«…Но вот Онега, закончив свой разбег, за устьем реки Волошки притихла, успокоилась, легла спокойными плесами. Впереди Волосово - старое село на Архангельском тракте (44 км от Каргополя).
Еще недавно здесь на погосте при деревне Петуховской, в стороне от проезжей дороги, у самого берега Онеги, стояла древняя шатровая Никольская церковь (1670). Она была почти ровесницей саунинской и в очертаниях походила на нее, но превосходила своими размерами. Для путника, преодолевшего гряду порогов, звучала она заключительным аккордом в музыкальной теме северного пейзажа. Над обрывистым берегом возникали кресты-голубцы старого кладбища и вершина шатра, а затем вся церковь в своем суровом величии, и, окинув взором всю открывшуюся округу: дома небольшой деревеньки в отдалении, надвинувшиеся леса, торопливые воды реки, нависшее хмурое небо, - вы ощущали эпическую силу этого творения онежских плотников.
Замечательный памятник погиб от людского небрежения. Но осталась память. Это не только старые фотографии и обмеры, но и произведения древнерусской живописи. Из Никольской церкви села Волосово, где некогда сохранялся старый тябловый иконостас, расписанный травным орнаментом, происходит несколько интересных икон, относимых к местной каргопольской школе.
Прекрасен «Деисусный чин» XVI века (ГРМ, Ленинград). Изящные фигуры Христа и стоящих по бокам Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых расположены на золотом фоне по вытянутому формату небольшой доски. Письмо тонкое, близкое к миниатюрному, говорящее о руке опытного мастера. Примитива, обычно отождествляемого с понятием «северных писем, здесь нет. Есть плавность, пожалуй, лиричность в обрисовке фигур, присущая Северу народность. Благородный травной орнамент обрамляет поля иконы. Волосовский «Деисус имеет несомненное стилистическое сходство с «Деисусом» конца XVI века в ГТГ (из бывш. собрания Остроухова).
В Волосове обнаружена и другая икона ХVІ века – «Илья Пророк в пустыне» (ГРМ, Ленинград). Сюжет этот часто встречается в «северных письмах. Вполне понятно его распространение на Севере в ХV-ХVІ веках, когда отшельники основывали в глухих местах свои пустыни. В этой иконе художник стремился передать ощущение уединенности, отрешенности человека от мира. Мы видим старца, сидящего среди плоских фантастических «лещадных горок». Два деревца по бокам символизируют лес, голубая полоска у ног - водный поток. Фигура Ильи очерчена мягким овалом. Поднятая рука пророка как бы останавливает земной шум, призывает к молчанию. Одежды Ильи и горки написаны в золотисто-желтых тонах, а фон и опушка иконы цвета свежей зелени. Мягкий колорит произведения под стать цветам неяркой северной природы.
Из церкви села Волосово происходит и редко встречаемое в искусстве Древней Руси скульптурное изображение. Это деревянная, резная, раскрашенная, почти в рост человека фигура Николы Можайского ХVІ века (Архангельский музей изобразительных искусств). Никола, покровитель мореплавателей и плотников, особенно почитался на Руси как крестьянский святой, небесный заступник бедных и обездоленных, Никола Милостивый. Он и изображен в облике крестьянина, словно моделью резчику служил кто-либо из его односельчан. У Николы простодушное выражение лица, окладистая борода. По бокам ковчега со скульптурой - расписные створки с изображениями святых Бориса и Глеба.
Село Волосово известно также в истории Поонежья как одно из «раскольничьих гнезд». Здесь произошло одно из последних самосожжений в 1860 году. Некий фанатик-изувер увлек за собой в огонь пятнадцать человек, среди них малолетних детей. В оставленной самосожженцами записке говорилось: ....а Мы убежали от антихриста и не можем на вашу прелесть глядети, лучше в огне сгореть, чем антихристу служить и бесами быть». Кажется, будто строки эти написаны двумя столетиями ранее...»
Источник: Гунн Г.П. Каргополье - Онега. Серия «Дороги к прекрасному». - М. Искусство, 1989, стр. 92-95
Каргополье - Онега (Дороги к прекрасному). Гунн Г.П. 1974 | Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch
От модератора: второй абзац не соответствует действительности. Церковь, к счастью, сохранилась.
Комментарии и обсуждение
Храм в очень плохом состоянии. Необходима полная переборка, в качестве аварийных работ надо установить консервационное покрытие.
Источник: сайт «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера»
https://vk.com/hram1667 - группа, посвящённая Никольскому храму и его восстановлению;
https://verenitsa.ru/campaign/hram-1667-goda-v-volosovo - страница о храме и планируемых реставрационных работах на сайте благотворительного фонда "Вереница".