ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Какопетрия. Церковь Николая Чудотворца под крышей.

Agios Nicolaos tis Stegis


Какопетрия. Церковь Николая Чудотворца под крышей
Церковь. Действует.
Престолы: Николая Чудотворца
Год постройки: Дата постройки неизвестна.
Епархия: Кипрская православная Церковь
Адрес:
Кипр, Троодос, деревня Какопетрия

Координаты: 34.977239, 32.889416
Проезд: Из Лимассола с предпоследней в сторону Пафоса кольцевой развязки едем в Троодос, после деревни Тримиклини поворот направо: не на первом повороте, а на втором. Далее все время прямо — через деревню Като Амиантес дорога приведет в Какопетрию. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Лимассола с предпоследней в сторону Пафоса кольцевой развязки едем в Троодос, после деревни Тримиклини поворот направо: не на первом повороте, а на втором. Далее все время прямо — через деревню Като Амиантес дорога приведет в Какопетрию.



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца под крышей, , Какопетрия, Никосия, Кипр
Данко
8 июня 2009
Церковь Николая Чудотворца под крышей, , Какопетрия, Никосия, Кипр
zavar-vera
11 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца под крышей, , Какопетрия, Никосия, Кипр
Данко
8 июня 2009
Церковь Николая Чудотворца под крышей, Вид сбоку, Какопетрия, Никосия, Кипр
Вид сбоку
Данко
8 июня 2009
Церковь Николая Чудотворца под крышей, Фреска. Свв. Феодор и Георгий, Какопетрия, Никосия, Кипр
Фреска. Свв. Феодор и Георгий
Павел В. Воробьев
18 мая 2024
Церковь Николая Чудотворца под крышей, Фреска. Свт. Николай, Какопетрия, Никосия, Кипр
Фреска. Свт. Николай
Павел В. Воробьев
18 мая 2024
Церковь Николая Чудотворца под крышей, Росписи алтарной апсиды, два нижних ряда, Какопетрия, Никосия, Кипр
Росписи алтарной апсиды, два нижних ряда
Павел В. Воробьев
18 мая 2024
Церковь Николая Чудотворца под крышей, Иконостас храма, Какопетрия, Никосия, Кипр
Иконостас храма
Павел В. Воробьев
18 мая 2024
Церковь Николая Чудотворца под крышей, купол, Какопетрия, Никосия, Кипр
купол
zavar-vera
11 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца под крышей, фреска апсиды, XI в., Какопетрия, Никосия, Кипр
фреска апсиды, XI в.
zavar-vera
11 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца под крышей, Святой Николай, Какопетрия, Никосия, Кипр
Святой Николай
zavar-vera
11 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца под крышей, Святая Мария, грудью кормящая Божественное дитя, XIV в., Какопетрия, Никосия, Кипр
Святая Мария, грудью кормящая Божественное дитя, XIV в.
zavar-vera
11 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца под крышей, Сретение, Какопетрия, Никосия, Кипр
Сретение
zavar-vera
11 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца под крышей, Архангел Гавриил, Какопетрия, Никосия, Кипр
Архангел Гавриил
zavar-vera
11 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца под крышей, Архангел Михаил, Какопетрия, Никосия, Кипр
Архангел Михаил
zavar-vera
11 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца под крышей, Ангел, сворачивающий небо. Фреска наружной стены над порталом., Какопетрия, Никосия, Кипр
Ангел, сворачивающий небо. Фреска наружной стены над порталом.
zavar-vera
11 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца под крышей, Церковь находится под защитой ЮНЕСКО, Какопетрия, Никосия, Кипр
Церковь находится под защитой ЮНЕСКО
Данко
8 июня 2009



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 24 ноября 2010

Первой двухкрышной церковью на Кипре стала церковь Св. Николая в Какопетрии (Храм Святого Николая под двойной крышей), расположенная южнее деревни Какопетрия, у подножья Троодосских гор, возведенная в XI в. во имя святителя Николая и входившая когда-то в одноименный монастырский комплекс.

Храм Святого Николая под двойной крышей — это один из важнейших религиозных памятников Кипра. Название «Святой Николай под двойной Крышей» объясняется тем, что над храмом была возведена кровля для того, чтобы защитить его от снега и дождей, столь частых в горном районе.

Хорошо сохранившаяся до наших дней церковь Святого Николая — типичный византийский крестово-купольный храм. Реставрационные работы, неоднократно проводимые в нем в течение многих столетий, несколько изменили его оригинальную форму. В начале XII в. к собору пристроили нартекс, увенчанный куполом, а к концу столетия храм накрыли крутой двускатной крышей, под которой сегодня скрывается крестовообразный свод и купол. Необходимость дополнительной защиты самобытного церковного строения и его уникальных настенных росписей от разрушительного воздействия снегов, дождей и ветров, столь частых в этой горной местности, была очевидной.

