кресты ХVII века с мощами святых Киево-Печерских угодников и резной кипарисовый крест работы ХVII века. Стены собора и трапезной церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на Библейские темы.

В монастырской библитеке находились редчайшие издания: Острожская Библия печати 1581 года. Октоихи Московской печати 1618, 1683 годов, Требник Петра (Могилы), митрополита Киевского печати 1646 года, Евангелие Московской печати 1648 года и многое другое. В числе монашествующей братии в 1751 году находилось 11 иеромонахов, четыре иеродиаконов и 10 монахов. Часть братии занималась преподаванием в Коллегиуме, остальные посвящали свои труды ведению обширного монастырского хозяйства, включавшего мельницы, винокурные заводы, скотные дворы и земельные угодия. На протяжении XIX и начала XX вв. в монастыре велись работы по строительству новых зданий и благоустройству территории. Руководили ими епархиальные архитекторы: Краевский, которого сменил Ф.И. Данилов, В.Х. Немкин, занимавший должность до 1906 года, внесший в храмостроение Харьковщины огромный вклад, в том числе и в Свято-Покровский монастырь. По его проекту в обители построены церковь в честь иконы Божией Матери Озерянская, дом настоятеля с главными воротами, корпус келий с трапезной и квартирой для высокопоставленных духовных лиц, изящная часовня и несколько жилых и служебных зданий.

http://church-site.kiev.ua/


Сергей Ковров  2 января 2018

Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году архиерейской школы в Харьков Белгородским епископом Епифанием Тихорским, позже получившей статус Коллегиума. Главным монастырским храмом в 1729 году по постановлению Священного Синода о присоединении приходской церкви к монастырю стал храм Покрова Пресвятой Богородицы. История не сохранила ни имен строителей, ни других сведений о его возведении, известно лишь, что храм был освящен в 1689 году митрополитом Авраамием. Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, непревзойденным произведением украинской архитектуры XVII века. При монастырском Коллегиуме возникла первая библиотека, первый хор, была подготовлена почва для становления храма науки - Харьковского университета. Его основание в 1805 году благословил и приложил к тому немало трудов первый Святитель Харьковской Епархии епископ Христофор (Сулима) - человек высокообразованный, трепетный молитвенник, реформатор духовного управления, радетель насаждения всеобщего образования. Харьковский Коллегиум славился своими талантливыми педагогами, среди которых особое место занимает самобытный украинский философ и поэт Григорий Саввич Сковорода, преподававший поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие.

Незабвенной страницей в духовном просвещении народа являлась и многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарева) - стража христианского просвещения, открывшего более 60 церквей, благоустроившего духовные школы и основавшего философский журнал «Вера и разум», украсившим монастырь величественным храмом. Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери, а боковые приделы - в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского, а также был создан нижний храм, где и нашел себе место упокоения Владыка Амвросий, а также покоились епископы Христофор (Сулима), Аполлос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), герой войны 1812 г. граф Орлов-Денисов, род Квиток. Также в усыпальнице Покровского храма почивали и святые мощи святителя Мелетия (Леонтовича) Архиепископа Харьковского и Ахтырского. Современники вспоминают о нем как о любящем отце-архипастыре, бессребренике, строгом аскете, молитвеннике и постнике. Позднее гроб святителя был поставлен в алтаре нижней церкви обители. Множество верующих притекало к святой гробнице с молитвенным упованием в его ходатайство перед Богом. В 1978 году святитель Мелетий (Леонтович) был канонизирован, имя его внесено во всероссийские святцы стараниями и заботами Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, неустанно пекущегося о возрождении, сохранении и продолжении славных традиций монастырской жизни и увековечении памяти великих светильников веры.

Главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, обретенная чудесным образом и перенесенная в обитель в 1787 году. Согласно историческому свидетельству известно, что одним из жителей с. Озерянки, косившим траву, икона была рассечена надвое и ему послышался стон. С духовным трепетом крестьянин поднял рассеченные части святой иконы и перенес в дом, а поутру проснувшись, не обнаружил их. Со слезами на глазах он вернулся на то место, где косою рассек икону и увидел ее сияющую дивным сиянием. Пораженный, он передал икону местному священнику отцу Феодору в Богородичный храм г. Мерефы. С того времени и до наших дней наш народ имеет в лике Озерянской иконы Божией Матери свою дивную перед Богом Ходатаицу. Отец Феодор уступил принадлежащую ему землю архимандриту Севастиану, который построил храм и основал Озерянскую пустынь, где и пребывала икона. По закрытии пустыни она была перенесена в Куряжский монастырь, а после его упразднения - в Покровский, где оставалась до 1797 года, когда после восстановления Куряжской Обители была туда снова возвращена. Чудотворный образ, от которого происходило множество исцелений и чудес, дважды в год необычайно торжественно и благоговейно переносился в Куряж и обратно при небывалом стечении народа.

Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившимися в монастыре, были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работы. Огромную ценность представляли собой кресты XVII в. с мощами святых Печерских угодников и резной кипарисовый крест XVII в. Стены собора и трапезной церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на библейские темы.

В библиотеке монастыря имелись редчайшие издания - Библия Острожской печати 1581 года, Октоихи Московской печати 1618, 1683 года, требник Петра Могилы 1646 г, Евангелие Московской печати 1648 года и многое другое. О числе монашествующей братии известно, что в 1751 году здесь было: 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов. Часть братии занималась преподаванием в Коллегиуме, остальные посвящали свои труды ведению обширного монастырского хозяйства, включавшего мельницы, винокуренные заводы, скотные дворы и земельные угодья. Благодаря неустанным трудам братии и сочувствию общества к огромной просветительской деятельности монастыря, он быстро достиг значительного духовного и материального расцвета.

В 1922 году монастырь был закрыт, многие монахи приняли мученический венец, пострадав за Христа, их останки были найдены в июне 2000 года при очистке фундамента и сейчас благоговейно хранятся в специальном ковчеге в алтаре Озерянского храма. Монастырское имущество было разграблено, уничтожены уникальные ценности, библиотека, осквернена усыпальница. В монастырских постройках разместился музей, склады, военкомат. И только лишь 15 января 1990 года, благодаря святительским трудам и молитвам Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, властями было принято решение о возвращении монастырских сооружений. И сегодня великолепие и духовную силу возрождающейся Обители составляют не только прекрасно воссозданные храмы, но и ее насельники.

8 апреля 1990 года состоялось освящение и первая служба в Покровском храме, а 14 октября того же года впервые после долгих лет забвения был торжественно отмечен престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. 27-28 мая 1992 года на территории монастыря, в здании Епархиального управления, состоялся исторический Харьковский архиерейский собор под председательством Владыки Никодима, который в своем «Историческом воспоминании» писал: «На нашу судьбу выпал священный жребий утвердить преданность Вселенскому Православию, орошенному кровию мучеников и исповедников 2000-летнего подвига веры дедов и прадедов». Сохранив канонический путь единства и чистоты Святой Церкви, Собор избрал ее Предстоятелем Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).

