ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Лысогорская. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Лысогорская. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →)
Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки: 1886.
Архитектор: И.В. Демут-Малиновский (образцовый проект)
Епархия: Ставропольская митрополия. Георгиевская и Прасковейская епархия
Адрес:
Ставропольский край, Георгиевский р-н, ст. Лысогорская, ул. Кооперативная, д. 52Б.

Координаты: 44.104928, 43.271258
Ссылки: Ссылка на temples.ru 



Сортировка:

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
А.Токарев
30 мая 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
18 апреля 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 2016 года, Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
Фото 2016 года
Евгений Родионов
5 мая 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
А.Токарев
30 мая 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
А.Токарев
30 мая 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
18 апреля 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
18 апреля 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
Жукова Елена
8 августа 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
А.Токарев
30 мая 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
А.Токарев
30 мая 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
А.Токарев
30 мая 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Интерьер, Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
Интерьер
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
19 октября 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Иконостас, Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
Иконостас
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
19 октября 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Интерьер северного прируба, Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
Интерьер северного прируба
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
19 октября 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Своды главного объёма, Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
Своды главного объёма
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
19 октября 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Памятные доски в притворе, Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
Памятные доски в притворе
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
19 октября 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de, Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
19 сентября 1942
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de, Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
6 сентября 1942
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de, Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1941
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Арх. И.В. Демут-Малиновский. Проект деревянной церкви на 750 человек. Из альбома образцовых проектов. 1857 г., Лысогорская, Георгиевский район и г. Георгиевск, Ставропольский край
Арх. И.В. Демут-Малиновский. Проект деревянной церкви на 750 человек. Из альбома образцовых проектов. 1857 г.
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
А.Токарев 30 января 2014

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в станице Лысогорской построена в 1886 году мастерами из Воронежа, приглашёнными Лысогорскими казаками. Размеры церкви составляют длине шкуры барана, нарезанной на узкие ленточки. Существует об этом быль - легенда: Собрались Лысогорские казаки вместе и отправились к атаману Брянцеву, чтобы спросить разрешение на строительство. Привезли в подарок самого лучшего барана. Принял дар атаман, выслушал просьбу казаков, и немного помыслив, молвил: «Внимаю я и разрешаю строить православный храм на земле нашей, но при соблюдении малого условия – уместить церковь на шкуре барана, коего вы привезли мне». Находчивыми оказались казаки. Чисто выделали шкуру барана, нарезали на очень тонкие ленточки, соединили - получилась длинная верёвочка.

Интересно и предание о том, как выбирали место для храма. Старики рассказывают, что долго спорили казаки на казачьем круге, на каком месте возвести храм, но так и не пришли к единому мнению. Тогда бросили жребий и позвали детей атамана. Маленькая Васютка Амехина вытащила бумажку, где указано было место, на котором построили церковь, сохранившуюся до наших дней. Казаки разместили условно размеры будущего строения колышками, натянули верёвку и пригласили атамана. Довольным остался атаман и дал добро на строительство. Церковь деревянная, что необычно для нашего края. Построена из деревянных брусов, закреплённых в пазы, при строительстве не использовали ни единого гвоздя. Чернорабочими на строительстве были екатерининские солдаты, провинившиеся в русско-турецкой войне (1875-1877 г.г).

Посвящение храма: 1898 г. Главный престол: Рождества Пресвятой Богородицы. Время строительства храма: 1875-1877 г.г. (1886-1887 г.г.?).

Автор проекта неизвестен, работа выполнена воронежцами. Под фундамент рыли траншеи и укладывали привозной обтесанный камень . Несколько лет он давал усадку, а в это время по р. Дону поспешно завозили лес. Затем ложились стены без единого гвоздя, в пазы («замок»). Кровлю сразу покрыли железом. Подняли колокола: большой - 500 кг. Весом – на левую колокольню (от него сохранился ныне лишь язык), 6 штук поменьше – на правую сторону. Сбросили их в 1935 г. Колокола отправлены на переплавку. Необходимость постройки нового храма объясняется историческими событиями (перемещения станицы с одного берега реки Подкумок на другой).

