ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чернеево. Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери).

Дмитровская церковь, Смоленская церковь


Чернеево. Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери)
Церковь. Действует.  
Престолы:Димитрия Солунского, Смоленской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1857 и 1864.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Дмитровский район, село Чернеево

Координаты: 56.459, 37.0259
Входит в коллекцию:Федеральная программа консервации (сезон 2025)
Проезд: По Рогачёвскому шоссе до села Рогачёво, с Рогачёвского шоссе поворот налево, в сторону Клина, в центре Рогачёва после собора - налево, далее по дороге на Клин (А 108) до указателя "Богданово, Чернеево", по указателю - вправо по грунтовой дороге, держаться главной, на "Т-образном" перекрёстке - напра ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда По Рогачёвскому шоссе до села Рогачёво, с Рогачёвского шоссе поворот налево, в сторону Клина, в центре Рогачёва после собора - налево, далее по дороге на Клин (А 108) до указателя "Богданово, Чернеево", по указателю - вправо по грунтовой дороге, держаться главной, на "Т-образном" перекрёстке - направо.



Сортировка:

Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), , Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
28 марта 2018
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), , Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
20 марта 2018
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), , Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
20 марта 2018
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Дмитрия Солунского церковь в Чернеево.Вид с юго-восточной стороны.На переднем плане неизвестная часовня.<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Дмитрия Солунского церковь в Чернеево.Вид с юго-восточной стороны.На переднем плане неизвестная часовня.
Александр Момент
30 апреля 2014
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), , Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Hramsohran
17 января 2014
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), , Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Hramsohran
17 января 2014
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), с.Чернеево, Дмитровская (Смоленская) церковь<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
с.Чернеево, Дмитровская (Смоленская) церковь
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), , Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), еще почти в хорошем состоянии<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
еще почти в хорошем состоянии
Андрей Агафонов
1 июля 1988
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), , Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1988
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Фрагмент росписи стены в притворе Церкви в селе Чернеево<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Фрагмент росписи стены в притворе Церкви в селе Чернеево
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
30 мая 2020
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), , Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Hramsohran
17 января 2014
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), , Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Hramsohran
17 января 2014
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Село Чернеево, Дмитровская (Смоленская) церковь, роспись над иконостасом в основном объёме храма, вид со стороны колокольни.<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Село Чернеево, Дмитровская (Смоленская) церковь, роспись над иконостасом в основном объёме храма, вид со стороны колокольни.
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Село Чернеево. Дмитровская (Смоленская) церковь. Роспись над иконостасом в основном объёме храма, крыша полностью отсутствует, вид со стороны колокольни.<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Село Чернеево. Дмитровская (Смоленская) церковь. Роспись над иконостасом в основном объёме храма, крыша полностью отсутствует, вид со стороны колокольни.
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Фрагмент росписи в притворе Церкви в селе Чернеево<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Фрагмент росписи в притворе Церкви в селе Чернеево
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), село Чернеево, фрагмент основного объёма храма, крыша полностью отсутствует<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
село Чернеево, фрагмент основного объёма храма, крыша полностью отсутствует
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Остатки иконостаса Дмитровской (Смоленской) церкви в селе Чернеево<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Остатки иконостаса Дмитровской (Смоленской) церкви в селе Чернеево
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Алтарная часть Дмитровской (Смоленской) церкви в селе Чернеево <br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Алтарная часть Дмитровской (Смоленской) церкви в селе Чернеево
Владислав Зарецкий
24 июня 2007
Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери), Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево<br>, Чернеево, Дмитровский городской округ, Московская область
Дмитровская (Смоленская) церковь в селе Чернеево
Владислав Зарецкий
24 июня 2007



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Известно, что с 16 века в селе Чернеево находилась деревянная церковь в честь великомученика Димитрия Солунского. В начале 17 века храм и село были разорены. Около 1646 года на пустоши Чернеево построились крестьянские дворы монастырской вотчины, и пустошь стала деревней. В 1715 году построили деревянный храм. В 1864-1889 гг. (по разным источникам) на средства купца Мошкина построена каменная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. В советское время помещение использовалось как зернохранилище, а внутренними перегородками служили иконы храма.

Из книги Дмитровский край. Из глубины веков до наших дней. Том 2. По Дмитровским дорогам. И/д «Вести», Дмитров, 2005г. 


