ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Китаев. Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь).

Китаевская пустынь


Китаев. Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь)
Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Престолы:
Год основания: не ранее 1767.
Епархия: Украинская Православная Церковь Московского патриархата. УПЦ МП, Киевская епархия
Адрес:
Украина, г. Киев, ул. Китаевская, 15

Координаты: 50.366757, 30.541566
Проезд: на общественном транспорте: от станции м. «Лыбедская» — автобусом №52 до остановки «Школа» или автобусом №20 до остановки «Улица Китаевская»; от станции м. «Выдубичи» — автобусами №№ 43 и 265 до остановки «Проспект Науки». От Киево-Печерской Лавры до Китаевской обители маршрутка № 470.
На автом ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда
на общественном транспорте: от станции м. «Лыбедская» — автобусом №52 до остановки «Школа» или автобусом №20 до остановки «Улица Китаевская»; от станции м. «Выдубичи» — автобусами №№ 43 и 265 до остановки «Проспект Науки». От Киево-Печерской Лавры до Китаевской обители маршрутка № 470.
На автомобиле из центра Киева по Набережному шоссе, переходящему в Наднепрянское шоссе, и далее в Столичное шоссе, поворот (направо) на проспект Науки. За переездом прямо — первый поворот налево на Китаевскую улицу, на которой стоит обитель.

Ссылки: Официальный сайт 





Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь), , Китаев, Голосеевский район, Украина, г. Киев
varandej
11 ноября 2012
Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь), Вид из входа в пещеры на церковь Святой Троицы , Китаев, Голосеевский район, Украина, г. Киев
Вид из входа в пещеры на церковь Святой Троицы
Inna
27 мая 2007
Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь), Часовенка над входом в пещеры, Китаев, Голосеевский район, Украина, г. Киев
Часовенка над входом в пещеры
Валерий Бондаренко
15 февраля 2009
Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь), Вид с востока. Фото начала ХХ ст., Китаев, Голосеевский район, Украина, г. Киев
Вид с востока. Фото начала ХХ ст.
Елена Григорьева
1 июня 1905
Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь), Утраченная колокольня. Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991, Китаев, Голосеевский район, Украина, г. Киев
Утраченная колокольня. Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991
Андрей Агафонов
1900
Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь), Вид на дом и колокольню. Фото начала ХХ в., Китаев, Голосеевский район, Украина, г. Киев
Вид на дом и колокольню. Фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1890



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Валерий Бондаренко 24 февраля 2010

Свято-Троицкий Китаевский мужской монастырь находится в семи верстах от Киево-Печерской Лавры. История нашого монастыря уходит во глубину векав, во времена князя Андрея Боголюбского († 1174, пам. 4/17 июля), по прозвищу или по языческому имени - "Китай" - крепость. Благоверный князь даровал в 1159 г. Киево-Печерскому монастырю ставропигиальную грамоту о владении землей. В китаевских пещерах жили подвижники в период XI - XVII вв.. В начале XVII в. Здесь был основан Лаврский скит. В 1716 г. Киевский военный губернатор князь Д.М. Голицын построил деревянную церковь прп. Сергия Радонежского и братские келлии при ней. В 1767 г. на месте обветшавшей деревянной церкви была построенная нынешняя каменная Свято-Троицкая церковь с приделами прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского. К северу от храма был сад, в котором погребали братию из различных киевских монастырей и известных горожан в период с XVII века до 50-х годов XX века и насчитывалось от 3 до 5 тысяч захоронений. В 30-е годы XIX ст. были построены тёплый храм во имя Двенадцати святых Апостолов, при братской трапезе, и каменная колокольня. В том же столетии построены корпус настоятеля, три братских корпуса и другие постройки, которые обнесли каменной стеной с экономическими воротами в виде арки. В 1898 г. построен трёхэтажный кирпичный жилой дом для братии, а также свечной завод с хозяйственными и жилыми постройками. Церковь прп. Серафима Саровского, с богодельней при ней, была построена через год после канонизации этого святого, в 1904 г.