Закрывался ли храм (в какие годы, как использовалось здание): Закрыт в 1937 г. Открыт в 1942 г. (12-го, к престолу). Храм спасён председателем колхоза Пискарёвым Н.А. от слома – он настоял на использовании храма под ток – установил веялки. Сам же Николай Архипович был за это осуждён и отбыл наказание. С 1937 по 1940 г.г. в крестильной устроена изба-читальня; 1940-1942 г.г. школа и госпиталь.

Храм сохранён в неизменном виде; была произведена реставрация иконостаса, но мастера лишь восстановили недостающие детали (т.е. и внутренний вид храма остался без изменений). В 1979г. Был лишь немного удлинен правый клирос.

http://lysogorskaya.net/viewtopic.php?f=4&t=63


Львович 13 ноября 2022

19-20 апреля 1911 г. станицу посетил викарий Владикавказской епархии, епископ Пятигорский, Арсений. Из доклада настоятеля церкви о. Иоанна Денисова (2-й священник Василий Любарский, псаломщик Василий Гаевский) следовало, что в станице два храма: новый, Рождества Богородицы, построенный 12 лет тому назад усердием прихожан, и другой храм старый, Покровский, который построен дедами и отцами настоящих прихожан и существует уже 110 лет. Старый храм предполагалось перенести в более населённое место, обновить его и оставить в таком виде на память потомкам. В храме этом имелась грамота бывшего Архиепископа Астраханского и Моздокского Платона.

16 декабря 1913 года был освящен перенесённый в восточную часть станицы и заново перестроенный Покровский храм, ранее находившийся за чертой станицы, на месте ее старого расположения до переселения к р. Подкумку. Перестройка и обновление обошлись в 30 тыс. руб. Храм освящал, по поручению епископа Владикавказского и Моздокского Питирима, протоиерей, благочинный Николай Ольгин. Председатель строительного комитета священник Павел Свавицкий, настоятель храма вновь назначенный священник Василий Самодуров. Большой вклад в обновление храма внес станичный атаман Н.Е. Брянцев. Архитектурной особенность обновленного храма были три стеклянные веранды с северной, южной и западной сторон храма вместимостью 100 чел. каждая. Внутри храма впечатление производил иконостас, покрытый эмалевыми красками с позолотой, в котором рельефно выделялись на чеканном фоне живописные иконы.

Источники: Василий Гаевский. Станица Лысогорская//Владикавказские епархиальные ведомости, 1911, № 11/12, с. 409-411. В. Самодуров. Духовное торжество в ст. Лысогорской//Владикавказские епархиальные ведомости, 1914 г., № 5, с. 114 -115.


 
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 29 октября 2025

Начало см. здесь

В свете проведенных исследований корректируется история одного ценного архитектурного памятника Ставропольского края – церкви Рождества Богородицы в станице Лысогорской, расположенной между Пятигорском и Георгиевском. Выясняются ее датировка и авторство проекта. Имеющаяся в сети информация о храме полна недостоверных сведений. 

Тексты по истории станицы изобилуют неточностями, причиной чему невнятные обстоятельства и даты ее основания и последующие перемещения, вызванные чередой осложнений, будь то набеги и разорения кабардинцев или сложности с питьевой водой на левом берегу реки. Считается, что станица с таким названием неподалеку от Лысой (Лисьей) горы появилась в 1821 г., но располагалась на другой, нежели теперь, стороне реки Подкумка. По другим данным, произошло это не ранее 1836 г., когда горцы разорили уже существовавшие неподалеку станицы Александрийскую и Подгорную, и казаки оттуда переселились к подножию Лысой горы. В 1860-х гг. из-за отсутствия пресной воды казаки переместили станицу на более низкий правый берег Подкумка.

