Среди лесов и болот юго-востока Ленинградской области, между городами Тихвином и Бокситогорском, находится Свято-Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь — не самый известный и далеко не самый большой, но один из самых древних православных монастырей Северо-Запада. Хоть и труднодоступным его не назовёшь (стоит он в трёх километрах от автодороги Петербург — Вологда), место, где он находится, оставляет впечатление настоящей глуши.
Антониево-Дымский мужской монастырь - одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в середине ХIII века великим подвижником и любимым учеником преподобного Варлаама Хутынского - Антонием. Он родился в 1206 году в Великом Новгороде. В 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. После кончины настоятеля - Варлаама Хутынского в 1243 году, Антоний был поставлен игуменом этого монастыря. Когда игумен Антоний убедился, что монастырь прочно утверждён, он решил удалиться из него и найти уединённое место для молитв в землях Новгородской республики. Таким местом стало Дымское озеро, окружённое дремучим лесом. Здесь он поставил себе кущу (шалаш), а вскоре выкопал и пещерку. Ближе к зиме монах построил келью. Инок трудился днем и ночью, а для пущего измождения носил не снимая тяжелые вериги (цепи) и железную шестикилограммовую шапку. В поля шляпы были вбиты гвозди, которые врезались в голову, напоминая муку тернового венца. Говорят, что этот головной убор еще лежал у мощей преподобного в XIX веке, а затем бесследно пропал. Однако уже на следующий год срубил и келию на холме.
Предания рассказывают, что преподобный Антоний посреди озера нашёл большой камень-валун. Верх камня едва выглядывал из-под воды. Когда воды поднимались - камень исчезал под ними, когда опускались - вновь показывался. Антоний приплывал на лодке к этому камню и подолгу молился один, стоя на камне посреди чистой глади вод, от которых, подобно ладану, поднималась утренняя озёрная дымка. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной церкви подвиг столпничества на водах. Преподобного Антония называют предтечей чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Считается, что именно он вымолил благословение Божией Матери предопределив явление Её образа на берегах Тихвинки в 1323 году. Но дремучие леса не скрыли богоугодную жизнь Антония от его искренних последователей: вокруг отшельника стала собираться братия, сюда стали приходить и другие ищущие уединения монахи. И в 1250 году к Александру Невскому обратились с просьбой дать жалованную грамоту на земли у Дымского озера, чтобы создать монастырь. Здесь была образована обитель, официальное учреждение которой, произошло с пожалованной грамоты великого князя Александра Ярославича Невского, в связи с его чудесным исцелением ног по молитвам преподобного Антония.
Братия построила двухэтажную деревянную церковь во имя преподобного Антония Великого. Спустя некоторое время "во общее упокоение братии" был построен другой храм, "тёплый с трапезою", в честь Рождества Иоанна Предтечи. Ровно 30 лет Антоний отдал обустройству обители. Преподобный скончался в 1273-м, когда ему было 67 лет. Его положили в построенной им же церкви, а в 1370 году, во время правления Дмитрия Донского, обрели его мощи: за век тело Антония осталось нетленным.Удивительная судьба выпала Антониево-Дымскому монастырю! За свою историю обитель разрушали трижды: в 1409-м – татары, в 1611-м – шведы, в 1919-м – советы. Трижды он исчезал с лица земли - и трижды возрождался. В первый раз это произошло в 1409 году во время похода темника Едигея на Русь. Татарские полчища добрались и до Антониево-Дымской обители. Её насельники успели скрыть обретённые в 1330 году мощи преподобного Антония в земле и опустить на дно озера всю церковную утварь, колокола и святыни. Но саму обитель татары сожгли. Позже монахи отстроили монастырь. Следующая трагедия датируется 1613 годом. Тогда шведские отряды Якоба Делагарди, раздосадованные своими неудачами в Тихвине, сполна отыгрались на незащищённой обители. От монастыря ничего не осталось. В 1626 году по повелению царя Михаила Фёдоровича "монастырь на Дымях" возобновили. В 1764 году обитель настигла новая беда. В ходе секуляризационной реформы её закрыли. Соборный храм стал приходским и 30 лет там служили белые священники, а потом по ходатайству настоятеля Тихвинского Большого монастыря Дымская обитель была возрождена. Позже возрождение монастыря поддержал император Павел Петрович, пожертвовавший на починку обители из казны 2000 сосновых деревьев.