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева 22 октября 2020

Церковь Смоленская, кирпичная с белокаменными деталями, выстроена вместо прежней деревянной в 1864 г. на средства И.М. Мошкина. Памятник принадлежит к традиционному типу теплых церквей и обладает присущим этому типу композиционным своеобразием, которое заключается преимущественно в отсутствии выраженного, вертикально ориентированного храмового объема. Перекрытый коробовым сводом бесстолпный храм составляет с двумя равновеликими алтарями и трехчастным основанием двухъярусной колокольни единый блок, завершенный общим антаблементом и аттиком.

Лишенный боковых дверей и соответствующих им внешних художественных акцентов храм выявлен извне лишь стоящей на кровле крупной главой на граненом, обшитом железом деревянном барабане. Малые каркасные главки поставлены на алтарях, над западным крыльцом и колокольней, поднимающейся над входом. Форма глав и принцип их расстановки, членение фасадов лопатками, трактовка колокольни как настенной звонницы и отдельные мотивы наружного убранства вносят в классически строгую архитектуру здания элементы псевдорусского стиля. Полы в здании чугунные. На стенах и сводах - сюжетная масляная живопись второй половины XIX в. Иконостасы отсутствуют.

По материалам книги "Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог". Выпуск 1. Часть 2.; Покровский И.Т. Торговое село Рогачево Дмитровского уезда Московской губернии. - М., 1886. Ч. II.; ЦИАМ, ф. 203, on. 437, д. 2. 1856 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 8 июля 2025

В селе Чернееве исстари находилась церковь св. Димитрия Селунского, которая была разорена, вероятно, в начале XVII ст. и село обращено в «пустошь». В писцовых книгах 1626 г. по Дмитровскому уезду упоминается в Каменском стану Медведевой пустыни пустошь, что было село Чернеево, а на пустоши место церковное. Церковная земля, принадлежавшая Димитриевской церкви, отдавалась патриаршим Казенным приказом на оброк разным лицам.

Около 1646 г. на пустоши Чернееве построились крестьянские дворы монастырской вотчины и пустошь стала деревнею, в которой числилось в 1678 г. 16 дворов. По переписной книге 1677 г. в селе Чернееве церковь Дмитрия Селунского ветхая.

В 1677 г. по указу святейшего патриарха и по памяти из патриаршего Разряда, за приписью дьяка Ивана Калитина, а по челобитью Дмитровского уезда Медведевой пустыни игумена Александра с братиею, велено в вотчине их, в селе Чернееве, на пустой церковной оброчной земле, что была отдана в поместье Григорию Неустроеву в прошлом 178 году (1669 г. ), «строить церковь Димитрия Селунского и данью обложить, а Григорию Неустроеву от той земли отказать. На помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова на тое церковь о строении благословенная грамота дана; а по той сказке игумена Александра на тое церковь положено дани с дворов: попова, дьячкова да с крестьянских с 10 дворов выборных, с 10 дворов молодчих и с 10 дворов бобыльских, да с церковной пашни с пустоши, что была деревня Попова, Панова тож, которая была на оброке на крестьянах, с пашни с 10 чети, с сенных покосов с 50 копен, по указу, рубль 6 денег, заезда гривна… и марта в 8 день те деньги взято, платил игумен Александр».

В 1715 г. в селе Чернееве стояла деревянная церковь; при ней были священники: в 1705 г. – Петр Гаврилов, в 1715 г. – Дмитрий Гаврилов, в 1734 г. – Степан Дмитриев, которому 31 января сего года дана первая патрахельная память, «по заручной челобитной и по допросным речам», на 2 года.

В. и Г. Холмогоровы «Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII вв.». Выпуск 11. Издание Императорского Общества Истории и древностей Российских при Московском Университете. - Москва. Синодальная Типография. 1913 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 10 октября 2025

«Церковь разрушена, крыши нет, стены продольные вот-вот упадут, без сожаления не взглянешь. И что здорово, что на большие праздники приезжает батюшка и служит службу». Вот таким удивительным, даже парадоксальным образом, как говорят побывавшие здесь интернет-пользователи, обстоят сейчас дела в Чернеево, селе Дмитровского района Подмосковья.

