ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ковров. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери.

Фёдоровская церковь


Ковров. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.
Престолы: Феодоровской иконы Божией Матери
Год постройки: Между 1868 и 1875.
Архитектор: Н.А. Артлебен
Епархия: Владимирская митрополия. Владимирская и Суздальская епархия
Адрес:
Владимирская обл., г. Ковров, ул.Борцов 1905г.

Координаты: 56.367312, 41.303787
Проезд: Западный въезд в г. Ковров (по дороге Р71), после моста через р. Клязьма на 2-м светофоре направо по ул. Дегтярева, через 1,5 км направо по ул. Малеева, через 400 м направо по ул. Лопатина. Церковь через 110 м справа.



Сортировка:

Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, , Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Алексей Кротов
21 марта 2020
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, Вид с моста через железнодорожные пути, Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Вид с моста через железнодорожные пути
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
13 августа 2016
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, , Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2021
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, , Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2021
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, , Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Алексей Кротов
21 марта 2020
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, , Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Олег Худяков
29 марта 2015
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, , Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Дмитрий33
24 августа 2014
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, восточный фасад, Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
восточный фасад
chirokov
8 июля 2011
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, Вид с юго-востока, Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Вид с юго-востока
Олег Щёлоков
30 марта 2008
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, вход в церковь, Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
вход в церковь
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2021
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, , Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Владимир (Vlad)
23 июня 2013
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, , Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Владимир (Vlad)
23 июня 2013
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, северный фасад основной объём.детали, Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
северный фасад основной объём.детали
chirokov
8 июля 2011
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, завершения основного объёма., Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
завершения основного объёма.
chirokov
8 июля 2011
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, Алтарь храма, Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Алтарь храма
Юрий Моченов
9 мая 2025
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, общий вид интерьера, Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
общий вид интерьера
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2021
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, фотоснимок с дореволюционной карточки, Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 мая 1901
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, Фотоснимок нач. ХХ века. С сайта: feodorovskaja-cerkov.ru, Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Фотоснимок нач. ХХ века. С сайта: feodorovskaja-cerkov.ru
Алексей Кротов
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, северный фасад, Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
северный фасад
chirokov
8 июля 2011
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, южный фасад, Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
южный фасад
chirokov
8 июля 2011
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, западный фасад, Ковров, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
западный фасад
chirokov
8 июля 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Буланцев Владимир 31 марта 2008

Построена в 1866-1875 гг. на средства рабочих и служащих Ковровских Железнодорожных мастерских в память о чудесном спасении императора Александра II во время покушения Дмитрия Каракозова в 1866г. Однопрестольная, в честь родовой иконы Дома Романовых. Перестроена в 1900-1904гг. Тогда же выстроена каменная колокольня. Закрыта в сентябре 1924г. постановлением Президиума Ковровского уездного исполкома, помещение использовалось в качестве допризывного пункта (до 1941г. и в 1945-1949гг.) и склада. Колокольня и завершение храма разобраны. 

Решением Ковровского городского комитета обороны от 25 октября 1941г. здание передано под пересыльный пункт «для команд и отдельных красноармейцев». Повторно церковь открыта в ноябре 1998г. и в настоящее время восстанавливается.
При храме имелась богатая библиотека, собранная протоиереем Николаем Александровичем Преображенским, настоятелем в 1896-1923гг. К церкви были приписаны входная часовня на Иоанно-Воиновском кладбище и 3 каменных часовни-«столбика».

Из книги Фролова Н.В. и Фроловой Э.В. «Ковров православный». Подробнее http://orthodox.kovrov.net/index.php?option=content&task=view&id=22


Владимир 19 июня 2011

Храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери исторически связан с железной дорогой Москва – Нижний Новгород. И не будь этой транспортной артерии, не было бы и этой церкви.

