В настоящее время в Клину ведется благоустройство бывшей Торговой площади, доминантой которой является величественный Троицкий собор. В советские годы здание храма было обезображено, лишено исторического фасада и пятиглавия. В храме продолжается внутренняя отделка, но уже сейчас клинский собор впервые за многие годы предстал в своем историческом облике.
Строительство Троицкого собора в Клину началось в 1802 году на средства клинских купцов и местных жителей при московском митрополите Платоне (Левшине). Эта стройка затянулась более чем на 30 лет. Большие размеры и дороговизна здания, выпавшая на это время война с Наполеоном, а также серьезные ошибки строителей стали причинами промедления. Об этих трудностях говорил митрополит московский Филарет (Дроздов) в своей речи, произнесенной 24 мая 1836 года при освящении уже построенного собора: «Не без заботы был и я свидетелем трудностей в его созидании. Здание предпринято было почти не по силам вашего малого града. Надлежало не только созидать, но и частию и пересозидать неблаголепно созданное. Надлежало по временам останавливать дело…»
В соборе было три престола: главный — во имя Святой Троицы, приделы — в честь Казанской иконы Богоматери и во имя святителя Николая. Здание построено в стиле классицизма, с треугольными фронтонами по сторонам, с белокаменными деталями. Казанский и Никольский приделы трапезной части собора были освящены раньше главного престола в 1804 году. В 1836-м году, 24 мая, храм освятил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Главным украшением храма был одноярусный иконостас с колоннами и пилястрами в стиле ампир, устроенный по проекту архитектора Осипа Бове. Необычными были и резные царские врата со встроенным в них трехметровым деревянным крестом. В архитектурном отношении облик «Градо-Клинского» собора отражал в себе черты более ранней Екатерининской эпохи. Для него специально готовили особо крепкие кирпичи, а в скрепляющий раствор добавляли яйца, которые собирали по окрестным деревням.
К северу от Троицкого собора стоит старинная Воскресенская церковь, построенная в 1712 году. На протяжении почти ста лет до постройки нового храма она считалась соборной. До революции в Воскресенской церкви по левую сторону царских врат хранилась старинная икона святителя Николая Чудотворца, пожертвованная в 1683 году. Надпись на ризе этой иконы подтверждала версию, что на месте Воскресенской церкви стояла прежде другая – более древняя. Около трапезной Троицкого собора прежде стоял кирпичный столб с железным крестом, который, возможно, отмечал место алтаря этого старинного храма. Воскресенская церковь в XIX веке сильно обветшала и богослужения в ней долгое время не совершались. Только в 1892 году храм был отремонтирован и обновлен.
"... До 1891 года настоящий храм был холодный, а трапезная была теплая, имея сначала « амосовскую», а потом духовую печь. А в 1891 г. с разрешения Епархиального начальства по утверждённому, строительным отделением Московского губернского правления, плану устроена другая духовая печь Московским печником Степаном Васильевичем Барановым, для отопления настоящего храма. Престолы и жертвенники из дубового дерева, верхние деки на престолах кипарисовые. Иконостас, в настоящей церкви одноярусный, устроен по плану архитектора Осипа Ивановича Бове. Колонны и пилястры и низ иконостаса покрыты алебастром под мрамор, а имеющаяся по местам резьба вызолочена. Царские врата резные, в них вставлен деревянный вызолоченный крест, вышиною 4 арш. 5 верш. и шириною 2 арш. 5 вершков.
Стены и купол настоящей церкви расписаны живописным письмом, а трапезной окрашены масляною краскою. Икон старинного письма в иконостасах нет. В настоящей церкви иконы без оклада, а в трапезной в нижнем ярусе иконостаса и в киотах, помещающихся на стенах за клиросами устроены серебряно-вызолоченные ризы. Икон чудотворных, явленных и особо местночтимых нет. Позже в Троицком соборе появилась чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательницы» – об этом написано в дополнении в конце летописи. Также не имеется и особенно замечательной, или драгоценной утвари". Эти сведения были опубликованы в газете «Серп и Молот» № 54 от 19 июля 2007г.
Между старым Воскресенским храмом и Троицким собором высится одиннадцатиметровая колокольня. Суровая и лишенная украшений башня напоминает боевую стрельницу. Соборная колокольня в Клину является примером консерватизма в архитектуре – она возведена во второй половине XVIII столетия, но выглядит так, будто ее строили на два столетия раньше. Самый большой из 12 колоколов – весом в пять тонн с лишним – был отлит в 1786 г. На рубеже XIX и XX веков в клинском соборе служили два знаковых в истории прихода священника: Павел Воскресенский и Иван Озерецковский.
До революции в Троицком соборе существовали две ежегодные традиции. 28 июля по улице «Поповка» шел крестный ход в память избавления от холеры 1872 года. А 11 июля проводился другой крестный ход «в благодарение Богу за помилование от огненной стихии». Шествие проходило в той части города, которая уцелела при опустошительном пожаре 1885 года. Тогда сгорело около 150 домов городских жителей, а также дома причта и церковная сторожка.
