ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Яковлево. Церковь иконы Божией Матери "Знамение".

Знаменская церковь


Яковлево. Церковь иконы Божией Матери
Церковь. Не действует.
Престолы: "Знамение" иконы Божией Матери
Год постройки: 1827.
Епархия: Ивановская митрополия. Шуйская епархия
Адрес:
Россия, Ивановская область, Савинский район, село Яковлево

Координаты: 56.492241, 41.069459
Проезд: От Афанасово - полевая дорога, местами проблемная в дождливую погоду. Сами жители Яковлево ориентированы более на Владимирскую область: есть наезженная лесная дорога через сосновый бор,видимо, на Ручкино. В сухую погоду можно проехать по лесной дороге на Усолье. Мост через р. Тальшу - деревянный, но ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Афанасово - полевая дорога, местами проблемная в дождливую погоду. Сами жители Яковлево ориентированы более на Владимирскую область: есть наезженная лесная дорога через сосновый бор,видимо, на Ручкино. В сухую погоду можно проехать по лесной дороге на Усолье. Мост через р. Тальшу - деревянный, но достаточно крепкий.



Церковь иконы Божией Матери "Знамение", , Яковлево, Савинский район, Ивановская область
Константин 55
3 апреля 2021
Церковь иконы Божией Матери "Знамение", Вид с северо-запада, Яковлево, Савинский район, Ивановская область
Вид с северо-запада
Константин 55
3 апреля 2021
Церковь иконы Божией Матери "Знамение", , Яковлево, Савинский район, Ивановская область
Геннадий
19 июня 2016
Церковь иконы Божией Матери "Знамение", , Яковлево, Савинский район, Ивановская область
Шумилов Дмитрий
20 сентября 2015
Церковь иконы Божией Матери "Знамение", повреждения кровельного покрытия луковицы центральной главы, Яковлево, Савинский район, Ивановская область
повреждения кровельного покрытия луковицы центральной главы
Олег Щёлоков
4 сентября 2011
Церковь иконы Божией Матери "Знамение", подлинник креста основного объёма, с повреждениями, но на своём месте, Яковлево, Савинский район, Ивановская область
подлинник креста основного объёма, с повреждениями, но на своём месте
Олег Щёлоков
4 сентября 2011
Церковь иконы Божией Матери "Знамение", Внутренне состояние храма., Яковлево, Савинский район, Ивановская область
Внутренне состояние храма.
protos
5 сентября 2007
Церковь иконы Божией Матери "Знамение", Фото 1974 г. из приходского архива, Яковлево, Савинский район, Ивановская область
Фото 1974 г. из приходского архива
Михаил Мещанинов
2 мая 1974
Церковь иконы Божией Матери "Знамение", Вид храма в 1930-е г.г., Яковлево, Савинский район, Ивановская область
Вид храма в 1930-е г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1930