26 января 1857 года императором Александром II был утверждён устав Главного общества Российских железных дорог. Это частное акционерное общество, учредителями которого стали многие европейские монстры банковского дела, планировало опутать территорию Российской империи нитью железных дорог общей протяжённостью до 4000 вёрст. Одной из наиболее значимых стала магистраль между двумя крупнейшими торгово-промышленными центрами государства – Москвой и Нижним Новгородом.

В 1861 и 1862 гг. были открыты две очереди новой железнодорожной линии. А некоторое время спустя (в 1864 году) почти в центре Московско-Нижегородской железной дороги были устроены мастерские «для ремонта подвижного состава». Не мудрствуя, они были названы Центральными, а местный люд называл их «механическим заведением». Расположились мастерские всего в полуверсте от тогдашнего Коврова. Крупнейшее предприятие города вскоре обросло домами рабочих и служащих заведения. И вот тогда для религиозных потребностей жителей этого своеобразного рабочего посёлка было решено построить церковь.

В начале 1867 года мастеровые железнодорожных мастерских подали прошение г. Казначееву, который являлся инспектором Московско-Нижегородской железной дороги. В прошении рабочие указывали, что желают при заведении на свои средства построить храм «в память события 4 апреля». Как известно, в этот день в 1866 году революционер-ишутинец Дмитрий Каракозов совершил покушение на императора Александра II. Неудавшееся убийство было расценено великим чудом, повлекшим за собой строительство храмов в честь избавления царя от гибели. Святейший Синод 22 февраля 1868 года «дал разрешение на устройство церкви при Ковровских механических мастерских». К церкви должен был быть определён причт, а приходом стать рабочие заведения с их семьями. Уцелевший во время покушения император на докладе о строительстве храма поставил короткую резолюцию : «Благодарить».

Работы по возведению новой церкви начались уже в конце 1868 года. Рабочие усердно жертвовали на строительство храма, но размер пожертвования редко когда был более рубля. Руководил постройкой храма директор Управления Шуйско-Ивановской железной дороги Иван Андреевич Бусурин. Строительство продолжалось более пяти лет.

Церковь выстроили в псевдорусском стиле. К концу 1874 года были закончены храм и колокольня, а весной 1875 года рабочие завершили внутреннюю отделку. Примечательно, что клиросы, иконостас, подсвечники и даже паникадила были изготовлены и отполированы тут же – в мастерских – самими рабочими из берёзы и ореха.

25 мая 1875 года архиепископ Владимирский и Суздальский «Милостивец к бедным» Антоний (Павлинский) при участии ключаря владимирского Успенского собора о. Иоанна Благонравова и священника ковровского Христорождественского собора Алексея Радугина совершил чин освящения новой церкви. В освящении принимал участие определённый к новому храму неделей раньше священник Иван Алексеевич Соколов. Первым псаломщиком стал Каллистрат Быстрицкий. Престол церкви освятили в честь Феодоровской иконы Божией Матери – родовой иконы дома Романовых. На обеде по случаю освящения храма присутствовал сам архиепископ Антоний, губернское начальство, чиновники из управления железной дороги и руководство мастерских. Кстати, храм получил и другое название: в честь механического заведения, при котором построен, он стал вполне официально называться Заведенским.

14 марта и 16 августа стали храмовыми праздниками Феодоровской церкви. В мастерских в эти дни устраивались выходные и рабочие участвовали в праздничных торжествах, посвящённых престольному празднеству.

Интересно, что деньги на содержание храма и причта выплачивались работниками мастерских. Такой порядок установило епархиальное начальство. С 1 рубля заработка каждый рабочий отчислял на нужды церкви и священнослужителей одну копейку. Сначала священник получал 560 рублей в год, псаломщик 240 рублей в год. С расширением Центральных мастерских и увеличением количества рабочих, увеличились и доходы церковного причта. К 1898 году священник и псаломщик на двоих получали 1800 рублей в год.

