К концу XIII - началу XIV в. относятся росписи в разных частях здания: 3 композиции из НЗ в верхней части северной половины наоса и ряды святых в нартексе. На своде северного рукава наоса написаны многофигурные композиции «Распятие» (запад) и «Воскресение» (восток). Так, в «Распятии» Пресв. Богородица предстоит Христу в окружении жен, рядом с ап. Иоанном Богословом находятся св. Лонгин Сотник и солдаты. Некоторые детали, а также художественное исполнение указывают на влияние традиции итало-византийского круга мастеров (искусства крестоносцев): над головой распятого Христа укреплена табличка с подписью «Царь славы» вместо «Царь иудейский»; солдаты одеты в латинские доспехи и держат щиты норманнского типа, лики написаны с характерными угловатыми притенениями под глазами, что напоминает сохранившиеся на Синае иконы конца XIII в. из мастерской в Акре (Сен-Жан-д'Акр, ныне Акко). «Воскресение» показано как триумф Небесного Царя, Слава воскресшего Спасителя испещрена звездами, Он заботливо склоняется над Адамом, которому протягивает руку.
В люнете северной стены изображена опустевшая гробница (Св. гроб) с подписью «Камень», подразумевающей тот камень, которым был завален вход в склеп. Фигуры сидящего на мраморном саркофаге ангела и 3 св. жен-мироносиц разделены круглым окном, линии ангельских крыльев повторяют очертания архитектурных форм. Судя по стилю, к тому же периоду относятся и фигуры в северо- и юго-восточных частях нартекса: в северо-восточном компартименте - арх. Михаил и свт. Амвросий, на своде арки - преподобные Епигон и Пимен, ниже которых некогда располагались фигуры святых Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского (ныне они перемещены и выставлены близ южной двери, открыв слои живописи начала XII в. с фигурами тех же святых). В нижнем ряду написаны фигуры донаторов, некоего Иоанна с супругой, согласно вкладной надписи, вложивших пожертвование на развитие торговли или хозяйства мон-ря во время, когда игуменом был Герман, или в память о нем (дата неизвестна), призвав в свидетели свт. Николая Чудотворца и 318 отцов I Вселенского Собора, которые помогут братии противостоять тому, кто посмеет тронуть монастырскую собственность. Одежды донаторов близки к одежде европейского образца XIII-XIV вв., в деталях подражают моде эпохи крестовых походов: черная накидка на голове женщины похожа на монашеский клобук, закрывающий шею; подобные накидки были заимствованы из Сирии в XIII в., а на Кипре сохранялись и позднее, судя по изображениям донаторов в церквах св. Димитрия в Дали, Асину (Панагии Форвиотисен) близ Никитари, Честного Креста в Пелендри.
В противоположной части нартекса изображена большая фигура арх. Гавриила, на склонах арки - св. Кириак и прп. Иоанн Лествичник с чалмой на главе, а также мч. Терентий и ап. Варнава, в руках которого свиток в соответствии с иконографией апостолов; в др. случаях в его одеяниях присутствует омофор, благодаря к-рому подчеркивается роль ап. Варнавы как просветителя острова.
