ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сляднево. Церковь Преображения Господня.

Преображенская церковь


Сляднево. Церковь Преображения Господня
Церковь. Действует.
Престолы: Преображения Господня, Николая Чудотворца, Симеона, епископа Персидского
Архитектурный стиль: Эклектика
Год постройки: Между 1890 и 1902.
Архитектор: С.В. Крыгин
Епархия: Московская епархия (областная)
Адрес:
Московская обл., Волоколамский р-н, с. Сляднево

Координаты: 55.887142, 35.991855



Сортировка:

Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
7 марта 2024
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
7 марта 2024
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
7 марта 2024
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
22 сентября 2019
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Юлия Василевская
9 августа 2018
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Юлия Василевская
9 августа 2018
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
18 января 2014
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
18 января 2014
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
6 декабря 2010
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
17 января 2010
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
17 января 2010
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
17 января 2010
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Усса Антон
6 июня 2008
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
7 марта 2024
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Alex139
7 октября 2021
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Alex139
7 октября 2021
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Alex139
7 октября 2021
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Alex139
7 октября 2021
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
22 сентября 2019
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Юлия Василевская
9 августа 2018
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Юлия Василевская
9 августа 2018
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
18 января 2014
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
17 января 2010
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
17 января 2010
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
17 января 2010
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Alex139
7 октября 2021
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Alex139
7 октября 2021
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
18 января 2014
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Hramsohran
18 января 2014
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1994
Церковь Преображения Господня, , Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1988
Церковь Преображения Господня, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок", Сляднево, Волоколамский городской округ, Московская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1902



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 14 ноября 2017

Существовавшая ранее церковь Преображения Господня в селе Слядневе, Спасское тож.

Село Спасское было некогда сельцом Слядневым и принадлежало вдове Анне, жене Сапогова, с сыном Григорием, а в 1625-26 гг. сельцо Сляднево было пустошью и находилось Рузского уезда волости Юрьевой слободы «в порозжих землях». Оно населено вновь после 1678 г., было опять сельцом и находилось во владении стольника Ивана Афанасьевича Костюрина, при котором в этом сельце построена была церковь во имя Преображения Господня.

Первое сообщение о существовании сей церкви находим в приходных окладных книгах Патриаршего Приказа за 1703 г.: «В нынешнем 1703 году по указу Великого Государя и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского велено новопостроенную церковь Преображения Спасова, которую построил стольник Иван Афанасьев сын Костюрин в Рузском уезде в поместном своем сельце Слядневе, на попа с причетниками дани положить; по сказке новопостроенной Спасской церкви дьячка Тимофея Васильева с приходских дворов: с попова, с дьячкова, с пономарева, с просвирницына, с одного помещикова, с 5 крестьянских, да с церковной земли по памяти из Поместного Приказа с 10 четвертей в поле, сена с 10 копен, по указной статье 13 алтын, заезда гривна, и те деньги велено взимать с 1793 году. Августа 21 дня те деньги платил дьячок той церкви Тимофей».

С 1704 по 1739 гг. Спасская церковь в тех же приходных книгах писалась в Рузской десятине: «Церковь Преображения Спасова в селе Слядневе, в поместье Ивана Костюрина, дани 13 алтын, заезда гривна». А в 1720-36 гг. означено дани «26 алтын 2 деньги».

В декабре 1722 г. по указу Синодального Казенного Приказа и по памяти Саввина Сторожевского монастыря архимандрита Сильвестра перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым Рузского уезда вотчины стольника Ивана Костюрина села Сляднева приказчик Семион Иванов сказал, что в том селе Слядневе построена церковь Преображения Спасова после последнего российского патриарха Адриана, а в котором году и по чьему прошению – того он не знает, дани с той церкви платится по 26 алтын 2 деньги в год, да казенных пошлин по 5 алтын 4 деньги, ямских и полоняничных с одного двора; священника и церковников у той церкви нет, отошли неведомо куда в 1722 году в июне месяце, а церковь с того числа стоит без пения, а в приходе у той церкви только три двора, которые в том селе Слядневе.

