На 1666 год приходится письменное упоминание о Слюзчиной Слободке, расположенной вблизи Красногорского монастыря. Основание Слободки связывают с человеком по прозвищу Слюзка. В документе 1729 года сказано: "Село Слободка Слюжчина, по свидетельству старожилов тамошних, было некоторого ляха Слюзки". Он владел многими землями в этих местах и известен тем, что подарил подвижникам, пришедшим в эти края Красную горку для превращения её в "гору Божию". Как повествует монастырская хроника, "Слюзка жил недалеко от монастыря, на хуторе, именуемом Слюжчина слободка".
Первые сведения же о Красногорском монастыре появляются с 1637 года в связи с тем, что первым монахам, выстроившим здесь храм св. Георгия Победоносца, запорожскими казаками было подарено Святое Евангелие, изготовленное во Львове. Середина ХVII века насыщена многими событиями, происходившими в этих местах. Причинами выражения недовольства послужила перепись жителей полков для составления переписных книг, по которым воеводам вменялся сбор доходов в царскую казну. Недовольство восставших усугубляло не избрание казаками полковника, как бывало прежде, а его назначение. Что, как полагали бунтари, не могло выражать интересы казачества. Преследуемые "московитами" казаки укрылись в Золотоноше и обратились за помощью к Дорошенко, который не имея собственных сил уговорил крымского хана "нанести поражение московской стороне". Крымчаки, сняв блокаду Золотоношской крепости, решили не ввязываться в дальнейшие сражения и "взялись за обычное дело - грабить и жечь не защищённые сёла и хутора". Сведений, что происходило тогда в Антиповке и Слюзчиной Слободе, не имеется, не осталось упоминаний о том тревожном времени и в хронике Красногорского монастыря. Остаётся лишь предположить, что монастырь крымские татары не тронули. В те времена обитель находилась в глухих, труднодоступных местах; речка и топкие, непроходимые болота надёжно укрывали Красную горку, служили естественной защитой от врагов.
По Андрусовскому договору 1667 года Правобережье Днепра отошло к Польше, а Левобережье - к Российскому государству. Золотоношская сотня вышла из состава Черкасского полка, центр которого располагался на правом берегу Днепра и переподчинилась Переяславскому полку. С именами переяславских полковников и золотоношских сотников связано много событий в истории Красногорской обители. В конце 70-х годов ХVII века переяславским полковником становится Думитрашко-Раич, серб по национальности, пришедший из Молдавии и возглавивший Золотоношскую сотню, а потом Переяславский полк. Его имя неоднократно упоминается в истории монастыря. К примеру, есть такая запись: "Золотоношскiй сотникъ Вуйца Сербинъ приимал главное участiе въ устроенiи монастыря: имъ построена другая церковъ (после возведения храма св. Георгiю), вероятно, теплая во имя Покрова Пресвятыя Богородицы около 1782 (в тексте опечатка, правилная дата - 1672 года). При немъ же въ Золотоношскiй монастырь перешла и братiя заднъпровского Виноградскаго монастыря вслъдствiе смутъ и преслъдованiй православныхъ унiатами и католиками въ западной Украинъ" (в то время Правобережье Днепра - это территория приблизительно от города Канева до города Чигирина по реке Днепру и до города Звенигородки по суше. В письме от 8 июня 1672 года наказному Переяславскому полковнику Олихверу Максименко Золотоношский наказной сотник Тимко Бурмака просил, чтобы тот "написал в табор к господину Дмитрашку Райче полковнику, чтобы Войцу, сотника нашего, прислал для совета подавания нам, созидания ради церкви Божии; уже мы и плотников наняли". То есть Покровская церковь монастыря возводилась всё же в 1672 году. Десятилетием позже Войца находился в опале как участник заговора Думитрашки, претендовавшего на место гетмана, и не мог участвовать в возведении церкви Красногорского монастыря. Возведение Покровского храма способствовало дальнейшему росту популярности островной обители. Поддержка, оказанная Вуйцо Сербиным, финансовые пожертвования знатных прихожан позволили вскоре стать монастырю феодальной вотчиной. В феврале 1689 года Вуйцо Сербин принял монашеский постриг под именем Виктор и вскоре умер. Под именем "монаха Виктора" Вуйцо Сербин записан в "Поминник" Красногорского монастыря в 1719 году. Особенно много "сдълалъ для устроенiя монастыря переяславскiй полковникъ Думитрашко-Райчъ: онъ далъ подтвердительный универсалъ на Слюзчину (7 декабря 1687 г.), прислалъ игумена Сильвестра и чрезъ него вновъ обустроилъ монастырь". После игумена Сильвестра Красногорской обителью правил игумен Иосиф Григорович. Для большего утверждения прав монастыря он выхлопотал у гетмана Ивана Мазепы универсал от 21 января 1688 года на Слюжчиную "съ принадлежавшими къ оному селу землями, лъсом, сънными покосами и мельницею".