Росписи купола, южного и восточного (вима) рукавов наоса были созданы около середины XIV в., они отличаются по иконографической программе, стилю и цвету от более ранних изображений. В куполе - Христос Пантократор в окружении 12 ангелов, разделенных на группы 3 херувимами в алых медальонах. Ниже - 12 пророков с развернутыми свитками, по трое между арочными окнами. На парусах - евангелисты. В южном рукаве - 3 композиции праздников: «Благовещение Пресв. Богородицы» в люнете, «Рождество Христово» и «Сретение» на сводах; каждая имеет интересные иконографические особенности. «Благовещение Пресв. Богородицы» показано в варианте со стоящими друг напротив друга фигурами архангела и Девы Марии, под Ее ногами - алая подушка, позади - трон, голова склонена к вестнику. В архитектурных формах кулис в композициях античные элементы перемежаются со средневековыми, образуя декор из 2 колонн с резными капителями, в виде портика в сцене «Распятие»; к западным мотивам исследователи относят очертания арок в архитектуре композиции «Сретение». В сцене «Благовещение» над красным велумом, перекинутым между постройками, помещен медальон с образом Бога Отца с крестообразным нимбом (Ветхий денми), от Которого исходит луч со Св. Духом в виде голубя в медальоне. Пресв. Богородица в сцене «Рождества Христова» написана в изводе Млекопитательницы: Ее положение более напоминает сидящее, тем самым сближая иконографию с западным изводом Богоматери «Смирение» (Madonna della Umilta), обеими руками Она придерживает сидящего на Ее правом колене Младенца, верхняя часть Его тела спеленута, ножки поставлены на согнутое левое колено Матери. Эта многофигурная композиция включает традиц. изображения ангелов, прославляющих событие, пастухов со стадами и волхвов с дарами, а также круглого колодца и прямоугольного чана для водопоя. В сцене омовения ножки обнаженного Младенца в отличие от центрального изображения оказываются скрыты коричневым покровом одеяния повивальной бабки. Под композицией «Рождество Христово», у южной стены, смонтирован деревянный иконостас с иконой свт. Николая Чудотворца XVII в., некогда скрывавшей раннюю фреску с образом этого святителя.
Группы святых в полный рост, расположенные в нижней части стен в наосе и в нартексе, по стилю датируются 2-й половиной XIV в. Среди них есть традиционные пары святых (например, воины Феодор Стратилат и Георгий Победоносец), и святые, в сопоставлении которых просматривается определенная программа: на южном прясле юго-западного столба двое св. Иоаннов - Иоанн Предтеча и уроженец Кипра Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский (их изображения представлены и в раннем слое росписи алтаря). Среди других изображений киприотов наиболее выделяется портрет св. Иоанна Лампадиста на юго-западной лопатке западной стены с уточняющим место его происхождения эпитетом - «ὁ μαραθεύτις», то есть житель долины Маратаса. Он представлен молодым, безбородым, с длинными волосами и гуменцом на макушке главы, в хитоне и стихаре. На южном столбе, у входа в наос, помещен образ Христа Милостивого (Елеимон), Его хитон и гиматий имеют золотистую разделку, по иконографии и стилю изображение повторяет фигуру Спасителя в росписях ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1105/06).
Единственное датированное изображение в наосе - образы апостолов Петра и Павла на южном подкупольном столбе, находящемся на одной линии с иконостасом: к ногам ап. Петра припадает миниатюрная фигурка донатора, инока Филофея, рядом дата - 1633 г. Расположение в этой части храма на столь почетном месте изображения апостолов указывает на чрезвычайные обстоятельства создания этой фрески, поскольку традиционно здесь должны находиться образы Христа и Богоматери. У левой ноги ап. Петра оставил надпись Григорович-Барский, посетивший храм 30 июля 1735 г.
Наиболее известный памятник иконописи, происходящий из храма, - больших размеров (около 2 м в высоту) икона свт. Николая Чудотворца с житием (находилась в нартексе), одна из наиболее ранних в житийной иконографии святого (2-я половина XIII в., ныне в Византийском музее культурного центра имени архиеп. Макариоса, Никосия). Над головой святого в центре надпись, именующая святого тем же эпитетом, который носит и церковь - «ό τής Στέγης». Икона, созданная для правосл. храма, уникальна помимо прочего наличием портрета ее заказчика, рыцаря-феодала, латинянина по происхождению. Его портрет по зап. традиции размещен у ног святого, напротив ктитора изображены его супруга и наследник, за его спиной в нижнем левом клейме - конь рыцаря. В центре доски - фигура в рост свт. Николая Чудотворца в епископском облачении (коричневая фелонь, белый омофор), на вытянутой левой руке - Евангелие. Над головой - 3-лопастная арка, в сегменты которой вписаны ростовые фигуры Христа и Богоматери, протягивающих святому знаки сана; нимб, тисненный по левкасу. Икона имеет 16 клейм, расположенных слева и справа от святителя, что также является чертой зап. традиции.
