Говорят, село получило именование от позолоченного купола здешнего храма, который радовал глаз своей красотой до 1930-х гг. Многие верят: скоро он снова будет гордостью селян.
Поселение издавна на возвышенности («гриве»), золотой же (или, как до сих пор говорят старожилы, «Золотухой») могло именоваться первоначально потому, что по осени земля эта, покрытая сухой пожелтевшей травой, действительно была «золотой» по цвету.
Есть еще версия, что монахи пустыни якобы закопали здесь бочонок с золотом. Ведь по крайней мере с XVII в. была в этих местах пустынь, посвященная князьям-страстотерпцам, сыновьям Владимира Святого, крестителя Руси – Борису и Глебу. Совсем небольшая, вероятно, с несколькими насельниками, она, ввиду отсутствия церквей по ближайшим окрестностям, принимала у себя мирян из соседних деревень – которые, кстати, по большей части принадлежали маленькой обители, включая небольшую Золотую Гриву.
Для окормления мирян пустынь имела «белого» (то есть не монаха) иерея – до тех пор, пока на «нарушение порядка», монастырского уединения не обратили внимание власти. Согласно распоряжению лично Петра I от 1702 г., мирских людей на территорию монастыря было «пущать не велено». Так что пришлось им возводить собственную церковь. Так на селе появился свой храм – как монастырь, он был посвящен свв. Борису и Глебу. Освятили его к 1704 г. Приход составили шесть ближайших деревень, ранее приписанных к иноческой обители. Через три года рядом появилась еще одна: свв. Флора и Лавра. Именно эти две церкви решили объединить в 1840 г., построив на их месте одну, каменную.
К этому времени Грива уже не принадлежала пустыни: после секуляризации монастырских земель при Екатерине II ее взяли «в казну», а местные крестьяне стали государственными. Так что возводился храм, по сути, на их «доброхотные даяния», да и, видимо, силами прихожан. Известно, что: кирпичи, из которых возводилось здание, делались из глины, добытой близ Золотой Гривы, при этом кирпичи здесь же обжигались – для чего использовалось дерево от разобранных двух прежде бывших церковных зданий.
Всем процессом строительства занимался настоятель прихода, о. Стефан Анировский. Борисоглебская стала для него, можно сказать, делом жизни: ведь стройка шла 20 лет, а до ее окончания священник не дожил. Освятили храм только к 1860 г. уже при другом иерее, о. Косме Соколове. Он, подобно предшественнику, ревностно взялся за благоустройство уже построенной церкви: в мае 1867 г. именно за это он получил награду, набедренник.
Стиль здания специалисты определяют как классицизм. Популярность этого направления зодчества была наивысшей в 1 пол. XIX в., когда, вероятно и был создан архитектурный проект (автор его неизвестен).
Храм – массивный, даже, как говорят специалисты, несколько «приземистый». Это впечатление создает большой сферический купол на месте главного престола – свв. Бориса и Глеба. К тому же колокольня имела только три яруса – впрочем, с нее хорошо была видна панорама близлежащего (всего за несколько верст) города Вязники. Церковь со звонницей соединяет трапезная часть – там расположен еще один престол, свв. Флора и Лавра.
Здешний «штат» состоял только из иерея да псаломщика: приход, около 1000 человек из нескольких деревеь, не считался большим. Особенностью его, однако, было то, что служили здесь ревностные пастыри, причем – по многу лет: 27 лет был настоятелем о. Косма Соколов, активно благоустраивавший церковь; с 1887 г. скончавшегося пастыря сменил иерей Василий Скороспелов; его жизненный выбор – служение у престола Божия – был, по-видимому, выстраданным, осознанным, ведь был сделан после 15 лет работы учителем; о. Василий настоятельствовал целых 45 лет, до 1931 г.; ему довелось увидеть начало безбожных гонений, однако, Господь сохранил Своего раба от ареста – о. Василий скончался в ставшем ему родным селе, погребен за алтарем родного ему храма; его могила сохранилась до наших дней; многие считают, что последним священником был о. Феодор Радугин; ко времени назначения на приход он уже пережил один арест, ссылку; второй, уже последний раз его забрали из Золотой Гривы; 17 октября 1937 г. о. Феодор был расстрелян по стандартному обвинению в «контрреволюционной агитации»; ложность его признали только к 1989 г., когда священника реабилитировали посмертно.
В последнее время появились данные, что о. Феодор все же не был последним настоятелем: после его ареста его сменил зять, о. Евгений Мизеров. По воспоминаниям старожилов, службы продолжались не только всю Великую Отечественную войну, но даже около 15 лет после нее. Окончательно храм был закрыт только во времена новой волны гонений при правлении Н.С.Хрущева. О. Евгений впоследствии продолжал жить на селе, его родные – рядом, в Вязниках. Там, на местном кладбище, находится могила священника.