Вершин совершенства в добродетелях, святости жизни, достигли в Китаево прп. Досифея и прп. Феофил Христа ради юродивый. Прп. Досифея, всем сердцем полюбив монашескую жизнь, вопреки воле родителей покинув дом, в 16 лет поступила, выдавая себя за беглого крестьянина, в Троице-Сергиеву Лавру. Активные родительские розыски заставили её перейти в Киев. И здесь, в пещере на Китаевских холмах, она подвизалась, молясь Богу, испытывая многие злострадания. В 1744 г. по повелению императрицы Елизаветы, посетившей её, Дарья была пострижена в рясофор с именем Досифей. Только после смерти открылось, что суровые монашеские подвиги совершала тульская дворянка Дарья Тяпкина. Прп. Досифея благословила на подвиг подвижничества, в Саров, юного Прохора Мошнина, впоследствии известного во всём мире святого, преподобного Серафима Саровского чудотворца. Прп. Феофил прославился своей прозорливостью и чудотворениями. Многие от простого крестьянина до знатных дворян обращались к нему за помощью, за советом. И всякий находил у него утешение, поддержку и разрешение своих духовных и житейских вопросов. Пустынь посещали многие известные духовные и мирские люди: прп. Паисий Величковский, свт. Филарет, митрополит Киевский, Т. Шевченко, П. Тычына, здесь проживали Г. Сковорода, Н. Лысенко, М. Грушевский. Китаевская пустынь представляла собой благоустроенное монастырское хозяйство с огородами, рыбными угодьями, фруктовыми садами, пасекой. Свечной завод поставлял для Лавры всевозможные свечи - от копеечной до пудовой. Таким образом, по своим размерам и организации, пустынь равнялась большому монастырю.

В советские времена монастырь был закрыт и разорён, колокольню разобрали, здания употребляли в различных хозяйственных и других нуждах. Так, например, в храме прп. Серафима Саровского был устроен клуб, в монашеских келлиях - учебные классы, коммуналки. В 1990 г. началось возрождение церковной жизни на территории обители - в Свято-Троицком храме открылся приход. В 1993 г. было принято решение о возобновлении Китаевской пустыни, как Лаврского скита и назначен настоятель, архимандрит Пафнутий, в схиме Феофил(†1996). В этом же году было совершено праздничное богослужение иконы Божией Матери, именуемой "Казанская". С 1996 года Китаевская пустынь является самостоятельным монастырём. За короткое время обитель стала известна многим. В настоящее время Свято-Троицкий Китаевский мужской монастырь - известное место паломничества православного мира. Ввиду достаточной удалённости пустыни от города, пещеры Китаевской горы редко посещают - это позволяет сохранять их древний облик почти без изменений. А сам монастырь, в силу своего местонахождения и причастности к нему многих святынь и святых людей, дарит приходящим душевное отдохновение. Монастырские богослужения происходят в храме святых Двенадцати Апостолов. В этом же храме находятся главные святыни монастыря - частицы мощей святых апостолов и других святых, а также список с иконы Божией Матери "Ватопедская", другое название её - "Закланная" и др. святыни.

http://angela.org.ua/


Анонимный участник 21 ноября 2011

Первые упоминания монастыря на Китай-горе относятся к ХII веку, но, только, начиная с ХVIII века, когда в 1767г. был построен храм в честь Пресвятой Троицы, монастырь начинает приобретать те черты, которые мы видим сейчас. После Октябрьской революции монастырь разделил судьбу многих храмов и обителей нашей Церкви - в 1933г. он был закрыт и частично разрушен.

В 1990г. храм в честь Пресвятой Троицы был передан Церкви и при нем организован приход. Возрождение монастыря в Китаево началось в 1993году и связано с первым настоятелем схиархимандритом Феофилом (Россохой) (†1996). Монастырь постепенно благоустраивался: были восстановлены братские келии, храм в честь святых 12 Апостолов, частично была упорядочена территория монастыря. В 2009г. Свято-Троицкая церковь, которая исторически являлась главным храмом обители, была возвращена монастырю, а существовавший ранее при храме приход был упразднен. Намесником Свято-Троицкого Китаевского мужского монастыря является священноархимандрит Прохор (Костюченко).

В монастыре находятся такие святыни: - частицы мощей святых Апостолов и других святых, - мощи преподобного Феофила, Христа ради юродивого, - список с чудотворнной иконы Божией Матери "Ватопедская" ("Закланная"), - у северной части алтаря Свято-Троицкого храма, под спудом, почивают мощи преподобной Досифеи.

