ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Годуново. Церковь Михаила Архангела.

Михаило-Архангельская церковь


Годуново. Церковь Михаила Архангела
Церковь. Действует.
Престолы: Михаила Архангела, Казанской иконы Божией Матери, Иннокентия, епископа Иркутского
Год постройки: Между 1809 и 1819.
Епархия: Владимирская митрополия. Александровская и Юрьев-Польская епархия
Адрес:
601614 Владимирская область Александровский район с. Годуново

Координаты: 56.4875, 39.033
Проезд: Восточный выезд из Александрова по трассе Р75 направлением Кольчугино. Через 7км левый поворот на север, указатель "Годуново 15". Асфальтированный проезд до села, по селу ухабистный асфальт, местами щебёнка, последние 100м к церкви грунт. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Восточный выезд из Александрова по трассе Р75 направлением Кольчугино. Через 7км левый поворот на север, указатель "Годуново 15". Асфальтированный проезд до села, по селу ухабистный асфальт, местами щебёнка, последние 100м к церкви грунт.



Сортировка:

Церковь Михаила Архангела, Вид с юго-запада, Годуново, Александровский район, Владимирская область
Вид с юго-запада
Василий Балашов
10 сентября 2024
Церковь Михаила Архангела, Вид с запада, Годуново, Александровский район, Владимирская область
Вид с запада
Максим Кораблин
26 октября 2023
Церковь Михаила Архангела, Вид с юга, с противоположной церкви стороны оврага, Годуново, Александровский район, Владимирская область
Вид с юга, с противоположной церкви стороны оврага
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Михаила Архангела, Вид с запада, Годуново, Александровский район, Владимирская область
Вид с запада
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Михаила Архангела, , Годуново, Александровский район, Владимирская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1993
Церковь Михаила Архангела, Вид с востока, Годуново, Александровский район, Владимирская область
Вид с востока
Василий Балашов
10 сентября 2024
Церковь Михаила Архангела, , Годуново, Александровский район, Владимирская область
Каменев АндронАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 июля 2020
Церковь Михаила Архангела, , Годуново, Александровский район, Владимирская область
Каменев АндронАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 июля 2020
Церковь Михаила Архангела, Алтарная часть: апсида с диаконником и жертвенником без отдельных входов., Годуново, Александровский район, Владимирская область
Алтарная часть: апсида с диаконником и жертвенником без отдельных входов.
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Михаила Архангела, Фрагмент карниза апсиды. Вогнутая стена под карнизом характерный элемент барокко. На фасадах хорошо заметны незаделанные нишки, оставшиеся от мест опирания на кладку экономных лесов при строительстве, Годуново, Александровский район, Владимирская область
Фрагмент карниза апсиды. Вогнутая стена под карнизом характерный элемент барокко. На фасадах хорошо заметны незаделанные нишки, оставшиеся от мест опирания на кладку экономных лесов при строительстве
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Михаила Архангела, , Годуново, Александровский район, Владимирская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1993
Церковь Михаила Архангела, Интерьер основного объёма, вид на северную стену, Годуново, Александровский район, Владимирская область
Интерьер основного объёма, вид на северную стену
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Михаила Архангела, Интерьер трапезной, западный вход через колокольню, Годуново, Александровский район, Владимирская область
Интерьер трапезной, западный вход через колокольню
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Михаила Архангела, Интерьер трапезной. Вид на вход в основной объём (заложен кирпичом), на заднем плане руины северного придела, Годуново, Александровский район, Владимирская область
Интерьер трапезной. Вид на вход в основной объём (заложен кирпичом), на заднем плане руины северного придела
Олег Щёлоков
13 мая 2007
Церковь Михаила Архангела, , Годуново, Александровский район, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1991
Церковь Михаила Архангела, , Годуново, Александровский район, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1991
Церковь Михаила Архангела, , Годуново, Александровский район, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1991



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Олег Щёлоков 17 мая 2007

ГОДУНОВО. ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА

Стоит на холме в центре села, рядом с дорогой и кладбищем. Построена на средства помещика И.И. Супонева в 1806—19 гг. вместо сгоревшего деревянного храма. Это село близ речки Киржач было подарено Иваном IV Борису Годунову, род которого владел им до кон. 17 в. К 1806 г. возвели южный теплый придел, обращенный продольным фасадом к оврагу; в 1819 г. - основной объем церкви. Тогда кирпичные стены были окрашены по кладке в голубой цвет, элементы декора выделены побелкой. В 1879 г., с повторением форм первоначального убранства, пристроили северный придел с крещальней (?) на западной стороне, заподлицо с узким нижним ярусом колокольни. Верхние ее ярусы разобраны в 1965 г. 