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 1, Рузская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г.


Владимир К 31 января 2024

О приходской жизни храма, служивших здесь иереях, известно незаслуженно мало. Надо полагать, был здесь также крепкий приход истинно верующих людей, чья вера ярко проявилась с началом гонений. Об этом сохранились некоторые данные. Так, с 1924 г. здесь служил иерей Александр Соловьев. Уже тогда безбожные власти создали семье священника невыносимые условия: семья была лишена гражданских прав, находилась на грани голода; дети иерея собирали грибы, сдавали государству шляпки, а ножки служили основным пропитанием; матушка Зоя, жена о. Александра, покупала куски хлеба у местных нищих; иногда удавалось, отстояв длинную очередь, купить хлеб в Волоколамске, куда приходилось добираться пешком.

Можно добавить к этому постоянные притеснения, травлю от атеистически настроенных селян, которых под воздействием коммунистической пропаганды становилось все больше. Но ни отец Александр, ни его семья не сломались: когда в 1936 г. Преображенский закрыли первый раз, священнику, прихожанам, вставшим на защиту дома Божия, удалось добиться отмены решения. Службы возобновились – но продолжались недолго. Видя твердость веры настоятеля, власти решили «проблему» радикально: его арестовали ночью на 10 октября 1937 г. Вместе с ним попали под репрессии активные прихожане.

Сотрудники НКВД, пришедшие за «попом-мироедом», должны были ждать возвращения домой его старшего сына: он ушел по делам в единственных имевшихся сапогах, арестованного попросту невозможно было вести босым. Обвинили священника в антисоветской деятельности, что он категорически не признал. 5 ноября того же года его расстреляли. Ныне о. Александр прославлен как один из Новомучеников Российских.

После ареста о. Александра богослужения не возобновились. Помещение использовалось, вероятно, для хозяйственных нужд колхоза. Но за советские годы разрушению подверглась только колокольня – на фото 1980-х гг. бывший храм уже без нее. А вот трапезную часть местные жители растащили на кирпичи уже в 1990-е гг., когда все говорили о прекращении гонений на веру, начавшемся «духовном возрождении»… возможно, где-то. Но не в Сляднево, которое давно забыло, что было Спасским.

В итоге сохранился только четверик, где был Преображенский престол – причем даже без крыши, по сути, просто четыре стены – закомары, другие архитектурные украшения до наших дней почти не дошли. Так было до недавнего времени.

Все начало меняться с 2012 г., когда появился приход, решивший восстановить уже практически руины. Именно – появился. Ведь ныне Преображенская – приписная к… другой церкви Преображения, села Спас, чье именование созвучно прежнему названию Сляднева! С 2015 г. усилиями православных на сохранившейся части здания отремонтирована кровля, восстановлен купол. Ныне над ним высится крест. Здесь не часто, но уже служат!

Прихожане не объявляют сборов на восстановление. Они просто шаг за шагом пытаются восстановить святое место сами: убирают мусор, благоустраивают заброшенное кладбище рядом, по мере сил делают ремонт.

Источник: https://pravoslavie.wiki/v-preobrazhenskoj-cerkvi-v-slyadnevo-vozobnovilis-bogosluzheniya.html


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 4 декабря 2025

Епархиальный справочник XIX в. указывает, что «село Спасское было некогда сельцом Слядневым». А вот сейчас вполне можно сказать наоборот: Сляднево было некогда Спасским, названным по своему храму. От которого сейчас остались руины.

Сляднево упоминается с XVII в. как владельческое, принадлежавшее вдовице Анне Сапоговой «с сыном Григорием». Сельцо, как называли его тогда, было, видимо, совсем небольшим. После документы говорят о нем как о «пустоши», то есть населения здесь не было до самого 1678 г., когда земли эти стали принадлежать помещику Ивану Афанасьевичу Костюрину. Тогда же здесь появилась деревянная церковь Преображения.

