ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бараново. Часовня Параскевы Пятницы.

Часовня над колодцем


Бараново. Часовня Параскевы Пятницы
Деревянная часовня. Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →)
Освящена в честь:
Год постройки: Дата постройки неизвестна.
Год утраты: приблизительно 2010
Адрес:
Новгородская обл., Солецкий р-н, деревня Бараново

Координаты: 58.09414, 29.88245
Проезд: Из г. Сольцы по направлению на Псков до Ситни. В Ситне не переезжая через мост направо. Далее перед д. Садовая ( не въезжая в нее) дорога делает крутой поворот направо. Далее прямо до Бараново. Часовня находится за деревней (по направлению движения на Вшели около 300 м), слева примерно в 20 м от до ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из г. Сольцы по направлению на Псков до Ситни. В Ситне не переезжая через мост направо. Далее перед д. Садовая ( не въезжая в нее) дорога делает крутой поворот направо. Далее прямо до Бараново. Часовня находится за деревней (по направлению движения на Вшели около 300 м), слева примерно в 20 м от дороги.
Вопрос модератора: уточнить посвящение.



Часовня Параскевы Пятницы, Вид на часовню со стороны бокового фасада, Бараново, Солецкий район, Новгородская область
Вид на часовню со стороны бокового фасада
Наталия
1 декабря 2007
Часовня Параскевы Пятницы, , Бараново, Солецкий район, Новгородская область
Наталия
1 декабря 2007
Часовня Параскевы Пятницы, Вид внутри часовни, Бараново, Солецкий район, Новгородская область
Вид внутри часовни
Наталия
1 декабря 2007
Часовня Параскевы Пятницы, Колодец, Бараново, Солецкий район, Новгородская область
Колодец
Наталия
1 декабря 2007



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия 11 февраля 2008

Часовня в деревне Бараново ранее имела внешний вид, сходный с часовней в деревне Малахово . Это клетская постройка, с полукруглым фронтоном. Ранее на двускатной крыше располагался небольшой четверик, увенчанный главкой с крестом. Часовня оформлена резными наличниками и карнизами. Сооружена часовня над местнопочитаемым родником, считающимся святым. Воду из родника брали в местный праздник «Варламинскую пятницу» (вторая пятница после Троицы). Говорили, что когда-то в родник был опущен серебряный крест. В настоящее время часовня совершенно разорена. Зимой 2006-2007г. обрушился фронтон. Внутри сохранился сруб колодца в уровень пола, вода чистая и прозрачная. На северной стене внутри часовни прибит деревянный крест, что является непременным атрибутом часовни над родником.

Информация с сайта http://www.countrysite.spb.ru


Георгий Николаевич 27 ноября 2025

Часовня в д. Малахово в значительной степени сохранила свой интерьер, что позволяет составить впечатление о традиционном наборе часовенной утвари в деревнях нижнего течения р. Шелонь. Всю восточную стену часовни занимает полка, на которой расставлены иконы: среди них — Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель, Пантелеймон целитель, несколько икон Богородицы (тип «Умиление») и особо чтимая икона «Барановской пятницы» (икона Параскевы Пятницы, перенесенная из разрушающейся часовни в д. Бараново), которая установлена в композиционном центре восточной стены. Слева от входа находится «плащаница» — столик, на котором уложена доска с изображением Христа во гробе, укрытая кружевной пеленой. Посреди часовни, ближе к восточной стене, стоит небольшой столик, также покрытый скатертью, на котором лежат крашеные яйца и конфеты. 

Все иконы украшены вышитыми полотенцами, полотенца и бумажные венки повешены на вбитых в стену гвоздях. Одной из достопримечательностей часовни является крест, перенесенный из часовни над родником в д. Бараново с надписью церковнославянским шрифтом: «На сем месте находился престол во имя Святаго Благовернаго Великаго Князя Александра Невскаго освященный в 1860 [стерто] 13 дн[я] [ф]евраля 1913 года». Престол во имя Александра Невского существовал в Георгиевской церкви во Вшелях (деревни Бараново и Малахово относились ко Вшельскому приходу), и крест, по всей видимости, был поставлен на место престола после того, как церковь была разобрана. В свое время крест был окрашен голубой краской (отметим, что этот цвет преобладает в цветовой гамме крестов, установленных на месте разрушенных часовен). Отсутствующая в часовне существенная деталь — похоронные носилки, зафиксированные в других часовнях (дд. Софиевка, Бараново), не сохранились...

Распространение почитания пятниц (Варлааминская или 9-я пятница, Ильинская пятница; всего отмечено в девяти поселениях как заветный или «гостевой» праздник), а также традиционная связь его с источниками воды (часовня Параскевы Пятницы в с. Илемно, часовня в д. Бараново) указывают на существование в исследованном регионе устойчивых представлений, в целом характерных для общеславянского культа Пятницы как персонифицированного дня недели. В часовне д. Бараново находилась упомянутая выше икона Параскевы Пятницы, называвшаяся «Барановской пятницей», что говорит о большой степени имперсонификации представлений о празднике и о святой (в этом названии слились первоначальный заветный праздник Варлаама Хутынского, день 9-й пятницы, когда он отмечается, и точная локализация места праздника — источник в д. Бараново). Похожая синкретизация праздников отмечена сравнительно недалеко, у бывшего погоста Дубровно в Порховском районе Псковской области: в часовне в честь Параскевы Пятницы, стоявшей на болоте над источником, накануне Ильинской пятницы служилось всенощное бдение, а в саму Ильинскую пятницу совершалось празднество в честь Параскевы Пятницы.

Для деревень северного берега р. Шелонь (д. Малахово и Бараново) почитание пятницы можно объяснить существованием некогда Пятницкого престола в Никольском храме с. Княжичи (Ситня), отмеченном с конца XVI в. Исследователи средневековых посвящений сельских храмов отмечают, что наибольшее распространение пятничных престолов для Новгородских земель относится к периоду после присоединения к Москве (пятничный придел Никольского храма в с. Княжичи (Ситня) тоже может быть причислен к этой группе), что приводит к выводу, что специфичность народного культа св. Параскевы-Пятницы, зафиксированная этнографами, относится к XVI–XVII вв. Между тем общие черты в представлениях о святой и о персонифицированном дне пятницы распространены на очень широкой территории (они известны у восточных и южных славян и в угорском мире). В связи с этим можно говорить о вторичной адаптации синкретического культа святой и дня недели, когда церковь упорядочивает и приближает к канонической норме доступными ей методами сложившийся народный культ святого, который может существенно отличаться от культа святого в церковном институте.

Евгений Платонов, Сакральная топография деревень в нижнем течении р. Шелонь (исследования в округе бывших Илеменского, Ретенского и Скнятинского погостов), https://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/007/07_06_platonov_k.pdf



Комментарии и обсуждение


К сожалению часовня разрушена полностью. Родник не действует уже более 7-и лет

9 марта 2013.

Часовня разрушена, сохранился только фундамент, все заросло и опустело, как и сама уснувшая деревня. Большинство домов закрыто или разрушено людьми или временем, сказать трудно. Три дома, возможно, кем-то навещаются. Яблоки нынче в каждом огороде, но кто соберет их?
8 сентября 2014.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.