Святая обитель ныне переживает свое второе рождение: восстановлена красота и великолепие храмов, засиявших блеском куполов, реконструирован и облагорожен монастырский двор, яркой жемчужиной которого является уникальный памятник 2000-летию Рождества Христова. Он возведен по замыслу Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, его трудами и заботами, как и памятник в честь 200-летия Харьковской Епархии, освященный Блаженнейшим Владимиром на торжествах в честь этого юбилея.

Стройный ансамбль монастырских зданий украшает архиерейский дом, где разместилась резиденция Митрополита и Епархиальное управление. 9 октября 2000 года, в день празднования памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, было освящено здание Духовной семинарии ее ректором Высокопреосвященнейшим Владыкой Никодимом. Монастырь, вновь становящийся духовно-просветительским очагом края, пополняется и уникальными святынями. Так, в августе 2001 года в дар монастырю Высокопреосвященнеишим Владыкой Никодимом было передано бесценное духовное сокровище - кивот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, среди которых Часть Животворящего Древа Господнего, Камни со св. горы Голгофа, горы Синай, Гроба Господня, горы Фавор, Гроба Божией Матери, камень сорокодневной молитвы. А также частицы святых мощей: Святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя; св. ап. Андрея Первозванного, св. ап. Луки, св. равноапостольной Марии-Магдалины, свт. Иоанна Златоуста, свт. Григория Богослова, свт. Василия Великого, св. вмц. Варвары, преп. Сергия Радонежского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, преп. Амвросия, преп. Кукши и многие другие, всего более 50-ти. 

http://pravoslavie.kharkov.ua/diocese/monastery/459-svjato-pokrovskijj-muzhskojj-monastyr.html


Сергей Ковров  3 января 2018

Харьковский Покровский монастырь, бывший училищный, ныне архиерейской кафедры, основан в 1726 г. преосвященным Епифанием, епископом Белогородским. Он расположен на берегу Лопани, значительно возвышенном, внутри бывшей Харьковской крепости. Потому вид его с другого берега Лопани живописен. Внутри его был некогда подземный ход на Лопань на случай осады Харькова татарами.

До 1799 г. он был училищным монастырем; ректор Харьковского коллегиума был вместе настоятелем сего монастыря, и коллегиум находился в стенах монастыря. С открытием архиерейской кафедры в Харькове он назначен для пребывания в нём харьковского преосвященного с монашествующими. Монастырский Покровский храм назывался соборным кафедральным, пока в 1846 г. городской Успенский собор не переименован в кафедральный собор. Покровский монастырь давал помещение наставникам коллегиума и имел на своем попечении всю экономию коллегиума, в нем было много братии иноческой. По ведомости 1751 г. видим здесь 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов.

Попечение об экономии коллегиума было делом нелегким для монастыря. Вначале средства монастыря были довольно ограничены. Собирание 20-й доли дохода с монастырей и 30-й доли с приходских церквей на коллегиум встречало разные затруднения, а весь этот сбор не простирался выше 1000 р. Начальнику коллегиума и Покровского монастыря Св. Синодом отданы были в управление пустыни — Озерянская, Аркадиевская, Чугуевская и церковь Каплуновская, как для их благоустройства, так и для поддержания экономии коллегиума. Училищному монастырю принадлежали 3076 дес. земли с 650 приписными черкасами, 50 мельничных колес, 3 ви нокуренных завода, скотные дворы, сады. Имения его были в Валковском уезде дер. Рубановка — дар вдовы валковского сотника и есаула Рубана, слоб. Песочки и Замосский Кут — дар фельдмаршала кн. Голицына; в Харьковском — хутора Клочко, Липецкий, Немышлянский, Шаповаловский, Даниловский, Череватый, пустоши Уставникова и Куленговская, Гринцов рог и деревня Гуки, приобретенная за деньги преосв. Епифанием; в Змиевском уезде — хутор Вопяховский.

Монастырский храм Покрова Пресвятой Богородицы — прекрасное здание последних времен патриаршества. Освящен в 1689 г. митрополитом Аврамием. Построен в два этажа четырьмя ярусами. Возвышаясь на 23 сажени, он увенчан тремя фонарями больших размеров с вызолоченными главами и крестами, бока его украшены арабесками и карнизами. При массивной толщине стен постройка его весьма легка. В восточном алтарном окне находился герб империи, а в нижней половине стекла — металлические буквы: Б. М. Е. Т. Е. Б. О., т. е. «Божиею милостию Епифаний Тихорский, епископ Белгородский и Обоянский». Это памятник того, что заботливостью основателя коллегиума храм был возобновляем. В верхнем храме Покрова Богородицы внутренние стены в недавнее время (1844 г.) обделаны алебастровою работою под мрамор. В зимнее время стоит здесь чудотворная Озерянская икона Божией Матери. Святая икона с давнего времени известна по чудесным благотворениям. В первый раз открылись чудеса ее в Озерянской пустыне, почему и называется она Озерянскою. Она писана древним малороссийским художником; на холсте приметны еще складки — следы путевого хранения святыни.

По закрытии Озерянской пустыни и Куряжа св. икона перенесена была в Покровский монастырь, а при восстановлении разоренного Куряжа, для освящения его, поставлена была (в 1797 г.) в том монастыре. В 1843 г., по представлению преосвященного Иннокентия о желании жителей г. Харькова видеть благодатную святыню среди своих жилищ, государь император в 16-й день октября 1843 г. высочайше утвердить соизволил определение Св. Синода — ежегодно приносить 30 сентября Озерянскую икону Божией Матери в Харьковский Покровский храм и после того, как она будет оставаться в сем храме во всю зиму, 26 апреля относить в Куряжский монастырь. Утвержден был священный церемониал сопровождения св. иконы в Харьков и из Харькова. Вместе с тем увеличен и штат монашествующих Покровского архиерейского монастыря для совершения молебствий и службы пред чудотворною иконою.

В нижнем храме Покровского монастыря престол был в честь Трех Святителей. В 1846 г. возобновлен иконостас, и храм освящен в честь Креста Господня. Пред царскими вратами стоит Распятие Спасителя с предстоящими Богоматерью, Иоанном и двумя женами. Здесь же находится драгоценная святыня, напрестольный крест с мощами св. печерских угодников, присланный высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Киевским, к освящению храма в честь Страстей Господних. В кресте находятся св. мощи пр. Иллариона, пр. Ефрема, пр. Феофила, пр. Лаврентия. Мощи сих преподобных были открытыми во время Кальнофойского, т.е. около 1630 г., но ныне они не видны в закрытых пещерах.

http://dalizovut.narod.ru/filaret/filar_02.htm


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева 25 февраля 2019

Архиерейский дом Покровского монастыря, 1820-1826 г.г. 

Построен в стиле классицизма, кирпичный, оштукатуренный, Н-образный в плане. В структуре здания три прямоугольных в плане объема: центральный двухэтажный и боковые трехэтажные, образующие ризалиты, увенчанные высокими треугольными фронтонами. На главном и тыльном фасадах между ризалитами колоннады дорического ордера, поддерживающие террасу с металлическим ограждением. Колонны лишены баз и стоят непосредственно на земле. Под всем зданием - подвалы с полуциркульными сводами. Перекрытия первого этажа - сводчатые, верхние - плоские по деревянным балкам. Крыши - стропильные двускатные, крытые железом. Декор фасадов строг и лаконичен. Стены увенчаны антаблементом с карнизом большого выноса с модульонами. Поверхность стен первого этажа по всему периметру здания рустована. Окна обрамлены наличниками - арочными в первом этаже, прямоугольными - во втором, над центральной частью здания украшены сандриками в виде полочек, средние окна ризалитов во втором этаже декорированы пилястрами, поддерживающими треугольные фронтончики.