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
ЯКОВЛЕВО
ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ, 19 в.
Стоит посреди широкой улицы, в западной части села, приписанного в 16 в. к суздальскому Покровскому монастырю, позже, во 2-й пол. 17 в., принадлежавшего помещику Ф. Зловидову, а в конце того же столетия - думному дворянину С.С. Нарбекову. К юго-западу от церкви, продольная ось которой соответствует направлению улицы, прежде находилась барская усадьба; от нее сохранились незначительные фрагменты парка. Кирпичная церковь сооружена в 1827 г. на месте деревянной 2-й четв. 17 в. В сер. 19 в. трапезную расширили к западу, соединив ее с колокольней и обстроив последнюю боковыми палатками на высоту стен трапезной. Все эти объемы вошли в единый прямоугольник плана к западу от четверика. Типичный сельский храм в стиле позднего классицизма. К северу от храма находится одноэтажная кирпичная сторожка.
В симметричной объемной композиции церкви главное место занимает невысокий односветный четверик с чуть суженной полукруглой апсидой, несущей массивный цилиндрический барабан равной ему ширины. Барабан увенчан сферическим куполом с луковичной главкой на узком световом барабанчике. С севера и юга четверик оформлен четырехколонными тосканскими портиками с пологими фронтонами. Крайние западные колонны портиков наложены на стены трапезной под двускатной кровлей, которая шире и ниже четверика. Общий карниз объединяет трапезную, портики и полукружия апсиды. С запада композицию замыкает двухъярусная с промежуточным полуярусом невысокая колокольня. Ее криволинейную граненую кровлю завершает легкий шпиль.
В облике фасадов важную роль играет гладкая поверхность стен. Интересны наличники проемов с лучковыми перемычками: расширенные подобно барочным "ушам" боковые стойки обрамления поднимаются до уровня фриза, образуя близкие прямоугольнику филенки в рамках. Необычны и наличники на палатках колокольни. Здесь в нижнюю часть близкого по рисунку обрамления вписан еще один наличник небольшого окна с замковым камнем под нависающей дугой.
Основной объем перекрыт куполом на широком световом барабане, переход к нему от четверика осуществлен с помощью парусов. Коробовый свод алтаря переходит в конху. В трапезной и в пристройке к ней своды также коробовые; в нижнем ярусе колокольни - крестовый. Сторожка - скромное сооружение в духе позднего классицизма. Квадратный в плане объем завершен вальмовой кровлей, восточный торец последней опирается на два кирпичных столба, образующих навес перед входом. Декор фасадов ограничен угловыми огибающими лопатками и узким карнизом. Прямоугольные окна не имеют наличников.

Березин, Добронравов, 1898, с. 216—218; Токмаков, 1903, с. 105.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 240-241

AlexandrV 12 августа 2013

Сохранившееся в последнее время предание и письменные источники свидетельствуют о том, что Яковлево, как населенный пункт возникло при первом Русском царе из династии Романовых – Михаиле Федоровиче (1613-1645 г.г.), оно находилось в месте слияния реки Тальши с Уводью. В советские времена здесь был заповедник.

Село Яковлево, бывшего Ковровского уезда Владимирской области, ныне Савинского района Ивановской области с деревнями Ручкино, Фердичаково, Симинигино, Щекино и Городино со всеми угодьями принадлежало помещику Степану Саввичу Норбекову, который был стольником государя московского.

В начале в Яковлеве была деревянная церковь, она стояла среди кладбища, находящегося почти на берегу Тальши напротив каменного господского дома. Престолов в ней было два: в холодной – в честь иконы Божьей Матери «Знамение», день ее прославления 27/10 ноября в честь защиты Новгорода от нападения Суздаля. Православные молятся ей о прекращении бедствий и от нападения воров. Теплый придел в честь патриарха александрийского – Иоанна милостивого, день его прославления 12 ноября, живший в 7 веке н. э. он прославился своим милосердием и благотворительностью к бедным.

Строителем этой церкви был помещик Норбеков Степан Саввич, которому принадлежало село и вышеупомянутые деревни, он снабдил церковь необходимыми священными принадлежностями и богослужебными книгами, на них находились надписи что, они вложены в храм Норбековым.

Освящение храма происходило 12 сентября 1744 г. по благословлению Питирима епископа Нижегородского и Ардатовского и проводилось протопресвитером Владимирского Собора Василием Григорьевым. Служба в церкви осуществлялась в течение 72-х лет до постройки новой каменной церкви.

Приход был господский малочисленный с дворовыми людьми и крестьянами. Богослужение совершалось не постоянно от праздника к празднику приглашаемыми священниками из погоста Старо-Никольского, где их было двое. Постоянной службы в этом храме не было. Причина была в том, что в пользу церкви, по генеральному плану, была выделена плохая земля без покосных угодий. Постоянная служба началась в конце 18 века после выделения Норбековым из своих угодий лучшей земли и пастбищ.

Первым постоянным священником в Яковлеве был отец Иван Миневрин. Он прослужил до 10/Х 1813г., умер от «горячки» и погребен на кладбище около церкви. После его смерти преосвященный Владимирский Ксенофонт рукоположил в этот храм его сына Глеба, причетника села Всегодичи, исполнявшего службу по 1848 г., при котором началось строительство каменного храма.