В сложный период становления Красногорского монастыря святую обитель поддерживали гетманы, переяславские полковники и золотоношские сотники. Помощь мирян обитатели островной Красной горки принимали с благодарностью, тем не менее монахи в основном полагались на свои силы и возможности. На протяжении многих лет существования святой обители в ней сменился не один настоятель. Особое почитание в Красногорье заслужил игумен Софроний, настоящий благодетель, ибо "благодаря ему обитель отстроилась заново и окончательно процвела". Бывая по делам в Санкт-Петербурге, Софроний обратил на себя внимание в святом Синоде. Поэтому не случайно в 1742 году его вызвали в столицу для пополнения состава Александро-Невского монастыря (впоследствии Лавры). В звании наместника Петербургского Троицкого Александро-Невского монастыря иеромонах Софроний пробыл одиннадцать лет, после чего благочестивого наместника 8 апреля 1753 года назначили епископом Иркутским и Нерчинским. Осуществляя свой духовный подвиг на сибирской земле (в 1753-1771 годах), святитель Софроний до конца своих дней не забывал Красногрскую обитель, которая взрастила его, заботился о ней, посылал необходимые средства, на которые и соорудили величественный Преображенский (Софрониевский) храм, до сих пор являющийся украшением монастыря и Золотоношской земли. До закрытия монастыря в 20-х годах прошлого века два портрета Владыки Софрония находились в Преображенском храме - в притворе и на западной стене средней части храма, над входными из притвора вратами. В восстановленной Преображенской церкви поныне бережно сохраняются две иконы Святого Софрония: одна справа от входа в храм и другая - внутри помещения (но без изображения его личного герба, который украшал дореволюционный образ). В зимний период эта икона торжественным ходом переносится в тёплую Покровскую церковь.
В 1764 году ликвидируется гетманство. К этому времени монастырь уже испытывал материальное положение: настоятель жаловался, что обитель "въ крайнемъ скудости и ветхости находится", в кельях "великая вездъ течь" бывает во время дождей, высказывал сожаление, что "монастырскiя мельницы на ръкъ Золотоношъ лътом не работаютъ "по причинъ изсихающей тогда воды". Обитатели монастыря подчинялись монастырскому уставу и посвящали свою жизнь служению Бога. В трудной монашеской жизни случались и большие радости, так, в 70-х годах ХVIII веках в монастыре возвели сказочно великолепную Преображенскую церковь по заказу и на средства казака Якова Щербины. Строительство храма осуществлялось под надзором гениального архитектора И. Г. Григоровича-Барского. В 1781 году Киевскую губернию преобразовали в Киевское наместничество, куда вошла территория Киевского, Переяславского, Лубенского и Миргородского полков, ликвидировав полковое устройство. Наместничество делилось на 11 уездов, Центром одного из них назначили город Золотоношу. Село Слюзчиная Слободка, Антиповка и Красногорский монастырь вошли в состав Золотоношского уезда. После образования наместничества было проведено несколько его описей. Так, в географическом описании Киевского наместничества упоминается единственный в Золотоношском уезде монастырь: "въ семъ уездъ монастырь одинъ, называемый Красногорскiй. Построенъ оный за гетмана Самойловича по дозволенiю бывшаго тогда полковника переяславскаго Думитрашки iгуменом Iосифомъ, но какого точно года - по запискамъ монастырскимъ не значится. Разстоянiем отъ города Золотоноши - въ 4 верстахъ. Примъчанiя достойнаго въ немъ ничего нетъ. Число монашествующихъ съ игуменомъ - 13 человъкъ".
