Начало см. здесь
В свете проведенных исследований корректируется история одного ценного архитектурного памятника Ставропольского края – церкви Рождества Богородицы в станице Лысогорской, расположенной между Пятигорском и Георгиевском. Выясняются ее датировка и авторство проекта. Имеющаяся в сети информация о храме полна недостоверных сведений.
Тексты по истории станицы изобилуют неточностями, причиной чему невнятные обстоятельства и даты ее основания и последующие перемещения, вызванные чередой осложнений, будь то набеги и разорения кабардинцев или сложности с питьевой водой на левом берегу реки. Считается, что станица с таким названием неподалеку от Лысой (Лисьей) горы появилась в 1821 г., но располагалась на другой, нежели теперь, стороне реки Подкумка. По другим данным, произошло это не ранее 1836 г., когда горцы разорили уже существовавшие неподалеку станицы Александрийскую и Подгорную, и казаки оттуда переселились к подножию Лысой горы. В 1860-х гг. из-за отсутствия пресной воды казаки переместили станицу на более низкий правый берег Подкумка.
Считается, что в 1875-1877 гг. казаки, обосновавшись на новом месте, возвели деревянную церковь Рождества Богородицы, как и положено во всяком предании, «без единого гвоздя». Якобы, по воспоминаниям родившегося в 1880 г. старожила М.В. Польчина, строить ее они пригласили воронежских мастеров. Почему-то атаман Брянцев, у которого испрашивали разрешение, словно в древней кавказской легенде, велел казакам изловчиться и построить храм на площади, равной шкуре одного барана. Смекалистые казаки порезали шкуру на тонкие полоски и выложили ими контур плана будущего здания. Бревна и доски везли по рекам из Дона, ограду делали местные лысогорские казаки Лордухины и Симонов, а звон колоколов новой церкви был слышен в самих Минеральных Водах (видимо, у тогдашней станции Султановской) (Локтионова Л.И. История церкви Во имя Рождества Пресвятой Богородицы). Таков нехитрый контент устоявшейся легенды. Иногда к ней добавляется и то, что церковь была целиком срублена где-то на Дону и в разобранном виде переправлена в станицу – в общем довольно архетипическая фабула из начальных времен здешнего казацкого строительства.
Документы же рисуют иную историю. Во «Владикавказских епархиальных ведомостях» периодически публиковались заметки о жизни лысогорского прихода. Оказалось, что все сведения, как достоверные, так и легендарные, относящиеся к 1870-1880-м гг., никак не связаны с существующей сегодня церковью, а касаются старого Покровского храма, возведенного еще в 1801 г., возможно даже откуда-то перевезенного, а после переселения казаков на правый берег оставленного на опустевшем месте (Владикавказские епархиальные ведомости. №11-12. 1911 от 15 июня. С. 409-411).
Именно эту церковь планировали еще в 1874 г. «распространить», т.е. расширить. Был создан строительный комитет, куда вошли инициативные казаки и настоятель отец Михаил Тихов, вскоре скончавшийся (Кавказские епархиальные ведомости. №13. 1874 от 1 июля. С. 410-411). Однако перестройка так и не состоялась. Вместо этого уже сильно позже, в 1890-х гг. казаки озаботились постройкой нового храма в центральной части разросшейся станицы. Сведения о дате закладке храма пока не найдены, зато точно известна дата освящения – 18 октября 1898 г. «Владикавказские епархиальные ведомости», вышедшие в августе 1899 г., разместили отчет об этом событии (Владикавказские епархиальные ведомости. №15. 1899 от 1 августа. С. 272-275). На освящение прибыл епископ Владикавказский и Моздокский Владимир. Церковь Рождества Богородицы упоминается как «вновь выстроенная». Среди причастных к сооружению храма упоминается и атаман Н.Е. Брянцев, видимо, тот самый, что фигурирует в легенде о шкуре барана. В 1913 г. приход по полученному от властей разрешению перенес старую Покровскую церковь с опустевшего левого берега Подкумка в восточную часть станицы Лысогорской. Там церковь достояла до советских времен, когда и была утрачена, ее облик нам неизвестен.
Таким образом, выясняется достаточно поздняя дата постройки сохранившегося храма – 1898 г. На тот момент уже существовала самостоятельная Владикавказская епархия, образованная в 1885 г. из викариатства Грузинского экзархата и до 1894 г. подчинявшаяся Грузино-Имеретинской синодальной конторе. Она окормляла практически всю территорию Терского казачьего войска, куда входили земли станицы Лысогорской. Вся документация по церковному строительству утверждалась во Владикавказе. Остается неизвестным, сами ли прихожане Лысогорской где-то достали проект своего будущего храма или же на него указало высшее начальство. Сам автор чертежей к этому был совершенно непричастен, ибо скончался еще в 1885 г. Да и проект был выполнен задолго до его реализации в Лысогорской – в 1857 г.