Монастырский комплекс процветал и в Византийский период, и в годы доминирования на Кипре франкских королей. Внутреннее убранство церкви — ее многочисленные старинные настенные росписи XI столетия и большая икона Святого Николая XIII в., подаренная храму франкскими рыцарями и запечатлевшая образы и самих дарителей, подтверждают это. Сегодня икона Святого Николая экспонируется в Византийском музее культурного фонда архиепископа Макариоса III в Никосии. В 1633 году монастырские строения и церковь были обновлены. Последний монах монастыря, отец Герасимос, умер в 1808 г., на тот момент имущество и строения обители описали, а затем сдали в аренду, о чем сохранилось соответствующее сообщение в старинных регистрационных книгах архиепископства Кипра.

Монастырь был разрушен во второй половине XIX века, но монастырский храм сохранился. Чуть южнее церкви сохранилось небольшое двухэтажное строение, которое, по всей вероятности, служило резиденцией последнего монаха. Руины вокруг церкви позволяют предположить, что в свои лучшие годы в монастыре проживало значительное число монахов. На полянке под названием «Могилы епископов», на которой разбросано множество камней, по преданию захоронены епископы, погибшие от рук оттоманов. Внутреннее убранство церкви называют «Музеем византийского искусства». Это одно из немногих мест на Кипре, где на ограниченном пространстве сохранились фрески XI — XVII вв. Фрески были расчищены по инициативе Департамента Древностей. Несколько фресок были перенесены, и таким образом были обнаружены более древние фрески, которые находились под более поздними, добавленными позже XI века.

Росписи XI столетия сохранились фрагментарно. Они выделяются насыщенностью характерных черт, определенностью фигурных очертаний, выраженной цветовой палитрой и внутренней духовностью образов. К большому сожалению, до наших дней дожили лишь отдельные росписи XI столетия. К ним относятся традиционное изображение в апсиде (алтарь) Богоматери в окружении архангелов Михаила и Гавриила, Преображение и Воскрешение Лазаря, фрагменты Успения Богородицы и фреска Святого Николая, в левом углу которой увековечен образ жертвователя, оплатившего ее создание. Панорамная композиция «Сорок мучеников Севастийских» датируется XII веком и посвящена первым христианам, принявшим мученическую смерть. Умело используя систему живописных средств, искусный художник, чье имя нам неизвестно, сумел образно воссоздать целостную картину древней христианской легенды.

В храме, кроме фресок, находится и текст выдающегося русского путешественника Василия Барского, а также упоминания о лицах, сделавших дары монастырю. Фреска с редким иконографическим типом Святой Марии, грудью кормящей Божественное дитя, написанная справа от иконостаса, была создана в XIV веке. Она сохранила оригинальные цвета и краски и ни разу с момента создания не реставрировалась. Церковный иконостас XVII века, отделяющий алтарное пространство от всего храма, отражает переходный период в формировании современного. Он сочетает в себе различные структурные элементы: уже уходивший темплон с ячейками для икон и византийскую стенку-преграду с главными иконами Христа и Богоматери, размещенными с двух сторон от центрального входа в алтарь, закрывающийся занавесом. 

С 1985 года церковь находится под охраной ЮНЕСКО. Сегодня рядом с церковью Святого Николая распологаются строения жилого ансамбля Архиепископии Кипра.

Источник информации - Сайт о Кипре


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 21 ноября 2025

Чуть южнее деревни Какопетрия на Кипре находится прекрасно сохранившийся византийский храм Святителя Николая, внесённый в список старинных храмов, охраняемых ЮНЕСКО.

Храм, где всегда царит покой и тишина, – единственная сохранившаяся монастырская церковь XI века на Кипре. Когда-то она была частью византийского монастыря, который процветал вплоть до прихода на Кипр франков. В течение нескольких столетий жизнь монастыря замедлялась, и в конце XIX века монахи окончательно покинули свою обитель. Постепенно постройки монастыря были разрушены, но, к счастью, древняя церковь осталась местом паломничества.

Agios Nikolaos tis stegis (Святой Николай под крышей) – такое название получил этот храм в XII веке, когда к собору IX века пристроили увенчанный куполом нартекс, а сам храм накрыли крутой двускатной крышей. Возможно, есть и особое значение: прийти в этот храм означает как бы прийти под крышу, под защиту святого Николая. Недаром именно к этому святому чаще всего обращаются с молитвой о заступничестве от всяких бед и несчастий. Православные говорят: «Попроси Николу, и он скажет: «Спасу».

Недалеко от церкви возвышается двухэтажное строение, где, вероятно, когда-то жили монахи. Недалеко находится поляна со множеством камней. Это место называется «Могила епископов». Согласно преданию, здесь были похоронены епископы, погибшие от рук турок во времена правления Оттоманской империи.

