Деревянная Богоявленская церковь на Палтожском Погосте была построена в 1733 г. Приходская церковь. В настоящее время объект культурного наследия федерального значения, выдающийся памятник деревянного зодчества. Относится к типу поонежских храмов с ярусным многоглавым завершением.
В архитектуре церкви Богоявления с ее простым и безупречным по пропорциям силуэтом прослеживается школа древней строительной традиции. Храм представляет собой прямоугольный в плане двухсветный объем типа «четверик на четверике», составлен из четырех срубов, расположенных по одной оси. В основе композиции две равных по площади клети – трапезная и храмовое помещение. Нижний четверик повышен и имеет повал в два венца. Стены срублены «в обло» с остатком, брёвна соединены «в шип» и протесаны изнутри. Очень интересна и необычна двучастная восьмистенная алтарная апсида, которая выполнена из бруса и не имеет внутренней перегородки. С запада примыкает прямоугольный бревенчатый притвор, где расположена внутренняя одномаршевая лестница. Все объемы поставлены на высокий подклет со входом с южной стороны.
Оба четверика – нижний и верхний – завершены треугольными фронтонами с «бочками» наверху. Пересечения бочек формируют покрытие, называемое «крещатой бочкой», а каждое пересечение двускатных покрытий образует ендову для отведения дождевой воды. Бочки нижнего яруса увенчаны четырьмя малыми главами на барабанах, бочки
верхнего – большой центральной главой, все они были покрыты лемехом. Трапезная и притвор перекрыты под один конек самцово-слеговой кровлей.
История храма хранит немало событий, когда "жизнь" храма висела на волоске. В 1810 г. на средства Санкт-Петербургского купца Шарапова, родившегося в д.Окулово Палтожского общества Кондушской волости Вытегорского уезда, был построен рядом с деревянной церковью каменный храм - Знаменская церковь. Ранее на месте нынешней каменной церкви была деревянная церковь Знамения, которая находилась в большой ветхости.
В 1808 г. Санкт-Петербургский почетный гражданин надворный советник Григорий Иванович Шарапов выделил из собственных средств деньги на постройку каменной церкви, в 1810 г. строение было закончено. В том же году обе церкви были обнесены каменной оградой. В теплой каменной церкви было устроено два придела: южный – Богоявления Господня и северный Ильи Пророка. В конце 1809 г. вдова Григория Ивановича Евфимия Антоновна внесла в сохранную казну на разные нужды Палтогского прихода двенадцать тысяч рублей, в том числе две тысячи на починки Палтожской церкви. В 1810 г. ею же устроен через дорогу от церкви каменный дом для училища и богадельни, здесь же жили священнослужители. В 1818 г. было открыто Палтожское училище. Новое здание для училища было построено в 1880 г., так как старое оказалось тесно и неудобно.
Г.И. Шарапов первоначально хотел, чтобы южный придел Знаменской церкви был назван в честь его патронального святого Григория Неокесарийского. В 1808 г. местный приходской священник пишет, что этот придел нужно освятить в честь Богоявленской церкви, деревянную же Богоявленскую церковь разобрать, а "утварь отдать в новопостроенную Трудозерскую каменную церковь". Узнав об этом, палтожане в январе 1809 г. подали прошение и «изъявили», что «деревянная их церковь Богоявления Господня построена мирским обществом в недавних годах и стала в 9 тысяч, которую обществом и иконостас оной, стоящий полторы тысячи рублей в Тудозерскую церковь отдать не соглашается, потому что в Тудозерском приходе имеются свои прихожане, коих не меньше Палтогских, просим оную деревянную церковь оставить по-прежнему без разборки и не вынося из оной освященных антиминсов позволить производить в оной священнослужения, поелику она состоит в твердости…» (в 1796 г. усердием прихожан Богоявленская церковь была отремонтирована, устроен каменный фундамент).