Первые упоминания о селении встречаются еще в документах 1627 г., хотя по другим данным поселение на этом месте, пограничье Московского и Тверского княжеств, могло появиться намного раньше, может, даже в XIII-XIV вв. Первоначально московские князья могли держать здесь заставы, ввиду частых нападений Тверских князей, с которыми Москва боролась за лидерство на Руси в XIV-XV вв. Ну а после на этих землях стали селиться ради плодородных местных почв, близости леса, рек – Яхромы, Сестры – а еще потому, что проходил через эти места большой торговый путь, соединявший Москву с северными княжествами.

Считается, что по крайней мере с XVI в. Чернеево было вотчиной Николо-Пешношского монастыря, первый же известный здесь деревянный храм уже тогда посвящен был вмч. Димитрию Солунскому. Исторические источники не проясняют, с чем именно было связано такое посвящение. Но, возможно – с пограничным некогда «статусом» этих земель, когда были здесь воинские отряды Московского князя, отсюда –посвящение святому воителю Димитрию, кстати, ему был тезоименит один из самых знаменитых московских князей, блгв. Димитрий Донской.

Судьба первой церкви – как, впрочем, самого села – оказалась несчастливой: во время Смуты начала XVII в. как само поселение, так его храм были совершенно разорены то ли польскими интервентами, то ли своими «лихими людьми», каких тогда, во времена «конечного разорения» государства, было великое множество.

Лет на 40 Чернеево стало «пустошью», как именовали бывшие селения, где не осталось людей. Жизнь начала оживать здесь только после Смуты, к середине XVII в.: здесь поселились крестьяне того же Николо-Пешношского монастыря, Чернеево стало «деревней» (поселением, пока не имеющим собственного церковного здания). Только к 1673, а по другим данным – даже к 1715 г. здесь построили церковь, снова посвященную вмч. Димитрию. Простояла она не менее 150 лет.

Инициатива строительства каменной Дмитриевской принадлежала не прихожанам, ибо 150-летнее здание было вполне крепким, надежным, вообще хранило память о столетиях истории села. Судя по всему, предложение исходило от купца Илии Михайловича Мошкина, видимо, уроженца этих мест, позже переехавшего в Москву, но не забывавшего также свою «малую родину». Во всяком случае им же выстроена Никольская церковь в соседнем с Чернеево селе Рогачево, более того, в 1873 г. Илья Матвеевич и погребен при ней.

Ну а церковь Чернеево строилась купцом с 1857 по 1864 гг. Причем жертвователь пожелал сделать ее двухпрестольной, посвященной не только вмч. Димитрию, но также Смоленской иконе Божией Матери (особенно любимой Ильей Михайловичем – ей также посвящен придел храма Рогачево).

Интересна судьба прежнего, деревянного храма. Жители села, хотя благодарные Илье Матвеевичу, обратились, однако, к священноначалию с просьбой сохранить также прежнюю церковь (тогда, как обычно, в таких случаях ее чаще всего сжигали): ведь она не была ветхой, несмотря на очень почтенный для деревянного здания возраст. Намеревались лишь разобрать ее, да перенести на другое место – на кладбище. Свое разрешение на перенос дал лично митрополит Московский, свт. Филарет (Дроздов). А на месте престола ранее бывшей церкви появилась небольшая часовенка, сохранившаяся даже до наших дней.

В отличие от имени жертвователя, никаких данных о зодчем, который вел строительство, нет. Возможно, И.М. Мошкин обращался к местным, не именитым, мастерам, каковые, безусловно были – ведь храмы в местных деревнях строились много, часто. Возможно также, что архитектором мог быть С.В. Дмитриев, уже работавший с братьями Мошкиными при возведении Никольской церкви в Рогачево, однако, документальных данных об этом нет.

Куда больше ясности с архитектурным стилем здания, который специалисты определяют как «эклектику», то есть сочетание разных традиций: в отдельных элементах устройства, декора, можно найти как «русский стиль», опирающийся на традиции древнего храмоздательства, принятого на Руси (луковичные главки над престолами, центральной частью, колокольней); есть также элементы позднейших архитектурных традиций, наиболее близкие к модерну, распространенному тогда – отсюда строгость декора фасада, почти полное отсутствие украшений.