Архиерейский дом - одно из ранних сохранившихся зданий Харькова, сочетавших функции жилого и общественного сооружения. Отличается оригинальностью объемно-пространственного решения, хорошими пропорциями и определенностью стиля.

С 1920 г. используется историческим музеем для размещения экспозиции.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_167.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева 28 сентября 2020

Покровский монастырь был основан в 1726 г. Епифанием Тихорским в центре города Харькова «на берегу реки Лопани, значительно возвышенном, внутри бывшей Харьковской крепости. Потому вид его с другого берега Лопани живописен. Внутри его был некогда подземный ход на Лопань, на случай осады Харькова татарами. До 1799 г. он был училищным монастырем, ректор Харьковского Коллегиума был вместе и настоятелем этого монастыря и Коллегиум находился в стенах монастыря… Монастырский Покровский храм назывался Соборным кафедральным до 1846 г., пока Городской Успенский Собор не переименован в кафедральный Собор. Монастырский храм Покрова Пресвятой Богородицы – прекрасное здание последних времен патриаршества. Он освящен был в 1689 г. митрополитом Авраамием. Как и многие другие храмы этого времени, он построен в два этажа четырьмя ярусами. Возвышаясь на 23 сажени, он увенчан 3 фонарями больших размеров с вызолоченными главами и крестами, бока его украшены арабесками и карнизами. При массивной толщине стен постройка его весьма легка.

В восточном алтарном окне находился герб Империи, а в нижней половине стекла металлические буквы: Б. М. Е.Т. Е. Б. О., т.е. «Божией милостью Епифаний Тихорский, епископ Белгородский и Обоянский». Это памятник того, что заботливостью основателя Коллегиума храм был возобновляем. Таким образом, и в настоящее время это самое древнее здание в Харькове… На верху его мы видим те же самые три фонаря больших размеров, на боках его те же самые арабески, карнизы, коими он красовался до 200 лет тому назад, храм древнее монастыря. В XVII и первой четверти XVIII-го века он должен был представлять из себя приходскую церковь. В приложенном к Атласу Харьковского наместничества виде г. Харькова 1787 г. имеется и изображение Покровского храма с четырех ярусной же колокольней. Они стоят у обрыва и с них открывалась чудесная панорама всего Харькова. Во дворе выделялось обширное 2-х этажное здание Коллегиума. В нижнем храме Покровского монастыря престол был в честь Трёх Святителей.

Монастырский храм является весьма характерным по своей архитектуре, наряду с другими церквами Харьковской епархии он представитель южнорусской, малорусской архитектуры. Весьма важно и интересно то обстоятельство, что храм, хотя каменный, но построен по образцу деревянных, именно этой южно-русской архитектуры. Из наиболее близких к нему и по времени, и по общему характеру работы – можем назвать собор в г. Изюме, построенный во время царей Иоанна и Петра Алексеевичей, и имеющий не три купола, как Харьковский, а пять, но отличающийся теми же простыми формами, той же орнаментальной отделкой в обрамлениях окон, куполов и т.п.

Храм двухэтажный: верхний посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. Через притвор с невысоким сферическим потолком переход в первую часть храма – квадрат с плоским потолком, на востоке громадная арка, ведущая во вторую небольшую часть храма, имеющую раструб без окон. Арка из этой части ведет в центральную, противоположная арка закрыта иконостасом. В центральной - выше арки восьмиугольный раструб без окон, следующий такой же раструб с восемью окнами, а еще выше уже барабан с восемью окнами. Алтарная часть храма равна второй части. В общем, как сказали уже, здесь видим повторение форм деревянной архитектуры, особенно в куполах.

На престоле храма – серебряная, позолоченная гробница 1847 года, она громадных размеров, в виде ротонды на четырех колонах, под крышей Гроб Господень, на пьедесталах, по сторонам Гроба, по Ангелу с рипидами. Вверху колпака, уже на крыше, - сидящие Евангелисты.

В нижней церкви – Крестовоздвиженской имеется: 1) евангелие Московской печати 1789 г. в окладе новейшей работы, 2) серебряный крест XVIII в. с рельефным изображением Распятия Христа: тип Христа грубый, голова приподнята вверх, глаза закрыты, ноги изогнуты, по четырем сторонам медальоны с сильно поврежденной финифтью. На ручке креста (длина ручки 28 см., в поперечнике 13 см.) надпись: «ссоружися крест сей власни кошт… Феодосия гавоинского архидиакона».

«В новом храме монастыря хранится святыня края, переносимая сюда из Куряжского монастыря на время с 30 сентября по 22 апреля, икона Пресвятой Богородицы Озерянской, признаваемая чудотворной и очень чтимая не только харьковскими жителями, но и всем окрестным населением. «Она, по словам преосвященного Филарета, писана на холсте кистью древнего малороссийского художника; на холсте приметны еще складки - следы путевого хранения святыни. Все эти особенности подают мысль, что св. икона писана одним из страдальцев православия, орошавшим слезами молитвы изображаемый им лик Богоматери и взывавшим о помощи небесной для гонимых чад православия и что она принесена была из-за Днепра». Трудно, по отсутствию данных, говорит проф. Д.И. Багалей, подтвердить или отвергнуть эту догадку преосвященного Филарета. Старожил Мерефы дал о ней в 1762 г. следующее письменное свидетельство: «видел я, и помню в церкви Озерянской пустыни стояла чудотворная икона; а откуда и кем поставлена, ведать не могу. Первое чудо от нее явилось о. Архимандриту Севастьяну и при строителе иеромонахе Варсонофии Хвастиченке».

Севастиан был архимандритом Святогорского монастыря и получил в 1710 г. Озерянскую пустынь или пустошь от священника Богородицкой церкви в Мерефе о. Федора и соорудить в ней также Богородичную церковь. Священник же Феодор был выходец из-за Днепра, после бунта Брюховецкого (1668 г.) пришел в Мерефу, много лет состоял священником тамошней Богородичной церкви, купил себе под Мерефой пасеку с садом не р. Озеряной (отсюда и название пустыни) и занял (путем заимки) греблю (т. е. плотину) на став (т.е. пруд), в лесу криницу и часть леса; в 1696 г. все это было утверждено за ним харьковским полковником Ф. Донцом. Из этих документальных данных преосвященный Филарет делает вывод, что «храм Рождества Богородицы, перестроенный в 1711 г. в Озеряной, существовал еще прежде 1671 г., называясь Мерефянским по близости к Мерефе». Но документы ясно и определенно говорят, что о. Феодор был священником Богородичного храма в самой Мерефе и что он уступил принадлежавшую ему землю архимандриту Севастиану, который построил храм и основал Озерянскую пустынь, в 3-х верстах от Мерефы на левом берегу р. Озерянки. Из документов не видно также, чтобы Озерянская икона принадлежала священнику Феодору и была вывезена им из Заднепровья; малороссийский же характер ее живописи, быть может объясняется тем, что слобожане вообще усвоили себе такую манеру письма, как это видно из многих памятников иконографического искусства, собранных в пределах харьковской епархии на церковно-археологическую выставку при XII съезде.