Рассказывая о Феодоровской церкви, нельзя не упомянуть её второго и последнего дореволюционного настоятеля Николая Александровича Преображенского. Н.А. Преображенский происходил из старинной семьи священнослужителей. В судогодском погосте Спас-Беседа служили предки Николая Александровича. По Преображенскому храму погоста они и получили свою фамилию.

Будущий ковровский священник родился 21 апреля 1868 года в семье настоятеля погоста Архангельский Меленковского уезда. После обучения в Муромском духовном училище он поступил во Владимирскую духовную семинарию, которую закончил в 1888 году третьим в списке лучших учеников. Из 27 дисциплин аттестата Преображенский имел только по четырём предметам «хорошо», остальные же были сданы на «отлично».

3 сентября 1897 года Н.А. Преображенский венчался с Лидией Александровной Смирновой – дочерью знаменитого краеведа и библиографа Александра Васильевича Смирнова, одного из создателей Владимирской учёной комиссии.

Осенью 1898 года Преображенский был определён на место настоятеля Феодоровской церкви, сменив умершего в том году священника И.А. Соколова. Удивительно, что Николай Александрович, будучи выпускником Московской духовной академии (окончил её в 1896 году со степенью кандидата богословия), перед которым открывалась неплохая возможность дальнейшего карьерного роста, отказался от будущих постов и стал простым провинциальным батюшкой.

Один из самых образованных священников своего времени, деятельный и энергичный, своими заботами о пастве он завоевал любовь прихожан своего храма и жителей города, уважение со стороны местного духовенства и «отцов города». Своё пастырское служение о. Николай сочетал с преподавательской деятельностью: законоучитель Феодоровской 2-классной школы и Ковровского железнодорожного училища, заведующий Феодоровской мужской и женской школ. С 1899 Николай Александрович стал председателем Ковровского отделения Владимирского епархиального училищного совета. Позднее священник преподавал Закон Божий в женской гимназии и реальном училище г. Коврова.

Стоит отметить, что Феодоровская церковь считалась «передовой» для своего времени: пол в ней отапливался котельной, находящейся в подвале (использовали дрова и уголь), в паникадилах горели лампочки, электричеством же церковь и освещалась. В 1900-1904 гг. храм был несколько перестроен, его объём увеличился более чем в два раза. Тогда же с вместо старой колокольни было построена новая четырехъярусная. На неё поместили колокол из сплава меди и серебра, отлитый по специальному заказу рабочих Центральных мастерских.

В своём служении Преображенскому пришлось столкнуться и с антирелигиозными настроениями, зарождавшимися в конце XIX – начале XX вв., и с революционными возмущениями рабочих механического заведения.

Авторитет настоятеля Феодоровской церкви был настолько велик, что в 1906 году он был избран выборщиком в I Государственную думу от г. Коврова, в 1917-1918 гг. направлен делегатом от Владимирской епархии на Поместный Собор Русской Православной Церкви, избравшего патриарха Тихона. К тому времени он был награждён набедренником, скуфьей, камилавкой, орденом св. Анны III степени, наперсным крест и возведён в сан протоиерея. А чуть ранее – в 1913 году – о. Николай принимал у себя в храме митрополита Московского и Коломенского Макария, отслужив вместе с высокопреосвященнейшим литургию. В доме Преображенского высокий гость остановился ночевать.

После революции Н.А. Преображенский был избран городским благочинным. Иной достойной кандидатуры просто не было.

Декретом от 23 января 1918 года Церковь была отделена от государства. Реакция ковровского благочинного была предсказуемой. Будучи ярым монархистом, всегда говоривший правду, не скрывавший своей позиции и убеждений, Николай Александрович вывел жителей города на крестный ход, чтобы «общей молитвой облегчить тяжесть душевного смущения и подавленности». Новые власти с такими выступлениями особо не церемонились, пресекая их огнём по демонстрантам. Но в Коврове всё обошлось без кровавой расправы.