Характерный образец сельского храма в стиле раннего классицизма; в композиции основного объема и алтаря еще сильны черты барокко. На двусветный кубообразный четверик поставлен широкий восьмерик, его основные грани завершены фронтонами. Крутую восьмилотковую кровлю венчает поднятая на глухом барабане луковичная главка с яблоком и крестом. Параллельные стены главного алтаря, пониженного и суженного относительно четверика, соединяются с лучковой дугой апсиды вогнутыми вставками. Полукруглые апсиды приделов охватывают западную часть четверика, частично закрывая его боковые фасады. Почти все углы объемов, относящихся к 1-й четв. 19 в., охвачены огибающими рустованными лопатками, переходящими без уступа во фриз. Широкий венчающий карниз опоясывает объемы приделов и трапезной. Его верхние тяги, отделенные разреженными дентикулами, в нижнем ярусе колокольни и на северном фасаде опираются на тосканские пилястры. Аналогичны по рисунку карнизы главного алтаря и восьмерика. По-барочному, с выпуском ребра, оформлен северо-западный угол крещальни. Все окна нижнего яруса прямоугольные, частью ложные, в рамочных наличниках с ушами и горизонтальным многопрофильным сандриком сильного выноса на низких изогнутых стойках. Аналогичные сандрики боковых арочных порталов опираются на архивольты. Окна верхнего света на четверике - круглые, в узких рамках. Арка колокольни имеет уплощенный рамочный портал с импостами и замковым камнем, так же оформлены и окна восьмерика. Из основного объема, перекрытого восьмилотковым сводом, широкая арка ведет в алтарь с граненой конхой при плавном сопряжении стен и распалубками над окнами. В придельных апсидах конхи обычные - в четверть сферы. В уцелевшем (первом) ярусе колокольни с очень массивными угловыми устоями свод крестовый.  На восточной грани восьмерика в интерьере храма фрагментарно сохранилась композиция "Воскресение", на стенах четверика - участки орнаментальной росписи сер. 19 в. Полы выстланы керамической плиткой.

По материалам Свода памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. – М.: Наука, 1998. Владимирская область: в 6 ч. Ч.1 / Отв. Ред. Вл.В. Седов. – 2004. С.605-606

«Село Годуново стоит близ р. Малый Киржач. В старых книгах говорится, что оно расположено по обоим берегам ручья Андреевского. По местному преданию, село получило название от знаменитого любимца Иоанна Васильевича Грозного, Бориса Феодоровича Годунова, - будто бы было пожаловано ему царём. Но село в старые времена называлось «Андрееевское Годуново» и было пожаловано Иоанном Грозным Андрею Никитичу Годунову, который на 7-й свадьбе царя с Марией Феодоровной Нагой «нес царицын коровай». Царю он был близок по родству с царским любимцем Борисом Феодоровичем Годуновым и невесткой царя Ириной Феодоровной Годуновой, им Андрей Никитич доводился двоюродным братом.

В «книгах Переславскаго уезду Залесскаго писма и меры Андрея Загрясскаго да подъячего Гаврилы Володимерова 137 и 138 (1629 и 1630) годов» записано: «В Кодяеве стану, село-за Дмитрием Андреевым сыном Францбековым (в 1649 г. Дмитрий Францбеков был воеводой в Якутске), что было в поместьи за стольником Богданом Михайловым сыном Нагово (Богдан Михайлович Нагой - воевода в 1626 г. в Путивле против татар, в 1629 г. - в Дедилове, в 1632 г. послан в Калугу собирать ратных людей для похода под Смоленск, в октябре 1632 г. занял Серпейск, в ноябре разбил польский отряд и занял Рославль, убит в бою под Смоленском) две трети села Андреевского Годуново тож, а треть того села в вотчине за Иваном Ивановым сыном Годуновым, за Иваном Андреевым сыном Годуновым старинная родственная вотчина, что было Марьи Даниловой жены Годунова да сына её Никиты пустошь, что было село Ново-Новленское».

В писцовых книгах 1629 г. значится «в селе Андреевском, Годуново тож, на поместной земле церковь Собор Архангела Михаила древянна клецки, а в церкви деисус и двери царские и образы местные и ризы и всякое церковное строение помещиково и у церкви двор попов пуст». После смерти Дмитрия Францбекова его часть села перешла брату Ивану, после которого - к его вдове Анне. Она в 1661 г. отдала свою часть второму мужу своему Григорию Нащокину. Григорий Борисович Нащокин - думный дворянин (1658), участник Польского похода 1654 г., в 1662 г. ездил послом в Данию, в 1664 г. вёл переговоры с поляками. В 1666 г. имение было отписано на государя и перешло к Ивану Михайловичу Дурново. Другую часть села его владелец Пётр Иванович Годунов в 1646 г. продал Тимофею Собакину, тот в 1660 г. променял Лодыгину, чей сын в 1687 г. променял свою часть Ивану Михайловичу Дурново, который стал единственным владельцем села. В 1687 г. Годуново пожаловано ему в вотчину. Затем селом владел его сын, капитан Фёдор Иванович Дурново. Он в 1702 г. построил новую деревянную церковь Михаила Архангела, которая и была в 1703 г. освящена строителем Лукиановой пустыни иеромонахом Моисеем. В 1805 г. она сгорела, но иконы и утварь успели спасти. В это время селом владел капитан Иван Иванович Супонев.