Внешний вид храма, его внутреннее убранство, старинные настенные росписи создают особую атмосферу древности и святости. Особое внимание привлекает большая фреска XIII века с изображением святого Николая, которая много столетий назад была подарена храму франкскими рыцарями. Ещё одна фреска – святая Мария, грудью кормящая Младенца. Она находится справа от иконостаса и, как предполагается, была написана в XIV веке. Она никогда не реставрировалась, а потому сохранила оригинальные цвета и краски.

Образ, который сегодня слывёт покровительницей кормящих матерей, появился и прославился в мужском монастыре на горе Афон. Икона Божией Матери Млекопитательница прежде всего символизирует «вскармливание мудростью духовной и разумением книг Божественных». История этой иконы уходит ко времени появления первых монашеских обителей и первой на востоке Лавры – Саввы Освященного. Именно там хранился этот святой образ и отдан был по пророческому завещанию Саввы Освященного своему царственному тезоимениннику Савве Сербскому вместе с иконой Троеручица. Икона Богоматери, именуемая Млекопитательница, в настоящее время находится на Афоне, в церкви Карейской Келии, принадлежащей Хиландарскому монастырю.

Статья председателя Кипрского отделения ИППО Леонида Буланова «Храм Святого Николая под крышей» на сайте Императорского Православного Палестинского Общества: https://www.ippo.ru/

https://www.ippo.ru/pilgrimage/article/hram-svyatogo-nikolaya-pod-kryshey-403015?ysclid=mi8g7qakkl71848795


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 ноября 2025

[Греч. Εκκλησία Αγίου Νικολάου της Στέγης; церковь святого Николая под крышей], в 5 км к северо-западу от дер. Какопетрия на о-ве Кипр, на берегу р. Клариос, на месте средневек. одноименного мон-ря. В наст. время это единственный на Кипре монастырский кафоликон (главный храм) средневизант. эпохи. Храм с хорошо сохранившимися фресками внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с 8 др. храмами горного массива Троодос, расположенными в центральной части Кипра. Сведений о местном монастыре в письменных источниках до XIII в. не сохранилось.

Предположительно мон-рь был основан в нач. XI в. К этому времени относятся строительство Н. ц. и ее первоначальная роспись. В нач. XII в. к церкви пристроили нартекс. До установления правления крестоносцев на Кипре (1190) мон-рь процветал. В XIII в. он начал приходить в упадок, однако продолжал окормлять жителей Какопетрии. Монастырь также имел в окрестностях довольно значительные земельные наделы, которые обрабатывали сами монахи. В 1735 г. мон-рь посетил рус. путешественник В. Г. Григорович-Барский, к-рый отметил особенную красоту этих мест. Монашеская община прекратила существование в 1808 г., со смертью эконома, последнего мон. Герасима. Все строения мон-ря, кроме кафоликона, в последующие десятилетия были разрушены. В Какопетрии сохранилась также ц. Пресв. Богородицы, простой конструкции, прямоугольная в плане, с 2-скатной крышей (построена ок. 1520, расписана в XVI в.).

Как и другие церкви в этой части горного массива Троодос, Н. ц. имеет скромный облик и небольшие размеры. По плану и объемной композиции это крестово-купольный храм. Стены выложены из местного камня, снаружи оштукатурены, проемы окон, своды, арочные перемычки сделаны из кирпича или пористого известняка. В нач. XII в. был возведен нартекс с куполом. Наименование храма - «под крышей» - отражает его архитектурную особенность: над крестово-купольной постройкой возведено дополнительное внешнее покрытие в виде 2-скатной деревянной кровли.

Остатки росписи нач. XI в. свидетельствуют о восстановлении мирной жизни на Кипре после окончательного освобождения от араб. нашествия. По своему качеству и красоте, по полноте программы и связи со всеми эпохами истории Кипра монументальные росписи этого храма могут претендовать на 1-е по значимости место среди местных памятников визант. фресковой живописи. Росписи покрывают храм внутри целиком. В 90-х гг. XX в. были проведены их расчистка и реставрация, поздние слои были удалены ради исследования первоначальной живописи. В алтаре были раскрыты: в конхе апсиды композиция - Богоматерь «Оранта», с предстоящими архангелами, на своде - «Вознесение Христа» и «Сошествие Св. Духа на апостолов» (фрески XIV в. с указанными композициями перемещены в Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия), а также неизвестные по др. памятникам поясные портреты священников - Деметрианоса (на сев. стороне юго-вост. столба; фреска XIV в. перемещена на юж. стену диаконника) и Филона (на юж. стороне сев.-вост. столба). На 2 сторонах юж. лопатки в алтаре - фигуры свт. Григория Нисского и прп. Симеона Столпника, на сев. лопатке - архидиак. первомч. Лаврентия и прп. Алипия Столпника. К числу древнейших принадлежат также фрески на зап. своде: «Преображение Господне» и «Воскрешение Лазаря» (на южном склоне), «Вход Господень в Иерусалим» (на сев. склоне), а также остатки композиции «Успение Пресв. Богородицы» в зап. люнете (верхнем полукруглом завершении рукава креста). На вост. поверхности сев.-зап. столба - поясной образ мч. Фалалея, в сев. люнете - фрагменты композиций «Положение во гроб» и «Оплакивание» (скрыты слоем XIV в. с изображением пустой гробницы).

