ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Хвалинская. Часовня Тихвинской иконы Божией Матери.


Хвалинская. Часовня Тихвинской иконы Божией Матери
Деревянная часовня. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →)
Освящена в честь: Тихвинской иконы Божией Матери
Год постройки: 1790.
Епархия: Архангельская митрополия. Архангельская и Холмогорская епархия
Адрес:
Архангельская обл., Каргопольский район, д.Хвалинская

Координаты: 61.705885, 38.059508



Часовня Тихвинской иконы Божией Матери, , Хвалинская, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
19 июня 2009
Часовня Тихвинской иконы Божией Матери, свежевыкрашенный западный фасад, Хвалинская, Каргопольский район, Архангельская область
свежевыкрашенный западный фасад
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 августа 2013
Часовня Тихвинской иконы Божией Матери, свежевыкрашенный западный фасад, Хвалинская, Каргопольский район, Архангельская область
свежевыкрашенный западный фасад
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 августа 2013
Часовня Тихвинской иконы Божией Матери, восточный фасад, Хвалинская, Каргопольский район, Архангельская область
восточный фасад
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 августа 2013
Часовня Тихвинской иконы Божией Матери, , Хвалинская, Каргопольский район, Архангельская область
Илья Смирнов
19 июня 2009



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова 16 июля 2016

В центре деревни (Хвалинская) стоит часовня иконы Тихвинской Божией Матери. Ее построили в 1790 г. сами крестьяне. Сейчас это простая клетская часовня с единой двухскатной крышей. Крыльцо и главка утрачены в результате позднейших переделок. В 1930-40-х годах в ней был магазин. Была ли колокольня - неизвестно.

Несколько лет назад в часовне нашли (Л. Шаповалова) сложенные доски "неба", и оно почти полностью сохранилось. По времени создания "небо" относится к концу XVIII века, т.е. ко времени постройки. Сюжет "неба", по мнению специалистов, уникален - ангелы. Почти все пространство восьми радиальных граней занято изображением кучевых бело-голубых облаков, на фоне которых написаны головки ангелов с крыльями. В углах располагались символы евангелистов. В центральном медальоне был представлен Христос, от которого в верхних частях граней изображено золотисто-оранжевое сияние, пронизанное белыми лучами. Сейчас "небеса" Тихвинской часовни изучаются для последующей реставрации.

http://kenozerjelive.ru/orlovo-2.html


НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 17 марта 2020

Деревня Хвалинская (Орлово) расположена на западном берегу Лекшмозера, в двенадцати километрах от приходского центра в деревне Морщихинская. В середине XIX века в приозёрном селении проживало в двенадцати дворах сто сорок пять человек. В 1790 году хвалинские крестьяне построили часовню. Поставили её на берегу озера, в центре деревни, «иконами украсив изрядно».

Исторический облик часовни сильно искажён перестройками XIX и ХХ веков. В тридцатых – сороковых годах ХХ века её приспособили под магазин. Сейчас здание представляет собой прямоугольный в плане объём, завершённый двухскатной крышей. Его фасады обшиты горизонтальным тёсом «в рустик», углы и внутренняя перегородка акцентированы вертикальной тесовой обшивкой. Свесы кровли над фасадами также подшиты досками. Подобное оформление фасадов характерно для кенозерских часовен последней трети XIX века. По два окна на продольных стенах и двери значительно увеличены в размерах и переделаны. Вход в часовню напоминает створчатые ворота хозяйственных построек. Над воротами, на фронтоне, прибит деревянный крест. Фасады окрашены в голубой цвет, вертикальные элементы обшивки, подшивка свесов кровли, наличники окон выкрашены охрой. Внутри здание разделено поперечной перегородкой на два помещения, стены которых скрыты обоями и древесноволокнистой плитой. Низкие потолки набраны из досок.

Можно только догадываться о первоначальной архитектуре здания. Но, скорее всего, это была традиционная клетская часовня с каркасной папертью с западной стороны, крытая общей двухскатной крышей. Несомненно существовавшие подклет и крыльцо часовни на сегодняшний день утрачены, равно как и глава с крестом, венчавшая крышу здания. Рассказы жителей о существовании звонницы пока не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Сведений о времени устройства «неба» в Тихвинской часовне не обнаружено. Размеры в плане: 7,5х5,4 м.

1. НАРК. Ф. 25, оп. 15, д. 54 / 1182, л. 47 об., 50 об., 1854 г.

Из книги: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 510.

http://www.kenozero.ru/o-parke/kulturnoe-nasledie/arkhitektura-kenozerya/kultovaya-arkhitektura/chasovnya-vo-imya-ikony-tikhvinskoy-bozhiey-materi-1790-g/


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 2 января 2025

«…"Небо" для часовни Тихвинской иконы Божией Матери деревни Хвалинская, расположенной на берегу озера Лекшмозеро, было написано в конце XVIII века. Его иконография уникальна: почти всё пространство восьми граней занимают кучевые облака с херувимами, а в центральном медальоне — благословляющий Саваоф. Живая компоновка, разнообразие поворотов и ракурсов, цветосветовая моделировка и колорит — эти особенности напоминают о плафонной живописи каменных храмов и дворцов того времени. Что за художник приезжал на Север, неизвестно, но, очевидно, он имел академическое художественное образование и был знаком с западноевропейским искусством.

В советские годы часовня превратилась в магазин, а «небеса» были забелены. В 1980-х годах побелку, видимо, отмыли, что привело к значительным потерям красочного слоя. Утраты составляли около 70%, от головок херувимов остались только призрачные силуэты. Деревянную основу сильно повредил жук-точильщик.

Восстановлением «неба» занималась целая бригада реставраторов в течение двух лет. «У нас были две сложные проблемы, — рассказал художник-реставратор Александр Горматюк, возглавлявший эту работу, — с деревянной конструкцией граней и с живописным слоем. В обоих случаях нам пришлось искать нетривиальные решения».

Реставраторы частично удалили истлевшую и изъеденную древесину, но большей частью укрепили. Были разработаны многослойные вставки из той же породы — сосны, которые позволили целиком восстановить полотно каждой грани. А благодаря технологам из Италии при реставрации впервые в российской практике использовался совершенно новый синтетический материал для восполнения утрат деревянной основы. Безусадочный обратимый материал обрабатывается как дерево и выдерживает большие перепады температур. Для укрепления живописного слоя и тонирования утрат были использованы пигменты, которые обычно используются для пастели. Это уже десятое кенозерское «небо», отреставрированное специалистами ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. После участия в выставке «небо» можно будет увидеть в музее «Рухлядный амбар» в Вершинино…»

По материалам статьи «Кенозерское небо — главный экспонат московской выставки Век ради вечного» в газете «Кенозерье», № 3-4, 2018 г., стр. 32-33.

417b1427c6d734411b560cf9ef7acef9.pdf



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.