Что до церковного здания, то документы начала 1960-х уже указывают, что Борисоглебская «не используется», так что планируется «под снос».
Планы осуществить не удалось. Говорят, по одной простой причине: уж очень добротно было выстроено здание, даром, что строили два десятилетия. Разобрать его на стройматериалы попросту не представилось возможным, а взрывать, превращая в груду бесполезных обломков, тоже не стали. Кое-как смогли разобрать только каменную ограду, на верхний ярус колокольни.
За последующие десятилетия то, что не удалось людям, довершили время, непогода. Так, примерно около 1995 г. рухнул знаменитый купол, давно утративший свою позолоту. После этого пошло прогрессирующее разрушение здания, которое – по иронии судьбы – в том же году было официально взято под охрану государства как исторический и архитектурный памятник.
Когда с конца 2000-х гг. церковь, наконец, была возвращена православным, состояние здания было плачевным: повреждена кладка, из которой выпадали кирпичи; совершенно утрачено все внутреннее убранство, от росписей до иконостаса.
Около 2010 г. образовался приход, начался сбор средств, одновременно – поиск фотографий церкви прежних лет, так как необходимо было хотя бы постараться восстановить ее внешний вид. Найти фото, видимо, не удалось: судя по изображениям храма последних лет, колокольню, где так и не смогли восстановить третий ярус, накрыли крышей так, как она была после попытки «разбора на стройматериалы»: остановить попадание атмосферных осадков внутрь здания, его разрушение было важнее. И, конечно, начать службы.
По данным на 2010 г., в Гриве официально проживало только два человека. Однако, на фото можно увидеть крепкие дома явно последних лет постройки: реально населения, разумеется, больше. Многие говорят, что все это – горожане, дачники. Но все же приходу удалось: отремонтировать кровлю основной части, где расположен главный престол, трапезной; начать регулярные богослужения – хотя по-прежнему нет росписей, со стен осыпается штукатурка, отсутствует иконостас.
Несмотря на это, например, 25 июня 2017 г. здесь даже прошло богослужение архиерейским чином: Акафист Пресвятой Богородице вместе с духовенством совершил епископ Муромский и Вязниковский Нил.
Вот как описывает общее состояние Борисоглебского один из побывавших здесь: «Борисоглебский храм в Золотой Гриве побелен, восстановлены завершения, кладбище в центре деревни используется и прирастает. Проезд: осенью распутица, зимой снежные заносы, весной разлив реки Клязьмы». Добавим: и купол не позолочен. Пока. Но все впереди.
Источник: статья Натальи Сазоновой «Борисоглебская церковь в Золотой Гриве» на сайте православной онлайн энциклопедии https://pravoslavie.wiki/
https://pravoslavie.wiki/borisoglebskaya-cerkov-v-zolotoj-grive.html
Комментарии и обсуждение
Радугин Федор Васильевич, священник (1864-1937). Родился во Владимирской губ., Переяславль-Залесский у., с. Воронцово. Окончил Владимирскую Духовную Семинарию. Служил священником Рождественской церкви во Владимирской обл., Вязниковский р., погост Медуши, (сейчас урочище Медуши числится в Ковровском районе Владимирской области). Там же арестован 20/02/1930 ВОКР ОГПУ г. Вязники. Осужден за «антисоветскую агитацию» тройкой при УНКВД СССР по Ивановской обл. на «три года ссылки в Северный край». Вернулся на служение в сане священника церкви свв. Бориса и Глеба Владимирская о., Вязниковский р., с. Золотая Грива. Вновь арестован 08/10/1937 РО НКВД г. Вязники. Осужден тройкой при УНКВД СССР по Ивановской обл. по ст. 58-10 УК РСФСР "контрреволюционная агитация". Приговор - высшая мера наказания – расстрел. Расстрелян 17 октября (по другим данным ноября) 1937 г. Реабилитирован 10.04.1989 г. Владимирской облпрокуратурой.
Публикации: Васищев Ю. Погружение во тьму// Новая Вязниковская Газета. 1996. 26 июля. Васищев Ю. Место смерти - город Иваново// Новая Вязниковская Газета. 1996. 5 сент. Васищев Ю. Погружение во тьму// Новая Вязниковская Газета. 1996. 16 июля. О них душа моя скорбит. Вязниковская книга памяти жертв политических репрессий. Вязники, Владимирская область. 1998. С.99. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. С.89. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С.59.
Документы: Список репрессированных священнослужителей и мирян, пострадавших за Православную Веру. Список священнослужителей, церковнослужителей и мирян, пострадавших в результате репрессий во Владимирской обл.
По материалам сайта Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. Братство во Имя Всемилостивого Спаса, http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPrRu9XEk
Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь "Фрола и Лавра д. Золотая Грива" не использовалась под какие-либо нужды, планировалась под снос [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 95].