Но приводя эти соображения, мы отнюдь не придаем им решающего значения, и очень может быть, что в действительности Озерянская икона была вывезена из-за Днепра и именно священником о. Феодором. Мы только хотели разобрать основания, которыми подтвердил свою гипотезу преосвященный Филарет. По закрытии Озерянской пустыни в 1787 г., Озерянская икона Божией Матери была перенесена сначала в Куряжский монастырь, а, по упразднении его в 1788 г., - в Харьковский Покровский, где оставалась до 1797 г., когда, по восстановлении Куряжской обители, была снова возвращена туда. Высочайший указ о перенесении иконы на зимнее время из Куряжа в Покровский монастырь состоялся только в 1843 году». Икона действительно писана на холсте, прикрепленном к доске. Письмо, как справедливо замечает Преосвященный Филарет, кисти древнего малороссийского художника, в том смысле, конечно, что икона местного южно-русского происхождения; исполнение ее довольно посредственное и она писана, по всей вероятности, простым мастером, копировавшим хороший образец; контуры фигуры грубые, краска, обычная в памятниках южно-русских для XVII-XVIII в. - красная, голубая. Икона дошла до нашего времени в плохой сохранности, но все же ясно очерчивается лик Богоматери, Младенца, их положение, цвет их одежды. Богородица изображена повернувшей лицо в сторону Младенца, на ней красный хитон и голубой мафорий, на голове корона, правая рука её в позе моления, а левой она поддерживает Младенца Христа, сидящего у нее как бы на коленях у левой руки. Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове у него такая же корона как у Богородицы, в левой руке он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у обоих желтые. Начиная от плеч, кругом нимбов Богородицы и Христа, на фоне иконы шли звезды, видные и теперь. Вверху иконы, справа и слева облака. Размеры иконы: высота 40 см., ширина 34 см.

Озерянская Божия Матерь - один из многочисленных переводов типа Одигитрии Божией Матери, известного и в афонской иконописи и в русской, в таких иконах например как Влахернской (в Успенском Московском Соборе), Смоленской Божией Матери, Тихвинской, Святогорской, Колочской, Межецкой, Федотьевской, Казанской, Грузинской и др. Отличие ее от других в некоторых лишь деталях и самом характере исполнения, обусловленных временем и происхождением ее. Она стоит в ближайшей связи со многими иконами, происходящими также из Харьковской епархии и несомненно находившимися под влиянием западных памятников искусства, иконописи. К таким деталям - кроме характера ликов Богородицы и Христа, отличающихся от таких же в северно-русских памятниках, относятся: короны на головах Богородицы, Христа, одежда Христа-Младенца, Евангелие в руках последнего.

Из ряда многочисленных памятников, происходящих из Харьковской епархии и имеющих ближайшее сходство с иконой Озерянской Божией Матери и по общему характеру работы и даже по многим деталям - укажем на икону Ченстоховской Божией Матери XVII в. в церкви Вознесения Хорошевского монастыря, на икону того же имени, но без многих деталей, имеющихся в первой, и через то еще более близкую к Озерянскому образу, в церкви Св. Троицы в Сумах, далее на иконы: в церкви Св. Николая в Замостье близ Змиева, в церкви Воскресения г. Лебедина, в церкви Рождества Богородицы в с. Двуречный Кут Харьковского уезда и др.

Икона Озерянской Божией Матери - времени не раньше XVII в.

Другие древние памятники монастыря, имеющие значение для культурной истории края, состояния церковно-религиозного искусств XVII - XIIVI в., хранятся в его ризнице; они почти все, как и много из икон, в большей части мало интересных, поступивших в ризницу из Духовной Консистории (в виду тех или иных изъятий из обращения) были на выставке XII археологического съезда в Харькове, составляя украшение ее церковного отдела. Опишем первые памятники, из которых некоторые восходят, как видим, по своей древности, к начальной поре существования монастыря.

Древнейший памятник - Евангелие, in folio, Московской печати 1698 г. На переплете Евангелия замечательный оклад; серебряная позолоченная доска, на которую наложен прорезной рельефный орнамент в виде ветвей виноградной лозы с кистями на одной (передней) стороне и в виде ветвей с цветками на другой; кроме того на одной стороне длинный серебряный крест, на котором статуарно перекрестное изображение распятого Христа. По сторонам креста четыре фигуры ангелов с орудиями страстей. На этой же передней стороне в медальонах финифтью изображения Евангелистов и сцен страстей Христа. На оборотной стороне в рельефе же древо Иессево с Богородицей поверх него с сидящими пророками и четырьмя ангелами, поклоняющимися Христу-Младенцу.

Описанное Евангелие - дар князя Потемкина. Другое Евангелие также громадных размеров, in folio, Киевской печати, 1707 г., с выходным листом, украшенным гравюрой, с символическими изображениями, характерными для искусства XVIII в. По сторонам заглавия Евангелия, помещенного как бы киот - Евангелисты; вверху киоты олицетворение - любви: женщина с детьми; по сторонам олицетворения веры и надежды; выше на облаках Спаситель, сидящий на колеснице, в которую впряжены символы Евангелистов: под колесницей попираемая ею смерть; впереди в звезде по грудь Предтеча. На переплете Евангелия вновь - прекрасный ценный памятник ювелирного искусства - оклад.

На серебряной доске цветной прорезной орнамент. По углам четыре серебряных наугольника, позолоченных, с изображениями в высоком рельефе Евангелистов. В центре - большой медальон, также позолоченный, с изображениями в рельефе Преображения Господня. Вокруг этого медальона идут малые медальоны с изображениями: Входа в Иерусалим, Несения креста, Положения в Гроб, Воскресения Христа, Распятия, Снятия с креста, Поклонения волхвов младенцу, Отречения Петра, Моления о чаше, Вознесения, Христа перед Пилатом, Бичевания Христа. На оборотной стороне рельефно изображен Покров Пресвятой Богородицы.

Из древних памятников выделяется серебряный крест XVII в. с мощами св. Печерских угодников: рельефное изображение Христа. Распятого, Бога Отца, предстоящих и др.

Далее отметим следующие памятники:

1) Четырехконечный кипарисовый крест весьма тонкой резьбы, с миниатюрными фигурами, XVIII в.: на одной стороне изображения: Благовещение, Введение в храм Богородицы, Крещение Христа, Сретение, Исцеление слепого, Неверие Фомы. На другой стороне: Преображение, Воскрешение Лазаря, Положение в гроб, Жены у Гроба, Сошествие Христа в ад. Более интересна, прекрасной работы серебряная оправа, украшенная ленточной филигранью, равно подставка и ручка. Выс. 12 см, перекр. 6 ½ см, толщ. 1 ½ см.

