Сельцо Чечкино, принадлежавшее флотскому капитану князю Ивану Алексеевичу Урусову, было преобразовано в село в 1730 г. после строительства в нем церкви с образованием нового прихода. Князь И.А. Урусов 28 ноября 1729 г. ходатайствовал перед Священным Синодом о строительстве новой деревянной церкви во имя Владимирской Божией Матери в своей вотчине – сельце Чечкине Суздальского уезда с деревнями. На тот момент в Чечкине и деревнях, принадлежащих И. Урусову, было 109 дворов с 665 душами мужского пола. Урусов выделял земли под саму церковь и под кладбище. Также он выделял земли причту «в вечное владение» под дворовое хоромное и огородное строение, а также на гуменник 2 десятины и к довольствованию земли по 10 четвертей в поле, а также сенной покос. Обещался дать лес и все материалы на постройку церкви. Святейшим Синодом 24 апреля 1730 г. было определено разрешить строительство при условии обязательного выполнения Урусовым данных обязательств.
В Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии со ссылкой на храмозданную грамоту отмечено, что церковь была освящена в 1730 г. С этого времени село стало именоваться Богородским-Чечкиным.
Построенная князем Урусовым в 1730-х гг. деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери просуществовала до 1790-х гг. и была заменена каменной с шатровой колокольней. В церковной метрике 1887 г. годом строительства новой церкви указан 1792-й: До 1792 г. церковь Владимирской Божией Матери была деревянная, а в 1792 году, вместо обветшавшей деревянной, усердием прихожан устроена каменная с каменною колокольнею и каменною оградою. Вероятно тут была допущена ошибка, а указанный 1792 год мог быть годом начала строительства. В 1795 г. в «Ведомости Шуйского заказчика Якова Орлова о церквях» отмечалось: «Церковь Владимирской Божией Матери каменная, которая уже построена и еще не освящена; священнослужение ныне исправляется в находящейся деревянной Владимирской Божией Матери церкви которую по окончании оной упразднена быть имеет».
Согласно Историко-статистическому описанию, Владимирская церковь была освящена в 1797 г. В метрике 1887 г. отмечено «Ни храмоздатель, ни главный мастер, строившие каменную Владимирскую церковь, не известны». Составители академического издания Свод памятников архитектуры отмечают близость архитектуры Владимирской церкви к церквям соседних сёл – Парского, Гориц и Палеха, возведенных во второй половине 18 века по подобию более ранней церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Дунилове. Высказывается предположение о том, что эти храмы могли быть построены одной строительной артелью. Внутри Владимирской церкви сохранились фрагменты росписи, выполненной в 1868 г. мастером Петром Евграфовым на средства купца Михаила Ивановича Тюрина.
В 1816 г. рядом с Владимирской церковью была сооружена небольшая теплая каменная церковь Николая Чудотворца. Но к середине 19-го столетия каменная церковь оказалась тесной для проведения служб. По желанию прихожан и на собранные ими средства в 1857-1862 гг. была выстроена новая теплая церковь.
В прошении священноцерковнослужителей села Чечкино-Богородского епископу Владимирскому и Суздальскому Иустину от 23 марта 1856 г. говорилось о тесноте существующей каменной церкви и её непригодности для проведения служб в крупном приходе (в приходе числилось 1200 душ мужского пола): «К отправлению в ней общественного Богослужения неспособна; ибо весьма тесна и во всех трёх частях храма необыкновенно низка, так, что в настоящей и трапеза ея высота до сводов простирается не более 4-х аршин (в алтаре на 3 аршина; в длину от алтаря до западной стены 19 ½ аршин, в ширину 10 аршин и потому не имеет приличного благолепия: иконостас пришел в ветхость, многие иконы слиняли и поелику в ней один престол, то пение ранних литургий в зимнее время в холодной церкви, как для священноцерковнослужителей, так и для прихожан затруднительно». На общем собрании с прихожанами было предложено вновь устроить тёплую каменную церковь с добавлением двух приделов по выполненному плану и фасаду. Прихожанами было собрано «от разных усердствующих лиц» 1400 рублей серебром, а также «по листу подписанных в пожертвовании разными лицами» 1250 рублей серебром. Прошение подписали сельские священники Константин Успенский и Сила Беляев, дьячки Иван Панов и Михайло Агриков, пономари Петр Орлов и Иван Савицкий, церковный староста – шуйский купец 3-й гильдии Ефим Петрович Тюрин и многие прихожане.
В приложенной к прошению от 19 марта 1856 г. справке, написанной благочинным – священником с. Васильевского Алексеем Орловым, подтверждалась теснота существующей теплой церкви, а также факт сбора указанной в прошении суммы на строительство новой. По приговору прихожан, состоявшемуся в марте 1856 г., было решено помимо главного престола Святителя и Чудотворца Николая сделать два новых – во имя Зачатия Иоанна Предтечи и Казанской Божией Матери. Прихожане брали на себя ряд обязательств по обеспечению строительства: «давать строевого лесу, нужного в постройке церковной на леса и дровяного на обжиг кирпича; давать безостановочно подводы возить кирпич, песок, камень и лес и все, что нужно для постройки церковной». Вольноотпущенный крестьянин деревни Репино Симион Петрович Талинов обязался поставить «связного железа столько, сколько потребуется при перестройке церкви».
Проверка и утверждение проекта строительства церкви прошли без затруднений – в письме от Владимирской губернской строительной и дорожной комиссии во Владимирскую духовную консисторию 12 апреля 1856 г. говорилось о дальнейшем препровождении рассмотренного и утвержденного комиссией проекта на «построение вновь теплого храма о трех приделах в селе Богородском Чечкине тож Шуйской округи». Представляет интерес подробный договор (условие) о строительстве церкви, заключенный священноцерковнослужителями, старостой и прихожанами с одной стороны, и подрядчиком – крестьянином д. Ильина Гороховской округи Емельяном Савельевым Деровым с другой. Подрядчик подробно перечислял свои обязанности и требования к заказчикам.