Речь идет об одном листе из целой серии образцовых проектов церквей вместимостью от 250 до 750 человек, которую вслед за «Атласами» типовых проектов К.А. Тона подготовили петербургские архитекторы, прошедшие школу Академии художеств – Э.И. Жибер, В.И. Морган, А.И. Шевцов, Р.И. Кузьмин и другие (Слюнькова И.Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. М., 2010. С. 106). Среди прочих был и проект деревянной пятиглавой церкви на 750 прихожан, подписанный «художником архитектуры Малиновским». Он и стал проектом для новой церкви в Лысогорской. Автором его являлся Иван Васильевич Демут-Малиновский (1826-1885), сын знаменитого скульптора эпохи классицизма, профессора и ректора Академии художеств В.И. Демут-Малиновского. В 1859 г. И.В. Демут-Малиновский одновременно с Жибером был удостоен звания академика, «за отличные познания в архитектуре» и конкретно за проект торгового дома для дамских уборов (Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской Академии художеств (1817-1859). СПб, 2015. С. 696).Сегодня фигура архитектора Демут-Малиновского мало известна, его постройки не выявлены, а сам он теряется в тени гораздо более значимого творчества своего отца.
Что касается проектного чертежа церкви, то он оказался замечен современниками. Видимо, вскоре после 1857 г. по нему была построена Успенская церковь в селе Прудинки Дриссенского уезда Витебской губернии (не сохр.). Это обстоятельство позволило в 1863 г. включить проект Демут-Малиновского в «Собрание архитектурных проектов на постройку церквей в Белорусских губерниях», изданное в виде литографированных оттисков (Слюнькова И.Н. Указ. Соч. С. 106-107, Вкладка: рис. 13). В альбом, задуманный в качестве практического пособия для массового строительства православных храмов в западных областях, вошли чертежи храмов, уже возведенных к 1860 г. на территориях Витебской, Могилевской и Минской губерний. Составителями альбома были академики А.И. Рязанов и виленский архитектор Н.М. Чагин. Включение в него уже осуществленных замыслов из серии проектов 1857 г. призвано было демонстрировать успехи православного храмостроения на прежде католических и униатских территориях. Уже после выхода альбома, в 1879 г., по чертежу Демут-Малиновского в Белоруссии была возведена еще одна церковь – Покровская в селе Хотляны Минского уезда. Лишь в незначительных мелочах ее облик отличался от проектного. Памятник был утрачен в результате пожара в 2013 г., позже на его месте выстроена упрощенная реплика.
Сейчас церковь Рождества Богородицы в станице Лысогорской осталась единственным сохранившимся примером реализации проекта 1857 г. Можно предполагать, что заказчики, обратившиеся к чертежам почти 40-летней давности, оценили ярко выраженный казацкий или даже точнее – малороссийский характер этой архитектуры. Набор икон в сохранившем свой аутентичный интерьер храме недвусмысленно говорит о корнях станичного населения. Здесь и старинный образ почитаемой на Полтавщине Козельщанской Богоматери, и икона Иосафа Белгородского. Примечательно, что при проектировании храма в 1857 г., в период расцвета эклектики, Демут-Малиновский обратился к облику традиционной казацкой церкви, с крестообразным размещением граненых прирубов и ярусным, типично украинским силуэтом. Однако при этом постановка малых глав в «междукрестьях» плана, а не над самими ветвями креста, выполнена по-петербургски. Пожалуй, из всех образцовых проектов деревянных церквей серии 1857 г. лишь вариант Демут-Малиновского имел настолько очевидный отсыл к традиционной казацкой архитектуре. В этом вероятно и стоит искать причину, по которой он оказался востребован даже спустя много лет в казацком крае.
А.В. Чекмарёв, Об атрибуции двух деревянных храмов на Северном Кавказе // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы / Науч. ред.-сост. М.В. Нащокина. – Москва.: Прогресс-Традиция, 2025. – Вып. 31 (47). С. 69 – 86
Комментарии и обсуждение
Построена в 1886г. Церковь является памятником деревянного зодчества, чудом уцелевшим в годы советской власти.
Церковь в станице Лысогорской была освящена 18 октября 1898 г. епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром (Филарет Синьковский).
Источник: Владикавказские епархиальные ведомости. 1899, № 15, часть неоффициальная, с. 270-275