В 1920 году протоиерея Преображенского осудили на 2 года концентрационных лагерей (изобретение большевиков, а не фашистов!) условно. К тому времени никакого содержания, кроме оплаты за требоисправления прихожанами, причт Феодоровского храма не получал. Когда представители новой власти в 1922 году стали выносить из церкви кресты, евангелия, ризы с икон и прочие храмовые ценности, прихожане встали на защиту реликвий. Взамен серебряной церковной утвари, которой набралось до 32 кг, они отдали свои личные серебряные вещи.

15 февраля 1923 года о. Николая Преображенского арестовали за антисоветскую агитацию и выслали в Зырянскую область на 3 года. После возвращения из ссылки Николай Александрович и его супруга были лишены избирательных прав. За время его отсутствия Феодоровский храм был закрыт решением Губисполкома от 27 августа 1924 года, став первым в череде закрываемых городских церквей. Главу с крестом и колокольню разобрали. Изувеченное здание обратили в клуб, а через непродолжительное время отдали военному комиссариату. После войны в церковном здании разместилась торговая база. А Николай Александрович Преображенский сгинул в жерновах сталинских репрессий. В 1930-е гг. он снова был арестован. Бывшему священнику припомнили и его крайне консервативные взгляды, и выступление 1818 года. Он умер в ссылке на Соловках до 1939 года. Тело батюшки объели собаки и даже неизвестно – был ли он погребён.

Сегодня церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери снова открыта для прихожан. Как более ста лет назад на её строительство, в наши дни уже на восстановление жертвовали жители Коврова. Не обошлось в деле возрождения храма без помощи Ковровского экскаваторного завода, предтечей которого были Центральные железнодорожные мастерские.

Николай Александрович Преображенский посмертно реабилитирован «за отсутствием состава преступления»…


 
Алексей Кротов 27 ноября 2025

... 22 февраля 1868 г. было получено разрешение Священного Синода на устройство церкви при Ковровских мастерских с образованием при ней особого прихода и определением к ней причта. Об усердии ковровских мастеровых обер-прокурор Священного Синода граф Д.А. Толстой доложил императору, и Александр II “на всеподданнейшем докладе по сему предмету… изволил написать собственноручно: “Благодарить”.

К августу 1868 г. проект на построение каменной церкви при Ковровских мастерских был утверждён в строительном отделении Владимирского губернского правления. Автором проекта нового храма был епархиальный архитектор Николай Андреевич Артлебен. Работы по постройке храма начались в конце 1868 г. и велись под руководством специально избранного комитета из трех лиц: директора Управления Шуйско-Ивановской железной дороги Ивана Андреевича Бусурина, инспектора Московско-Нижегородской железной дороги А.А. Казначеева и начальника Ковровских железнодородных мастерских О.Б. Шуберта.

Непосредственно постройкой занимался И.А. Бусурин. Мастеровые давали по 25, 50, 70 копеек, редко кто рубль. О храме так и говорили, что он выстроен на рабочие пятачки. Всего было собрано 19829 рублей 86 копеек. Ещё около 13 тысяч рублей пожертвовал директор Управления Шуйско-Ивановской железной дороги И.А. Бусурин. Все пожертвования записывались в огромную, переплетенную в кожу книгу. Вплоть до начала 1950-х гг. она сохранялась в заводоупрвлении Ковровского экскаваторного завода. Впоследствии эта книга была утеряна. К концу 1874 г. здание церкви из красного кирпича в так называемом “русском романтическом стиле” было готово. Купола, крытые кровельным железом, выкрасили в серебристый цвет.