С 1901 года церковным старостой Клино-Градского собора был купец Василий Григорьевич Орлов. Его отец был помощником генерала Александра Меншикова – правнука петровского фаворита, открывшего стекольное производство в Клину. Сохранился и двухэтажный дом Орлова, который стоит совсем недалеко от Соборной площади и возрождаемого Троицкого храма.
В мае 1924 г. Троицкий собор перешел в ведение обновленческой общины. В 1930-е гг. здания комплекса были отобраны государством и перестроены: Троицкий собор — под общественную столовую, колокольня — под водонапорную башню, здание церковноприходской школы — под общежитие ГПТУ. Во время Великой Отечественной войны собор значительно пострадал. После войны его перестроили под дом культуры. 23 сентября 1992 г. Русской Православной Церкви была передана колокольня. В ней община Троицкого собора устроила небольшую церковь во имя Святой Троицы. Для певчих построили хоры (балкон).
В 2008 году Троицкий собор вернули Русской Православной Церкви. К сожалению, верующие получили его в весьма обветшавшем состоянии: износ коммуникаций составлял 70%. Под тоннами мусора реставраторы обнаружили кафельный пол, сохранившийся с конца XIX века. Вначале полы были чугунными, позже, в 80-х гг. позапрошлого века, их заменили на плитку.
Золоченые купола, уникальная стенная роспись, чудотворные иконы… «Сердце Клина» — так окрестили пятиглавый собор местные жители. Он получился настолько величественным, что святитель Филарет сказал: «Этот храм — жемчужина России на века». Его строительство продолжалось почти 35 лет, а реставрация может занять десятилетие. Проектировал иконостас Троицкого собора знаменитый столичный архитектор Осип Бове — автор Манежа, комплекса Театральной площади, Триумфальных ворот у Тверской заставы в Москве. Ныне иконостас проектируется московской организацией «Мастерские Андрея Анисимова» по сохранившимся фотографиям.
В 2018 году Клинское благочиние заключило договор с Московской проектно-восстановительной организацией ООО «Хранитель», имеющая лицензию и опыт работы с объектами культурного наследия, на изготовление рабочего проекта Троицкого Собора по подробным чертежам и схемам.
Первоначальная архитектура собора - большой кирпичный четырехстолпный собор в стили классицизма с одной апсидой. Его высота составляла 25 метров. Имел два яруса, объединенные пилястрами. В нижнем ярусе собора окна имели прямоугольную форму, а в верхнем ярусе окна были арочного типа. Над вторым ярусом, под треугольным фронтоном, располагались небольшие круглые окна – отдушины. Стены собора были оштукатурены и выбелены. Нижняя часть стен - рустована. Крыша собора была увенчана пятью массивными световыми барабанами с продолговатыми окнами. В центре крыши располагался самый большой барабан, промежутки между окнами которого, украшали полуколонны. Световые барабаны были увенчаны куполами округлой формы с крестами. По бокам собор украшали портики.
За Троицким собором возвышается столп колокольни. Она старше собора и датируется 1796 годом, но по своей архитектуре схожа с постройками 16 века, для которых была характерна массивность. По предположениям некоторых исследователей нижний ярус колокольни еще старше. Архитектура: кирпичная массивная трехъярусная колокольня, имеющая вид вытянутого по высоте восьмигранника, стены его покрыты штукатуркой и выбелены. Цоколь облицован белым камнем. Нижние ярусы колокольни глухие с гладкими гранями, в которых прорезаны маленькие окошки, освещающие лестницу. В верхнем, самом маленьком ярусе, пробиты арки звона. Завершает колокольню невысокий шатер с небольшим граненым барабаном, увенчанным золоченой главкой с крестом. В Советские времена колокольня взорвана не была, в ней была устроена водонапорная башня. И только с 1994 года, после реставрации, она вернулась к своему прямому назначению.
С сайта: https://www.blagovest-info.ru/Статьи/03.03.2025/Антон Саков.Троицкий «Градо-Клинский» соборный храм и сайта: https://klin-troicksobor.cerkov.ru/glavnaya/О храме.
Комментарии и обсуждение
Пятиглавый Троицкий собор освятили в 1836 году. В Клину всегда строили московские зодчие, автор Троицкого собора неизвестен, а вот иконостас для него проектировал Осип Бове. После революции купола с барабанами снесли и устроили в здании храма столовую. В 1956 году культовое сооружение серьёзно перестроили для размещения в нём Дома культуры. Перед входом поставили круглую колоннаду, пробили новые окна. Сейчас РПЦ восстанавливает храм Живоначальной Троицы, переданный ей в 1994-м году.
Из книги: Михаил Жебрак "Пешком по Подмосковью". - Москва. ООО "Издательство Аст", 2020