ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сумы. Собор Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь


Сумы. Собор Троицы Живоначальной
Собор. Действует.
Престолы: Троицы Живоначальной, Адриана и Наталии, Иоанна Богослова
Архитектурный стиль: Неоклассицизм
Год постройки: Между 1901 и 1914.
Архитектор: К.Г. Шольц
Епархия: Украинская Православная Церковь Московского патриархата. УПЦ МП, Сумская епархия
Адрес:
Украина, Сумская обл., г. Сумы, ул. Троицкая, д. 24а

Координаты: 50.917285, 34.816522
Проезд: Маршрутным такси " № 11, 62 до остановки "по требованию" или троллейбусом № 4 и маршрутным такси № 11, 58А, 62 до остановки "Роддом"
Ссылки: Официальный сайт 



Сортировка:

Собор Троицы Живоначальной, , Сумы, Сумской район, Украина, Сумская область
V.Petrovich
5 июня 2013
Собор Троицы Живоначальной, , Сумы, Сумской район, Украина, Сумская область
V.Petrovich
23 июня 2011
Собор Троицы Живоначальной, , Сумы, Сумской район, Украина, Сумская область
V.Petrovich
23 июня 2011
Собор Троицы Живоначальной, , Сумы, Сумской район, Украина, Сумская область
Сергей Ковров
22 октября 2010
Собор Троицы Живоначальной, , Сумы, Сумской район, Украина, Сумская область
Игорь Копица
5 апреля 2010
Собор Троицы Живоначальной, , Сумы, Сумской район, Украина, Сумская область
Игорь Копица
5 апреля 2010
Собор Троицы Живоначальной, , Сумы, Сумской район, Украина, Сумская область
Саша
22 апреля 2007
Собор Троицы Живоначальной, , Сумы, Сумской район, Украина, Сумская область
Игорь Копица
5 апреля 2010
Собор Троицы Живоначальной, Западный фасад. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de, Сумы, Сумской район, Украина, Сумская область
Западный фасад. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
16 ноября 1941
Собор Троицы Живоначальной, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de, Сумы, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
10 ноября 1941
Собор Троицы Живоначальной, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de, Сумы, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 ноября 1941
Собор Троицы Живоначальной, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de, Сумы, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
31 октября 1941
Собор Троицы Живоначальной, Почтовая открытка с фотографии начала ХХ в., Сумы, Сумской район, Украина, Сумская область
Почтовая открытка с фотографии начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Собор Троицы Живоначальной, фото церкви с дореволюционной открытки, Сумы, Сумской район, Украина, Сумская область
фото церкви с дореволюционной открытки
Алексей Кротов
1900
Собор Троицы Живоначальной, Троицкий собор, 1900 г., Сумы, Сумской район, Украина, Сумская область
Троицкий собор, 1900 г.
Елена Григорьева
1900
Собор Троицы Живоначальной, Троицкая церковь. Вид с севера., Сумы, Сумской район, Украина, Сумская область
Троицкая церковь. Вид с севера.
Сергей Ковров



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т. 9 декабря 2013

Троицкая церковь, 1901-1914 гг. Заложена 23 марта 1901 г. За образец были взяты замечательные сооружения Петербурга — Исаакиевский собор (архит. О. Монферан) и Троицкий (Измайловский) собор (архит. В.П. Стасов). Строительные работы, начатые в год закладки, велись интенсивно под руководством архит. Г.А. Шольца, но затем из-за финансовых затруднений заказчика замедлились, и после 1905 г. были прекращены. С 1911 г. работы возобновляются и заканчиваются в 1914 г.

Возведена в стиле классицизма, с элементами барокко в декоре. Кирпичная, оштукатуренная, квадратная в плане с закругленными углами, пятиглавая, с четырьмя столбами, делящими интерьер на три нефа. С западной стороны колокольня соединена с церковью коротким переходом. Под всем сооружением — подвал. Перекрыта системой полуциркульных и лучковых сводов (подвал), центральная часть — полусферическим куполом на высоком круглом барабане, увенчанным яйцевидной главой с ребрами и люкарнами, которая завершена декоративным световым фонарем. У его основания устроена кольцевая видовая площадка, огражденная балясинами. Такая же площадка опоясывает аттик светового барабана. Главы установлены на углах здания, квадратные в плане с закругленными углами, полуциркульными застекленными проемами и люкарнами над фронтонами.