До весны 1875 г. продолжались работы по внутренней отделке и благоустройству храма. Они велись под началом первого по времени церковного старосты инженера-технолога мастерских Михаила Яковлевича Косых, занимавшего этот пост с 1875 по 1881 гг. Иконостас, выполненный в древнерусском стиле, клиросы с киотами, шесть местных подсвечников и три паникадила (большое посередине храма с 36 свечами и два по бокам с 18 свечами каждое) были выполнены самими мастеровыми из березы, отполированы с отделкою ореховым деревом и украшены резьбой. Одновременно с возведением здания храма выстроили деревянный дом на каменном основании для причта, крытый железом. В нем находились помещения для священника, псаломщика и церковного сторожа. Позже для священника срубили новый большой деревянный дом, в котором в советское время находилась железнодорожная больница. От церкви к этому дому была насажена липовая аллея. Сильно разросшиеся деревья частично стоят и сегодня.

Новый храм решено было наименовать в честь Феодоровской иконы Божией Матери, которая считалась небесной заступницей царствовавшего Дома Романовых. Судьба иконы тесно связана с историей русского государства и восшествием на престол первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича.

И.Ф. Рерберг в 1887 г. так описывал новопостроенную церковь: «Церковь построена из кирпича, с облицовкою цоколя и карнизов белым известняком местной породы. В плане она имеет форму квадрата с прямоугольными пристройками с трех сторон и полукруглою с четвертой стороны для алтаря. Над входным портиком с западной стороны устроена колокольня, на которую ведет внутренняя лестница; над средней квадратной частью выведен купол диаметром в 5.5 сажен, с фонарем в средней его части, диаметром в 1.5 сажени. Стены церкви и купол внутри оштукатурены».

Освящение новоустроенной церкви в честь Феодоровской иконы Божией Матери при Ковровских железнодорожных мастерских было назначено на 25 мая 1875 г. Для этого из Владимира накануне, 24 мая в 12 часов экстренным поездом прибыл архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний (Павлинский). В Коврове его встретил местный благочинный протоиерей Сила Алексеевич Архангельский, в сопровождении которого архиерей посетил новоустроенный храм. Долго и внимательно Преосвященный осматривал его внутри и снаружи и остался весьма доволен увиденным. В 6 часов в новом храме началось всенощное Богослужение, которое совершали ключарь Владимирского кафедрального Успенского собора священник Иоанн Васильевич Благонравов, священник Ковровского Христорождественского собора Алексей Григорьевич Радугин, священник новой Феодоровской церкви Иоанн Алексеевич Соколов и один из московских священников, имевший прихожанами служащих на Московском вокзале Московско-Нижегородской железной дороги. На литию и величание выходил сам Преосвященный.

Утром следующего дня в 9 часов 30 минут, после продолжительного звона, началось освящение храма, которое совершал архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний с теми же священниками. При этом священнодействии присутствовали высокие гости из Владимира, сам губернатор генерал-лейтенант Владимир Николаевич Струков, чиновники из управления Московско-Нижегородской железной дороги, а также начальство Ковровских железнодорожных мастерских. Кроме прихожан-мастеровых, народу собралось великое множество. После совершения освящения тотчас же в новоосвященном храме началась Божественная литургия, которую совершил Преосвященный. Очевидец описывал эти события так: “Трудно передать душевное состояние молившихся здесь мастеровых и служащих по железной дороге. Это была первая литургия в новом храме, построенном на их трудовые деньги, а труд их, всем известно,- труд нелегкий, нередко соединенный с опасностью жизни. Первый раз за них приносилась Бескровная Жертва, приносилась самим Архипастырем, который благословил их на святое дело храмоздания и только что совершил освящение нового храма. Глубже всякого другого они понимали и чувствовали это, - и слёзы благодатной радости струились по лицам многих из них”. Завершилось торжество по случаю освящения храма обедом, устроенном в конторе при мастерских. Первоначально причт новоустроенного храма состоял из священника и псаломщика. Позже в состав причта был введен диакон.