По свидетельству священника годуновской церкви о. Василия Новгородского, близкого к тому времени по поступлении на место, Иван Иванович особенно чтил память святителя Иннокентия Иркутского. Супонев давно страдал какой-то не поддававшейся излечению болезнью и, убедившись в безуспешности всех врачебных пособий, с горячей мольбой обратился к Богу. В то время по всей России была молва о новопрославленном чудотворце, святителе Иркутском Иннокентии (скончался в 1731 г., мощи обретены в 1764 г., 1 декабря 1804 г. указом Святейшего Синода установлено праздновать память святителя Иннокентия 26 ноября, а в 1805 г., 16 февраля, его мощи были перенесены в соборную церковь обители, в которой потом почивали более 100 лет). С верой в промысл Божий больной Супонев отправился в дальний путь, спеша ко дню перенесения мощей святителя. Прибыв, молясь Милосердному Богу и Его угоднику и облобызав мощи, больной получил облегчение, а затем и совершенное исцеление от недуга. В благодарную память об этом он приобрёл точную копию иконы святителя для молитвенного напутствия, а возвратясь в Годуново, пожелал на свои средства построить храм и устроить в нём придел Святителя Иннокентия. Немедля он испросил благословение преосвященного Ксенофонта, епископа Владимирского, который в грамоте от 24 марта 1806 г. благословил «вместо сгоревшей деревянной Архистратига Михаила церкви устроить вновь каменную в то же именование с приделом Святителя Иннокентия церковь на удобном месте».

Супонев выстроил кирпичный завод, в котором по его приказу сначала работали только крестьяне его с. Годунова и вытребованные из других его имений в прочих уездах: мяли глину, делали кирпичи. Когда же были вырыты рвы под фундамент, то крестьяне и других селений прихода приняли участие в трудах, помогая скорейшему созданию храма. Супонев доставлял необходимые для постройки материалы. Он же пожертвовал в строящийся храм свою святыню, им вывезенную из Сибири и украшенную серебряной ризой с таковым же позлащенным венцом, - икону святителя Иннокентия Иркутского. Иван Иванович Супонев вскоре скончался, не дожив до совершения начатого им дела, но строительство не замедлилось. Каменный придел был построен в 1809 г. и в том же году (8 ноября) освящён. Это был первый в европейской России храм Святителя Иркутского Иннокентия. Главный храм (во имя Архангела Михаила) тогда же был достроен и покрыт одновременно с приделом, но внутренняя отделка и возведение каменной колокольни, по бедности прихожан, затянулись, и церковь Архангела Михаила была освящена только 16 мая 1819 г. Супоневы - древний дворянский род (известен с XIV в.).

В 1813 — 1816 гг. владимирским губернатором был генерал-майор Авдий Николаевич Супонев. В1864 г. была устроена каменная ограда с «пятиглавыми» воротами с северной и западной сторон. 11 ноября 1879 г. освящен устроенный вновь с северной стороны храма третий престол - Казанской иконы Божией Матери. Священные сосуды и кадило в церкви были ещё из деревянного храма, пожертвованные в 1732 г, евангелие, печатанное в Москве в 1677 г. К XVII в относились также «Служба и житие Святителя Николая» и триодь постная. В с. Годуново было приходское училище, открытое первоначально в 1867 г. местным священником Николаем Святухиным в собственном доме и содержавшееся на его средства. В 1884 г. учащихся было -52 мальчика и 3 девочки. Церковный причт состоял из священника и псаломщика. Дома у них были собственные на церковной земле. В 1890-х гг. усадьбой в селе владел помещик Цвиленев. В приходе церкви с. Годунова была д Причистина на горе у р. Киржач. В писцовых книгах 1629 г. значится «пустошь Пречистинская, что был монастырь Пречистые на реке Киржач». В советское время храм закрыт и разорён, разрушена колокольня.

В 1998 г. в храме с. Годуново прошло первое богослужение. В селе сохранились пруды и остатки усадебного парка.

По материалам книги: Протоиерей О. Пэнэжко. Храмы г. Александрова и окрестностей. - Владимир, 2005г. С. 144-146

К маю 2007г. на церкви выполнены кровельные работы: перекрыт и покрашен основной объём с устройством креста и луковичной главы.  


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 3 декабря 2025

Село Годуново, близ реки малый Киржач, находится в 100 верстах от губернскаго города и в 19-ти от уезднаго. Предание, преемственно сохраняемое среди помещиков и старожилов села Годунова, повествует, что оно было пожаловано любимцу царя Ивана Васильевича Грознаго Борису Федоровичу Годунову, от котораго и получило свое название.

По книгам Переславскаго уезду Залесскаго писма и меры Андрея Загрясскаго да подъячаго Гаврилы Володимерова 137 и 138 (1629 и 1630) г.г.» в поместьях написано; «в Кодяеве стану - за Дмитрием Андреевым сыном Францбековым, что было в поместьи за стольником Богданом Михайловым сыном Нагово две трети села Андреевскаго Годуново тож, а треть того села в вотчине за Иваном Ивановым сыном Годуновым, за Иваном Андреевым сыном Годуновым старинная родственная вотчина, что было Марьи Даниловой жены Годунова да сына ея Никиты пустошь что было село Ново-Новленское тож с пустошьми к тому селу».