администрация сайта Китаевского Свято-Троицкого монастыря. www.kitaevo.kiev.ua


 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 4 декабря 2013

Китаевская пустынь, в 9 верстах от Киева, в 2 верстах от Днепра, между двумя горами, окружена со всех сторон лесом. Основана (по преданию) в XII веке князем Андреем Боголюбским. В XVII веке был отшельнический скит, а в 1775 году князь Голицын устроил здесь деревянную церковь во имя преподобного Сергия и кельи. Ныне здесь существует трехпредельная каменная церковь во имя Святой Троицы, построенная иеромонахом Тихоном вместо обветшавшей Сергиевской церкви. Китаевская пустынь приписана к Киево-Печерской лавре и служит кладбищем для лаврской братии. Здесь находится могила схимонаха Досифея, пользующаяся особенным уважением.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».


Действовал в XVIII - начале XX; восстановлен в 1990-е годы. Документированная история обители начинается с 1716 г., и ещё в XIX веке Китаев стал популярным местом паломничества. Наиболее известными из китаевских старцев были Досифей и Феофил.

Пустынь была известна своими садами, которыми занимались опытные садоводы из монашествующей братии. В соседстве с Китаевской пустынью (между Голосеевом и Китаевом) в 1860-е годы был основан Болгарский хутор, где бывший униатский архиепископ Иосиф Сокольский, с разрешения митрополита заложил виноградник.

К концу XIX века окончательно сложился архитектурный ансамбль монастырского подворья шестиугольной формы. В него вошли кирпичная Троицкая церковь, 45-метровая колокольня, трапезная с церквями Двенадцати апостолов и Трёх русских святителей - Петра, Алексия и Ионы, дом настоятеля, братский корпус, двухэтажный дом для престарелых священнослужителей, келейные корпуса и кирпичная ограда с экономическими воротами. С 1898 г. на территории хоз. двора действовал лаврский свечной завод. К новому корпусу богадельни в 1904 г. пристроена церковь св. Серафима Саровского.

В 1920-е годы храмы продолжали действовать, но сама пустынь уже не принадлежала монахам: в кельях разместили детскую колонию, часть сооружений использовались сельскохозяйственными учреждениями. В 1930 г. пустынь была окончательно ликвидирована, территория и сооружения переданы Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства (с 1954 г. - Украинский НИИ садоводства). Колокольня разобрана в 1932 г., другие сооружения сильно пострадали во время Второй мировой войны. После войны на территории пустыни располагались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений.

После реставрации в начале 1990-х годов Троицкая церковь была передана УПЦ (1992). После археологических исследований 1993-94 г.г. были обустроены пещеры и в них освящён храм св. Досифея. С 1996 г. обитель имеет статус самостоятельного монастыря.

Китаевская пустынь в г. Киев


 

Пустынь находится в 9 км от центра Киева, вниз по течению Днепра, в урочище Китаево - долине, окруженной со всех сторон высотами (горами), так, что можно находиться буквально рядом с ней и не догадываться об этом... С востока её территории ограничена прудами и высокой горой, поросшей лесом, на которой расположено Китаевское городище. С юга и запада она окружена прудами и лесом на горе.

Китаевская пустынь, подчиненная Киево-Печерской лавре, основана в 16 в. В конце 1716 г. генерал-губернатор Киева Д. Голицын построил деревянную церковь во имя Сергея Радонежского, трапезную и кельи, которые в 1757 г. сгорели. В 1759 г. Синод дал разрешение на постройку новой, кирпичной церкви. Троицкая церковь построена архитектором С. Ковниром, окончена постройкой и освящена в 1767 г. В 1829-1937 г.г. архитектором И. Богдановым (вероятно, по проекту арх. А. Меленского) возведена надвратная кирпичная колокольня на расстоянии 50 м от западного входа в храм. Представляла собой четырехъярусное, завершенное высоким шпилем сооружение, в котором первый ярус был решен в виде прямоугольного двухэтажного объема, украшенного с запада и востока четырехколонными портиками дорического ордера с треугольными фронтонами. Два верхних, в плане круглых, яруса украшали колонны коринфского и композитного ордера. Колокольня завершалась луковичным позолоченным куполом, увенчанным высоким шпилем. Разобрана в 1932 г.

