«…Постройка Духовской церкви. После сооружения белокаменного собора, нарядных Трапезной и Поварни Троицкому монастырю не хватало высокой, соответствующей его славе и положению, звонницы. На центральной площади монастыря оставалось еще одно деревянное здание - та самая церковь Троицы, которая прежде стояла над гробом Сергия и была перенесена несколько на восток в связи с сооружением на ее месте каменного собора. И церковь эта снова уступает свое место другому храму- летописи отмечают, что весной 1476г. "заложена бысть почата делати в Сергееве монастыре церковь святая Троица, кирпичная другая, на месте деревянныя церкви".
Строителями храма были не москвичи, а псковские мастера, вызванные Иваном III для установления причин обрушения строящегося Успенского собора в Московском Кремле. Известно, что псковичи похвалили работу московских мастеров Мышкина и Кривцова, объяснив катастрофу плохим качеством извести, но от предложения принять на себя постройку собора отказались. "Тогда князь велики отпусти; иже последи делаша святую Троицу в Сергееве монастыре" и еще четыре храма в Москве, в том числе Ризположенскую церковь и Благовещенский собор в Кремле".
Приглашение псковских мастеров в Троицкий монастырь было, очевидно, не случайным: выполнить заказ на сооружение звонницы лучше всех могли именно псковичи, родина которых славилась красотой и разнообразием подобных сооружений. И они блестяще справились с поставленной задачей: рядом со строгим и величественным Троицким собором вырос оригинальный, необычайно стройный и изящный храм со звонницей в основании главы. Эта церковь "иже под колоколы" сохранилась до наших дней и вместе с Троицким собором составляет гордость монастырского ансамбля.
Архитектура Духовской церкви. Изящные пропорции храма, живописная композиция островерхих закомар и кокошников, высокая башня звонницы с темными силуэтами колоколов в просветах ее арок, а также сложный рисунок лопаток из тонких пучков-профилей, узорная лента декоративных поясов и цветные иконы на западном и северном фасадах - все это придает облику Духовской церкви необычайную жизнерадостность и лиричность; ее с полным основанием можно отнести к числу самых поэтических сооружений Древней Руси.
В отличие от Троицкого собора Духовская церковь сложена из кирпича, который к тому времени становится основным строительным материалом московского зодчества. Его размер (30 х 20 х 6 см) еще не имел той удобной кратности между длиной и шириной, которая выработалась дальнейшей практикой. Может быть, в этом сказалось также и недостаточное знакомство с кирпичом приезжих строителей, которые у себя на родине имели дело главным образом с известняковой плитой.
Объем Духовской церкви четко делится на две равные по высоте части: обычный четырехстолпный четверик с тремя высокими апсидами, повторяющий схему Троицкого собора, и цилиндрический постамент над сводами, по окружности которого расположено шесть приземистых столбов звонницы, несущих барабан, увенчанный куполом и крестом; в пролетах звонницы висят колокола, а открытый внутрь купола и прорезанный узкими окнами барабан играет роль своеобразного резонатора звука. Подобно Троицкому собору, переход от четверика к звоннице в силуэте Духовской церкви осуществлен с помощью диагональных закомар и подхватывается килевидными кокошниками, обрамляющими арки звона. Оригинальный прием пирамидального построения собора нашел отражение в легком, но заметном уклоне стен Духовской церкви и ее "башни".
Если при создании плана четверика Духовской церкви (включая позакомарное покрытие) мастера во всем следовали московским традициям, то в формах звонницы они использовали черты и приемы родной для них архитектуры Пскова. Приземистые круглые столбы звонницы и арки над ними строги и лаконичны, будто сложены из рыхлой псковской плиты, которая не допускает мелочной отделки, но придает формам живой пластичный характер. Однако мастера отказались при этом от традиционного щипцового покрытия над пролетами звона, заменив его хороводом килевидных кокошников, повторяющих "московский" рисунок закомар четверика. Кроме того, в отличие от большинства сооружений Пскова звонница Духовской церкви не стала только деталью общего объема храма, а составила с ним единое целое.