Таким образом в первой четверти XVII века Годуново принадлежало двум помещичьим родам Францбековых и Годуновых. О доле помещика Францбекова в переписных книгах написано следующее: «в Кодяеве стану две трети села Андреевскаго - Годуново тож, а в селе на тех двух третях двор помещиков, двор скотный, двор прикащиков, двор люцкой, 7 дворов крестьянских, в них людей 12 человек, 3 двора бобыльских людей, в них 3 человека да 2 двора пустых (один за бегством, другой за смертию хозяев), середние земли пашни паханые помещиковы 60 четвертей, за крестьянами 20 четвертей да перелогом и лесом поросло 119 четвертей, а всего 199 четвертей в поле а в дву потомуж, сена меж полей и по оврагам 50 копен да на отхожем плоском лугу 8 копен, лесу пашеннаго 10 десятин, а сошнаго письма в живущем и в пусте полтретьи и полполчетверти сохи и перешло сверх сошнаго письма четверть и полполтретника пашни...». Димитрий Францбеков по смерти отказал свое имение брату родному, Ивану, от коего перешло к жене его Анне, а она в 1661 году отдала его второму мужу своему Григорью Нащокину. В 1666 году это имение было отписано на Великаго Государя, но в том же году перешло к Ивану Михайловичу Дурново.

Другую часть села Годунова владелец его Петр Иванович Годунов в 1646 году продал Тимофею Собакину, а Собакин променял его в 1660 году некоему Лодыгину, сын коего в 1687 году променял его Ивану Михайловичу Дурново, который таким образом стал единственным владельцем всего села Годунова. В 1687 г. Великие Государи Цари Иоанн и Петр Алексеевичи дали на это поместье Дурново жалованную грамоту, в которой значилось, что село Годуново жаловалось Дурново в вотчину.

По смерти Дурново вотчина переходила в его роде по мужской и женской линиям и в настоящее время находится во владении помещика Цвиленева.

Церковь в селе Годунове существует с начала XVII столетия. В писцовых книгах 137-138 (1629—1630) г.г. значится: «в селе Андреевском — Годуново тож на поместной земле церковь собор архангела Михаила древянна клецки а в церкви деисус и двери царския и образы местные и ризы и всякое церковное строение помещиково и у церкви двор попов пусть, двор проскурнин Настасьицы, двор пономаря Фетки Мартемьянова, церковные пашни паханые середние земли 5 четвертей да перелогом и лесом поросло 10 четвертей в поле а в дву потомуж, сена 10 копен».

В переписных книгах 1678 (186) года записано: «за Иваном Михайловым Дурново село Андреевское-Годуново тож, а в селе церковь Архистратига Михаила деревянна клецки, а у церкви двор попа Стефана Тимофеева». Эта церковь платила в патриаршую казну дани рубль два алтына 5 денег, заезда гривну.

В 1699 году сын Ивана Михайловича Дурново Федор Иванович решил построить в Годунове новую церковь и подал патриарху Адриану челобитную о даче ему указа на постройку новой деревянной церкви; в 1702 году постройка кончилась и строитель подал заступившему место патриарха Преосвященному Стефану, митрополиту Рязанскому и Муромскому, челобитную «чтобы его пожаловать велел тою новопостроенную церковь во имя архангела Михаила освятить Лукиановой пустыни строителю иеромонаху Моисею и антиминс выдать и потом дати б ему священную грамоту». Просимое разрешение тогда же было дано. В 1703 году при этой церкви священником был Федор Иванов, в приходе считалось 45 дворов; в 1712 г. церковь платила дани рубль 16 алтын с деньгою, а в 1746 г. - рубль 48½ копеек.

С небольшим сто лет простояла деревянная церковь, построенная Ф.И. Дурново; в 1805 году она сгорела, но в пожар успели спасти святыя иконы и церковную утварь и сохраняли в поместительном здании, куда более года для слушания Богослужения и собирались скорбевшие обыватели села. Скорбел с ними и тогдашний помещик села Годунова капитан И.И. Супонев, отменно благочестивый и благоговевший особенно пред Божиим угодником святителем Иннокентием, Епископом Иркутским. Чествование Супоневым памяти этого святителя возбуждено было следующим обстоятельством: Супонев давно был одержим какою то жестокою, не поддававшеюся лечению болезнию. После безуспешности всех врачебных пособий, он с горячей мольбой обратился к Господу Богу, уповая на Его милосердие. В то время в России повсеместно была особенная молва о новопрославленном чудотворце святителе Иркутском Иннокентии, скончавшемся в 1731 году. С искренней верой в промысл Божий больной Супонев отправился в дальний путь, спеша прибыть ко дню перенесения мощей святителя; прибыв и помолясь Милосердому Промыслителю и Его угоднику и облобызав мощи его при перенесении их, больной получил внезапное облегчение, а затем и совершенное исцеление от снедавшаго его недуга. Отнеся такое милосердие Божие к молитвам и предстательству новоявленнаго угодника Божия, Супонев приобрел себе точную копию с иконы святителя в молитвенное напутствие и неизгладимое памятование о совершившемся до конца жизни.

Возвратясь в Годуново, Супонев пожелал на свое иждивение соорудить здесь храм и устроить в нем придел во имя святителя Иннокентия. Каменный придел был окончен постройкою в 1809 году и в том же году по благословению Преосвященнаго Ксенофонта, Епископа Владимирскаго и Суздальскаго, был освящен. Это был первый в Европейской России храм во имя святителя Иркутскаго Иннокентия. Настоящий же храм строился еще десять лет и освящен уже в 1819 году.

Этот каменный храм с таковою же колокольнею без существенных изменений сохранился и до настоящаго времени. Престолов в нем в настоящее время три: в настоящей холодной во имя Архангела Михаила (освящен в 1819 г.), в приделах теплых: 1) во имя святителя Иннокентия Иркутскаго (освящен в 1809 году) и 2) во имя иконы Казанской Божией Матери (освящен в 1879 году).

Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из Св. икон более замечательны: 1) местная храмовая икона собор св. Архистратига Михаила и безплотных сил наиболее древняя; 2) местный образ Спасителя и 3) местный образ Смоленской Божией Матери. Эти иконы вынесены при пожаре из последней деревянной церкви. Икона святителя Иннокентия в серебряной ризе с позлащенным венцом; икона эта вывезена из Сибири храмоздателем Супоневым; на ризе вычеканен год и день кончины, равно день, месяц и год прославления св. Иннокентия.

Из церковной утвари древней деревянной церкви уцелели следующия вещи и книги: 1) Потир, дискос и 2 блюдца серебряные внутри позолоченные; на вещах чекан 1732 года; па поддонке потира напечатано: «1733 года в село Годуново в церковь Архистратига Михаила вкладу дает девица Улита Дурново серебряные сосуды, а поминать родители Иоанна, Феклу, Андрея, Федора, Иоанна, Михайлу». 2) Крест серебряный без означения года. 3) Кадило серебряное, чекань 1733 года. 4) Евангелие напрестольное в поллиста, печати 1677 года, обложено бархатом с посеребренными наконечниками и середником; на нем по листам подписи: 1) «в РПЗ (1679) г. марта в ви день сия книга боярина и дворецкаго и оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово»; 2) «во РПЗ г. июня в г день боярин и дворецкой и оружейничей Богдан, ему же тезоименитство Гов Хитрово, по своему обещанию дал вкладу святое сие евангелие напрестольное в церковь Пресвятые Богородицы.... что в Стрелецкой слободе в приказе головы Кодратия Крома и за сей вклад поминать усопших роду его рабов Божиих».. (далее перечисляются имена усопших). 5) Служба и Житие св. Николая Чудотворца со следующею по листам надписью: «иже во святых отца нашего Николая Мирликийскаго Чудотворца дал вкладу Переславскаго уезду Залесскаго Кодяева стану в село Годуново в церковь собора Архангела Михаила сытнаго дворца стряпчий Григорий Иванов сын Ушаков в поминовение родителей своих... Божия воля благоволит о нас многогрешных в отшествие сего века и тоя церкви священника и нынешнем и для.... будущих и меня грешнаго и жену мою».. 6) Триод постная с подписью: «Треод... собора Архангела Михаила церковная, что Михаила церковная, что в селе Годунове. Подписана сия книга 1756 г. июня 2 дня, а подписал десятоначальник Покровский поп Федор Андреев... дано три рубля на промен и выменял капитан Федор Иванович Дурной 1717 года».... 7) Вечеря душевная иеромонаха Симеона Полоцкаго, печати 1681 года, с подписью по листам: « марта в Е день сию божественную книгу Вечерю душевную сытнаго дворца стряпчий Григорий Иванов сын Ушаков приложил в церковь собора Архангела Михаила, что в Переславльском уезде Залесскаго Кодяева стану села Годунова». 8) Книга молебных пений, печати 1708 года, с подписью по листам: «1709 г. февраля по указу Государя и по приказу Архиерея... сия книга дана в село Годуново подписал подъячий Гаврило»... 9) Триод цветная, печати 1704 года, скрепленная подписью десятоначальника Покровскаго попа Федора Андреева. Кроме сего в церковном архиве сохранились указы из Переславской Духовной Консистории и план генеральнаго межевания 1773 года.

Церковные документы хранится в целости: копии с метрических книг с 1809 года, исповедныя росписи с 1829 года.

Причта по штату положено священник и псаломщик. Содержание причт получает: а) от вкладных капиталов процентов 16 руб. 40 коп.; б) от служб и требоисправлений 270 руб.; в) от мирских сборов 40 руб., и г) от земли сто рублей, а всего 426 руб. 40 коп.

Земли при церкви в пользу причта: усадебной по плану генеральнаго межевания должна быть одна десятина, но помещиками отведено на половину менее, пахатной 41 дес. 1888 кв. саж., покосной 1232 кв. саж., неудобной 80 саж., а всего кроме усадебной 42 дес. 800 кв. саж.; на всю эту землю, кроме усадебной, имеется план и межевая книга. Дома у причта собственные на церковной земле.

Приход состоит из села Годунова, сельца Новленскаго (в 1 версте от церкви), сельца Сусловки (в 1 версте) и деревень Кандалихи и Причистина (в 1 версте), в коих по клировым ведомостям числится 308 душ мужескаго пола и 350 женскаго; все православные. В селе Годунове есть земская народная школа, учащихся в 1892-93 учебном году было 45 человек; школа эта открыта первоначально в 1867 году местным священником Николаем Святухиным и содержалась на его средства.

Источник: Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 2-4 / сост. В. Добронравов; [В. Березин]. - Владимир, 1893-1898. - 3 т. Вып. 2: Переславский и Александровские уезды. – 1895, стр. 364-370

ГПИБ | Вып. 2 : Переславский и Александровские уезды. - 1895.


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 3 декабря 2025

Село Годуново, Андреевское тож, находится в александровском уезде, во втором благочинническом округе, разстоянием от губернскаго города в 108 верстах и от уезднаго в 18 верстах по торговой из г. Александрова в село Симу, юрьевскаго уезда, дороге на 19 версте близ р. Малый-Киржач, по обоим берегам в него текущаго ручья Андреевскаго и от станций Московско-Ярославской железной дороги: Балакирево в 10 верстах и Берендеево в 6 верстах. Годуново одно из лучших и ценных в этой волости александровскаго уезда - помещичьих имений как по недальности от городов и близости от станций железной дороги, так и по обширности дачи владения (до 800 десят.), особенно по качеству ея угодий. В селе имеется усадьба помещика А.В. Цвиленева: большой дом с надворною и хозяйственною стройками, плодовый сад и рыбные пруды. В селе ныне имеется камера мироваго судьи 4-го участка александровскаго округа.

Годуново было издревле селом, имея деревянную с таковою же колокольнею церковь. В первой четверти ХѴІІ века по книгам Переславскаго уезда Залесскаго письма и меры Андрея Загряжскаго да подъячаго Гаврилы Володимирова 137-138 (1629-30) годов, значится «в селе Андреевском Годунове тож на поместной земле церковь собор Архангела Михаила деревянна склецки».... Эта несомненно вековая церковь, от долговременности стала ветха, а потому Ф.И. Дурново, в наследственной от отца им вотчине решил построить новую и подал в 1699 году всея России Патриарху Адриану - челобитную - о даче ему указа о выстройке там деревянной церкви вновь, на что получа от него благословенную грамоту, он успешно ту церковь в 1702 году «вновь выстроил и к освящению изготовил».

С небольшим сто лет простояла деревянная с таковою же колокольнею церковь, со всем тщанием воздвигнутая Ф.И. Дурново; она в 1805 г., по свидетельству старожил сгорела; и именно в полдень будто бы от запавшаго угля из жаровни, но в пожар успели спасти св. иконы и церковную утварь и сохраняли в поместительном здании, куда более года для слушания Богослужения оставшагося причта и собирались скорбевшие обыватели села, а на литургию как они, так и другие прихожане ходили в соседнее село Ивановское-Холуденево. Горько скорбел с ними и тогдашний помещик села Годунова капитан Иван Иванович Супонев, отменно благочестивый и благоговевший особенно пред Божиим Угодником Святителем Иннокентием, Епископом Иркутским первым в Сибири прославленным Российскою церковию Чудотворцем.

Чествование Супоневым памяти этого новоявленнаго Чудотворца по свидетельству предместника настоящаго священника при Архангельской церкви о. Власия Новгородскаго, близкаго к тому времени по поступлении на место - возбуждено было следующим обстоятельством: И.И. Супонев давно был одержим какою-то жестокою не поддававшеюся искусству врачей болезнию. После безуспешности всех врачебных пособий, он с горячею мольбою поник пред Жизнодавцем Господом, уповая на Его милосердие. В то время в России повсеместно была особенная молва о новопрославленном Чудотворце угоднике Божием - Иннокентие, Епископе Иркутском, скончавшемся 26 ноября 1731 года в городе Иркутске в тамошнем Вознесенском монастыре. Молва о чудесах от нетленных мощей этого святителя еще более потому распространилась, что в ту пору именно в 1804 году 1 декабря указом Св. Синода установлено праздновать память сего Святаго Иннокентия 26 ноября; а в 1805 году февраля 16-го перенесены мощи его в соборную церковь той обители, где открыто доныне почивают.

С искреннею верою в благое Провидение, больной Супонев отправился в дальний путь, спеша прибыть к этому событию в Вознесенскую, города Иркутска, церковь, куда прибыв и помолясь Милосердому Промыслителю и его угоднику - святителю Иннокентию и облобызав его мощи при перенесении их, сподобился внезапнаго облегчения, а за сим совершеннаго исцеления от снедавшаго его недуга. Отнеся такое милосердие Божие к молитвам и предстательству новоявленнаго Угодника, он повергся с слезным благодарением за явленное ему знамение благодати Божией - пред Угодником Божиим, приобрел в той обители точную копию с той святой иконы Святителя Иннокентия в молитвенное напутствие и до конца жизни неизгладимое памятование о совершившемся.

Возвратясь в свое село Годуново, И.И. Супонев, в возблагодарение за явление на себе неистощимой благодати Божией, пожелал на свое иждивение соорудить в своем поместье храм Богу, а в ознаменование предстательства за него новоявленнаго Чудотворца устроить в том храме придел во имя Святителя Иннокентия и не медля спросил о сем Преосвященнаго Ксенофонта, Епископа Владимирскаго, который благословил его 24 марта 1806 года своею граматою: «вместо сгоревшей деревянной Архистратига Михаила церкви устроить вновь каменную в тоже имянование с приделом Святителя Иннокентия церковь на удобном месте». Помещик Супонев, получа грамоту, выстроил кирпичный завод, в котором по его приказу сначала работали только его села Годунова и из других его имений в прочих уездах, вытребованные его крепостные крестьяне - мяли глину и делали кирпичи. Когда же были вырыты рвы для бута фундамента под церковь, тогда и обыватели прочих селений прихода приняли участие в трудах, споспешествуя к прочному и скорому созданию храма. Супонев же доставлял от щедрот своих все необходимые по постройке материалы, и пожертвовав в поспешно строившийся первый в России храм, во имя новопрославленнаго Святителя Иннокентия Иркутскаго Чудотворца свою святыню - икону Святителя Иннокентия (им вывезенную из Сибири) им украшенную серебряной ризой с таковым же позлащенным венцом - вскоре скончался, не доживши до совершения начатаго им дела.

Но сооружение храма вследствие кончины И.И. Супонева не замедлилось, при постройке прежде всего было обращено внимание на устройство трапезнаго теплаго придела, перваго в России храма во имя новопрославленленнаго Святителя Иннокентия Иркутскаго Чудотворца, так что в 1809 г. трапезная церковь была постройкою окончена и всеми необходимыми для церковнаго обихода принадлежностями снабжена щедротами храмоздателя И.И. Супонева. В 1809 году причт села Годунова и прихожане стали просить благословения Преосвященнейшаго Ксенофонта, Епископа Владимирскаго на освящение придела, и Преосвященный, в данной им грамате 27 октября 1809 г. благословил: «построенный, при новостроющейся в селе Годунове каменной - настоящей во имя Архистратига Михаила, церкви придел Преподобнаго Иннокентия, Епископа Иркутскаго, освятить». 8 ноября того же года, по свидетельству старожил, придел этот и был освящен.

Настоящий же храм, хотя каменною кладкою был кончен покрыт одновременно с приделом, но постепенное внутреннее устройство онаго и постройка колокольни в связи с храмом - по бедности прихожан продолжались 10 лет, и только в 1819 г. было испрошено благословение Преосвященнейшаго Ксенофонта, Епископа Владимирскаго на освящение церкви и Преосвященный в данной им 30 марта 1819 г. грамоте благословил: «построенную в том селе вновь каменную во имя Архангела Михаила церковь... освятить на прежнем антиминсе». 16-го мая того же года, по свидетельству старожил и был освящен, протоиереем гор. Александрова Петром Лихаревым настоящий храм во имя св. Архистратига Михаила и прочих безплотных Сил. В 1879 году устроен вновь престол на северной стороне этого храма во имя иконы Пресвятыя Богородицы Казанския и 11 ноября сего года освящен.

Приходский храм села Годунова каменный - квадратный, верхняя часть его осьмигранная с одною главою, на которой крест осьмиконечный железно-позолоченный, другая же глава устроена над алтарем трапезной церкви тоже с таковым же крестом. Алтари, как настоящей так и трапезной церкви, устроены круглые без разделений. С западной стороны в связи с церковию пристроена небольшая двухярусная колокольня, на коей пять колоколов (из коих в большом 79 п.). Глава и шпиц, как на настоящей церкви так и на колокольне, обиты белым железом. Крест на колокольне черехконечный. Церковь и колокольня окрашены белою, а по местам голубою красками, покрыты железом, окрашены зеленою масляною краскою и обнесены в 1864 году каменною оградою с деревянным балясником, окрашенным масляными красками. Пятиглавыя двои ворота с северной и западной сторон и столбы ограды крыты железом, крашенным зеленою масляною краскою. Каменная кладка ограды окрашена известью. Внутри ограды имеется несколько елок, свидетельствующих, что до 1863 г. вся церковь была обнесена ими, но они уничтожены при устройстве новой каменной ограды. Церковь имеет три выхода: на южную, северную и западную стороны. Первые два выхода имеют двойныя двери снаружи железныя, а внутри филенчатыя со стеклами, а с западной стороны тоже двойныя двери - внутри створчатыя, вязныя без стекол, а снаружи дверь деревянная, обитая железом. Окон во всей церкви 25; из них нижних 20 четырехугольных с железными решетками; выше оных в настоящей церкви 5 круглых с проволочными решетками, и в верхнем ярусе 7 полукруглых с проволочными решетками; пол во всей церкви выстлан лещадью по полам - белой с черною. Приходский этот храм существует до настоящаго времени в том самом виде, в каком был храмосоздателем И.И. Супоневым воздвигнут и никаких к нему пристроек, в течении 75 протекших лет, не было.

В настоящей холодной церкви во имя святаго Архистратига Михаила имеется до сего времени на деревянном престоле антиминс, священнодействованный и данный в 1780 г. Преосвященным Феофилактом, Епископом Владимирским в последнюю деревянную церковь (сгоревшую в 1805 году), а в теплом приделе во имя Святителя Иннокентия имеется на деревянном престоле Антиминс священнодействованный и данный в 1847 г. Парфением Архиепископом Владимирским, вместо даннаго в 1809 году нечаянно сгоревшаго.

Иконостас как в настоящей, так и в приделе столярнаго устройства в два яруса с колоннами и резьбою, по местам позлащенною. В царских дверях столярней работы с малыми колонцами кроме Благовещения Богоматери и с низу четырех Евангелистов никаких иных изображений не имеется. В 1848 году в настоящей церкви был вновь окрашен и золочен.

Древния иконы, вынесенныя при пожаре из последней деревянной церкви, суть следующия: 1) Местная храмовая икона - собор святаго Архистратига Михаила и безплотных сил наиболее древняя и отменнаго письма, помещается в киоте за правым клиросом в медной побеленной ризе. 2) Местный образ Спасителя. 3) Местный образ Смоленской Божией Матери. Обе эти иконы - с серебро позолоченными венцами в медных отбеленных ризах - стоят по сторонам царских врат в приделе. 4) Казанския Божией Матери. 5) Целительницы Божией Матери. 6) Николая Чудотворца. Эти иконы помещены в иконостас трапезной церкви, и на всех их никаких надписей не имеется. 7) Икона Святителя Иннокентия - местная в приделе сего храма, тщательнаго письма в начале нынешнаго века, в серебряной ризе, с позлащенным венцом. В низу на ризе вычеканен год и день кончины, равно день, месяц и год прославления сего угодника Божия. Икона эта вывезена из Сибири храмоздателем И.И. Супоневым и им передана в придел храма, воздвигнутаго во имя сего новопрославленнаго Чудотворца. 8) Владимирской Божией Матери - малая икона в серебряной ризе, с серебряно-позолоченным венцом.