Колокольня трехъярусная, нижний ярус прямоугольный в плане, с арочным проемом главного входа, второй ярус — квадратный, верхний — восьмиугольный, с завершением как на главе купола, но с размещением люкарен, как на главках. К главному входу ведут широкие парадные лестницы, размещенные веером. Изящные колонны коринфского ордера в портиках со всех четырех сторон сооружения. На барабане купола между окнами и на углах главок пилястры того же ордера, членящие рустованные стены, фланкирующие проемы главок, лепка в тимпанах фронтонов, обрамление оконных и дверных проемов, развитые карнизы создают пышность декора фасадов. В интерьере живопись на холстах в нишах, под окнами барабана, по штукатурке, на парусах выполнил в 1913 г. московский худож. Н. Ливийский.

Сооружение пострадало во время Великой Отечественной войны. В 1981-1985 гг. отреставрировано (архитекторы В.Н. Хромченков, В.П. Смирнов, П.А. Красильников) и приспособлено под зал органной музыки. Памятник — значительное сооружение города начала XX в.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.12, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 г.


 
Алексей Кротов 14 марта 2016

Собор строился с 1901-1914 гг. в стиле неоклассицизма, напоминает Исаакиевский и Троицкий (Измаиловский) соборы в Санкт-Петербурге. Закладка первого камня состоялась в мае 1901 г. Для подготовки проекта П.И.  Харитоненко обратился к московскому архитектору А.В. Щусеву, который в силу занятости не смог заниматься проектированием собора. Храм проектировал и строил местный сумской архитектор-инженер Г.А. Шольц. Проект мозаичного пола и церковной ограды выполнил А.В. Щусев. На строительство Троицкого собора П.И. Харитоненко потратил примерно полмилиона рублей. В 1905 г. работы были приостановлены, так как Харитоненко оказался на грани банкротства в связи с общим экономическим кризисом в России. Однако вскоре положение улучшилось, и заказчик собора смог продолжить строительство. Мечтая повторить чудо Владимирского собора в Киеве, Павел Иванович обращается к известному художнику Михаилу Нестерову, с которым был достаточно хорошо знаком, и заказывает ему образа для иконостаса собора. Шесть великолепных образов - Христос, Богоматерь, Троица, Николай Чудотворец, архангелы Гавриил и Михаил, над которыми работал художник в течение 1913-1914 гг., принадлежали к лучшим произведениям Нестерова в области церковной живописи. Эти шесть образов исчезли из Троицкого собора еще в 1920-е гг.

В интерьере храма - живопись на холстах и в нишах под окнами, и на парусах, выполнял московский художник Нивинский. Позже, в 1914-1915 гг. над витражем "Троица" работал петербургский художник К. Петров-Водкин. Величественный мраморный иконостас погиб во время Первой Мировой войны, когда его, уже изготовленного в Италии, транспортировали на корабле.

Долгое время помещение собора использовалось как зал органной и камерной музыки областной филармонии. 18 мая 2014 г. в Троицком соборе был совершен чин Великого освящения храма.

Из книги: Удовик С.Л. Восточная Украина . Изд-во "Ваклер", г. Киев, 2007 г.


 
Елена Григорьева 1 февраля 2019

Облик города Сум формировался на протяжении нескольких столетий. Последний век неотъемлемой частью города был и остается Троицкий собор – храм, который прекрасно знает всякий, кто хотя бы раз побывал в Сумах. Соборная церковь – духовная жемчужина и удивительное творение храмового зодчества – хранит в своей памяти богатую, но в то же время непростую, историю.

