С 1800 г., на месте бывшего монастыря, началась и постепенно образовалась женская община. С 1800 г., по благословению Преосвященнаго Архиепископа Нижегородского Вениамина, здесь стали жить: вдова Мавра Матвеевна, Стефанида Корниловна, Татьяна Макарьевна, Татьяна Петровна и Ульяния Михайловна. Жизнь обитательниц, по сказанию проживающих еще и доселе в общине современниц, была по образу келейной монастырской жизни и отличалась необыкновенною простотою. Утешением и лекарством в болезнях считали они для себя употребление трав: зверобоя, душицы и липового цвета; чай употребляли весьма редко, а в прочем содержались чрез Христово подаяние. Старец Серафим содействовал им своими молитвами, советами и другими разного рода пособиями, до своей блаженной кончины (1839 г.).
Жилища келейниц именовались Спасо-Зеленогорсной богадельней. С течением времени богадельня стала умножаться обитательницами. Построены были и другие кельи в ограде. Сестры стали собираться на общую молитву и за правило в трапезу, а к богослужениям ходили в приходскую церковь, за неимением своей. Приходский с. Спаса Зеленых гор священник был их, духовным отцом. Они имели общий стол и одежду, занимались печением просфор для приходской церкви.
В 1816 г. девица Стефанида Корниловна изъясняла в прошении своем к Нижегородскому Епархиальному начальству, что тому уже 15 лет протекло, как она, с подобными ей девицами и вдовицами имеет проживание в «Общине», в устроенных в ограде монастырской келиях и что их ныне до 25 человек. В 1842 г. 12 июня, по ходатайству Нижегородского Епархиального Начальства, указом Святейшего Синода, обитель утверждена уже общиною и с Высочайшего соизволения удостоились быть принятою под покровительство духовного и гражданского начальства наравне с другими богоугодными заведениями и дозволено ей всякие приношения и пожертвования принимать на имя свое и акты на пожертвования совершать тем порядком, который установлен, для православных монастырей.
В общине находятся:
1) Церковь деревянная, на каменном фундаменте, в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, пятиглавая, однопрестольная; она осталась от упраздненного мужского монастыря и была построена, по сказанию рукописи «черным попом Ионою» от сотворения мира в 7161 г., а от Рождества Христова в 1653 г.; церковь существует в первоначальном своем виде, но с некоторыми незначительными изменениями, как например: по сказанию старожилов, при неоднократных поправках ея, при ней уничтожены галерея около нее, служившая, вероятно, для крестохождений, а в 1880 г. переправлены главы и кресты и обиты белым железом, подведен каменный фундамент, обита новым тесом, прежняя окраска ея под кирпич заменена белою; в 1881 г. выштукатурены стены в алтаре; по упразднении муж. монастыря до 1861 г. принадлежала Зеленогорскому приходу; в 1861 г., распоряжением Епископа Нектария, была закрыта, как назначенная к перенесению из монастырской ограды на другое место в 1864 г., по указу Святейшаго Синода, как иноческое достояние возвращена обители.
2) Церковь каменная двухэтажная, в честь Божия Матери Споручницы грешных; в теплом приделе в ней, отделенном капитальною стеною, престол во имя, Св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы; в нижнем этаже церкви был храм, в честь Успения Божия Матери, но нарушена от сырости в семь этаже и ныне производится здесь чтение псалтири: рядом же с сей моленной помещается общинская трапезная; церковь построена в 1849 году на благотворительную сумму.
3) Колокольня в связи с сею церковью каменная, с келию под ней высотою до 9 саж., с шестью колоколами: большой в 102 пуд.
Достопримечательности в общине:
1) Св. Икона Успения Божия Матери, копия с чудотворнаго Киево-Печерскаго Образа, в среблопозлащенной ризе, с восемью частями Св. Угодников Божиих, имена которых означены на серебреной дверце. которой затворяется Св. Икона; жертва Нижегородской купчихи Татьяны. Ипполит, Пятовой.
2) Св. Икона Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, с чеканными но сребропозлащенной доске ликами святых и с частями Св. мощей Муромских Чудотворцев.
3) Животворящей Крест Господень небольшого размера, сребропозлащенный, с 35 частями Св. Мощей Угодников Божиих, имена коих означены на оборотной стороне Креста, а на икон, в которую вложен крест, лики сих угодников Божиих; икона написана иконописью, со словами в верху: «Аще зерно пшеничное не умрет, то едино пребывает, аще же умрет, то мног плод сотворит» и «Хранит Господь вся кости их и ни едина от них сокрушится»; икона с Крестом писана усердием купеческаго сына Григория Ветошкина и пожертвована обители супругою его Санкт-петербургскою купчихою, Марьею Ивановною Ветошкиною; мерой 12х9 вершков.