Декоративное убранство церкви повторяет систему Троицкого собора, но в другом материале. Узорчатые пояса из терракотовых балясин, заглубленных в стену и окаймленных сверху и снизу лентами изразцов, как бы стягивают стены храма и верх барабана, а еще одна лента изразцов огибает алтарные полукружия. При этом декоративный пояс на стенах церкви располагается выше окон, а не под ними, как в Троицком соборе. Апсиды церкви украшают тонкие вертикальные валики, соединенные сверху гирляндой "обратных" арочек с белокаменными вставками в виде "крабов" или "жучков". Такой своеобразный декор затем еще два раза повторен на зданиях Троицкого монастыря в XVI и XVII в. (церкви Введенская и Зосимы и Савватия), но не встречается нигде более. Оригинален также белокаменный цоколь сложного профиля с зубчатой лентой разных стилизованных пальметт.
Духовская церковь имеет не три, как у Троицкого собора, а только два входа, оформление которых не одинаково: обрамление западного портала, обращенного в сторону собора, во многом повторяет обрамление входов последнего, но с добавлением своеобразных "пик" по сторонам капителей полуколонок и на острие килевидного завершения портала (их следы можно видеть на стене церкви); капители и перевязки на колонках южного входа имеют другой, более тонкий рисунок.
При реставрации звонницы было установлено, что строители-псковичи жестко крепили колокола к свободно лежащей деревянной балке над капителями столбов; звонили непосредственно с земли, раскачивая с помощью веревки не язык, а сам колокол вместе с балкой, за приделанный к ней шест-рычаг ("очеп" или "очап"), как это было принято в Пскове.
Интерьер Духовской церкви, лишенный верхнего освещения из-за наличия звонницы, производит несколько необычное впечатление: узкие окна, расположенные в верхней части стен, не могут рассеять таинственного полумрака, лишь немного освещаемого колеблющимся светом свечей и лампад. Может быть, поэтому стены храма первоначально не имели живописи и впервые были расписаны почти два века спустя "повелением" патриарха Никона (1665).
Если Троицкий собор является типичным памятником начала XV в., то в архитектуре Духовской церкви нашли яркое выражение характерные черты конца столетия. Москва того времени впитывала все ценное, чего достигли строительные школы Пскова, Новгорода, Владимира и других областей и городов, способствуя тем самым процессу оформления единого общенационального зодчества. На примере Духовской церкви можно видеть, как псковские мастера, работая на московской земле, не повторили свои установленные каноны, а создали храм весьма близкий к московскому типу, хотя и наделенный индивидуальными псковскими чертами. Значение Духовской церкви для истории русского зодчества очень велико еще и потому, что она является древнейшим сохранившимся сооружением подобного типа и помогает составить представление о первоначальной звоннице Московского Кремля.
Как показали исследования, первоначальная высота Троицкого собора и Духовской церкви от земли до верха креста была одинакова. Вряд ли это случайно. Может быть, псковичам было поставлено условие, чтобы их постройка не превышала по высоте главную святыню монастыря - Троицкий собор, подобно тому, как в свое время запрещали строить в Москве церкви выше Ивана Великого. Но и при соблюдении этого формального условия благодаря стройным пропорциям и расположению ближе к вершине холма Духовская церковь выглядит выше своего мощного соседа…»
Источник: Балдин В.И. Троице-Сергиев монастырь. История и формирование архитектурного ансамбля. В кн.: Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М.: Наука, 1996.
http://www.rusarch.ru/baldin1.htm
Комментарии и обсуждение
В 2013-2015 г.г. проведены работы по реставрации фасадов, кирпичной кладки, белокаменных элементов, терракотового пояса, воссозданию оконных заполнений, реставрации главки с крестом, крылец, устройству белокаменных полов, реставрации настенной живописи и живописи фасадов.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru