ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Успенская Слобода. Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.


Успенская Слобода. Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.
Престолы: Успения Пресвятой Богородицы, Паисия Галичского
Год постройки: Между 1642 и 1646.
Епархия: Костромская епархия
Адрес:
Костромская обл., Галичский р-н, с. Успенская Слобода

Координаты: 58.357422, 42.339317
Проезд: 1,3 км на юг от вокзала г. Галич
Ссылки: Ссылка на temples.ru 





Сортировка:

Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Успенская Слобода, Галичский район, Костромская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
5 апреля 2019
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Успенская Слобода, Галичский район, Костромская область
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
12 октября 2010
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Успенская Слобода, Галичский район, Костромская область
Алексей Кротов
20 марта 2010
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Успенская Слобода, Галичский район, Костромская область
Илья Смирнов
24 февраля 2008
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Успенская Слобода, Галичский район, Костромская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
5 апреля 2019
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото Людмилы Васильковой, Успенская Слобода, Галичский район, Костромская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
5 января 2018
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Успенская Слобода, Галичский район, Костромская область
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 августа 2014
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Успенская Слобода, Галичский район, Костромская область
oldboy
10 мая 2014
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Успенская Слобода, Галичский район, Костромская область
Артем Родионов
24 августа 2008
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Успенская Слобода, Галичский район, Костромская область
JuNe
18 февраля 2006
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото В.В. Лелецкого, Успенская Слобода, Галичский район, Костромская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Успенская Слобода, Галичский район, Костромская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 мая 2014
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Успенская Слобода, Галичский район, Костромская область
Артем Родионов
24 августа 2008
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1950-х гг. из фондов Костромского музея-заповедника. (ГК № 65618490), Успенская Слобода, Галичский район, Костромская область
Фото 1950-х гг. из фондов Костромского музея-заповедника. (ГК № 65618490)
Дмитрий Волохов
1 июня 1951
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1903—1915,Автор:Орлов С.А. Направление съемки:юго-восток. с сайта https://pastvu.com/p/317975, Успенская Слобода, Галичский район, Костромская область
1903—1915,Автор:Орлов С.А. Направление съемки:юго-восток. с сайта https://pastvu.com/p/317975
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1915
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Автор М.М. Смодор., Успенская Слобода, Галичский район, Костромская область
Автор М.М. Смодор.
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1915
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото из журнала "Русский паломник", Успенская Слобода, Галичский район, Костромская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Алексей Кротов 3 февраля 2017

Соборный храм древнего Галичского Успенского монастыря на протяжении веков был средоточием жизни обители: все здешние важнейшие события так или иначе происходили в нём или рядом с ним. Сама же обитель уже в ХVI веке получила поистине всероссийскую известность - во многом благодаря подвигам преподобного Паисия Галичского, по кончине погребённого в Успенском соборе, и пребывавшей в стенах храма чудотворной Овиновской иконе Божией Матери.

Строительная история Успенского собора не завершилась с освящением храма в 1646 году. Первоначальный четверик с устроенными с трёх сторон входами, которые украсили характерные для этой эпохи порталы, вскоре оброс пристройками: с запада появился притвор, с юга - паперть с ризницей, а в юго-западном углу выросла приземистая, не выше самого храма, колокольня. Вот что пишет о ней в своей книге "На земле древнего Галича" искусствовед А.А. Тиц: "Устойчивый прямоугольный объём звонницы спрятался за широкой спиной храма, и только небольшой конус каменного шатра возвышается рядом с цилиндром барабана. Есть все основания считать, что в Паисиевом монастыре сохранился один из древнейших образцов шатровой колокольни, возможно конца ХVI века. Архаические формы этого сооружения легко ассоциируются с замечательной Успенской церковью-колокольней на Кубенском озере, чей силуэт дополнил в 1543-1549 годах красу водного простора". Это наблюдение, за исключением неверной датировки, весьма любопытно. С окончанием и освящением в конце ХVII века каменной Троицкой церкви два монастырских храма были соединены переходами. В монастырской описи 1702 года находим сообщение о том, что в Успенском соборе устроен пятиярусный тябловый иконостас, а царские врата придела святителя Леонтия представляют собой не что иное, как царские врата из иконостаса деревянного предшесвенника каменного храма.