4) Животворящей Крест кипарисный, резной работы, с частями Св. Мощей Угодников Божиих: Св. Михаила Киевскаго, Петра и Февронии Муромских Чудотворцев, Царя Константина, Феодора Стратилата и - часть от гроба Св. Иоанна Милостивого; резан в 1836 г., как гласит надпись на нем. иеродиаконом Саровской пустыни Ефремом, для иеромонаха той же пустыни Илариона, и получен обителью от сестры Ефрема, старицы Параскевы; находится в Спасской церкви, в алтаре, над жертвенником.
5) Древняя икона Успения Божия Матери, оставшаяся от упраздненного монастыря; писана иконописцем Сергием в 1741 г, авг. 1 дня, по обещанию монаха Игнатия, при архимандрите Адриане, местная в Спасской церкви; мр. 8х7 вершков.
6) Икона Тихвинской Божия Матери, ценная по украшению, в сребропозлащенной ризе, украшенной 74 цветными камнями и звездами, жертвованной в С.-Петербурге сборщице Екатерине Ивановне; вес. 6 1/2 ф. Ценностью в 500 рубл.
7) Сребро позлащенная пятиугловая дарохранительница, с Голгофою и распятием; дар С.-Петербургского. купца Рогова.
8) Древние акты в ризнице: а) челобитная, на имя Царя Алексия Михайловича, строителя Феодосия с братиею о бортних знаменах, в которой упоминается об основании в пустыни храма 7168 г. (1660). б) письмо на пустошь по речке Пасмуровке 1667 г. в) запись запродажная на ту-же пустошь 7175 (1667 г.). г) письмо Казакова к строителю Феодосию о той-же пустоше 7175 (1667). д) променное письмо Глеба Исаева, сына Омонева, игум. Павлу на луга и мельницу по р. Пасмуровке 7190 (1682 г.). е) Челобитная игум. Макария на Борисовских крестьян 7195 (1687 г.). ж) Письмо Омонева к игум. Павлу 7196 (1688 г.). з) Рукопись, писанная при арх. Адриане, с подписом его руки 7196 (1688 г.). и) Явочная игумена Макария 7199 (1691).
9) Челобитная игум. Макария на крестьян с. Борисова 7200 (1692). к) Челобитная игум. Макария на тех же крестьян 7195 (1700). л) Приказ Бориса Петров. Шереметева на челобитную арх. Иосифа старости села Троицкаго. Борисова поля тож, о не причинении обид монастырским людям 1708 г. м) Челобитная арх. Иосифа Петру Самуиловичу Салтыкову на Мигаловских крестьян 1713г. н) Прошенное письмо игум. Павлу 1718 г. о) Рукопись, писанная при арх. Варсонофии 1718г. п) Челобитная арх. Иоасафа Шереметеву 1723 г. р) Прошенное письмо поручика Журинскаго арх. Феофилавту 1730 г. и с) Письмо Доможирова игум. Феодосию на пустошь по р. Пасмуровке, без назначения года.
10) Два Синодика в 1/4 дол. листа, полууставные, с киноварью, в кожаных переплетах.
11) Два плана древнего монастыря: один 1741 г.
12) Железные вериги весом около 10 фунтов.
Здания общины:
1) Корпус деревянный, на каменном фундаменте двухэтажный, с небольшим при нем садиком; в нем проживают начальницы и казначея.
2) Корпус деревянный на каменном фундаменте, с четырьмя келиями; в нем находятся образная, просфорная и псалтирня.
3) Корпус деревяннный на каменном фундаменте, с тремя келиями; помещается пекарня.
4) Корпус каменный двухэтажный, о двух келиях, предназначенный для пекарни.
5) Корпус деревянный, двухэтажный, на каменном фундаменте; проживают сестры, несущие разные послушания.
6) Корпус деревянный одноэтажный с двумя келиями; живущие в нем сестры проходят послушание амбарниц.
7) Корпус деревянный, на кам. фунд., двухэтажный с шестью келиями с складочным, при нем экипажным сараем.
8) Келья, при вратах общины, деревянная одноэтажная, в которой проживает вратница обители; при ней находится конный двор, с необходимыми при нем службами.
9) Службы: три амбара; два каменных погреба с деревянными напогребницами и колодезь.