Первым настоятелем Феодоровской церкви стал выходец из рода священнослужителей Иоанн Алексеевич Соколов. Более 24 лет священствовал о. Иоанн в церкви при железнодорожных мастерских. Когда при Феодоровской церкви открыли приходскую школу, он и там исполнял должность законоучителя. 30 сентября 1898 г. он скончался и был погребен на Ковровском городском кладбище при церкви Иоанна Воина. После кончины И.А. Соколова в Феодоровскую церковь был определён новый священник – Николай Александрович Преображенский. В октябре 1898 г. он был рукоположен в во священника Феодоровской церкви. В 1899 г. о. Николай возглавил Ковровское отделение Владимирского епархиального училищного совета, став его председателем. В ведении Н.А. Преображенского оказались все церковно-приходские школы Ковровского уезда. После открытия в Коврове женской гимназии и реального училища о. Николай, помимо прочих своих постов, стал законоучителем и в этих учебных заведений.

Впервые в Коврове в Феодоровской церкви было устроено калориферное отопление. Котельная, отапливаемая дровами и углем, находилась в подвале храма, поэтому церковный пол был всегда теплым, в отличие от холодных каменных плит двух ковровских храмов. Освещение в Феодоровской церкви сделали электрическое, в паникадилах горели лампочки, сделанные в виде свечей. Тогда это было в новинку. По специальному заказу мастеровых был отлит большой церковный колокол, на который для лучшего звону, кроме меди, пошло большое количество серебра. Этот колокол обладал самым чистым и долгим звучанием из всех ковровских колоколов. Его звучный и сильный голос узнавали из любого конца города, и колокол этот был предметом гордости рабочих железнодорожных мастерских. Всему городу был известен звонарь Феодоровского храма Александр Царев – мастер своего дела. Освященный в 1875 г. храм с течением времени оказался недостаточно вместительным для всё увеличивавшегося числа прихожан. В переполненной церкви порой царили толкотня и давка, как прежде в единственном на весь Ковров городском соборе...

По инициативе Н.А. Преображенского в 1900 г. было начато переустройство Феодоровской церкви. Проект нового вида храма утвердил начальник II участка пути и сооружений Московско-Нижегородской железной дороги Н. Коновалов. Предусматривалось возведение с западной стороны обширной пристройки-трапезной, а также притвора и новой четырехъярусной колокольни, увенчанной высоким барабаном с вытянутым наподобие шпиля завершением купола. Внутренний объем храма должен был увеличиться более, чем в два раза. Старую колокольню предполагалось разобрать, а ее материал использовать для фундамента новых построек. Работы продолжались с 1900 по 1904 гг. и были выполнены в полном объеме. Строители отошли от проекта только в верхних ярусах колокольни, сделав ее менее вычурной и более традиционной. Строительство велось, как и прежде, на пожертвования рабочих и служащих Ковровских железнодорожных мастерских и Московско-Нижегородской железной дороги. Имена наиболее ревностных жертвователей были опубликованы на страницах Владимирских епархиальных ведомостях».

Активную помощь Н.А. Преображенскому в расширении и перестройке храма оказывал церковный староста в 1900-1902 гг. мещанин Иван Розанов, сам много раз делавший пожертвования и передавший в Феодоровскую церковь три серебряные позолоченные ризы для икон Феодоровской Божией Матери, св. Николая Чудотворца и Св. Благоверного Великого князя Александра Невского. Преобразившаяся Феодоровская церковь стала вторым по величине храмом Коврова, лишь немного уступая размерами Спасо-Преображенскому собору.