Необходимо отметить, что с давних времен около переезда реки Тальши, возле липового господского сада, стояла часовенка, в которой находилась икона Божьей Матери «Знамение», украшенная медной посеребренной ризой, почитаемая чудотворной, у которой в праздники совершалась служба духовенством и в будни читался акафист мирянами и часто всю ночь. Эта икона примерно в 1818 г. была украдена и служба прекратилась.

Село Яковлево, неизвестно почему так названное, существует со времени постройки деревянного храма, оно возникло из отдельных дворов, расположенных недалеко от церкви и господского каменного дома. В XVIII и XIX веках состояло из 50 дворов, это стабильно просматривается и до настоящего времени. По инициативе помещиков Александра Владимировича Норбекова и Василия Александровича Рачинского село было составлено из отдельных домов поселка Высокого, находящихся на северо-западе, и из нескольких поселений на северо-востоке, от вышеупомянутых объектов. Четыре семьи были переведены из Семенигино, которые поступили туда из Кашинского уезда Московской области, две семьи из Фердичаково, одна из Городино.

Яковлево было экономическим и культурным центром округа, содержало в себе большой потенциал православия. По мере необходимости в нем создавались фельдшерские пункты, имелись ткацкая «фабрика», на северо-востоке от села – мельница, был и питейный дом.

Клировые ведомости свидетельствуют о православной активности крестьян, так, например, в 1868 г. исповедовалось и приобщалось к Святым Тайнам 924 человека (мужчин 429, женщин 495), совершено 11 венчаний. В 1869 г. – 907 человек (мужчин 426, женщин – 481) , венчаний – 6. В 1870 – 899 (мужчин 435, женщин – 474), венчаний – 11.1871 г. – 927 (мужчин - 440, женщин – 487), венчаний – 14. 1872 г. –899 (мужчин 431, женщин – 468), венчаний – 10.

В связи с тем, что деревянный храм, в котором службы продолжались 72 года, пришел в ветхость, в 1818 г. по благословлению преосвященного Ксенофонта епископа Владимирского и Суздальского и по инициативе опекунов единственной несовершеннолетней наследницы Анны Александровны Норбековой на средства прихожан начал строится каменный храм. Он был возведен вне кладбища, среди села, в 30 саженях от прежнего деревянного храма. В строительстве участвовали православные окрестных деревень. На месте было организованно производство кирпича, с этой целью был разобран деревянный храм, для его обжига. В Яковлеве, на месте, был вылит и колокол весом в 60 пудов. Церковь была обнесена каменной оградой с деревянными решетками. Освящение теплого придела состоялось в 1822 г. С этого момента и началась в ней служба. Приделы в этом храме были оставлены теми же какими были и в деревянной. Иконостас в холодной церкви оставался прежним все время ее существования. В летней заменялся в 1868 году. В летнем приделе чин «праздника» имел размеры 71х45 сантиметров. Был исполнен маслом, не в иконописном, а в живописном стиле. В августе 1855 г. крестьянином села Яковлева Семеном Крюковым на свои средства в селе Холуи приобретен киот месячным окном, другие же киоты приобретены на средства прихожан. Изготовлены они были Боголюбским крестьянином Шороховым. Надо полагать, что они были написаны в «подстаринным» стиле, характерным для Холуя.

Дарья Иванова, солдатская вдова, пожертвовала серебряный позолоченный крест. В 1872 московский мещанин Федор Воронков, бывший дворовый Норбековых, передал храму серебряный позолоченный сосуд для причастия (потир), в 2 фунта весом (около 900 грамм). Помимо неоднократных пожертвований он ранее приобрел для церкви образ «Знамение» Божьей Матери в серебряной позолоченной ризе. Его усердие к храму было отмечено архиреем Антипием. Старушка Дарья велико усердная к храму собирала пожертвования на его строительство и украшения, вблизи дороги из г. Коврова в прилегающих селах: Иваново, Лежнево, Тейково, и др. На приобретенные, ею пожертвования, в холодной церкви были украшены медными ризами иконы, куплено большое паникадило, сделано медное посеребренное одеяние престола.

