Существовавшая ранее церковь Николая чудотворца в Лихачеве.
Когда и кем был построена первоначально церковь Николая чудотворца – неизвестно. В писцовых книгах 134 г. (1626 г.) Волоколамского уезда Льняникова стана записано: «за Игнатием Федоровым сыном Тарховым старая деда ево, Федорова, вотчина Тархово, а после было за братом ево, Игнатьевым, за Тихоном Ивановым сыном Тарховым, село Лихачево, а в нем храм Николы чудотворца древян клетцки; во дворе поп Корнила», он же был и в 1648 г.; церковной пашни не написано. Церковной дани по окладу 136 г. в сей церкви платилось в патриаршую казну в год 9 денег, заезда гривна.
Село Лихачево после Игнатья Федоровича Тархова находилось во владении у детей его Ивана и Степана, а от них оно перешло в 1673 г. к их сестрам, жене Григорья Братцова – вдове Акулине и жене Емельяна Спешнева – Марине; в 1674 и 1685 гг. оно досталось их детям Ивану Григорьеву Братцову и Ивану Емельянову Спешневу.
183 г. (1675 г.) августа 22 дня подана к подписи (св. патриарха) села Лихачева грамота попа Афанасья Алексеева.
В 1678 г. в селе Лихачеве находилась церковь Николая чудотворца с приделом великого чудотворца Александра Свирского деревянная; при ней были священники: Константин Киприянов 1705 г., Александр Васильев, дьячок Василий Федоров, просвирня Ирина Алексеева.
В Казенном приказе производилось дело о построении вновь церкви Николая чудотворца в селе Лихачеве. Дело началось по прошению подполковника Ивана Васильевича Хрипунова. В своем прошении, поданном в Казенный приказ 1718 г. апреля в 8 день, Хрипунов писал: «В Волоколамском уезде, в вотчине моей в селе Лихачеве, церковь Николая чудотворца ветха и за ветхостью святых литургий служить невозможно» и просил, чтоб «о построении церкви дать указ». На прошении написано: «1718 году апреля в 8 день по выписке дать указ».
Того же апреля 8 числа «выдан указ из Казенного приказа, по благословению преосвященного Стефана, митрополита Рязанского и Муромского, велено: в селе Лихачеве вместо ветхия церкви построить новую церковь во имя Николая чудотворца, по чину против протчих деревянных церквей, а верх той церкви был бы не шатровый и олтарь сделать круглой тройной, а в церкви в олтарной стене царские двери были бы посредине, а по правую их сторону южные, а по левую – северные; а подле царских дверей, по правую сторону, меж южных, в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Спасова образа поставить образ настоящего того святого храма, а по левую сторону царских дверей, меж северных, в начале поставить образ Пресвятые Богородицы и иные образы по чину; а старой антиминс, буде ветх, положить в новом престоле, в десном столбце, от восточной стороны в ящик и покрыть доскою, а престольные столбцы и ветхое с престола одеяние положить под олтарем в земле и срубить срубец, чтоб на то место никто не ходил, а старые бревна от церкви, которые не годятся, спалить в чистом месте и пепел всыпать в речную быстрину».
В 1710 г. половина этого села принадлежала Ивану и Алексею Васильевым Хрипуновым, по променной записи от Ивана Емельянова Спешнева, а после их смерти она досталась в 1747 г. Степану Иванову Хрипунову; другая же половина находилась во владении после Ивана Григорьева Братцова в 1701 г. у его вдовы Аксиньи с братом его родным Василием и племянником Алексеем Степановым Братцовыми; последний при жизни отдал свою часть в 1742 г. в наследство сыну своему Алексею, а от него перешло к вдове его Парасковье Васильевой и его племяннику Гурию Петрову Братцову. В 1788 г. селом владел Федор Никитич Станиславов, которому оно досталось по закладной от Ивана Федорова Тыртова.
В. и Г. Холмогоровы «Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст.». Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины
Комментарии и обсуждение
Строилась на средства московского почетного гражданина Н.А. Крестовникова, земля для устройства кирпичного завода выделена помещиком П.Е. Силиным.