От 30 марта пришло указание Его Высокопреосвященства «…резолюцию о разобрании оставить в силе». После этого известия 21 июля 1809 г. крестьяне привесили свой замок на церковь и никого не допускали, даже священнослужителей. Несколько раз по указу консистории священники приезжали описывать имущество, но так и уезжали, не исполнив предписание. Наконец, в том же году поступила резолюция: «Церковь отстроена невдавне, а посему оставить на месте по-прежнему, покуда сие прихожане не образумятся».
До 1930 г. Богоявленская церковь служила летним храмом палтожского прихода. Под государственную охрану Богоявленская церковь поставлена в 1960 г.; объект культурного наследия федерального значения.
Церковь в Палтоге действала до 1937 г., затем была закрыта. После закрытия храма в нем устроили склад, затем клуб. В 1947 г. по Северу России состоялась экспедиция Академии Архитектуры. В ней участвовали выпускницы МАРХИ того же года Г.М. Терентьева и Р.В. Шестеркина. Они провели обмеры и фотофиксацию, составили акт обследования технического состояния Богоявленской церкви в Палтоге: «Церковь считается на гос. охране. В 1939 г. церковь была переделана под клуб. Сделана перегородка, разделяющая трапезную на две части. В 1939 г. были снесены 4 главки<…> Протекает кровля в трех местах (особенно у основания четверика при сопряжении бочек) <…> Кровля железная<…> Из пяти глав осталась одна – центральная<…> Потолок трапезной оштукатурен<…> Обшивка тесом снаружи здания сохранилась хорошо, штукатурка внутри здания в хорошем состоянии, систематически побеливается. Живопись на потолке «небом» – маслом (святые), замазана известкой. Иконостас уничтожен в 1937 г. Ограда и ворота разрушены. Охранной доски нет».
Постановлением Совета Министров РСФСР №1327 от 30 августа 1960 г. памятнику присвоен федеральный статус.
В 1977 г. было проведено исследование здания Богоявленской церкви под руководством архитектора А.С. Сорокина из Вологодской специальной реставрационной производственной мастерской. Его обмерные чертежи хранятся в государственном архиве Вологодской области. В восьмидесятых годах XX века малые главы четверика и их конструкции, а также алтарная главка были реконструированы (главки восстановлены, их поверхность покрыта лемехом), частично снята обшивка. Так храм простоял до зимы 2009 г., после чего верх. часть храма рухнула.
Реставраторы вновь пришли в Палтогу в 2015 г. Ее стали восстанавливать методом полной переборки. Проект разрабатывали в 2011-2012 гг. в московской «Спецпроектреставрации» под руководством Б.Д. Лурье. Храм стал музейным объектом и находится в ведении Кирилло-Белозерского музея-заповедника, где хранится, например, расписное «небо» из Палтоги. Существовал даже проект переноса палтожского храма в Цыпинский погост близ Кириллова, к отреставрированной А.В. Поповым Ильинской церкви, но от этой радикальной меры решили воздержаться, прислушавшись к возражениям местных краеведов и властей Вытегорского района, не желавших расставаться с памятником, привлекающим туристов и – в перспективе – инвестиции.
В 2014-2016 гг. на Богоявленской церкви работали специалисты АРЦ «Заонежье», в 2017-2018 гг. – «Санкт-Петербургский реставрационной центр» Антона Мальцева. Работы финансировались на грантовые средства и на ассигнования федерального бюджета по ФЦП «Культура России» (в общей сложности более 26 млн рублей). В январе 2019 г. были освящены и установлен кресты, вновь собраны главки и покрыты лемехом, а уже осенью того же года года работы были приняты заказчиком. В настоящее время здание не используется, внутренняя отделка отсутствует.
Источники: Вороничева О. В. Деревянная Богоявленская церковь 1733 года из села
Палтога Вытегорского района Вологодской области; Палтога вернулась, https://hraniteli-nasledia.com/articles/nasledie-rossii/paltoga-vernulas/?ysclid=mhuia43ah1757131933
Комментарии и обсуждение