ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бондюг. Церковь Воздвижения Креста Господня.

Крестовоздвиженская церковь


Бондюг. Церковь Воздвижения Креста Господня
Церковь. Не действует.
Престолы: Воздвижения Креста Господня
Архитектурные стили: Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки: Между 1846 и 1853.
Епархия: Пермская митрополия. Пермская и Кунгурская епархия
Адрес:
Пермский край, Чердынский район, с. Бондюг

Координаты: 60.484799, 55.931311
Проезд: от г.Чердынь 34 км



Сортировка:

Церковь Воздвижения Креста Господня, Проходя по Каме на байдарке сделал этот снимок с воды, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
Проходя по Каме на байдарке сделал этот снимок с воды
Георгий Бибиков
29 сентября 2015
Церковь Воздвижения Креста Господня, На ближнем плане - Поклонный крест, освященный в 2007 г., установлен взамен исторического, хранящегося в Музее истории веры (Успенская церковь г.Чердынь). См. также статью., Бондюг, Чердынский район, Пермский край
На ближнем плане - Поклонный крест, освященный в 2007 г., установлен взамен исторического, хранящегося в Музее истории веры (Успенская церковь г.Чердынь). См. также статью.
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, вид с юго-востока, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
вид с юго-востока
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Бондюг, Чердынский район, Пермский край
Александр
26 июня 2007
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Бондюг, Чердынский район, Пермский край
oldboy
17 июня 2022
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Бондюг, Чердынский район, Пермский край
А.Токарев
16 июля 2013
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Бондюг, Чердынский район, Пермский край
А.Токарев
16 июля 2013
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Бондюг, Чердынский район, Пермский край
А.Токарев
16 июля 2013
Церковь Воздвижения Креста Господня, вид с юго-востока, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
вид с юго-востока
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, вид с северо-запада, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
вид с северо-запада
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, южный фасад, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
южный фасад
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, вид с северо-востока, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
вид с северо-востока
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Бондюг, Чердынский район, Пермский край
Александр
26 июня 2007
Церковь Воздвижения Креста Господня, западные врата ограды, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
западные врата ограды
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, трапезная, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
трапезная
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, солея и алтарь, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
солея и алтарь
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, главный объем, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
главный объем
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, южный престол, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
южный престол
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, трапезная, вид с запада, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
трапезная, вид с запада
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, в колокольне, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
в колокольне
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, своды нижнего яруса колокольни, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
своды нижнего яруса колокольни
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, южный престол, вид с запада, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
южный престол, вид с запада
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, остатки распятия в верхней части иконостаса, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
остатки распятия в верхней части иконостаса
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 марта 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Бондюг, Чердынский район, Пермский край
А.Токарев
16 июля 2013
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Бондюг, Чердынский район, Пермский край
А.Токарев
16 июля 2013
Церковь Воздвижения Креста Господня, Крест на месте высадки Стефана Великопермского., Бондюг, Чердынский район, Пермский край
Крест на месте высадки Стефана Великопермского.
Александр
3 января 2009
Церковь Воздвижения Креста Господня, Государственный архив Пермского края, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
Государственный архив Пермского края
Валерий АнтипинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 июня 1965
Церковь Воздвижения Креста Господня, Фото 1962 года из фондов Пермского краеведческого музея, Бондюг, Чердынский район, Пермский край
Фото 1962 года из фондов Пермского краеведческого музея
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 26 января 2008

Одноэтажный пятиглавый с шатровой колокольней храм, построенный в 1853 году. Церковь состоит из следующих основных объемов: алтаря, трапезной с приделом внутри нее, притвором с колокольней над ним и двумя поздними (конец XIX в.) пристройками с южной и северной сторон. Росписи и штукатурку можно отнести к концу XIX века. Основным акцентирующим моментом в оформлении южного и северного фасадов верхнего яруса является аркатурный пояс плоского рельефа, выложенный в стене. Центральная часть снаружи крыта восьмигранным железным куполом, над которым возвышается граненая глава луковичной формы с железным восьмиконечным крестом. Вокруг церкви сохранилась ограда с каменными столбами и железными решетками. Ограда, возможно, более позднего происхождения, чем сама церковь.

www.perm1.ru/


 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 17 мая 2011

По информации сайта prm.ru, "Крест был поставлен жителями Бондюга в память о чуде, которое в этом месте по преданию сотворил на глазах народа Стефан Пермский. Желая продемонстрировать свою божественную силу, он положил на воду камень, встал на него и переплыл реку. Камень, оставшийся лежать на берегу, превратился в объект паломничества, а через некоторое время там же был возведен восьмиметровый лиственничный крест. В 1930-х годах святое место решили прикрыть, но музейные сотрудники успели спрятать крест. Сейчас он хранится в Чердынском Музее истории веры, но уже не в очень хорошем состоянии. Администрация Чердынского района совместно с Центром культурных проектов «Сердце пармы» решили изготовить копию креста и установить в историческом месте".