Считается, что в 1875-1877 гг. казаки, обосновавшись на новом месте, возвели деревянную церковь Рождества Богородицы, как и положено во всяком предании, «без единого гвоздя». Якобы, по воспоминаниям родившегося в 1880 г. старожила М.В. Польчина, строить ее они пригласили воронежских мастеров. Почему-то атаман Брянцев, у которого испрашивали разрешение, словно в древней кавказской легенде, велел казакам изловчиться и построить храм на площади, равной шкуре одного барана. Смекалистые казаки порезали шкуру на тонкие полоски и выложили ими контур плана будущего здания. Бревна и доски везли по рекам из Дона, ограду делали местные лысогорские казаки Лордухины и Симонов, а звон колоколов новой церкви был слышен в самих Минеральных Водах (видимо, у тогдашней станции Султановской) (Локтионова Л.И. История церкви Во имя Рождества Пресвятой Богородицы). Таков нехитрый контент устоявшейся легенды. Иногда к ней добавляется и то, что церковь была целиком срублена где-то на Дону и в разобранном виде переправлена в станицу – в общем довольно архетипическая фабула из начальных времен здешнего казацкого строительства.

Документы же рисуют иную историю. Во «Владикавказских епархиальных ведомостях» периодически публиковались заметки о жизни лысогорского прихода. Оказалось, что все сведения, как достоверные, так и легендарные, относящиеся к 1870-1880-м гг., никак не связаны с существующей сегодня церковью, а касаются старого Покровского храма, возведенного еще в 1801 г., возможно даже откуда-то перевезенного, а после переселения казаков на правый берег оставленного на опустевшем месте (Владикавказские епархиальные ведомости. №11-12. 1911 от 15 июня. С. 409-411).

Именно эту церковь планировали еще в 1874 г. «распространить», т.е. расширить. Был создан строительный комитет, куда вошли инициативные казаки и настоятель отец Михаил Тихов, вскоре скончавшийся (Кавказские епархиальные ведомости. №13. 1874 от 1 июля. С. 410-411). Однако перестройка так и не состоялась. Вместо этого уже сильно позже, в 1890-х гг. казаки озаботились постройкой нового храма в центральной части разросшейся станицы. Сведения о дате закладке храма пока не найдены, зато точно известна дата освящения – 18 октября 1898 г. «Владикавказские епархиальные ведомости», вышедшие в августе 1899 г., разместили отчет об этом событии (Владикавказские епархиальные ведомости. №15. 1899 от 1 августа. С. 272-275). На освящение прибыл епископ Владикавказский и Моздокский Владимир. Церковь Рождества Богородицы упоминается как «вновь выстроенная». Среди причастных к сооружению храма упоминается и атаман Н.Е. Брянцев, видимо, тот самый, что фигурирует в легенде о шкуре барана. В 1913 г. приход по полученному от властей разрешению перенес старую Покровскую церковь с опустевшего левого берега Подкумка в восточную часть станицы Лысогорской. Там церковь достояла до советских времен, когда и была утрачена, ее облик нам неизвестен.

Таким образом, выясняется достаточно поздняя дата постройки сохранившегося храма – 1898 г. На тот момент уже существовала самостоятельная Владикавказская епархия, образованная в 1885 г. из викариатства Грузинского экзархата и до 1894 г. подчинявшаяся Грузино-Имеретинской синодальной конторе. Она окормляла практически всю территорию Терского казачьего войска, куда входили земли станицы Лысогорской. Вся документация по церковному строительству утверждалась во Владикавказе. Остается неизвестным, сами ли прихожане Лысогорской где-то достали проект своего будущего храма или же на него указало высшее начальство. Сам автор чертежей к этому был совершенно непричастен, ибо скончался еще в 1885 г. Да и проект был выполнен задолго до его реализации в Лысогорской – в 1857 г.