На склонах арки, между наосом и вимой, представлены портреты архиереев: на сев. стороне - сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, и свт. Игнатия, патриарха К-польского, на южной стороне - Германа, патриарха К-польского, и сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. В арке, соединяющей зап. рукав с нефом, расположены поясные парные портреты мучеников Флора и Лавра, воинов Сергия и Вакха. Росписи этого времени отличаются яркостью в письме личного с преобладанием охр и киновари, но также и однообразием в расположении фигур и их движений, в разделке драпировок.

В программе декорации храма присутствуют редкие черты визант. искусства той эпохи, напр., совмещение композиций НЗ. Так, посредством изображения на одной плоскости зап. свода композиций «Преображение Господне» и «Воскрешение Лазаря» представлено сопоставление теофанического явления как избранным ученикам на горе Фавор, так и миру, узревшему изведение из гроба Лазаря. В сцене «Преображение Господне» внешние черты апостолов как представителей 3 возрастов восходят к росписям IX в., представленным в к-польском храме св. Апостолов. Иератичность и симметрия изображения способствуют восприятию 1-го плана в качестве главного места действия: в композиции «Преображение Господне» фигура Христа, поднявшегося над центральной горкой, занимает верхнюю ее часть; в «Воскрешении Лазаря» гора возвышается над Христом, Который протянул руку к Лазарю, выходящему из пещеры, и в данном случае фигура Христа символизирует духовную и чудотворную силу Спасителя, способного возвращать жизнь. В сцене «Вход Господень в Иерусалим» над фигурой едущего на белом ослике Христа также возвышается гора. В личном письме сохранены приемы античной живописи, к к-рым обращается визант. искусство эпохи Македонской династии, поэтому образы мучеников и святителей напоминают подобные же образы в медальонах и отдельные портреты во фресках крипты кафоликона в Осиос Лукас (ок. 1011), в росписях ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028), в Софийских храмах Охрида (ок. 1040) и Киева (40-е гг. XI в.).

Росписи в юго-зап. части наоса и нек-рые в нартексе по стилю могут быть отнесены к раннему XII в. с характерными для этого времени стереотипными выражениями ликов, малоподвижными, повторяющимися постановками фигур, что тем не менее не мешает видеть в них к-польское происхождение («Введение Пресв. Богородицы во храм» на юго-зап. своде). На юж. стене размещены образы преподобных Алексия, человека Божия, и Иоанна Кущника (Каливита), напротив них, на столбе,- сщмч. Игнатия Богоносца и свт. Григория Акрагантского. Вверху, от купола, начинается композиция «Страшный Суд». Фрагменты фресок в вост. сводах указывают на находившиеся здесь некогда изображения престолов, возможно с символами Страстей; росписи в куполе не сохранились. Композиция с изображением 40 мучеников Севастийских отличается единством и при этом умением живописца передать индивидуальную внешность каждого святого за счет обращения всех ликов и направленности взгляда большинства святых к молящемуся, а также отсутствия ярко выраженной у святых жестикуляции вне первого плана (наиболее активное движение у 3 фигур на 1-м плане - у 2 старших по возрасту воинов, старца с длинной седой бородой и средовека с кучерявой темной бородкой и такими же волосами, которые вдвоем поддерживают юного безбородого и безусого рыжеволосого воина). Таким же почти военным порядком, симметрией построения отличается верхняя часть композиции, в ее состав входят 40 небесных венцов и благословляющий Христос, спускающийся из небесного сегмента; венцы в виде обильно украшенных жемчугом стемм с подвесками (перпендулиями) и отдельными жемчужинами по верхнему ободу расположены друг над другом 3 рядами, один венец - крупнее и выше остальных, он находится на уровне нимба Спасителя.