Здесь мы имеем дело с очевидной легендой. В действительности (судя по Вычегодско-Вымской летописи и жизнеописаниям Святых) ни первокреститель зырян Степан Храп (Св. Стефан Пермский, ок.1340-1396), ни его последователи епископы пермские Исаакий, Герасим и Питирим вообще не были в Великой Перми, проповедуя на территории Малой Перми (по берегам Вычегды, Выми, Сысолы) с кафедрой в Емдыни (совр. Усть-Вымь), лишь иногда (Питирим) добираясь до Печоры и Удоры. На Каму и Колву с проповедью (и топорами, о чем ниже) пришел только епископ Иона в 1462-63 гг.

Новоустановленный крест, кроме того, вряд ли стоит считать копией исторического, хранящегося в Музее истории веры (Успенская церковь г.Чердынь) - в них мало общего. По-своему это символично и отражает неоднозначный, увы, подход к исторической памяти на территории Чердынского района, и не в последнюю очередь в самом с.Бондюг.

Укоренение Православия на пермской земле не было гладким. Иона взялся за дело круто, "с огоньком" - сжигая кумирни и вырубая священные рощи язычников. Это вызывало вполне объяснимое неодобрение и даже активный протест. Покоритель Перми московский воевода Федор Пестрый и вовсе предпочел (уже после смерти Ионы) перенести на целых 60 лет столицу из языческой Чердыни на новое место - в более спокойную Покчу. Поэтому новообращенные уросские (а впоследствии чердынские) князья совместно с преемниками Ионы проводили мудрую политику, изыскивая непростые компромиссы с традиционными верованиями местного населения, дозволяя некоторую переосмысленную языческую атрибутику и даже приспосабливая ее в миссионерских целях. Подобному компромиссу обязано, в частности, абсолютно выдающееся и уникальное в мировом масштабе культурное явление - пермская деревянная церковная скульптура, своеобразное наследие языческих образов-идолов. Церкви - по понятным причинам - продолжали ставить на намоленных языческих местах, но даже спустя столетия память о древних Священных рощах не исчезла - рядом почти с каждой сельской церковью можно видеть почитаемое местное дерево - кедр. Это такая характерная чисто пермская "фишка", визитка - и одновременно важный культурно-исторический феномен в масштабах всей России. Даже местоположение утраченных, сгоревших верхнекамских церквей (Остяцково, Савино) легко устанавливается по сохранившимся рядом кедрам или искусственным рощам. В большинстве чердынских и соликамских сёл и святых урочищ "священные" кедры бережно сохраняются, греют душу и радуют глаз. В Пянтеге рядом с древней Богородицкой церковью в окружении более молодых берез нетронутым стоит высохший кедровый ствол, последний свидетель священной языческой рощи. А настоятель искорской Христорождественской церкви даже вступил в конфликт с органами охраны памятников, покусившимися на слишком, по их мнению, близко стоящий к храму красавец-кедр. Дерево священник отстоял - ценой (по слухам) зарезанной сметы на... восстановительные работы!

И вот последователи Ионы нашлись в Бондюге. Сравните фотографии церкви, сделанные до и после установки муляжа Поклонного креста и его освящения. Вековые деревья вокруг храма безжалостно вырублены. Кому, спрашивается, мешали? Списать вандализм (а как иначе расценить?) на восстановительные работы не получится - поросль на кровле никуда не делась и леса на колокольне по-прежнему в аварийном состоянии. Кроме того, сам храм, по рассказам жителей, вовсе не передан церкви, зато оприходован предприимчивым местным (в актив ему можно отнести относительную чистоту внутри храма, за исключением трапезной и приделов) под... пункт приема стеклотары (сейчас не действует, вроде бы). Мораль? А нету ее, увы...



Комментарии и обсуждение


Страшно смотреть на поруганный храм. Село лишили лица. Будто обрили и раздели  донага. Новый крест является пародией на прежний. Бог судья тем,  кто сотворил такое кощунство. Лучше бы убрали поросль с крыши, запечатали храм.
20 октября 2011.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.