В XIX веке обитель была обновлена. Большинство деревянных построек заменены каменными. В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами. В 1840 году, при игумене Иларии, был построен одноэтажный братский корпус; в 1846 году — 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней; в 1849 году — 2-этажный паломнический корпус; в 1850 году — хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. Часть церковной утвари выполнена Петербургским купцом Ф. А. Верховцевым.
Монастырь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 рублей 71 копеек, в общей сложности его доходы не превышали 110 рублей в год. Доходу способствовала ежегодная 4-дневная Антониевская ярмарка, проходившая в празднование дня памяти святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля). Количество насельников, начиная с 30 иноков Тихвинского монастыря, поселившихся сюда в 1794 году, увеличилось к 1917 году до 55-ти. Согласно рапорту благочинного архимандрита Антония (Демянского) от 3 сентября 1913 года, «…вся братия, исключая двух—трёх человек, ведёт себя худо. У большинства иеромонахов заведены семьи, настоятель восстановил против себя окружающее население, которое грозит поджогом». Последним настоятелем обители, которым срочно заменили указанного в рапорте о. Мефодия, был игумен Феоктист (Кириллов). В XIX веке обитель обновили и расширили: на месте деревянных построек появились каменные.
Богоборческая революционная волна, накрывшая Россию в 1917 году не пощадила и Антониев монастырь. В 1921 году в монастырских помещениях был расположен "Приют для калек и престарелых". Разгром монастыря совершила коммуна "Красный броневик" по производству кирпича, въехавшая на территорию монастыря в 1929 году. Однако «производство» состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения. Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и паломнической гостинице была организована школа трактористов. Затем в уцелевших зданиях расположилась психиатрическая больница. Позднее остатки бывшего монастыря были переданы бокситогорскому комбинату "Глинозём", в бывшем монастырском странноприимном доме был размещён заводской санаторий-профилакторий. Главный монастырский собор использовался под склад. В 1956-1961 гг. он был окончательно разобран.
К началу 1990-х гг. от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхъярусной колокольни, келейный двухэтажный корпус (1830), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867) и здание церковно-приходского училища. Все эти постройки находились в удручающем состоянии. Началом возобновления монастыря стало установление летом 1994 года стараниями прихожан Петропавловской церкви села Сомина креста на берегу Дымского озера. В 1997 году территорию и все оставшиеся постройки, находящиеся на тот период в аварийном состоянии, вернули Русской Православной Церкви.
30 января 1997 года представители комбината «Глинозём» передали ключи от странноприимного корпуса — единственного сохранившегося в эксплуатационном состоянии здания — насельникам Тихвинского Успенского Большого монастыря, и 30 октября того же года Антониев-Дымский монастырь был возобновлен как приписной скит Тихвинской обители. Богослужения вначале были возобновлены в домовой часовне в бывшем странноприимном доме. В 2000 году был выстроен новый трапезный храм, начато восстановление Троицкого собора. 16 июня 2001 года при раскопках на месте собора были обретены мощи преподобного Антония Дымского, вначале положенные в Успенском соборе Тихвинского Богородичного монастыря, а 1 июня 2008 года возвращенные в возрождающуюся Дымскую обитель.
Синодальным решением от 6 октября 2008 года монастырь был возобновлен как самостоятельный. Первое известное в истории монастыря архиерейское богослужение совершил в нём епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков) 14 и 15 марта 2009 года. С этого времени монастырь постепенно стал восстанавливаться. К 10-летию обретения мощей основателя монастыря напротив монастырского озера была сооружена, а 7 июля 2011 года освящена каменная часовня во имя преподобного Антония Дымского. В 2012 году при Санкт-Петербургском Покровском храме на Боровой было открыто подворье монастыря. К 2013 году население малочисленной деревни Красный Броневик практически полностью состояло из монахов и людей, которые работают на обитель, стал вопрос о переименовании населенного пункта, увековечивающего "разгон" монастыря начала XX века в дер. Броневик.
Комментарии и обсуждение
Историю монастыря и его храмов см. https://www.academia.edu/82373376/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2_%D0%94%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE_%D0%94%D1%8B%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%9E%D0%BF%D1%8B%D1%82_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%B8%D1%81_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE_%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D1%8B_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%9F%D0%B1_2017_445_%D1%81?email_work_card=view-paper