Инициатором постройки стал известный сумской меценат П. И. Харитоненко, на средства которого собор и был построен. Закладка первого камня состоялась в мае 1901 г. Первоначально строительством должен был заниматься московский архитектор А. В. Щусев, однако церковь была возведена по проекту зодчего К. Г. Шольца, проживавшего тогда в г. Сумы. С небольшими перерывами возведение собора продолжалось до 1915 г. 26 сентября 1914 г. планировалось совершить освящение храма, но было отложено из-за смерти П. И. Харитоненко, а последовавшие почти сразу резкие перемены в жизни государства и общества еще надолго лишили возможности совершить необходимое освящение.

Построенный в стиле неоклассицизма, Троицкий собор вобрал в себя явные черты Исакиевского и Троицкого Измайловского соборов г. Санкт-Петербурга. Архитектура храма позволила разместить в нем три алтаря. Центральный был посвящен сошествию Святого Духа на апостолов (по-иному это торжество именуют праздником Пресвятой Троицы, отсюда и название храма), в боковых пределах были установлены престолы в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мучеников Адриана и Наталии. По замыслу творцов, величественный храм должен был иметь достойное внутреннее убранство. Поэтому П. И. Харитоненко был заказан в Италии мраморный иконостас, который, к сожалению, погиб из-за боевых действий Первой мировой войны во время транспортировки. Желая повторить чудо Владимирского собора в Киеве, к написанию икон был приглашен М. В. Нестеров. Витраж «Троица» делался при участии К. С. Петрова-Водкина, а храмовую роспись на холстах выполнил И. И. Нивинский. К великому сожалению, почти ничего из первоначального убранства храма не сохранилось до наших дней.

В советский период верующие были лишены возможности совершать богослужения в храме и собор пребывал в запустении. С 1976 по 1988 г.г. производилась частичная реставрация, во время которой в главном алтаре храма был установлен орган. Но с 1992 г. в храме вновь появилась община и под соборными сводами снова зазвучала молитва, хотя еще много лет помещение церкви использовалось для концертов органной музыки. Это продолжалось до 2007 г., когда инструмент был перевезен в здание Сумской филармонии. С того момента храм опять принадлежит православным верующим и он полнится церковной жизнью во всем ее многообразии.

Событие, которое должно было совершиться в 1914 г., совершилось ровно через век, 18 мая 2014 г. в Троицком соборе совершен чин Великого освящения храма. Это торжество, а также последующее за ним богослужение, возглавил Высокопреосвященнейший Евлогий, архиепископ Сумский и Ахтырский, настоятель Троицкого архиерейского собора.

http://sobor.sumy.ua/istoriya.html


Церковь заложена в 1901 г., освящена в 1914 г. Автор проекта – сумской архитектор К. Шольц, в проектировании интерьера участвовал архитектор А. Щусев, а в оформлении его – художники М. Нестеров и И. Нивинский. Построена церковь за счёт сумского промышленника и мецената П. Харитоненко. Здание расположено на главной улице северо-западной части исторического центра города и является важной градостроительной доминантой.

Архитектура церкви выдержана в характерном для начала XX в. стиле неоклассицизма. В основе композиции - тип пятибаневого храма с боковыми банями по углам. С запада к церкви примыкает трёхъярусная колокольня. Под всем зданием есть полуподвал, перекрытый системой крещатых сводов. План основного объема представляет собой квадрат с закругленными рогами, разделенный пилонами на девять участков и три нефа. Боковые участки перекрыты крещатыми сводами, а центральная увенчивается сферической баней на цилиндрическом подбаннике, который опирается на попружные арки. 

В экстерьере доминируют параболические очертания пяти ребристых бань. Северный и южный фасады по осям акцентированы четырехколонными портиками коринфского ордера с треугольными фронтонами. Рустованные стены расчленены пилястрами этого же ордера. Окна украшены пышными лучковыми и треугольными сандриками и лепными картушами над ними. Здание - кирпичное, потинькованное и побеленное. В интерьере частично сохранились рисунки 1914 г. крыши укрыты кровельной сталью по стропилам.

Вечерский В.В. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Сумский Троицкий архиерейский собор. Фильм об истории собора https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=VvT2eySsSBU

1 февраля 2019, Елена Григорьева .


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.