В 1849 г. был разбит первый колокол, вновь купленный вместо него колокол в 102 пуда (1,7 тонны) был так же разбит. А в 1862 г. купец Кузьма Конушкин приобрел на средства верующих и на свои личные средства и доставил в Яковлево из Москвы колокол в 150 пудов. Другой колокол был разбит в августе месяце в 1873 г. в день коронования императора Александра II, весил он 35 пудов.

Осенью 1869 г. на средства верующих и по инициативе старосты храма крестьянина деревни Щекино Григория Беспалова на северо-западном углу около церкви была построена каменная сторожка с железным покрытием.

История сохранила нам память о третьем священнике. После о. Глеба в 1848 г. архиепископ Владимирский Парфений рукоположил в этот приход ученика местной семинарии Ивана Сокулинского, дьяческого сына из села Сакулино Вязниковского уезда, причет храма состоял из дьячка и пономаря. Время его служения характеризуется дальнейшим украшением храма, приобретением колоколов, устройством каменно-деревянной ограды вокруг храма и т. д. Осуществление его пастырских обязанностей приходилось в очень трудное время: в 1848, 1852 и 1871 годах была эпидемия холеры, возникали неоднократные пожары, поражение крестьян молнией. Так, например, 3/17 июня 1868 г. во время засухи возник пожар, сгорели все дома и хозяйственные постройки вдоль Тальши, на кладбище горели деревянные кресты. В этом же месяце 17/31 вновь вспыхнул пожар, сгорели дома вокруг церкви, слобода "Высоково", каменная ткацкая "фабрика", деревянная решетка ограды церкви. Церковь была в большой опасности, набежавшие крестьяне, из соседских деревень вынесли из нее к реке все что можно, в том числе и престолы. Службы в церкви не было длительное время. В Яковлеве не было ни одного дома "где бы можно было испечь хлеб". В 1869 г. во время сильного дождя молния ударила в один из домов, возник пожар, но принятыми мерами и из за дождя он был ликвидирован. В августе 1878 г. на юго-западе от молнии сгорело 6 домов. В феврале и марте 1871 г. в Яковлеве опять возникло заболевание холерой, было много больных. По инициативе земства в двух комнатах каменного господского дома была открыта больница с постоянным нахождением в ней фельдшера, эпидемия ослабевала, но вновь вспыхнула в июле, снова была открыта больница с фельдшером в питейном доме.

В этом году было рождено 48 человек, а умерло 83 человека. Умерло больше, чем родилось на 35 человек. Отрицательная демография является следствием тяжелой работы по возведению новых домов, отсутствием нормальных санитарно-гигиенических условий, а так же недостаток питания, связанный с неурожаем ржи в 1871 г.

С течением времени в Яковлеве угасло почитание престольных праздников, но все время отмечалось празднование в честь иконы Смоленской Божьей Матери: с прошлых времен, вероятно, после засухи, пожаров и неоднократных поражений крестьян молнией в 1869-1869 годах возникло молитвенное обращение к ней за помощью. Возможно, что 10-ая пятидесятница приходилась на день ее прославления 28/10 июля (августа).

В настоящее время в России народ начинает понимать о необходимости поклонении православной святыне, что конечно, скажется в селе Яковлеве и ее округе. В течении последних лет, по инициативе местных жителей на празднование иконы Смоленской Божьей Матери около храма читается акафист и служится молебен.

По материалам «Исторического этюда» Неустроев С. И. 2001 г.



Комментарии и обсуждение


Я житель деревни Яковлево. Я хочу сказать, что мост через реку Тальша во Владимирскую область теперь стальной, на бетонном основании, построен в 2011 году.
11 ноября 2011.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.