2) Большой четырехконечный серебряный крест в значительной части своей позолоченный. Фон насечкой оставлен не позолоченным; в нем рельефом цветочный орнамент, образующий собою и род медальонов, в которые вставлены другие выпуклые же медальоны - уже финифтяные. Громадное подножие овальной формы имеет также орнамент в виде цветочных разводов и особых медальонов, нижняя часть подножия украшена рельефным цветочным орнаментом, тянущимся гирляндой вокруг его и четырьмя херувимскими головками. На самом кресте с одной и другой стороны по пяти медальонов финифтяных, из коих средние больше, а остальные малые. На средних изображено - Распятие Христа и Воскресение по западным образцам, прекрасной работы, а на малых: Бичевание, Возложение тернового венца, Снятие со креста, Жена мироносица, Христос и два апостола на пути в Эммаус, Несение Креста, Неверие Фомы. На подножии: Тайная вечеря, Целование Иуды, Моление о чаше, Положение в гроб. Светлые краски, прекрасные формы фигур. Выдающийся памятник ювелирного искусства пол. XVIII в. На ручке креста выгравированы следующие надписи: «Весу в нем 15 ф. 12 л. 1724 год. мца декабря сооружися крт сей коштом преосвященного Митрофана Тверскаго». Высота с подножием 82 см, выс. Креста 44 см, перекр. 36, толщ. 3 ½, шир. 6 ½ см.

3) Серебряный позолоченный восьмиконечный крест, украшенный на передней стороне финифтяной пластинкой с изображением Распятия Христа, совершенно по западному образцу, в терновом венце, с закрытыми глазами. Вверху финифтью же надпись на трех языках: еврейском, греческом, латинском; внизу финифтью Адамова голова. Ниже по рукоятке рельефом колонна с петухом, копье и губка. На задней стороне в трех медальонах орудия страстей. Крест работы 1785 г. Длина - 30 см, перекр. 16 см, шир. 3 см, толщ. 1 ½ см.

4) Серебряный шестиконечный крест, позолоченный, XVIII в., хорошей работы. На кресте высоким рельефом изображено Распятие Христа. (У Христа склонившего голову направо, старческий тип лица, большая продолговатая борода, глаза закрыты). В перекрестье: стоящие фигуры Богородицы, Иоанна, Магдалины и сотника; вверху креста: сошествие в ад, а внизу Адамова голова, Иоанн Предтеча, крылатый, держащий в чаше голову. Все фигуры короткие, плотные, лица грубоватые, оконечности уродливые. Ниже Предтечи колонка с Петухом и орудия страстей. Ножки и подножие украшены рельефным цветочным орнаментом и херувимскими головками. На оборотной стороне медальоны и цветочный орнамент. Высота креста с подножием 72 см, креста 36 см, перекр. 21 ½ см, толщ. 2 см, шир. 3 ½ см.

5) Серебряный позолоченный крест, шестиконечный, западной работы, вывезен, вероятно из-за границы. На нем гравировкой изображено распятие Христа (ноги не сближены, а раздвинуты), по четырем концам евангелисты с символами. Изображения сопровождаются латинскими надписями. На перекрестии орудия страстей, а ниже образованы гравировкой и на оборотной стороне креста, при чем на одном конце сделан Нерукотворный образ, а на другом агнец со знамением. На ножке шар, на котором гравировкой надпись: IHESVS. Высота с подножием 49 ½ см, перекр. 18 см, шир. 3 см.

6) Серебряный крестик, четырехконечный, украшенный на передней стороне рельефным изображением Распятия Христа и орнаментом, прекрасной работы XVIII в. Дл. 9 см, перекр. 6 ½ см, толщ. 1,2 см, шир. 1 ½ см.

7) Серебряный позолоченный крестик, четырехконечный, украшенный на передней стороне гравированными изображениями, грубой работы, уродливые формы и оконечности: Распятие Христа; в перекрестье: Богородица, Иоанн по грудь, и вверху Бог-Отец, благословляющий на обе стороны. XVIII в. Длина 8 ½ см, пер. 6 ½ см, шир 2 ½ см, толщ. 1 см.

8) Кипарисовый четырехконечный крест плохой работы - резьба быть может киевских монахов, XIX в.; небольшие уродливые фигуры: Бог-Отец, Христос, и Св. Дух (голубь), Распятие Христа с предстоящими, по сторонам которых святитель, еще святой; Иисус Христос на троне в святительском одеянии, Воскресший Христос со знамением, Ангел и жены святые. Крест в металлической оправе и с металлической ручкой. На боку креста на металле подпись: «Старанием Преосвященного Христофора Сулимы Епископа Слободского, Украинского, Харьковского и Кавалера, 1810 года Мая, весу 1 ф. 48 зол.». Длина (без ручки) 27 см, перекр. 15 см, толщ. 2 ½ см.

9) Дарохранительница из плохого серебра; нижняя часть имеет вид параллелограма, верхняя меньшего параллелограмма, поверх которого усеченная крыша; сверху последний купол, увенчаный крестом. По крышке нижнего ящика идет следующая надпись: «во гроб плотски во аде же с душею яко Бог в ран же с разбойником и на престоле был еси Христе со отцом и духом вся исполняя неописаны». XVIII в.

10-11) Два серебряных подсвечника, с широким основанием, на которых высоким рельефом херувимские головки и фрукты. Ножкой подсвечника служит ангел, литая фигура в виде кариатиды, поддерживающая на голове самый подсвечник. Хитон на левой ноге ангела оставляет одну ногу открытой; рукова хитона загнуты. Фигура в общем уродлива, грубовата, работа этой фигуры не соответствует работе подножия. По нижнему краю основания надпись: «Сии подсвечники сделаны 1756 года, мца марта 7 дня в битность архимандрита Рафаила Макринскаго, весу в ных десять фунтов и сорок золотников. За работу дано 50 рублей за денег суммы жалованой». На другом подсвечнике надпись: «Ея Императорскаго Велычества Благочестивейшия Самодержавнейшия Велыкия горины-нашея Императрицы Елисаветы Петровны».

12-13) Два серебряных блюда; у одного края имеют характерный рельефный орнамент в виде завитков с насечками и чешуйками; другое более тяжеловесное, массивное, имеет на дне углубления - медальон какие-то, по-видимому, лунные исчесления; в круге и в полукруге цифры, гравировкою надпись: «Казенное блюдо, крутицкаго дому». Оба сосуда XVIII в. диам. - 35 см.

«В библиотеке монастыря имелись следующие редкие книги: Библия - Островской печати 1581 года, Маргарит Иоанна Златоутого 1596 г., Октонхи Московской печати 1636, 1683 г. и др, Евангелие Московской печати 1636 г., Требник Петра Могилы 1646 г., Апостол Львовской печати 1666 г., Ирмолог Московской печати 1682 г., Триод постная Киевской печати 1648 г., Триод цветная Львовской печати 1664 г., тоже Московской печати 1648 г., Евангелие учительное Московской печати 1652 г., Евангелие Московской печати 1735 г., «Трубы словес» - Лазаря Борановича и мног. Другие книги».