Особенностью было то, что обе алтарные апсиды, где находились престолы Смоленской Богородицы и вмч. Димитрия Солунского были, как говорят архитекторы «равновеликими», даже увенчаны одинаковыми главками. Таким образом, нельзя сказать, что храм был Дмитриевским с приделом Смоленской иконы, или же посвящен образу Богородицы, имея второй престол вмч. Димитрия. Поэтому народ именовал его Дмитриевским и Смоленским одновременно.

Старожилы говорят, что на рубеже XIX-XX вв. Чернеево было зажиточным селом, здесь было более 200 домохозяйств. Крестьяне, кроме земледелия, активно торговали, а еще – занимались выгодным ремеслом, изготовлением древесного угля (угольные ямы до сих пор можно увидеть в лесах по окрестностям села). Древесный уголь использовала начавшая тогда активно развиваться русская промышленность, но особенно – паровой флот. Именно поэтому угольщики, хотя работа эта была тяжелой, даже освобождались правительством от налогов. А сам промысел приносил хороший доход – позволявший, в том числе неплохо содержать служителей, сам храм.

Ее служители, судя по воспоминаниям старожилов, пользовались уважением, притом заслуженно – то были достойные, образованные пастыри. Например, один из настоятелей, о. Михаил Воронцов (1916 г.), работал в сельской земской школе, причем кроме обычного для священника Закона Божия, отлично преподавал еще и… математику!

Известно, что закрытие Дмитриевской-Смоленской случилось в 1930-е. Его обстоятельства, судьбы духовенства, активных прихожан того времени, все еще ждут своего исследователя. Известно, что после закрытия храм использовался вновь образованным колхозом как зерносклад. Но – не просто так, а с упором на «антирелигиозную пропаганду». Желая как можно сильнее ударить по чувствам людей, местные иконы намеренно использовали, как перегородки для зерна. Продолжалось все это до 1990-х гг. Тогда начал разваливаться колхоз, а бывшую церковь, уже разрушающуюся от варварского использования, в 2006 г. решили вернуть обратно православным.

К тому времени когда-то зажиточное село стало все больше походить на «пустошь», какой оно было в начале XVII в. От нескольких сотен жителей осталось около десятка, при всем желании не имеющих возможности «потянуть» ремонт. Тем временем начала рушиться кровля…

Скоро остались только железные врата, стены, пока не рухнувшие, да остатки иконостаса, да некоторые чудом уцелевшие стенные росписи. Ситуацию усугубляли заезжие мародеры, стремившиеся увезти все мало-мальски ценное.

«Церковь является действующей», – так, несмотря на все это, утверждают многие интернет-ресурсы, сами прихожане. Да, здесь нет крыши, отсутствуют иконостасы. Да, служить можно только летом. Но… все-таки можно. Просит ли помощи приход? Да. Божией помощи, ибо надеяться на людей жителям села, которых сейчас не так уж много, не приходится.

Вот как пишет одна из прихожанок, Наталия Г., 29 марта 2020 г.: «Любимое место и значимое в нашем селе. Плохо, что нет средств на восстановление нашего храма. Но мы не отчаиваемся и все большие православные праздники батюшка Владимир из Покровской церкви проводит у нас службы. А так же все значимые события нашего села проходят у церкви».

Однажды таким значимым событием обязательно станет первая служба в восстановленном храме. Когда? Ведомо Господу. Пока же на фото 2020 г. сияет золотом новая луковичная главка купола. Пока одного, но самого высокого – над колокольней. Точно невидимая рука с небес начала стирать с церкви печать «мерзости запустения», возвращая первозданный вид.

Источник: статья Натальи Сазоновой «Удивительная судьба: старинная церковь Димитрия Солунского в Чернеево» на сайте православной онлайн энциклопедии https://pravoslavie.wiki/

https://pravoslavie.wiki/cerkov-dimitriya-solunskogo-v-cherneevo.html



Комментарии и обсуждение


Церковь Дмитрия Солунского в селе Чернеево построена в 1875-1864 гг., в стиле эклектики. Второй престол - Смоленский, во имя Смоленской иконы Божией Матери. Церковь закрыта в 1930-х гг. В настоящее время заброшена. Сохранились фрагменты росписи в притворе, в алтарной части и в основном объёме храма, над иконостасом и напротив него, а также остатки самого иконостаса.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.