Поместьем Костюрина село было по крайней мере до 1720-х, действовал и храм. Однако к 1722 г., как отмечает один из отчетов, поселение опять запустело, церковь лишилась прихода: «Священника и церковников у той церкви нет, отошли неведомо куда в 1722 году в июне месяце, а церковь с того числа стоит без пения, а в приходе у той церкви только три двора, которые в том селе Слядневе».

Впрочем, окончательно сельцо не запустело, однако, видимо, его развитие более или менее начинается только с XIX в.: так, статистические справочники 1862 г. говорят о нем, как имеющем уже 50 дворов. По данным 1890 г. населения Сляднева – уже около 200 человек.

А на 1890 или 1893 г. приходится закладка каменной Преображенской церкви – причем достроена она была, судя по всему, довольно быстро, уже к 1902 г. – благодаря, надо полагать, щедрым жертвователям, купеческой семье Зайцевых. Однако о том, почему предприниматели выбрали Сляднево, какую роль играли на приходе потом, практически ничего не известно – вопрос еще ждет своего исследователя.

Значительно больше известно о зодчем, авторе проекта, Степане Васильевиче Крыгине (1832-1900 гг.). Выпускник Московского архитектурного училища, он работал сначала в старой столице, затем – круто изменив жизнь, уехал на Дальний Восток, став первым архитектором Амурской области. Работая в Благовещенские, Степан Васильевич, разработал первый генеральный план города. Затем была служба в Хабаровске, снова в Благовещенске, где зодчий на собственные средства (!) возвел кладбищенский храм с редким посвящением Второму Пришествию Иисуса Христа и Страшному Суду.

На Церковь Крыгин весьма часто работал «безмездно» также последующие годы. Например, его, уже ушедшего в отставку, уговорил вернуться Амурский губернатор. Степан Васильевич стал инженерным офицером – а еще архитектором по духовному ведомству, опять без жалованья. В отставку он вышел с мая 1884 г., вернулся в родной город, однако, опять не смог без любимого дела – скоро его назначили епархиальным архитектором Москвы. Так он работал до самой кончины. Работоспособность Степана Васильевича была невероятной – только по Москве, губернии им возведено 20 храмов, перестроено, реконструировано – без счета. О стиле работы Крыгина известно, что: занимаясь переделками храмов, он чрезвычайно бережно относится к работе предшественников, не менял архитектуру радикально; но сам он, владея самыми разными архитектурными стилями, предпочитал более так называемый русский, восходящий к традициям древней архитектуры.

Именно такой стала одна из 20 церквей, Преображенская из Спасского. Форма православного храма – традиционный для Руси «четверик», украшенный закомарами – особыми, придающими нарядность, полукруглыми навершиями стен. Старые фото показывают луковичный купол, трапезную часть, которая соединяет храм с колокольней, выдержанной с ним в едином стиле.

Их было три – по традиции многих сельских церковных зданий, один так называемый «холодный», то есть неотапливаемый, в честь Преображения Господня, да два «теплых», при трапезной, посвященные свт. Николаю Чудотворцу, любимому Русью святому, и свт. Симеону, епископу Персидскому. Скорее всего, посвящения приделов могут быть связаны с небесными покровителями жертвователей.

О приходской жизни храма, служивших здесь иереях известно незаслуженно мало. Надо полагать, был здесь также крепкий приход истинно верующих людей, чья вера ярко проявилась с началом гонений. Об этом сохранились некоторые данные. Так, с 1924 г. здесь служил иерей Александр Соловьев. Уже тогда безбожные власти создали семье священника невыносимые условия: семья была лишена гражданских прав, находилась на грани голода; дети иерея собирали грибы, сдавали государству шляпки, а ножки служили основным пропитанием; матушка Зоя, жена о. Александра, покупала куски хлеба у местных нищих; иногда удавалось, отстояв длинную очередь, купить хлеб в Волоколамске, куда приходилось добираться пешком.