Старая Никольская церковь и сторожка с разрешения начальства (18 сентября 1856 г.) были разобраны на кирпич и использованы при строительстве новой церкви. По донесениям членов строительного комитета во Владимирскую духовную консисторию, составляемым ежегодно к началу ноября, можно воссоздать этапы строительства Никольской церкви.
К концу первого неполного года строительства комитет сообщал «в настоящем 1856-м году никаких особенных работ по оной постройке не произведено, кроме того, что устроены кирпичные заводы – наделано кирпича 120 тысяч, куплено известки тысяча пудов и приготовлено камня булыжника в немалом количестве». Через год отмечалось «в сем 1857 году произведена закладка вышеозначенного храма, стены оного возведены на семь аршин, и железные решетки во всех окнах поставлены и почти закладены, и вообще работа каменная производилась успешно и правильно». В следующем 1858 году «стены оного возведены на два аршина выше окон, и кирпича приготовлено на будущее время 42 т.». Далее, «в течении всего 1859 года каменной кладки не было, но приготовлено кирпича сто тридцать пять тысяч». В 1860 году «возведены своды и устрояется кровля железная». В 1861 году основные строительные работы были завершены «в течении сего 1861 года в селе Богородском Чечкине на вновь устрояемой каменной трехпрестольной теплой церкви устроена и окрашена (медянкой) железная кровля и пять глав на которые поставлены кресты из белой жести; кружала под сводами благополучно выбраны и вообще все наружное устройство церкви окончено».
После полного завершения всех строительных работ и выполнения внутренней отделки 16 декабря 1862 г. было произведено освидетельствование здания епархиальным архитектором Н. Артлебеном. Главный придел Святителя и Чудотворца Николая был освящен 30 декабря 1862 года благочинным – священником села Васильевского Алексеем Орловым. Придел Казанской Божией Матери освящен 31 января 1865 года исправляющим должность благочинного – священником Покровской церкви села Дунилова Владимиром Покровским. Третий придел во имя Зачатия Святого Иоанна Предтечи освящен 15 октября 1872 г. благочинным – священником шуйской Спасской церкви Михаилом Миловским.
В донесении («покорнейшем репорте») Михаила Миловского архиепископу Владимирскому и Суздальскому Антонию отмечено, что освящение придела прошло «при многолюдном стечении народа; пред окончанием Литургии в день освящения священником оного села Константином Успенским произнесено было приличное торжеству слово». Далее М. Миловским были отмечены заслуги местного священника: «Долгом поставляю нижайше просить Вас…обратить благосклонное внимание на долговременную тридцатисемилетнюю беспорочную весьма усердною и полезную службу означенного священника Константина Успенского, на ревностное проповедование им Слова Божия, засвидетельствованное мне его прихожанами, на его неутомимые труды по постройке и украшению обширной, теплой, трехпридельной в том селе церкви…»
По завершении строительства тёплой трехпрестольной Никольской церкви членами строительного комитета в октябре 1872 г. был составлен отчет об израсходованной сумме. Итоговая сумма строительства церкви составила 11960,75 рублей. Отчет подписали сельские священники Константин Успенский и Николай Виноградов, а также церковный староста Митрей Ваулин.
К архивным документам, связанным с историей Владимирской церкви Чечкино-Богородского, также относятся описи церковного имущества, сделанные в 1872 и 1921 гг. В описи, сделанной 4 октября 1872 г. в специально выданной Владимирской духовной консисторией книге, подробно перечислено все церковное имущество, хранящееся во Владимирской и Никольской церквях, колокольне и часовне (часовня, богадельня и ограда уничтожены после закрытия церкви). Описаны иконостасы и ризница иконы обеих церквей, перечислены священнические одежды, предметы церковной утвари, книги и колокола.
Опись церковной утвари, сделанная 28 января 1921 г., приходским советом, достаточно лаконична. Перечислены евангелия (наиболее древние из которых 1657 и 1758 гг. издания), напрестольные кресты, священнобогослужебные сосуды, дарохранительницы, кадила, воздуха, облачения, дароносицы. Напротив названий некоторых предметов есть отметки о их сдаче в Комиссию по изъятию церковных ценностей 22 марта 1922 г. Опись подписана председателем приходского совета священником Сергеем Переборовым, а также Федором Шеломановым, Михаилом Сухановым и церковным старостой В. Неустроевым. К описи приложено соглашение между религиозной организацией «Владимирское Чечкино-Богородское религиозное общество» и Васильевским волостным Исполнительным комитетом. Соглашение закрепляло передачу волостным комитетом религиозной общине церковных зданий и имущества.
Владимирская (летняя) церковь закрыта постановлением президиума Ивановского облисполкома от 16 февраля 1935 г., Никольская церковь – постановлением Ивановского облисполкома от 15.10.1938 г. Церковная ограда, богадельня и часовня утрачены. В летней Владимирской церкви была разобрана алтарная часть. На зимней Никольской церкви утрачены купола с барабанами. Церковные здания продолжительное время использовались под складские нужды.
В настоящее время ансамбль Владимирской и Казанской церквей в с. Чечкино-Богородское является памятником регионального значения. Здания возвращены Русской Православной Церкви. С 2015 г. ведется восстановление церквей.
По материалам статьи: Автор Черниховский Дмитрий, https://село-дунилово.рф/istoriya_vladimirskoy_cherkvi_chechikino_bogorodskom
Комментарии и обсуждение