В 1830-х г.г. вдоль северо-западного края двора вместе с колокольней возведены прилегающие друг к другу одноэтажные кирпичные корпуса братской трапезной с теплой церковью Двенадцати апостолов, хлебные, кухни и нескольких келий, к востоку от Троицкой церкви - отдельный одноэтажный деревянно-кирпичный дом настоятеля пустыни с деревянной галереей на фасаде (перестроен). По проектам архитектора П. Спарро в 1843-1844 г.г. к югу от Троицкой церкви сооружен двухэтажный кирпичный братский корпус («старый дом»), в 1851-1852 г.г. - кирпичное ограждение комплекса с северо-западными экономическими воротами в виде арки (не сохранилась). В 1870-е г.г. северо-восточная сторона двора заперта цепью одноэтажных сооружений - бани и трех келейных корпусов (перестроены). Напротив юго-западной стороны Троицкой церкви по проекту инж. О. Середы в 1894 г. возведен двухэтажный кирпичный «новый дом», предназначавшийся для проживания старых священнослужителей. Вследствие этого застроенный со всех сторон «Главный Двор» пустыни получил форму неправильного шестиугольника. Со 2-й половины 19 в. в состав пустыни вошло основанное в монастырском саду отдельное хозяйственное подворье.

Пустынь создавалась как жилище для уединения монахов. В Китаеве проживало немало старцев-монахов, которые отмечались подвижничеством. Одни из них выбирали юродство - добровольный отказ от общепринятых норм поведения, другие - затворничество. Поэтому еще с 18 в. Китаевская пустынь снискала славу киевского Афона, стала местом паломничества, разрешение на посещение которого выдавала Киево-Печерская лавра. Летом число паломников достигало 3 тыс. человек. Каждый старец был духовником, имел много «духовных чад» из мирян и духовных лиц, посещавших его здесь без помех. Самыми известными из китаевских старцев были Досифей и Феофил, могилы которых находятся рядом с Троицкой церковью. Восстановлена традиция их почитания - здесь совершаются отправления-панихиды, к могилам святых стекаются многочисленные паломники. К северу от церкви сохранилась также часть кладбища (ликвидировано в 1960-х г.г.), где похоронены лаврские монахи, светские особы. Среди них - могилы известного деятеля Свято-Владимирского братства г. Бредихина; княгини Т. Горчаковой, монахини Киево-Флоровского монастыря (в монашестве - Анастасии) и др. В числе утраченных могил - склеп из двух камер, где покоились Иеросхимомонах, книготорговец Киево-Печерской лавры Иларион и известный Лаврский юродивый Ковалевский Иван Григорьевич (1807-1855), имевший прозвище «Босый»; погребение Вениамина (в миру - Базилевич Дмитрий Ильич; 1787-1873) - печатника и архитектора Киево-Печерской лавры, архимандрита Киево-Выдубицкого монастыря (1856-1867), автора полного «Киевского месяцеслова»; Епифания (1770-1828) - философа, богослова, проповедника, иеромонаха, руководителя Лаврской типографии (1814-1822). Несколько человек были похоронены в Троицкой церкви. В 1970-х г.г. возле с. Круглик было устроено новое кладбище Китаевской пустыни, рядом с которым возник скит Преображенская пустынь.

В 1920-х г.г. в пустыне находилась детская колония, часть сооружений использовалась сельскохозяйственными заведениями. В 1930 г. территория и здания переданы, основанному в это время, Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства (с 1954 г. - украинский НИИ садоводства).

Во время Великой Отечественной войны все здания сильно пострадали. Позже здесь размещались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений (с 1956 г.). После реставрации Троицкой церкви (1992) и ремонта трапезной с кельями эти здания переданы Украинской православной церкви Московского патриархата.

«Свод памятников истории и культуры Украины». – М.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского.


 

Братский корпус, 1843-1844 г.г.

В южной части двора. Северный фасад обращен к Троицкой церкви, южный - в сторону пруда. Построен в стиле классицизма по проекту арх. П. Спарро. Двухэтажное, на высоком цоколе, кирпичное, тинькованое (оштукатуренное), в плане прямоугольное сооружение размерами 43х15 м. Крыша вальмовая, крытая железом. Перекрытия цокольного этажа сводчатые, первого и второго – плоские. Первый этаж рустованый, отделяется от второго пояском. Гладкие стены второго этажа завершены карнизом. Прямоугольные окна с наличниками. Используется как учебный корпус Киевского государственного научно-производственного комбината пчеловодства Минагропрома Украины.