Во время Первой мировой войны Н.А. Преображенский вёл большую работу по сбору пожертвований для солдат действующей армии среди своих прихожан. Особенно распространен был обычай посылать на фронт подарки к празднику св. Пасхи. Так, в 1916 г. рабочие Ковровских железнодорожных мастерских под руководством протоиерея Преображенского собрали на пасхальные подарки сумму в 1135 руб. – весьма немалую по тем временам. Подарки были отправлены в 217-й Ковровский пехотный полк. Отец Николай Преображенский не принял октября 1917 г., насколько возможно он отстаивал права Церкви перед новой Советской властью. В январе 1918 г., когда Церковь декретом Совнаркома была отделена от государства, о. Николай возглавил крестный ход в центре Коврова в поддержку гонимого православия. В марте 1919 г. патриарх Тихон наградил о. Николая наперсным крестом с украшениями за ревностную пастырскую деятельность. 15 февраля 1923 г. Николай Александрович Преображенский был арестован органами НКВД и обвинен в том, что под видом чтений и бесед на религиозные темы проводил среди рабочих антисоветскую агитацию. За всю историю Феодоровская церковь имела двух настоятелей, а диаконом при них всё это время, около 50 лет, служил Ставровский Василий Евграфович.

Кроме священника и диакона в причте Феодоровской церкви находился и псаломщик. Первым эту должность с 18 мая по 23 декабря 1875 г. занимал Каллистрат Быстрицкий, а затем до 1897 г. В.Е. Ставровский, а с 1897 по 1924 гг. Федор Ефимович Соловьев. После ареста о. Николая Преображенского должность священника Феодоровехой церкви исполнял диакон села Плесец Ковровского уезда Михаил Матвеевич Лавров. К тому времени приходская община храма составляла 1307 человек, к церкви были приписаны одна входная часовня на кладбище и три каменных столбика-часовни. Феодоровский храм обладал большим собранием книг (180 наименований). Но, несмотря на это, дальнейшая судьба одной из крупнейших ковровских церквей была уже решена. Сначала были изъяты дома причта и переданы службе путей сообщения 9-го участка, а затем 28 августа 1924 г. президиум Ковровского уездного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял решение о закрытии Феодоровской церкви и о передаче ее здания под клуб для рабочих железнодорожных мастерских.

В начале сентября того же года церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери была закрыта. 3 сентября 1924 г. храм начали перестраивать под клуб железнодорожных мастерских. Иконостас был разломан при помощи учеников местного ФЗУ, колокола сбросили на землю и отправили на переплавку. Только самый большой колокол, где серебра было едва ли не больше чем меди, не подошел для плавки и его заброшенные обломки еще долгое время напоминали о варварском разорении храма. Тогда же были разобраны колокольня и барабан церковного купола. По решению рабочих клуб получил имя скончавшегося в январе того года вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. Открытие нового клуба было приурочено к празднику 7 ноября 1924 г. Однако клуб просуществовал в здании бывшей церви очень недолго. В мае 1929 г. они добились передачи бывшей церкви под учебный пункт 14-й пехотной дивизии, стоявшей в Коврове. Вплоть до Великой Отечественной войны в бывшем церковном здании размещался городской допризывный пункт. В послевоенное время в бывшей церкви поместилась база Промторга.

В нач. 1990-х гг. руководство Ковровского экскаваторного завода предприняло некоторые шаги к восстановлению Феодоровской церкви. Был составлен эскизный проект восстановления храма и начато выполнение рабочего проекта.
Храм Феодоровской иконы Божией Матери вновь открыл свои двери для молящихся в 1999 г.

Фролов Н.В., Фролова Э.В. Церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери при Ковровских железнодорожных мастерских. - Ковров, 1998 г.



Комментарии и обсуждение


"Все прибывающие на станцию Ковров обращают внимание на величественное массивное здание церкви из красного кирпича напротив вокзала. Местоположение церкви не случайно. Храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери исторически связан с железной дорогой Москва-Нижний. И не будь этой транспортной артерии, не было бы и церкви..."

Полный текст статьи Владимира Ушакова "Святые места. Феодоровский храм." во владимирской областной газете "Призыв" от 27.03.2008 можно посмотреть в её интернет-версии по ссылке http://www.prizyv.ru/culture/?news=1244

23 мая 2008, Олег Щёлоков .


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.