В древнее время, говорит преосвященный Филарет, в нижней церкви Покровского монастыря погребались многие из знатных фамилий Слободской Украины. Каменные склепы многих поныне (1852 г.) целы под полом нижнего храма. На одной металлической дощечке написано: «року (т. е. года) 1706, августа 28 дня, в среду преставился раб Божий Федор Григорьевич Захаревский, полковник Харьковский, в полку на Самаре, и погребен в Харькове»… Надругой дощечке читаем: «року 1721, июня 15, в субботу по полудни преставися раба Божия Марфа Федоровна Квиткина; Христе Боже душу ее упокой». По фамильной летописи Квиток видим, что это была дочь Федора Григорьевича Донца-Захаржевского, бывшая в замужестве за сыном полковника Григория Семеновича Квитки, Романом и только один год жившая в супружестве.

По той же летописи видим, что в том же храме был фамильный склеп Квиток. Здесь по летописи погребены в одном гробу умершие в один и тот же день (22 октября 1734 г.) - Василиса Ефремовна, урожденная Красновская, супруга полковника Григория Семеновича Квитки, 56 лет, и сын ее Василий Григорьевич Квитка, 25 лет. Мать и сын умерли через месяц после того, как сам полковник Григорий, отправился на богомолье в Киев, умер там 65 лет. В 1835 г., августа 24, умер капитан Стефан Григорьевич Квитка, 23 лет, и погребен в училищном монастыре в нижней церкви трех Святителей, пред левым крылосом». Наконец, здесь же погребен еще один представитель рода Квиток, внук харьковского полковника Григория Семеновича Квитки, принявший монашество под именем Наркисса в 1751 г. и бывший архимандритом в Куряже; скончался он, проживая на покое в Покровском монастыре, в 1792 г. Из фамилии Квиток вышли и другие деятели на почве монашества: две дочери полковника Гр. Сем. Квитки были игумениями Хорошевского монастыря.

Егор Кузьмич Редин «Материалы к изучению церковных древностей Украины. Церкви города Харькова». - Харьков, 1905 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева 19 октября 2025

Покровский собор принято считать древнейшим храмом Харькова, а монастырь, в котором он находится – самым главным на Слобожанщине. На самом деле это не совсем так. Собор правильнее было бы назвать древнейшей из сохранившихся памятников городской архитектуры, но все же не самой первой церковью Харькова. Обитель на самом деле является центром Харьковской епархии Украинской православной церкви (Московского патриархата), на ее территории располагается официальная архиерейская резиденция, а сам комплекс находится в центральной части столицы Слободской Украины.

Казалось бы, чего еще нужно? Однако исторически больше прав называться «Харьковским» имеет вовсе не Покровский... а Куряжский Преображенский монастырь, возникший вскоре после основания города в середине XVII века. Зато Покровский монастырь, чтобы единолично претендовать на такой титул, «опоздал» с появлением более чем на 60 лет и, что тоже интересно, является моложе собственного престольного храма на 37 лет! Однако дело не только в этом: обитель, изначально несколько искусственно созданную в самом центре города, всегда непросто было воспринимать как адекватное место для активной духовной жизни и аскетического совершенствования монахов… Своим рождением Покровский монастырь обязан не набожным поискам какого – то монаха или жертвенности вельможной особы (хотя русский князь Голицын и упоминается как один из основателей обители), а появлению в Харькове учебного заведения-Харьковского коллегиума. Именно по необходимости иметь очаг духовного окормления студентов, епископ Белгородский и Обоянский Епифаний Тихорский в 1726 году основал монастырь, который в противовес «харьковскому» Куряжскому быстро получил обозначение «училищного».

Монастырские состоятельные жители города, по традиции, отписывали имущество и земли, поэтому в XVIIІ веке среди его собственности было немало хуторов, которые впоследствии оставили свои названия современным районам. Кому-то, может, интересно будет узнать, что название Клочковской улицы, которая берет свое начало под стенами Покровской обители, названа так не в честь многократной олимпийской чемпионки харьковчанки Яны Клочковой, как рассказывается в местном анекдоте, а из-за того, что была дорогой к хутору, который принадлежал казацкому полковому судье Тимофею Клочку. Среди других имений монастыря были хутора Немышлянский, Даниловский и, что особенно меня увлекло, Шаповаловский.

Управление собственностью требовало не только от монастырской администрации, но и даже от обычных монахов немалых усилий, специальных хозяйственных и канцелярских знаний и навыков, организационных способностей и тому подобное. Если добавить к этому еще и ту часть «ученых монахов», которая занималась преподаванием в коллегиуме, то получим неутешительный вывод: за такими хлопотами заботиться о сугубо духовной жизни обители априори было почти невозможно. Видимо, это и стало одной из предпосылок возникновения первого среди известных конфликтов монастырских жителей со священноначалием: Белгородский архиерей Досифей Богданович-Любимский в 1730-х годах обвинил игумена училищного монастыря Митрофана Слотвинского в аморальных связях с женщинами и хищении денег из казны. Что, однако, не помешало последнему впоследствии стать архиепископом в Твери – а владыке Досифею - быть отстраненным от управления епархией и вскоре умереть в ожидании церковного суда с харьковским игуменом…

Коллегиум - отдельная страница в истории не только монастыря, но и целого города. Образовательный центр появился в Харькове в 1725 году после перевода из Белгорода архиерейской школы. В 1727 году на ее основе был создан Харьковский духовный коллегиум. С этим учебным заведением связаны судьбы многих незаурядных слобожан, среди которых самым известным, пожалуй, является философ Григорий Сковорода (преподавал в ней в течение 1759-1769 годов). Тягость образовательных традиций обеспечивали плотные связи с Киево-Могилянской академией. Многие исследователи называют коллегиум самым мощным очагом образования целой Левобережной Украины в XVIII веке. Так это или нет, но наличие собственной духовной школы качественно выделяло провинциальный тогда Харьков среди других полковых центров Слобожанщины, формируя предпосылки для превращения именно этого города в столицу региона. Кроме того, коллегиум на определенном этапе развития Харькова стал воплощением присущей его жителям жажды познания всего нового, и эта характерная жажда и научное наследие учебного заведения в начале XIX века стали основой для основания местного университета.

Тогда же, в 1720-х годах, вновь основанный Покровский монастырь стал в определенной степени прообразом будущего епархиального центра. Уже в 1729 году местный игумен, который одновременно был ректором Харьковского коллегиума, получил титул архимандрита Куряжского монастыря и собрал под свое общее руководство и меньшие монашеские Конгрегации, например, Озерянскую и Аркадьевскую пустыни. Следовательно, стал самым влиятельным церковным лицом в окрестностях.

Примерно в то время в Харьков перебрались бывшие студенты Киевской академии Арсений и Епифаний Могилянские, которые позже внесли свой вклад в историю обители. Архимандриты, впоследствии архиереи Могилянские прославились как проповедники при дворе русской императрицы Елисаветы, Арсений стал ее духовником. Эти выпускники Харьковского коллегиума привели к еще большему повышению статуса ее ректора. В 1742 г. игумену Покровского монастыря было разрешено носить мантию со скрижалями и крест – по примеру архимандрита Московского Спасского училищного монастыря и ректора Московской академии. Двумя годами позже-носить панагию, а с 1751 г. - использовать при богослужениях с участием ректора рипиды, как было объяснено в соответствующем документе, «в великую честь училищного монастыря».