«Свод памятников истории и культуры Украины». – М.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского, орфография сохранена.


 

Хозяйственный двор

Напротив главного двора пустыни через ул. Китаевскую, вдоль которой установлено ажурное металлическое ограждение на кирпичных столбах. На территории двора содержались сооружения жилого и хозяйственного назначения – госпитали, конюшни, погреба, переведенный из Киево-Печерской лавры свечной завод и т.д.; часть их сохранилась.

В 1867 г. по проекту иеромонаха Евкарпия (в миру – инж. Наумов) в южной части двора вдоль улицы сооружен двухэтажный кирпичный корпус «старого» госпиталя в стиле позднего классицизма, с двумя входами со стороны двора, крытыми металлическими крышками. Перпендикулярно к нему вдоль Сосновой аллеи, ведущей в глубину усадьбы, по проекту монаха Игнатия 1871 г. возведен одноэтажный, обложенный кирпичом, деревянный корпус «нового» госпиталя, к которому в 1900 г. достроено боковое крыло; в 1904 г. – кирпичный объем церкви св. Серафима Саровского. Храм прямоугольный, с граненой апсидой, решенный в т. н. приходском стиле, завершался одной баней (не сохранилась). В 1898 г. архитектором В. Николаевым запроектирован трехэтажный кирпичный жилой корпус в кирпичном стиле, расположенный в северной части уличной застройки двора. На восточном главном фасаде этого дома установлены две мемориальные доски с именами погибших на фронтах Великой Отечественной войны сотрудников Украинского научно-исследовательского института садоводства и в честь переформирования здесь в ноябре 1943 г. истребительного противотанкового артиллерийского полка Резерва Главного командования. Здание "старого" госпиталя и жилой корпус используются Украинским научно-исследовательским институтом защиты растений, «новый» госпиталь вместе с церковью в 1990-х г.г. передан мужскому монастырю «Китаевский пустынницкий скит».

Михаил Дегтярев, «Свод памятников истории и культуры Украины». - К.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского.


 

В урочище Китаев, на южной окраине города. Связаны с историей Свято-Троицкого скита Киево-Печерской лавры. Считается, что по своему происхождению восходят к древнерусской или литовской эпохе. Из письменных источников известно, что около середины 18 в. здесь жили и находились выдающиеся деятели православной церкви, в частности, преподобные Досифей Китаевский и Серафим Саровский. Пещеры состоят из двух крупных пещерных комплексов, расположенных в урочище Китаев (под Китаевским городищем и в т.н. Виноградном саду), на расстоянии 350 м друг от друга. Исследовались в 1911-1914 г.г. Ертелем и в 1993-1994 г.г. сотрудниками Музея истории города Киева. Материалы исследований Китаевских пещер хранятся в Музее истории города Киева и Институте археологии НАН Украины.

Пещерный комплекс на территории Китаевского городища

Имеет вид достаточно разветвленного двухъярусного лабиринта подземных келий, часовен и переходов общей длиной более 250 м. К нему относится и т.н. пещера Тимофея с затворнической кельей и небольшой церковью, найденная в 1994 г. Архитектура комплекса и археологические находки позволяют определить его как пещерное поселение монахов-отшельников 16-18 в.в. Пещеры организованы для посещения и используются братией восстановленного Свято-Троицкого монастыря. Над входом в 1990-х г.г. возведена деревянная часовня. Часть комплекса остается неисследованной и перекрыта мощными обвалами.

Пещерный комплекс на территории Виноградного сада

Состоит из нескольких отдельных, достаточно разветвленных участков подземных сооружений: жилых, хозяйственных и церковных помещений. Во время раскопок здесь зафиксированы остатки обычных очагов, кафельных печей, надписей-граффити и предметов домашнего обихода позднесредневекового времени. По всем признакам этот комплекс – остатки Чернецкого подземного поселения 16-17 в.в. Теперь пещерные сооружения комплекса в основном остаются заваленными и неисследованными, продолжается их обследование и консервация. Нуждаются в охране и реставрации.