В юго-восточной стороне обители имеется общинское кладбище, на котором покоятся сестры общины, а начальницы хоронятся около церквей: на кладбище примечательны две могилы; 1) диакона приходской Зеленогорской церкви Владимира Алексеевича Крутовскаго с семсйством; о. диакон Крутовский каждогодно приобщался Св. Таин, подавал милостыню. носил вериги и вообще вел жизнь благочестивую, народом почитался за блаженного; он скончался после-же приобщения Св. Таин за литургиею, во время крестного хода, в поле, в диаконском облачении. 2) Старицы Ирины Лазаревны; из имеющегося в общине рукописного жизнеописания ея, составленного иеромонахом Дамаскиным, видно, что она тайно ушла от мужа своего в обитель, где подавала тайную милостыню и имела ко всем безграничное послушание.
Община ограждена со всех сторон каменными стенами, оставшимися после упраздненного монастыря, с двоими воротами с северной и южной сторон; длина стен 144 саж., высота 4 и 4 1/2 саж.
Средства и угодья общины:
1) Капитала в % бум. 7735 р.
2) Земли под монастырским погостом 1 дес. 1957 саж.
3) Луговой земли с кустарником, Высочайше пожалованный из Абрамовских дач в 1872 г., 80 дес.
4) Рогалевская дача, с строевым и дровяным лесом, при р. Сереже, в 4 вер. от общины, пожертв. крест. Алексеем Воиновым, в 131 дес. 196 саж.
5) Дача г. Запольской, с лесом и др. угодьями, но р. Сереже, в 3 1/2 вер. от общины, дарственного колл. ассес. Николаем Васильевичем Смирновым, в колич. 100 дес. 963 саж.
6) Пахотной земли при с. Чегодаевке под названием «Чегодаевский хутор» в 3 вер. от обители, пожертв. крестьян, с. Вада Пелагеи Ивановн. Халтуриною, 216 дес. 1000 саж.
7) ветряная мельница о трех поставах, пожерв. крестьянкою с. Елховки Ириною Приданиною, находящейся при с. Зеленых горах.
8) Небольшой пчельник.
9) Хутор на Чегодаевской земле, с колодцем и небольшим прудиком.
10) Две лесныя караулки в Рогалевсвой и Човакинской дачах. 11) Скотный двор в Запольской даче, с службами и колодцем.
12) Два подворья: а) в Нижнем Новгороде дом, со всеми необходимыми службами, полученный по духовному завещанию от тит. советн. Алекс. Васильевны Никольской, находящиеся близ. Трехсвятительской церкви, в Ново-немецкой улице; б) дом с необходимыми при нем службами в г. Арзамасе, подаренный с Высочайшего соизволения казачкою войска Донского Новочеркасскаго округа, Михайловской станицы, Пелагиею Алексеевною, нынешнею начальницею общины.
Внутрснний порядок обители совершается по правилам, утвержденым Свят. Синодом в 1843 г., для православных женских общежитий. Кроме общих послушаний сестры общины занимаются: украшением икон фольгой и цветами, шитьем священных облачений, вязанием ботинок и чулок, пряденьем и точею холстов, мастерствами башмачным и портным - для обители, а в летнее время огородничестном и полевыми работами. В обители проживают до 5 сироток-девочек, которые под руководством священника и старших сестер обучаются грамоте и рукоделью.
С основания община управлялась начальницами, избираемыми с согласия сестер, и утвержденные Епархиальным начальством, которые находились под главным надзором Игумении Крестовоздвиженскаго монастыря Веры и благочинного из 6елаго духовенства. С 1858 г. обитель изъята из ведения вышесказанных лиц, и начальническая должность поручена монашествующим лицам женскаго пола. С первой начальницы в обители Стефаниды Корниловны, всех начальниц в общине было четыре; нынешняя Пелагия Алексеева по счету 5-я.
Состав сестер общины:
Начальница Пелагия Алексеева Скрыпкина 54 л., дом. образование из девиц. воен. вед.; с 1850 г. в послушница; 1865 г. казначея; 1883 г. начальница.
Козначея - Анна Степанова Молева 59 л.
Благочинная - Наталья Алексеева Харитонова 53 л.
Прочих проживающих по указ. 69 чел.
Проживающих по увол. вид. 63 чел.
Всего: 135 чел.
Адрес: Чрез г. Арзамас, в Зелено-горскую общину.
Из книги "Адрес-календарь" Нижегородской области.
Комментарии и обсуждение
Спасо-Зеленогорский монастырь, 3 класса, общежительный, в 85 верстах от Нижнего-Новгорода, при селе Зеленые горы, Нижегородского уезда. В 1800 году здесь на месте упраздненного мужского Спасо-Белогорского монастыря, существовавшего со времени патриарха Никона до конца XVIII века, возникла Спасо-Зеленогорская Богадельня, которая в 1842 году утверждена общиной, а в 1893 году возведена в монастырь. При монастыре богадельня.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»