Кстати, в середине ХVIII века длительный промежуток времени коллегиум даже в официальных бумагах назывался не иначе, как Харьковской академией. Видимо, это была кульминация развития учебного заведения, которое позже постепенно утратило свое значение, деградировав в XIX в. до уровня самой обычной провинциальной семинарии, запомнившейся разве лишь появлением в лексиконе харьковчан колоритного словечка «ракло». Именно так малообразованные бабушки-торговки с Подола называли бурсаков, которые после штудирования античной литературы с возгласами вроде «мы – как гераклы!» налетали на базарные ряды, чтобы стащить первое попавшееся, что попадалось под руку. «Прячь все, раклы бегут!»- громко предостерегали друг друга бабы во время очередного визита «подражателей» подвигов мифического древнегреческого героя…

В конце ХVIII века Покровскую обитель обошла лихая участь: в погроме монашеских конгрегаций русской императрицей Екатериной II из почти двух десятков слобожанских монастырей уцелели лишь два – и училищный был одним из них. А уже в 1799 году он стал, помимо всего прочего, еще и архиерейской резиденцией. В том же году в составе Синодальной Русской Православной Церкви была образована Слободско-Украинская епархия с епископской резиденцией в Харькове. Покровский собор монастыря стал кафедральным почти на полвека - до 1846 года. В эти времена происходит перестройка монастыря. Претерпел реконструкцию первоначальный главный корпус коллегиума - так называемый дом Шидловского.

В свое время, в начале ХVIIІ в., этот бывший дом Харьковского полковника был едва ли не лучшим в городе, не в последнюю очередь потому, что в отличие от большинства близлежащих сооружений был не деревянным, а каменным. В 1709 году здесь останавливался русский царь Петр I, а во время подготовки к Полтавской битве жила семья царского сподвижника князя Меншикова. После основания монастыря дом Шидловского, приобретенный за 500 рублей, оказался центральным на его дворе. За столетие помещение превратилось в двухэтажное сооружение с деревянной башней, увенчанной шпилем и украшенной гербом Российской империи. На башне были установлены часы, которые сигнализировали о начале и конце учений в коллегиуме.

Территория монастыря делится на «чистый двор», «черный двор» и «коллегиальный двор». Деревянные кельи постепенно заменяются каменными келейными корпусами. Над вновь построенными из кирпича главными воротами в 1761 году появляется помещение библиотеки, которая и в XIX в. хранила редкие книги, упоминаемые архиепископом Филаретом Гумилевским в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» (1852 г.). К примеру, Толкование Евангелия от Кирилла Транквилиона-Ставровецкого, печатное в 1696 году, или уникальное издание «Маргарит» свт. Иоанна Золотустого, увидевшего свет в Остроге 1596 года. Среди прочего встречалась также Библия Острожского издания 1581 г., требник свт. Петра Могилы киевского издания 1646 г., немало богослужебных книг Киевской и Львовской печати ХVII в. (октоихи, Триоди, Евангелия, апостолы, Псалтыри, служебники, Минеи). Не хватало литературы и из Москвы, но она была уже большей частью ХVIIІ-ХІХ веков. Первобытные, древнейшие литературные сокровища училищного монастыря - украинского происхождения.

Вторая половина XIX века - новая фаза» уплотнительной застройки монастыря. В целом обитель реорганизуется в соответствии с требованиями функционирования административно-религиозного центра, а не хотя бы обозначенному в ХVIIІ веке поиску формулы сосуществования образовательного очага и монашеской общины. По классицистическим образцам обновляется архиерейская резиденция. Исчезает исторический дом Шидловского - на его месте встают консистория и другие епархиальные учреждения.

В 1896 году завершается возведение второго монастырского храма - в честь Озерянской иконы Божией Матери – пожалуй, главной Слобожанской святыни, которая после закрытия имперским центром Куряжского монастыря некоторое время хранилась в Покровской обители. Базиликальный Озерянский храм сознательно строится значительно просторнее, однако ниже соседнего Покровского собора. Несмотря на насущные практические потребности, уважение к собственной истории, таким образом, все же сохраняется. Ну, и лавки ... куда же без них?

Коммунистические времена не пожалели недобитого Екатериной II Слобожанского монастыря. Да и разве могло произойти иначе, чтобы в самом центре столицы советской украинской «республики» существовал очаг идеологически враждебной монашеской жизни? Как только «красные» почувствовали, что таки утвердились в Украине, в 1922 году монастырь перестает действовать. Более того, некоторые священнослужители и монахи освятили обитель своей мученической смертью – их расстреляли прямо на монастырском дворе, а останки скрыли под стенами церкви. Материальные ценности монастыря были разграблены или уничтожены. Его главные сооружения, к счастью, не исчезают, однако используются не по назначению, небрежным хозяйничанием новых владельцев подвергаясь опасности медленного разрушения. Дополнительных проблем добавляет Вторая мировая война. В конце концов, во второй половине ХХ века часть памятников Покровской обители за государственный счет реставрируют, попутно разбирая некоторые сооружения XIX века. На монастырском дворе «паркуются» военные пушки и танки – в дореволюционной архиерейской резиденции начинает работать региональный исторический музей. Вместе с ним бывшие церковные помещения использует территориальный филиал Государственного архива, военкомат, а некоторые дома используются как складские или даже становятся жилыми.

С началом 1990-х годов наступает этап восстановления. На территорию обители, постепенно освобождаемую от светских учреждений, возвращается епархиальный центр Харьковской общины УПЦ (МП). В 1992 году в Покровском монастыре происходит важный для новейшей истории Православной церкви Украины Архиерейский собор, ставший известен как «Харьковский». На нем епископы осудили образование своим бывшим проводником митрополитом Филаретом Денисенко Украинской православной церкви Киевского патриархата и избрали вместо него на столичную кафедру нового предстоятеля – митрополита Владимира Сабодана. На время Покровский монастырь стал как бы символом идеи сохранения УПЦ верности церковным властям Москвы.

Реставрационные работы продолжаются длительное время, однако не всегда современный ремонт представляется уместным тем, кто проникнут идеей сохранения исторического облика старинных зданий. На монастырском дворе появляются новые архитектурные формы: монументы в честь 2000-летия Рождества Христова и 200-летия основания епархии, стела памяти коллегиума и Григория Сковороде, иконные лавки и киоски по продаже монастырского хлеба и тому подобное. Накануне престольного праздника в октябре 2003 года происходит неоднозначный казус – монастырь покидают все 19 монахов и послушников. Братия, недовольная согласием церковных властей употреблять идентификационные коды, пошла на обострение конфликта с руководством епархии и, в конце концов, выехала в сопровождении милиции на автобусе в неизвестном направлении, получив вдогонку от митрополита Никодима Руснака эпитет «раскольники»…

Несмотря на свою противоречивую историю, училищный монастырь продолжает обучать горожан самим лишь фактом своего существования, своим прошлым и современным состоянием. В начале XXI века он предстает живым напоминанием о древнем происхождении города, его смешанной украино-русской истории, о светлых моментах сохранения исторической памяти и разрушительном потенциале отказа от аутентичного христианского призвания. Он действительно никогда не был «Харьковским монастырем»: сначала только необходимым приложением к учебному заведению, а впоследствии скорее официальным епархиальным центром. Однако он стал одним из символов Харькова, крепко связав собственную судьбу с историей столицы Слободской Украины.