Над входом в наос на вост. стене нартекса по древней традиции в композиции «Страшный Суд» изображен Великий Деисус: к сидящему на престоле Христу Судии с молением обращаются Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча. На арке, примыкающей к Деисусу,- 2 ангела со свитками, на вост. стороне сев. свода - 6 апостолов, сидящих на престолах, с 6 парящими за их спинами ангелами. Ниже - «Шествие праведных в рай», возглавляемое ангелом, напротив - огненный ангел, подгоняющий грешников на пути в адскую пасть. В состав «Страшного Суда» входят и изображения античных персонификаций, напр., на сев.-вост. стороне сев. стены - фигура Моря, восседающего на морском звере, по цвету близкого к цвету морских волн, из его рта виднеется рука мертвеца, к-рого эта стихия должна возвратить для ответа на «страшном судилище»; на противоположной стороне - персонажи притчи о богаче и прав. Лазаре. В нижнем ярусе с фигурами святых часть изображений не имеют подписей, но по одеждам среди них узнается прп. Иоанн Дамаскин. В нартексе, на сев.-вост. центральном столбе, находится образ Божией Матери с Младенцем Христом на руках, с подписью «Одигитрия», что указывает на почитание к-польской святыни; среди святых - представители разных чинов святости, в т. ч. монашеского подвига: прп. Алипий Столпник и прп. Иоасаф, фигура к-рого была обнаружена реставраторами после удаления слоя XIV в.

После переделок в XII в. у входа в диаконник, с юго-зап. стороны алтарной преграды, была создана фреска с образом свт. Николая Чудотворца, обнаруженная реставраторами после удаления конструкции деревянного иконостаса XVI в. Фигура святителя превышает человеческий рост; по сторонам его головы изображено Никейское чудо - ростовые фигуры Христа и Богоматери, подающих святителю Евангелие и омофор. Внизу слева изображен стоящий донатор - монах-средовек с черными недлинными волосами и такой же короткой бородой, над его головой сохранилась надпись, однако дата в конце утрачена.

Нек-рые исследователи уверенно считают автором этой фрески к-польского мастера, работавшего на рубеже XI и XII вв. и исполнившего росписи Троицкой часовни (параклиса) в мон-ре во имя свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса, при этом настаивают на датировке фрески, совпадающей с ранней границей указанного времени. А. и Дж. Стилиану склоняются к тому, чтобы датировать ее XII в. Изысканная и тонкая по качеству живопись лика свт. Николая Чудотворца, по их мнению, демонстрирует высокое мастерство художника, одинаково хорошо владевшего искусством станковой и монументальной живописи. Этот мастер близок к выдающимся мастерам XII в., произведениями которых являются иконы с образами святителей Григория Чудотворца (ГЭ) и Николая Чудотворца (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Так же как и на указанных аналогичных по стилистике иконах, фигура святителя на фреске с донатором написана наиболее светлыми, выбеленными тонами: белые седины и борода святого, белый омофор, имеющий Y-образное сложение, светло-розовая фелонь, светло-синий подрясник, украшенные узором, имитирующим золотое шитье, палица, поручи - все эти элементы превращают фигуру святителя в своего рода светоносный столп, к к-рому обращены взоры и от которого исходит почти физически ощутимое сияние. Появление фрески отражает важный этап сложения внутреннего убранства храма: первоначальный темплон (алтарная преграда), вырезанный из известковой штукатурки, был заменен на деревянный иконостас.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

https://www.pravenc.ru/text/2566148.html?ysclid=mi8gbwnwvh277784807


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 ноября 2025

К концу XIII - началу XIV в. относятся росписи в разных частях здания: 3 композиции из НЗ в верхней части северной половины наоса и ряды святых в нартексе. На своде северного рукава наоса написаны многофигурные композиции «Распятие» (запад) и «Воскресение» (восток). Так, в «Распятии» Пресв. Богородица предстоит Христу в окружении жен, рядом с ап. Иоанном Богословом находятся св. Лонгин Сотник и солдаты. Некоторые детали, а также художественное исполнение указывают на влияние традиции итало-византийского круга мастеров (искусства крестоносцев): над головой распятого Христа укреплена табличка с подписью «Царь славы» вместо «Царь иудейский»; солдаты одеты в латинские доспехи и держат щиты норманнского типа, лики написаны с характерными угловатыми притенениями под глазами, что напоминает сохранившиеся на Синае иконы конца XIII в. из мастерской в Акре (Сен-Жан-д'Акр, ныне Акко). «Воскресение» показано как триумф Небесного Царя, Слава воскресшего Спасителя испещрена звездами, Он заботливо склоняется над Адамом, которому протягивает руку.