Соседство монастыря с городом Золотоноша, долгое время служившего оплотом православия на этих землях (с учётом того, что рядом на Правобережье насаждалось католичество вследствие Брестской унии), послужило причиной помещения в городской герб религиозной символики; "Въ пурпуровомъ полъ золотой, четвероугольный, большой крестъ сх сiяниемъ". Согласно высочайшего указа Екатерины II от 10 апреля 1786 года, Красногорский монастырь выведен за штат, согласно другого указа того же года лишился своих вотчин: "Золотоношскiй Красногорскiй Преображенскiй монастырь поступилъ за штатъ, приписан къ Лубенскому Мгарскому монастырю и назначенъ для временнаго пребыванiя заштатныхъ монаховъ, а братiя монастыря переведена была въ Мошногорскiй монастырь, куда, по распоряженiю Кiевской Дикастерiи, взяла и весь монастырскiй архивъ". В обители по разным причинам остались монашествующие. Заведовать монастырём назначили игумена Германа, который управлял обителью до 1788 года. В 1790 году прекращается существование Красногорского Преображенского мужского монастыря в качестве мужского: указом Св. Синода от 10 декабря 1789 года велено "въ оставленный на время для пребыванiя заштатныхъ монашествующихъ Красногорскiй Золотоношскiй монастырь перевесть второклассный (по штатамъ 1764 г) Кiево-Богословскiй дъвичiй монастырь".
В июне 1790 года монашки и послушницы переехали на святую Красную гору. С этого времени Красногрская обитель существует как женская. Переселенки начали энергично осваивать новое место. Однако долго пришлось "прозябать" монашенкам в ожидании лучшей доли: угодья, с которых питались обитатели монастыря, ещё раньше отчислили в казну. 12 декабря 1796 года выходит указ императора Павла I о переименовании Черниговской губернии созданной 20 ноября 1796 года в Малороссийскую. Один из последующих указов Его Императорского Величества направлен был на улучшение материального положения монастырей: Красногорская обитель вновь заимела собственную землю - ей отвели 30 десятин пашни.
9 марта 1802 года создаётся Полтавская губерния. Красногорский монастырь подчиняется созданной в том же году Полтавской епархии (до этого монастырь находился в составе Переяславской епархии). Улучшилось экономическое положение монастыря: повышенное денежное содержание от казны позволило в 1807 году отремонтировать монастырскую плотину и мост (плотина была насыпана на болоте, воды постепенно размывали её и через определённое время она нуждалась в ремонте и восстановлении). В 1818 году при игуменьи Таифе Покровскую церковь Красногорской обители капитально отремонтировали и перестроили из "трапезной в тёплую", в 1819 году построены новые монастырские ворота. При игуменьи Клеопатре в 1845-1848 годах отремонтировали каменный Преображенский собор. Его крышу покрыли железом и окрасили зелёной краскою, на которую "положили возлощенныя звезды". Так же красиво украсили крышу Покровской церкви. В монастыре возвели новые строения для различных служб (кельи и служебные помещения), отремонтировали существующие постройки.