Литература: Толочко П.П. «Тайны киевских подземелий». – К., 1968 г.; Стрихар М. «Археологические исследования пещер Китаевского Свято-Троицкого скита Киево-Печерской лавры. Скалы и пещеры в истории и культуре древнего населения Украины». - Львов, 1995 г.
«Свод памятников истории и культуры Украины». - К.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского.


 
Елена Григорьева 5 января 2024

Начало основания пустыни приходится на 1716 г., когда на этом месте киевским военным губернатором князем Д.М. Голицыным была сооружена деревянная церковь и кельи братии. Значительные строительные работы велись в первой половине и середине XIX в. Окончательный архитектурный облик ансамбля сложился к началу XX в.

1. Свято-Троицкая церковь. В 1767 г. на месте первоначальной церкви С.Д. Ковниром была сооружена в стиле украинского барокко новая каменная Свято-Троицкая церковь с двумя приделами. В 1853 г. храм заново расписан и перестроен в пятиглавый. В 1892-1893 г.г. под руководством В.Н. Николаева он приобрел современный вид. С западной стороны сделана большая пристройка с разбором части существовавших стен. При этом был уничтожен пышный барочный лепной портал главного входа. В 1900 г. в тамбуре церкви были установлены четыре голландские печи для богослужений в зимнее время.

2. Храм Двенадцати Апостолов при братской трапезной. Возведен в 1832-1833 гг., по проекту А. Меленского, под руководством архитектора И. Богданова. Выполнен в сдержанном классицизме. В 1852 г. церковь была расписана художником Г. Малявским.

3. Колокольня. Сооружена по проекту А. Меленского в 1829-1837 г.г. в стиле классицизма. Высота составляла 47 метров. Разрушена в 1932 г.

4. Церковь св. Серафима Саровского. Пристроена к новому корпусу богадельни (Новый госпиталь) в 1904 г. Здание, спроектированное в т.н. «епархиальном» стиле, имело трехгранную апсиду. Ныне церковь перестроена.

К 1917 г. комплекс монастыря включал более 30 каменных и деревянных сооружений и был обнесен каменной оградой шестиугольной формы с башенками и Экономическими воротами, расположенными возле трехэтажной монастырской гостиницы. Наиболее значимые из них.

5. Братский корпус. Двухэтажное здание, построенное в 1843-44 г.г. по проекту епархиального архитектора П. Спарро.

6. Дом настоятеля. Одноэтажное здание, сооруженное в 1851-53 г.г.

7. Старый госпиталь. Расположен вдоль Китаевской улицы. Построен в 1867 г. по проекту иеромонаха Евкарпия под руководством Наумова.

8. Новый госпиталь. Построен в 1871 г. по проекту инока Игнатия.

9. Кельи старшей братии. Каменный двухэтажный корпус. Сооружен в 1894 г. под руководством инженера А. Середы.

10. Монастырская гостиница. Трехэтажный кирпичный дом. Сооружен в 1898 г. в северной части хозяйственного двора по проекту В.Н. Николаева. Предназначался для братии. К 1917 г. использовался, как гостиница.

Кроме того, на территории пустыни на протяжении второй половины XIX – начала XX в.в. были построены восемь двух и одноэтажных жилых и административных корпусов, кухня, бани, конюшни, погреба, хлебня, помещения для сторожей, ледник, квасоварня, дровник, белильня воска и лаврский свечной завод с хозяйственными и жилыми постройками.

В середине XIX в. были открыты Китаевские пещеры. Во второй половине XIX в. устроено обложенное кирпичом подземное помещение для храма. Перед входом в пещеры располагалась деревянная часовня, устроенная в 1909 г. архимандритом Феодосием (ныне на её месте построена аналогичная новая). На территории пустыни располагалось кладбище. В начале ХХ в. в пустынь был проведен водопровод и сооружено отопление.

Майко В.В. «Православные церкви Киева, 1037-1917 г.г.». Энциклопедический справочник. Майко В.В., 2020. Институт археологии Крыма, 2020 г.



Комментарии и обсуждение


Есть ещё монастырский храм - пещерный храм в честь Собора Пресвятой Богородицы.
26 ноября 2013, Т. .


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.