В люнете северной стены изображена опустевшая гробница (Св. гроб) с подписью «Камень», подразумевающей тот камень, которым был завален вход в склеп. Фигуры сидящего на мраморном саркофаге ангела и 3 св. жен-мироносиц разделены круглым окном, линии ангельских крыльев повторяют очертания архитектурных форм. Судя по стилю, к тому же периоду относятся и фигуры в северо- и юго-восточных частях нартекса: в северо-восточном компартименте - арх. Михаил и свт. Амвросий, на своде арки - преподобные Епигон и Пимен, ниже которых некогда располагались фигуры святых Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского (ныне они перемещены и выставлены близ южной двери, открыв слои живописи начала XII в. с фигурами тех же святых). В нижнем ряду написаны фигуры донаторов, некоего Иоанна с супругой, согласно вкладной надписи, вложивших пожертвование на развитие торговли или хозяйства мон-ря во время, когда игуменом был Герман, или в память о нем (дата неизвестна), призвав в свидетели свт. Николая Чудотворца и 318 отцов I Вселенского Собора, которые помогут братии противостоять тому, кто посмеет тронуть монастырскую собственность. Одежды донаторов близки к одежде европейского образца XIII-XIV вв., в деталях подражают моде эпохи крестовых походов: черная накидка на голове женщины похожа на монашеский клобук, закрывающий шею; подобные накидки были заимствованы из Сирии в XIII в., а на Кипре сохранялись и позднее, судя по изображениям донаторов в церквах св. Димитрия в Дали, Асину (Панагии Форвиотисен) близ Никитари, Честного Креста в Пелендри.

В противоположной части нартекса изображена большая фигура арх. Гавриила, на склонах арки - св. Кириак и прп. Иоанн Лествичник с чалмой на главе, а также мч. Терентий и ап. Варнава, в руках которого свиток в соответствии с иконографией апостолов; в др. случаях в его одеяниях присутствует омофор, благодаря к-рому подчеркивается роль ап. Варнавы как просветителя острова.

Росписи купола, южного и восточного (вима) рукавов наоса были созданы около середины XIV в., они отличаются по иконографической программе, стилю и цвету от более ранних изображений. В куполе - Христос Пантократор в окружении 12 ангелов, разделенных на группы 3 херувимами в алых медальонах. Ниже - 12 пророков с развернутыми свитками, по трое между арочными окнами. На парусах - евангелисты. В южном рукаве - 3 композиции праздников: «Благовещение Пресв. Богородицы» в люнете, «Рождество Христово» и «Сретение» на сводах; каждая имеет интересные иконографические особенности. «Благовещение Пресв. Богородицы» показано в варианте со стоящими друг напротив друга фигурами архангела и Девы Марии, под Ее ногами - алая подушка, позади - трон, голова склонена к вестнику. В архитектурных формах кулис в композициях античные элементы перемежаются со средневековыми, образуя декор из 2 колонн с резными капителями, в виде портика в сцене «Распятие»; к западным мотивам исследователи относят очертания арок в архитектуре композиции «Сретение». В сцене «Благовещение» над красным велумом, перекинутым между постройками, помещен медальон с образом Бога Отца с крестообразным нимбом (Ветхий денми), от Которого исходит луч со Св. Духом в виде голубя в медальоне. Пресв. Богородица в сцене «Рождества Христова» написана в изводе Млекопитательницы: Ее положение более напоминает сидящее, тем самым сближая иконографию с западным изводом Богоматери «Смирение» (Madonna della Umilta), обеими руками Она придерживает сидящего на Ее правом колене Младенца, верхняя часть Его тела спеленута, ножки поставлены на согнутое левое колено Матери. Эта многофигурная композиция включает традиц. изображения ангелов, прославляющих событие, пастухов со стадами и волхвов с дарами, а также круглого колодца и прямоугольного чана для водопоя. В сцене омовения ножки обнаженного Младенца в отличие от центрального изображения оказываются скрыты коричневым покровом одеяния повивальной бабки. Под композицией «Рождество Христово», у южной стены, смонтирован деревянный иконостас с иконой свт. Николая Чудотворца XVII в., некогда скрывавшей раннюю фреску с образом этого святителя.

Группы святых в полный рост, расположенные в нижней части стен в наосе и в нартексе, по стилю датируются 2-й половиной XIV в. Среди них есть традиционные пары святых (например, воины Феодор Стратилат и Георгий Победоносец), и святые, в сопоставлении которых просматривается определенная программа: на южном прясле юго-западного столба двое св. Иоаннов - Иоанн Предтеча и уроженец Кипра Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский (их изображения представлены и в раннем слое росписи алтаря). Среди других изображений киприотов наиболее выделяется портрет св. Иоанна Лампадиста на юго-западной лопатке западной стены с уточняющим место его происхождения эпитетом - «ὁ μαραθεύτις», то есть житель долины Маратаса. Он представлен молодым, безбородым, с длинными волосами и гуменцом на макушке главы, в хитоне и стихаре. На южном столбе, у входа в наос, помещен образ Христа Милостивого (Елеимон), Его хитон и гиматий имеют золотистую разделку, по иконографии и стилю изображение повторяет фигуру Спасителя в росписях ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1105/06).