Можно добавить к этому постоянные притеснения, травлю от атеистически настроенных селян, которых под воздействием коммунистической пропаганды становилось все больше. Но ни отец Александр, ни его семья не сломались: когда в 1936 г. Преображенский закрыли первый раз, священнику, прихожанам, вставшим на защиту дома Божия, удалось добиться отмены решения. Службы возобновились – но продолжались недолго. Видя твердость веры настоятеля, власти решили «проблему» радикально: его арестовали ночью на 10 октября 1937 г. Вместе с ним попали под репрессии активные прихожане.

Сотрудники НКВД, пришедшие за «попом-мироедом», должны были ждать возвращения домой его старшего сына: он ушел по делам в единственных имевшихся сапогах, арестованного попросту невозможно было вести босым. Обвинили священника в антисоветской деятельности, что он категорически не признал. 5 ноября того же года его расстреляли. Ныне о. Александр прославлен как один из Новомучеников Российских. После ареста о. Александра богослужения не возобновились.

Помещение использовалось, вероятно, для хозяйственных нужд колхоза. Но за советские годы разрушению подверглась только колокольня – на фото 1980-х бывший храм уже без нее. А вот трапезную часть местные жители растащили на кирпичи уже в 1990-е, когда все говорили о прекращении гонений на веру, начавшемся «духовном возрождении»… возможно, где-то. Но не в Сляднево, которое давно забыло, что было Спасским. В итоге сохранился только четверик, где был Преображенский престол – причем даже без крыши, по сути, просто четыре стены – закомары, другие архитектурные украшения до наших дней почти не дошли. Так было до недавнего времени.

Все начало меняться с 2012 г., когда появился приход, решивший восстановить уже практически руины. Именно – появился. Ведь ныне Преображенская – приписная к… другой церкви Преображения, села Спас, чье именование созвучно прежнему названию Сляднева! С 2015 г. усилиями православных на сохранившейся части здания отремонтирована кровля, восстановлен купол. Ныне над ним высится крест. Здесь не часто, но уже служат! Хотя на фото внутренних интерьеров – отсутствующие полы, стол с книгами, на который с потолка сыпятся остатки штукатурки, иконы среди ободранных стен, утраченные окна, двери… О том, чтобы реставрировать трапезную, колокольню – нет даже речи, ибо их надо, по сути, строить заново.

Прихожане не объявляют сборов на восстановление. Они просто шаг за шагом пытаются восстановить святое место сами: убирают мусор, благоустраивают заброшенное кладбище рядом, по мере сил делают ремонт. Им трудно. Но с ними молитвы священномученика Михаила, а еще память о зодчем, рабе Божием Стефане, служившим Господу строительством Его храмов. А еще вера в Господа, Который не дать погибнуть Своему дому.

Когда-то живший здесь Андрей Журавлев пишет о храме: «Хорошо, что стали восстанавливать церковь. Помню ее еще в детстве. Сейчас рядом с ней поселковое кладбище, а в свое время было только одно захоронение — прадеда. А вокруг только лес. Хорошо, что все приходит на круги своя…»

Источник: статья Натальи Сазоновой «В Преображенской церкви в Сляднево возобновились богослужения» на сайте православной онлайн энциклопедии https://pravoslavie.wiki/

Преображенская церковь в Сляднево: разрушенный храм в Московской области



Комментарии и обсуждение


Кирпичная одноглавая церковь в псевдорусском стиле, с трапезной и колокольней, построена при помощи купцов Зайцевых. В трапезной были приделы Никольский и Симеона Персидского. Закрыта в кон. 1930-х. В настоящее время уцелели только четверик церкви и основание колокольни. Заброшена.
Трапезная растащена в середине 1990-х гг.
10 февраля 2013, Андрей Агафонов .

Каменная церковь заложена в 1893 году.
5 июня 2013.

Автор проекта храма - епархиальный архитектор С.В.Крыгин
9 апреля 2014.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.