«Монастырь Покрова. Училищный монастырь», 16 апреля 2009 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева 20 октября 2025

Харьковский коллегиум был первым высшим учебным заведением Левобережной Украины и явился предшественником открытого в начале XIX века Университета. (Коллегиум был создан в 1722 году в Белгороде епископом Епифанием Тихорским как школа при архиерейском доме. В Харьков ее перевели по инициативе и при активном содействии князя М.М. Голицына, бывшего в те годы Главнокомандующим в Украине. Коллегиум, являвшийся всесословным учебным заведением, должен был, по замыслу учредителей, готовить молодежь к разнообразной духовной и светской деятельности).

Разместили Коллегиум на подворье монастыря. В двухэтажном каменном доме в стиле украинского барокко произвели необходимые перестройки, и он прослужил Главным корпусом Коллегиума до 1850 года, а затем использовался как Консистория. В конце XIX века дом был снесен за ветхостью. На его месте в 1903 году построили здание монастырских келий с трапезной, в котором в послевоенные годы помещался Дзержинский районный военкомат, а теперь оно возвращено монастырю.

За Коллегиумом закрепили нижнюю церковь двухъярусного Покровского храма. На втором этаже надвратного монастырского здания разместили библиотеку, которая к концу XVIII века насчитывала более двух тысяч книг на разных языках. В нескольких старых хатах, стоявших на подворье, поселили холостых преподавателей (семейные жили в городе на частных квартирах) и иногородних учащихся, устроили трапезную и хозяйственные помещения.

При Коллегиуме организовали начальную школу, называвшуюся Сиропитательным домом или бурсой, куда принимали детей духовенства, преимущественно сирот. Позднее стали принимать и детей разночинцев. Дом находился на северной стороне нынешнего Бурсацкого спуска. Условия жизни и обучения в бурсе и Коллегиуме были спартанские: в классах не топили. От холода замерзали чернила, и ученики держали чернильницы за пазухой. Воспитанников не обеспечивали ни бельем, ни одеждой, ни обувью. Скудной была и еда – постные щи, ржаной хлеб, гречневые галушки. Желая хоть как-то поправить свое материальное положение, старшие ученики на летних каникулах разбредались по селам, где их охотно нанимали учителями к споим детям помещики и зажиточные крестьяне.

Постепенно бурса обустраивалась. В 1770-1773 годах возвели во дворе одноэтажный каменный корпус, в 1808-м – каменный флигель для училищной больницы. В 1818 году над учебным корпусом надстроили второй этаж и открыли домовую церковь. В 1821 году вдоль Бурсацкого спуска был сооружен новый большой двух-трехэтажный корпус казарменного вида, но довольно удобный внутри. В нем разместили два отделения бурсы – уездное и приходско-духовное училища, и перенесли туда домовую церковь, а в старом корпусе разместили училищную больницу. В 1881-1885 годах комплекс духовного училища капитально реконструировали. Старые строения во дворе снесли, главный корпус достроили в глубь участка и надстроили со стороны спуска еще на один этаж в виде мезонина. Фасад оформили в русско-византийском стиле. В таком виде это здание дошло до наших дней; теперь в нем размещается Институт культуры.

Коллегиум, который часто называли Тихорианской академией (по имени основателя), приобрел заслуженную известность. В программу обучения наряду с богословием, философией, пиитикой, риторикой, церковнославянским, древнегреческим и латинским языками входили современный русский, немецкий и французский языки, история, география, математика, физика. К ним добавились со временем естественные науки, что являлось особенностью Харьковского коллегиума. Далеко не все учащиеся проходили полный курс обучения. Богословие штудировали ученики, которые готовились стать священниками (это были, как правило, дети духовенства). Разночинцы обычно заканчивали свое образование философией, не доходя до богословия, и проявляли себя на различных поприщах государственной службы. Наиболее способных воспитанников по окончании курса посылали на стажировку за границу.

В 1768 году при Коллегиуме открыли так называемые Прибавочные классы, в которых развернулось преподавание прикладных наук – геодезии, инженерного дела, артиллерии с расширенным обучением математики, иностранных языков. В дальнейшем добавилась инструментальная музыка, танцы, рисунок, живопись и архитектура. Курс был рассчитан преимущественно на детей дворянского звания, готовившихся к государственной службе. Расписание было составлено так, что факультативные занятия в Прибавочных классах могли посещать все желавшие. Размещались Прибавочные классы, однако, за пределами монастыря, там, где теперь находится библиотека им. В.Г. Короленко. Прибавочные классы просуществовали 20 лет, а затем их отделили от Коллегиума и слили с основанным в 1789 году так называемым Народным училищем.

В первые годы в Коллегиуме обучалось около 400 челoвек, затем их число возросло до 800. Зачисляли, как правило, учеников, уже получивших начальное образование в бурсе или местных архиерейских школах.
Особое внимание уделялось подбору преподавателей, часть которых выписывали из-за границы. Среди местных преподавателей Коллегиума было немало высокообразованных людей, обладавших широкими познаниями и подлинной культурой. Особое место принадлежало выдающемуся украинскому философу, просветителю, писателю Г.С. Сковороде.

К сожалению, деятельность Коллегиума осложнялась постоянными трениями между церковной и правительственной администрациями, а также недостаточностью отпускаемых средств. Создание в Харькове Университета привело к постепенной реорганизации Коллегиума в первой половине XIX века в семинарию – среднее учебное заведение чисто духовного направления. С 1817 года оно считалось духовной семинарией 3-го разряда, хотя до 1840 года еще сохраняло наименование Коллегиума. В 40-е годы XIX века семинарию перевели в новое здание на Холодной горе (бывшая Семинарская улица, теперь ул. Володарского, 46).

В 1941–1945 годах здания были сильно разрушены. В восстановленных корпусах теперь размещается один из факультетов Харьковского института летчиков. Прибавочные классы Коллегиума в 1788 году переименовали в Казенное училище, а в 1789-м присоединили к Главному народному училищу, которое стали именовать Главным слободскоукраинским училищем. В 1805 году оно стало Первой слободско-украинской мужской гимназией, основная задача которой заключалась в подготовке учащихся к поступлению в Университет. А бурсу окончательно преобразовали в Духовное училище, состоявшее из приходского, дававшего начальное образование, и уездного, дававшего подготовку более высокой ступени.

После 1917 года хозяева здания на Бурсацком спуске многократно менялись. В нем последовательно помещались факультет Политпроса института народного образования, затем Библиотечный институт (1936), Консерватория (1943-1949), снова Библиотечный институт, ставший в 1964 году Институтом культуры. Он и является хозяином здания сегодня.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.