Единственное датированное изображение в наосе - образы апостолов Петра и Павла на южном подкупольном столбе, находящемся на одной линии с иконостасом: к ногам ап. Петра припадает миниатюрная фигурка донатора, инока Филофея, рядом дата - 1633 г. Расположение в этой части храма на столь почетном месте изображения апостолов указывает на чрезвычайные обстоятельства создания этой фрески, поскольку традиционно здесь должны находиться образы Христа и Богоматери. У левой ноги ап. Петра оставил надпись Григорович-Барский, посетивший храм 30 июля 1735 г.

Наиболее известный памятник иконописи, происходящий из храма, - больших размеров (около 2 м в высоту) икона свт. Николая Чудотворца с житием (находилась в нартексе), одна из наиболее ранних в житийной иконографии святого (2-я половина XIII в., ныне в Византийском музее культурного центра имени архиеп. Макариоса, Никосия). Над головой святого в центре надпись, именующая святого тем же эпитетом, который носит и церковь - «ό τής Στέγης». Икона, созданная для правосл. храма, уникальна помимо прочего наличием портрета ее заказчика, рыцаря-феодала, латинянина по происхождению. Его портрет по зап. традиции размещен у ног святого, напротив ктитора изображены его супруга и наследник, за его спиной в нижнем левом клейме - конь рыцаря. В центре доски - фигура в рост свт. Николая Чудотворца в епископском облачении (коричневая фелонь, белый омофор), на вытянутой левой руке - Евангелие. Над головой - 3-лопастная арка, в сегменты которой вписаны ростовые фигуры Христа и Богоматери, протягивающих святому знаки сана; нимб, тисненный по левкасу. Икона имеет 16 клейм, расположенных слева и справа от святителя, что также является чертой зап. традиции.

Своеобразен порядок следования клейм: начальные события и первые прижизненные чудеса житийного цикла занимают 7 клейм слева, при этом 7-е и 6-е (Чудо на море и посечение плакомского древа) расположены между 4-м и 5-м (поставление в епископа и Чудо о 3 девицах). Перестановки есть и в правом ряду, где в 5 клеймах проиллюстрировано Чудо о стратилатах, показанное в обратном порядке: 8-е клеймо - спасение 3 мужей от казни; 9-е - трое стратилатов в тюрьме, 10-е и 11-е - явление императору Константину и епарху Евлавию; 12-е - помилованные воеводы у имп. Константина. 13-е и 14-е клейма - успение свт. Николая Чудотворца и его гробница. Посмертные чудеса - в клеймах 15-м (спасение отрока Василия, Агрикова сына) и 16-м (Чудо о воскресших школярах).

Эта икона является примером синтеза византийского и западного художественных и иконографических приемов и схем, а также стилей. Греческие надписи указывают на византийское окружение, в котором она была создана и для которого предназначалась, однако грамматические ошибки, по мнению ученых, свидетельствуют о том, что автор надписей, возможно художник, не был греком. К числу признаков латинского влияния относятся предпочтения в изображении чудес. Так, в Чуде о 3 девицах свт. Николай Чудотворец изображен подающим из «кошеля» золото девам, которые стоят перед ним, тогда как, согласно византийским текстам и иконографическим образцам, он это делал тайно, через окно, пока в доме все спали. Композиция с этим чудом, представленная в клейме на иконе, известна по произведениям (рукописям, витражам), созданным во Фландрии или в Северо-Западной Германии в XIII в.

В композиции из цикла Чуда о стратилатах костюм имп. Константина более соответствует облику латинского короля, нежели византийского императора: на нем короткая красная туника, плащ на плечах, расшитый узорами, и красные сапожки; на голове - прямоугольная корона; в левой руке - посох, заканчивающийся цветком лилии. Ближайшие параллели к изображению имп. Константина находятся во французских манускриптах из королевств крестоносцев на Св. земле, например, в 2 рукописях «Всемирной истории», украшенных живописью в Акре и находящихся в Городской библиотеке Дижона и в Британском музее.