Речь идет об одном листе из целой серии образцовых проектов церквей вместимостью от 250 до 750 человек, которую вслед за «Атласами» типовых проектов К.А. Тона подготовили петербургские архитекторы, прошедшие школу Академии художеств – Э.И. Жибер, В.И. Морган, А.И. Шевцов, Р.И. Кузьмин и другие (Слюнькова И.Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. М., 2010. С. 106). Среди прочих был и проект деревянной пятиглавой церкви на 750 прихожан, подписанный «художником архитектуры Малиновским». Он и стал проектом для новой церкви в Лысогорской. Автором его являлся Иван Васильевич Демут-Малиновский (1826-1885), сын знаменитого скульптора эпохи классицизма, профессора и ректора Академии художеств В.И. Демут-Малиновского. В 1859 г. И.В. Демут-Малиновский одновременно с Жибером был удостоен звания академика, «за отличные познания в архитектуре» и конкретно за проект торгового дома для дамских уборов (Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской Академии художеств (1817-1859). СПб, 2015. С. 696).Сегодня фигура архитектора Демут-Малиновского мало известна, его постройки не выявлены, а сам он теряется в тени гораздо более значимого творчества своего отца.

Что касается проектного чертежа церкви, то он оказался замечен современниками. Видимо, вскоре после 1857 г. по нему была построена Успенская церковь в селе Прудинки Дриссенского уезда Витебской губернии (не сохр.). Это обстоятельство позволило в 1863 г. включить проект Демут-Малиновского в «Собрание архитектурных проектов на постройку церквей в Белорусских губерниях», изданное в виде литографированных оттисков (Слюнькова И.Н. Указ. Соч. С. 106-107, Вкладка: рис. 13). В альбом, задуманный в качестве практического пособия для массового строительства православных храмов в западных областях, вошли чертежи храмов, уже возведенных к 1860 г. на территориях Витебской, Могилевской и Минской губерний. Составителями альбома были академики А.И. Рязанов и виленский архитектор Н.М. Чагин. Включение в него уже осуществленных замыслов из серии проектов 1857 г. призвано было демонстрировать успехи православного храмостроения на прежде католических и униатских территориях. Уже после выхода альбома, в 1879 г., по чертежу Демут-Малиновского в Белоруссии была возведена еще одна церковь – Покровская в селе Хотляны Минского уезда. Лишь в незначительных мелочах ее облик отличался от проектного. Памятник был утрачен в результате пожара в 2013 г., позже на его месте выстроена упрощенная реплика. 

Сейчас церковь Рождества Богородицы в станице Лысогорской осталась единственным сохранившимся примером реализации проекта 1857 г. Можно предполагать, что заказчики, обратившиеся к чертежам почти 40-летней давности, оценили ярко выраженный казацкий или даже точнее – малороссийский характер этой архитектуры. Набор икон в сохранившем свой аутентичный интерьер храме недвусмысленно говорит о корнях станичного населения. Здесь и старинный образ почитаемой на Полтавщине Козельщанской Богоматери, и икона Иосафа Белгородского. Примечательно, что при проектировании храма в 1857 г., в период расцвета эклектики, Демут-Малиновский обратился к облику традиционной казацкой церкви, с крестообразным размещением граненых прирубов и ярусным, типично украинским силуэтом. Однако при этом постановка малых глав в «междукрестьях» плана, а не над самими ветвями креста, выполнена по-петербургски. Пожалуй, из всех образцовых проектов деревянных церквей серии 1857 г. лишь вариант Демут-Малиновского имел настолько очевидный отсыл к традиционной казацкой архитектуре. В этом вероятно и стоит искать причину, по которой он оказался востребован даже спустя много лет в казацком крае.

А.В. Чекмарёв, Об атрибуции двух деревянных храмов на Северном Кавказе // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы / Науч. ред.-сост. М.В. Нащокина. – Москва.: Прогресс-Традиция, 2025. – Вып. 31 (47). С. 69 – 86



Комментарии и обсуждение


Построена в 1886г. Церковь является памятником деревянного зодчества, чудом уцелевшим в годы советской власти.

16 июля 2007, Жукова Елена .

Церковь в станице Лысогорской была освящена 18 октября 1898 г. епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром (Филарет Синьковский).

Источник: Владикавказские епархиальные ведомости. 1899, № 15, часть неоффициальная, с. 270-275

26 июля 2022, Львович .


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.