Часовня в д. Малахово в значительной степени сохранила свой интерьер, что позволяет составить впечатление о традиционном наборе часовенной утвари в деревнях нижнего течения р. Шелонь. Всю восточную стену часовни занимает полка, на которой расставлены иконы: среди них — Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель, Пантелеймон целитель, несколько икон Богородицы (тип «Умиление») и особо чтимая икона «Барановской пятницы» (икона Параскевы Пятницы, перенесенная из разрушающейся часовни в д. Бараново), которая установлена в композиционном центре восточной стены. Слева от входа находится «плащаница» — столик, на котором уложена доска с изображением Христа во гробе, укрытая кружевной пеленой. Посреди часовни, ближе к восточной стене, стоит небольшой столик, также покрытый скатертью, на котором лежат крашеные яйца и конфеты.
Все иконы украшены вышитыми полотенцами, полотенца и бумажные венки повешены на вбитых в стену гвоздях. Одной из достопримечательностей часовни является крест, перенесенный из часовни над родником в д. Бараново с надписью церковнославянским шрифтом: «На сем месте находился престол во имя Святаго Благовернаго Великаго Князя Александра Невскаго освященный в 1860 [стерто] 13 дн[я] [ф]евраля 1913 года». Престол во имя Александра Невского существовал в Георгиевской церкви во Вшелях (деревни Бараново и Малахово относились ко Вшельскому приходу), и крест, по всей видимости, был поставлен на место престола после того, как церковь была разобрана. В свое время крест был окрашен голубой краской (отметим, что этот цвет преобладает в цветовой гамме крестов, установленных на месте разрушенных часовен). Отсутствующая в часовне существенная деталь — похоронные носилки, зафиксированные в других часовнях (дд. Софиевка, Бараново), не сохранились...
Распространение почитания пятниц (Варлааминская или 9-я пятница, Ильинская пятница; всего отмечено в девяти поселениях как заветный или «гостевой» праздник), а также традиционная связь его с источниками воды (часовня Параскевы Пятницы в с. Илемно, часовня в д. Бараново) указывают на существование в исследованном регионе устойчивых представлений, в целом характерных для общеславянского культа Пятницы как персонифицированного дня недели. В часовне д. Бараново находилась упомянутая выше икона Параскевы Пятницы, называвшаяся «Барановской пятницей», что говорит о большой степени имперсонификации представлений о празднике и о святой (в этом названии слились первоначальный заветный праздник Варлаама Хутынского, день 9-й пятницы, когда он отмечается, и точная локализация места праздника — источник в д. Бараново). Похожая синкретизация праздников отмечена сравнительно недалеко, у бывшего погоста Дубровно в Порховском районе Псковской области: в часовне в честь Параскевы Пятницы, стоявшей на болоте над источником, накануне Ильинской пятницы служилось всенощное бдение, а в саму Ильинскую пятницу совершалось празднество в честь Параскевы Пятницы.
Для деревень северного берега р. Шелонь (д. Малахово и Бараново) почитание пятницы можно объяснить существованием некогда Пятницкого престола в Никольском храме с. Княжичи (Ситня), отмеченном с конца XVI в. Исследователи средневековых посвящений сельских храмов отмечают, что наибольшее распространение пятничных престолов для Новгородских земель относится к периоду после присоединения к Москве (пятничный придел Никольского храма в с. Княжичи (Ситня) тоже может быть причислен к этой группе), что приводит к выводу, что специфичность народного культа св. Параскевы-Пятницы, зафиксированная этнографами, относится к XVI–XVII вв. Между тем общие черты в представлениях о святой и о персонифицированном дне пятницы распространены на очень широкой территории (они известны у восточных и южных славян и в угорском мире). В связи с этим можно говорить о вторичной адаптации синкретического культа святой и дня недели, когда церковь упорядочивает и приближает к канонической норме доступными ей методами сложившийся народный культ святого, который может существенно отличаться от культа святого в церковном институте.
Евгений Платонов, Сакральная топография деревень в нижнем течении р. Шелонь (исследования в округе бывших Илеменского, Ретенского и Скнятинского погостов), https://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/007/07_06_platonov_k.pdf
Комментарии и обсуждение
К сожалению часовня разрушена полностью. Родник не действует уже более 7-и лет