Своеобразен порядок следования клейм: начальные события и первые прижизненные чудеса житийного цикла занимают 7 клейм слева, при этом 7-е и 6-е (Чудо на море и посечение плакомского древа) расположены между 4-м и 5-м (поставление в епископа и Чудо о 3 девицах). Перестановки есть и в правом ряду, где в 5 клеймах проиллюстрировано Чудо о стратилатах, показанное в обратном порядке: 8-е клеймо - спасение 3 мужей от казни; 9-е - трое стратилатов в тюрьме, 10-е и 11-е - явление императору Константину и епарху Евлавию; 12-е - помилованные воеводы у имп. Константина. 13-е и 14-е клейма - успение свт. Николая Чудотворца и его гробница. Посмертные чудеса - в клеймах 15-м (спасение отрока Василия, Агрикова сына) и 16-м (Чудо о воскресших школярах).
Эта икона является примером синтеза византийского и западного художественных и иконографических приемов и схем, а также стилей. Греческие надписи указывают на византийское окружение, в котором она была создана и для которого предназначалась, однако грамматические ошибки, по мнению ученых, свидетельствуют о том, что автор надписей, возможно художник, не был греком. К числу признаков латинского влияния относятся предпочтения в изображении чудес. Так, в Чуде о 3 девицах свт. Николай Чудотворец изображен подающим из «кошеля» золото девам, которые стоят перед ним, тогда как, согласно византийским текстам и иконографическим образцам, он это делал тайно, через окно, пока в доме все спали. Композиция с этим чудом, представленная в клейме на иконе, известна по произведениям (рукописям, витражам), созданным во Фландрии или в Северо-Западной Германии в XIII в.
В композиции из цикла Чуда о стратилатах костюм имп. Константина более соответствует облику латинского короля, нежели византийского императора: на нем короткая красная туника, плащ на плечах, расшитый узорами, и красные сапожки; на голове - прямоугольная корона; в левой руке - посох, заканчивающийся цветком лилии. Ближайшие параллели к изображению имп. Константина находятся во французских манускриптах из королевств крестоносцев на Св. земле, например, в 2 рукописях «Всемирной истории», украшенных живописью в Акре и находящихся в Городской библиотеке Дижона и в Британском музее.
В. Н. Лазарев характеризует эти лицевые рукописи как произведения франц. художников, выполненные по законам франц. искусства, хотя и за пределами родины, и не имеющие ничего общего с византийским искусством, в чем их коренное отличие от художественной продукции латинских королевств XII в.; не исключено, что с традицией лицевых рукописей связано использование на иконе вместо ткани-паволоки пергамена. Эта технология позволяла золотить поверхность как в декорированных книгах. Изображение воскрешения 3 клириков-школяров не имеет греческого оригинала; чудо, как и иконография композиции, целиком западное. Впервые этот сюжет появился в латинских литературе и искусстве в XII в. Согласно греческой подписи, «святой восставляет 3 диаконов от смерти». Клеймо разделено на 2 части, справа школяры сидят с учебниками на лавке, в то время как их денщик заносит над ними топор; слева свт. Николай Чудотворец воскрешает школяров, вынимая уже целые обнаженные тела из бочки, где после расчленения они были засолены, как мясо. Иконографические параллели к этому изображению есть в западных памятниках XIII в., хотя там обычно сцена убийства школяров происходит во время их сна. Уникальны детали, схожие с деталями на синайских житийных иконах, прежде всего на иконе кон. XII - нач. XIII в. (при этом в Чуде о стратилатах отсутствует сцена с благодарной молитвой свт. Николаю Чудотворцу, представленная на древнейшей синайской иконе). Например, в композиции «Возвращение отрока Василия, Агрикова сына, из сарацинского плена» в руках Василия нет пиршественной посуды, кубка или кувшина, надпись воспроизводит синайскую, но содержит ошибки.