В 1862 году в 12 кельях Красногорского монастыря проживали 169 сестёр, здесь же находились два священника и дьяк. В этом же году случилось несчастье - пожар, уничтоживший многие хозяйственные постройки и более половины келий. Со второй половины ХIХ века в окрестностях Антиповки появляется учреждение народного образования: "Съ 1871 года при монастыръ открыто народное училище, въ которомъ преподаванiе велось нъкоторыми монахинями по программъ народной школы; но уже 21-го ноября 1874 года оно преобразовано было въ трехклассное женское Епархiальное Богословское училище". Монастырь тогда посещало много паломников. Обычно они размещались в хуторских домах около обители. В 1881 году для них построили монастырскую гостинницу. Славилась Красногорская обитель своими крестными ходами с иконой Дубенской Божьей Матери в село Антиповку. Каждая из настоятельниц Красногорского монастыря вносила посильный вклад в развитие обители. Но наиболее прославилась своей деятельностью игумения Нонна, возглавлявшая монастырь с 1900 года. За время её настоятельства обитель достигла наибольшего рацвета.
Что же представлял собой монастырь в те годы? В правлении игуменьи Нонны находилось 751 монашествующих, из которых 14 штатных монахинь, "вне штата" - 102, рясофорных и указанных послушниц - 135, иных насельниц обители - 500. Проживали они в кельях монастыря, при епархиальном училище и на монастырских хуторах. За монастырём числилось пахотных, сенокосных и других земель "543 десятины 2039 кв. саженей". Часть из них находилась в особых угодьях - монастырских хуторах. На расстоянии "в 1-1/2 версты" от обители находился монастырский фольварк "Дача" и через дорогу от него "Куща" (фольварк). Приблизительно на полпути от монастыря к "Даче" находилось монастырское кладбище и поля, используемые монахинями под пашню, сенокос и пастбище. Через дорогу находился сад "Куща", в котором произрастали фруктовые деревья (яблоки, груши, сливы, вишни, абрикосы и др.), кустарники, цветы. Была и своя пасека; 200 ульев пасеки давали мёд для нужд обители и училища. В церковной библиотеке насчитывалось 535 томов книг для чтения. Монастырь имел собственную типографию. Её закрыли в начале 20-х годов ХХ столетия перед закрытием монастыря.
Наряду с недвижимым имуществом и землями монастырь располагал ценными бумагами, по которым начислялся доход. "Неподвижной суммы" в кредитных усреждениях России числилось на 29,078 рублей, билеты были именные. Главные ценности Красногрского монастыря - иконы Дубенской и Корецкой Богоматери. Красногорская обитель обладала и другими святыми реликвиями. "Великой святыней Красногрскаго монастыря являются святые мощи, лътом находящiеся въ холодномъ Преображенскомъ храмъ, зимою - въ тепломъ Покровскомъ. Монастырь имъеет два богато устроенные ковчега, гдъ и хранятся частицы многихъ св. мужей". Бережно сохранялось здесь великолепно оформленное Евангелие 1637 года.
Красногорский монастырь перед Первой мировой войной и событиями, последовавшими за ними в России, представлял собой целостный духовный и хозяйственный организм. Святая обитель на Антиповской земле до событий 1917 года сыграла значительную роль в истории этих мест. Не только религиозную, но и моральную, просветительскую, трудовую. Нравственная жизнь монашек, просветительская деятельность благоустроенного епархиального училища, трудовые подвиги, служение во славу "Господа и Царицы Небесной" давал яркий и деятельный пример христианского труда. Монастырём осуществлялась благотворительная деятельность - помощь сиротам, погорельцам, учащимся и всем нуждающимся. Для окрестных крестьян обитель являла пример образцового ведения хозяйства. Монашки служили своего рода маяками среди бурного "житейского моря".
Из книги: О. В. Толкушин "Свет земли Антиповской". - Черкассы. Изд-во: Око-плюс, 2006
Комментарии и обсуждение