В. Н. Лазарев характеризует эти лицевые рукописи как произведения франц. художников, выполненные по законам франц. искусства, хотя и за пределами родины, и не имеющие ничего общего с византийским искусством, в чем их коренное отличие от художественной продукции латинских королевств XII в.; не исключено, что с традицией лицевых рукописей связано использование на иконе вместо ткани-паволоки пергамена. Эта технология позволяла золотить поверхность как в декорированных книгах. Изображение воскрешения 3 клириков-школяров не имеет греческого оригинала; чудо, как и иконография композиции, целиком западное. Впервые этот сюжет появился в латинских литературе и искусстве в XII в. Согласно греческой подписи, «святой восставляет 3 диаконов от смерти». Клеймо разделено на 2 части, справа школяры сидят с учебниками на лавке, в то время как их денщик заносит над ними топор; слева свт. Николай Чудотворец воскрешает школяров, вынимая уже целые обнаженные тела из бочки, где после расчленения они были засолены, как мясо. Иконографические параллели к этому изображению есть в западных памятниках XIII в., хотя там обычно сцена убийства школяров происходит во время их сна. Уникальны детали, схожие с деталями на синайских житийных иконах, прежде всего на иконе кон. XII - нач. XIII в. (при этом в Чуде о стратилатах отсутствует сцена с благодарной молитвой свт. Николаю Чудотворцу, представленная на древнейшей синайской иконе). Например, в композиции «Возвращение отрока Василия, Агрикова сына, из сарацинского плена» в руках Василия нет пиршественной посуды, кубка или кувшина, надпись воспроизводит синайскую, но содержит ошибки.

На еще не устоявшуюся житийную иконографию святителя указывают редкие элементы, присутствующие почти в каждой композиции. В 1-м клейме младенец Николай лежит спеленутым в колыбели подобно Младенцу Христу в сцене «Рождество Христово», нянька-повитуха склоняется над ним так же бережно, как в сцене его успения диакон будет возлагать тело святителя на одр. Изображение детей-учеников в клейме с приведением Николая в учение - также особая примета зап. традиции изображения. Мастер уделил внимание деталям обучения, редким для религигиозного искусства, однако для него они имели в том числе сакральный, а не повседневный смысл. Например, надписи на табличках Николая и его однокашника помимо наглядного подтверждения того, что Николай преуспевал в переписывании Псалтири, могут быть поняты и как уровень духовного совершенства обоих учеников: на табличке будующего святителя - текст из Пс 102 («Благослови, душе моя, Господа…»), который использовался в том числе в литургических текстах, например, в качестве изобразительных, читаемых перед причастием; на табличке другого ученика - текст из Пс. 1 («Блажен муж...»).

В сцене поставления свт. Николая в епископа изображены несколько присутствующих - 3 епископа и некий клирик. На иконе в 9-м клейме представлен самый ранний пример явления святителя 3 стратилатам, заключенным в темнице: он стоит в правом углу и благословляет правой рукой (этого события нет в текстах, скорее всего добавление продиктовано желанием подчеркнуть роль святителя в спасении стратилатов; в поствизантийское время этот вариант будет встречаться в некоторых циклах житийных древнерусских икон свт. Николая).

На заключительных нижних клеймах правого ряда представлены сцена успения святителя в Мирах (клеймо 13) и его «гроб, источающий миро» (клеймо 14). В обоих клеймах фоном служит 2-пролетная галерея с подвешенными в пролетах лампадами (обозначение храма); в сцене успения (подпись: «Успение святого Николая в Мирах») присутствуют епископы, диакон обеими руками обнимает тело святого, укладывая его на ложе. На том же архитектурном фоне в заключительном клейме изображен саркофаг с конической крышкой, к которому припадают молящиеся, паломники в простых туниках; эта сцена не имеет параллелей в византийском искусстве и сходна с западным изображением погребения святителя в Бари, в котором показано, как чудотворное масло (миро) собирают через отверстия на стенке саркофага. Мироточивый гроб в Бари известен по фрескам со сходным архитектурным фоном, например в церкви Санкт-Мария-Лизкирхен в Кёльне (около 1270).

Н. Паттерсон-Шевченко, изучавшая житийные циклы свт. Николая Чудотворца в византийском искусстве, не дает ответа на вопрос, какое из погребений святителя - в Бари или в Мирах - имеется в виду в 14-м клейме. По ее мнению, здесь проявился ряд западных черт, в том числе базирующихся на латинских текстах, никогда не иллюстрировавшихся на христианском Востоке, а значит, возможным является вариант того, что в заключительном клейме показан саркофаг в Бари. Впрочем, указание в надписи на место успения святителя в Мирах делает вероятным и то, что «гроб, источающий миро», также изображен в этом городе. В свою очередь эта надпись являлась частью пропаганды по утверждению приоритета святилища в Мирах. Вложенная в правосл. храм икона могла иметь обозначения обоих центров, связанных с памятью свт. Николая Чудотворца - Миры Ликийские и Бари, на том основании, что Кипр был местом, где греки соседствовали с латинянами.

По стилю икона представляет собой вариант местного, а не столичного искусства. Для живописи характерны яркий фон, иногда цветной в сценах, происходящих внутри зданий, контраст синих, красных, зеленых тонов в архитектуре и одеждах наряду с золотом, и краткость композиций, сравнимых с плакатом; белые буквицы греч. подписей на синих фонах служат не только пояснением сцен, но и дополнительным декоративным элементом.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

https://www.pravenc.ru/text/2566148.html?ysclid=mi8gbwnwvh277784807



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.