На еще не устоявшуюся житийную иконографию святителя указывают редкие элементы, присутствующие почти в каждой композиции. В 1-м клейме младенец Николай лежит спеленутым в колыбели подобно Младенцу Христу в сцене «Рождество Христово», нянька-повитуха склоняется над ним так же бережно, как в сцене его успения диакон будет возлагать тело святителя на одр. Изображение детей-учеников в клейме с приведением Николая в учение - также особая примета зап. традиции изображения. Мастер уделил внимание деталям обучения, редким для религигиозного искусства, однако для него они имели в том числе сакральный, а не повседневный смысл. Например, надписи на табличках Николая и его однокашника помимо наглядного подтверждения того, что Николай преуспевал в переписывании Псалтири, могут быть поняты и как уровень духовного совершенства обоих учеников: на табличке будующего святителя - текст из Пс 102 («Благослови, душе моя, Господа…»), который использовался в том числе в литургических текстах, например, в качестве изобразительных, читаемых перед причастием; на табличке другого ученика - текст из Пс. 1 («Блажен муж...»).
В сцене поставления свт. Николая в епископа изображены несколько присутствующих - 3 епископа и некий клирик. На иконе в 9-м клейме представлен самый ранний пример явления святителя 3 стратилатам, заключенным в темнице: он стоит в правом углу и благословляет правой рукой (этого события нет в текстах, скорее всего добавление продиктовано желанием подчеркнуть роль святителя в спасении стратилатов; в поствизантийское время этот вариант будет встречаться в некоторых циклах житийных древнерусских икон свт. Николая).
На заключительных нижних клеймах правого ряда представлены сцена успения святителя в Мирах (клеймо 13) и его «гроб, источающий миро» (клеймо 14). В обоих клеймах фоном служит 2-пролетная галерея с подвешенными в пролетах лампадами (обозначение храма); в сцене успения (подпись: «Успение святого Николая в Мирах») присутствуют епископы, диакон обеими руками обнимает тело святого, укладывая его на ложе. На том же архитектурном фоне в заключительном клейме изображен саркофаг с конической крышкой, к которому припадают молящиеся, паломники в простых туниках; эта сцена не имеет параллелей в византийском искусстве и сходна с западным изображением погребения святителя в Бари, в котором показано, как чудотворное масло (миро) собирают через отверстия на стенке саркофага. Мироточивый гроб в Бари известен по фрескам со сходным архитектурным фоном, например в церкви Санкт-Мария-Лизкирхен в Кёльне (около 1270).
Н. Паттерсон-Шевченко, изучавшая житийные циклы свт. Николая Чудотворца в византийском искусстве, не дает ответа на вопрос, какое из погребений святителя - в Бари или в Мирах - имеется в виду в 14-м клейме. По ее мнению, здесь проявился ряд западных черт, в том числе базирующихся на латинских текстах, никогда не иллюстрировавшихся на христианском Востоке, а значит, возможным является вариант того, что в заключительном клейме показан саркофаг в Бари. Впрочем, указание в надписи на место успения святителя в Мирах делает вероятным и то, что «гроб, источающий миро», также изображен в этом городе. В свою очередь эта надпись являлась частью пропаганды по утверждению приоритета святилища в Мирах. Вложенная в правосл. храм икона могла иметь обозначения обоих центров, связанных с памятью свт. Николая Чудотворца - Миры Ликийские и Бари, на том основании, что Кипр был местом, где греки соседствовали с латинянами.
По стилю икона представляет собой вариант местного, а не столичного искусства. Для живописи характерны яркий фон, иногда цветной в сценах, происходящих внутри зданий, контраст синих, красных, зеленых тонов в архитектуре и одеждах наряду с золотом, и краткость композиций, сравнимых с плакатом; белые буквицы греч. подписей на синих фонах служат не только пояснением сцен, но и дополнительным декоративным элементом.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/
https://www.pravenc.ru/text/2566148.html?ysclid=mi8gbwnwvh277784807
Комментарии и обсуждение