Из церковной утвари древней деревянной церкви, выстроенной Ф.И. Дурново, следующия вещи и книги уцелели: 1) Потир, дискос, звездица и два блюдца серебряные, внутри позолоченные; на вещах чекан 1732 г., на потире имеется надпись вкладчика сих сосудов на поминовение его родителей. 2) Крест серебряный без означения года. 3) Кадило серебряное, на нем чекан 1733 г. 4) Евангелие напрестольное в поллиста, печатанное в Москве в 1677 г., обложено бархатом с посеребрянными наконечниками и серединником, на нем по листам имеются надписи вкладчика сего Евангелия на поминовение его родителей и родственников. 5) Служба и житие Святителя Николая Чудотворца в четверть листа, без выходнаго листа, по листам сохранилась подпись вкладчика на поминовение его родителей (одною рукою чернилами писанная скорописью ХVІІ в.). 6) Триод постная без выходнаго листа, в поллист, по листам сохранилась подпись (разными руками чернилами писанная скорописью XVII и XVIII вв.). 7) «Вечеря душевная» — иеромонаха Симеона Полоцкаго, в поллист, печатана в Москве 1681 года, по листам сохранилась подпись (одною рукою чернилами писанная скорописью ХVІІ в.). 8) Книга молебных пений, печатана в 1708 г., по листам сохранилась подпись (одною рукою писанная скорописью XVIII в.). 9) Триод цветная, печатана в 1704 г., по листам скрепленная в 1756 году десятоначальником Покровским попом Федором Андреевым. 10) Евангелие напрестольное в поллист, печати 1771 г., обложено бархатом и серебряными наконечниками и середником. Кроме сего сохранились: указы из Переславской Духовной Консистории с 1757 года и план генеральнаго 1773 г. межевания с книгою к нему на церковную с. Годунова землю.

Пожертвованы храмоздателем и отчасти к освящению настоящаго сего храма церкви усердием прихожан приобретены: 1) Потир, дискос, звездица, лжица и два блюдца - серебряные и внутри позолоченые; на них чеканъ 1808 г. 2) Крест напрестольный серебряно-позолоченный со вложением частиц святых угодников Божиих; на нем чекан 1808 г. 3) Ковчег для хранения запасных Св. Даров серебряно-позолоченный о двух ярусах в виде башни с сиянием на верху. 4) Дароносица в виде креста со всеми к ней принадлежностями, серебряная. 5) Евангелие напрестольное в лист, печатано в Москве в 1805 году, обложено медною позлащенною ризою, чеканенной в 1808 г. с подписью по листам о приобретении его в 1815 году.

Кроме сих, других замечательных по древности и ценности икон, утвари и книг, в церкви не имеется. Ризницею церковь хотя и снабжена достаточно, но замечательных по старине и украшению - одежд и риз, а равно облачений в оной не имеется. Кладбище в 1848 году отведено вновь не вдалеке от церкви.

В состав прихода, кроме с. Годунова, в коем 40 дворов, входят следующия селения: сельцо Новленское, сельцо Сусловка, д. Кандалиха и д. Пречистино, отстоящия от церкви в одной версте. Прихожан за 1885 г. числилось 177 муж. и 200 жен. пола душ; все прихожане - почти крестьяне; кроме земледелия знают плотничное ремесло; к церкви усердны; раскольников в сем приходе нет.

Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Николай Святухин, который священствует с 1863 г. и награжден камилавкою.

При сей церкви земли: усадебной, по плану и межевой книге Генеральнаго межевания, должна быть одна десятина, но гг. помещиками отведено на половину менее. Пахатной 41 дес. 1888 кв. саж., покосной 1232 кв. сажени, неудобной под полупротоком 80 кв. саж.; всего земли, кроме усадебной, 42 дес. и 800 кв. саж. О сей земле дела не производится. Часть оной земли причт обработывает сам; а другую, по неудобству к обработыванию, оставляет в пустошах. Лесу нет. Дома у причта собственные - деревянные, устроенные из купленнаго на свои средства леса, на церковной земле. На содержание причта постояннаго оклада не получается, а получается им всего в год доходу до 400 рублей.

С 1868 г. священником с. Годунова Николаем Святухиным в его собственном доме открыто и содержится доныне на его собственныя средства без посторонней помощи приходское Училище для детей обоего пола, в коем в 1884 году обучалось 52 мальчика и 3 девочки.

Источник: Орлов, Василий Матвеевич. Описание церквей и приходов Владимирской епархии / Сост. Василий Орлов. Александровский уезд / 21. — Владимир: тип. П.Ф. Новгородского, 1886, стр. 35-43.

Описание церквей и приходов Владимирской епархии Орлов Т. 1 - Cистема онлайн-просмотра



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.