После секуляризации Паисиево-Галичский монастырь оставался средоточием духовной жизни Галича. Во второй половине ХVIII века Успенский собор дважды ремонтировался: в 1776-1777 годах восстанавливали повреждённую ураганом его центральную главу и белили стены, а в 1795 году растёсывали окна и украшали лепниной интерьер. В конце 1830-х годов на месте сломанной южной паперти возвели придел преподобного Паисия Галичского - разумеется, в ампирных формах. Предполагается, что тогда же позакомарное покрытие было заменено более функциональной четырёхскатной крышей и в храме установили новый иконостас. Далее в истории монастыря произошёл трагический сюжет, хронологически приходящийся на советские годы.

Большевики с Паисиево-Галичским монастырём не церемонились - они закрыли его уже в 1919 году. И не только закрыли, но и ограбили, не дожидаясь официального декрета об "изъятии церковных ценностей", вышедшего в 1922 году. Монастырские храмы, между тем действовали до начала 1930-х годов, когда упразднили и их. Тогда "дограбили" в Успенском соборе остальное. Последовала варварская перестройка: появились межэтажные перекрытия, чуть позже были разобраны боковые главы. В последующие десятилетия памятник неуклонно разрушался. После войны в соборе разместилась инкубаторная станция, в других бывших монастырских строениях устроили клуб "с танцами" и жилые квартиры. Результатом советского хозяйствования стало то, что к началу 1990-х годов соборный Успенский храм - символ духовного возрождения России после потрясений Смутного времени - сохранился в руинированном состоянии. Лишь в 1994 году, с возобновлением иноческой жизни в древней обители, возрождённой в качестве женского монастыря, собор был отреставрирован под руководством реставратора Леонида Сергеевича Васильева.

В июне 1997 года в Паисиевом приделе Успенского собора было совершено первое богослужение. Время не сохранило сведений, кто строил это архитектурное сооружение. А.А Тиц в своей книге высказал следующее предположение: "Некоторые черты архитектурного облика, обособленность закомар от плоскости стены, лаконизм художественного языка напоминают руку ростовских мастеров...". Пятиглавие Успенского собора можно назвать традиционным: все главы поставлены на высокие световые барабаны, в основании которых размещено по поясу декоративных полукруглых кокошников, перекликающихся своей формой с закомарами фасадов. "Центральность" центрального барабана подчёркнута ещё и декоративным оформлением: он украшен аркатурно-колончатым поясом. На каждом фасаде - по три закомары немалого размера, отсечённые от собственно фасадов профилированным карнизом. Позакомарное покрытие храма в ХIХ веке заменили четырёхскатной кровлей - восстановлено оно было уже в ходе рестарационно-восстановительных работ, проводившихся в 1990-е годы. Три пониженных относительно высоты основного четверика апсиды имеют небольшое скругление, в то время как выдвинута до их крайней точки апсида позднего Паисиева придела - почти полукруглой формы. В каждой апсиде прорезано большое окно с арочным завершением, но симметрия нарушена и здесь - в центральной апсиде мы видим с северной стороны ещё одно небольшое окно. Над окнами - киоты, украшенные фронтончиками. Колокольня, будто вросшая в собор в его юго-западном углу и поднимающаяся над соответствующим сегментом притвора, выстроена в два яруса (восьмерик звона на четверике) и имеет завершение в виде шатра со слуховыми окнами, обрамлёнными декоративными наличниками.

Выглядит это сооружение на фоне известных нам храмов ХVII века довольно необычно - есть в нём какая-то тяжёлая архаика. Южный придел возводился в конце 1830-х годов - и, как ни старались занятые им мастера привести его в стилистическое соответствие с древним зданием, эпоха классицизма в нём даёт о себе знать: он слишком правилен по сравнению с основным четвериком; чередование его окон, разделённых гладкими лопатками, видится слишком "регулярным"; тут не хватает той странной и прекрасной ассиметрии, которую строители Успенского собора возвели чуть ли не в принцип. Вот некоторые размеры храма: вместе с Паисиевым приделом в плане он представляет собой почти правильный квадрат со стороной 23 метра. Ширина основного четверика - около 15 метров; длина без притвора -около 18 метров.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №204, 2016 г.


Марина Зуйкова 24 сентября 2020

Успенский собор — выдающийся памятник культового зодчества Костромской земли сер. 17 в., обладающий своеобразной объемной композицией и декором, ориентированным на зодчество более раннего времени. Массивный, прямоугольный в плане четверик с позакомарным покрытием увенчан пятью шлемовидными главами на цилиндрических световых барабанах. С востока к основному объему примыкают три пониженных скругленных апсиды, с запада — низкая паперть, над южной частью которой возвышается невысокая массивная колокольня, завершенная шатром с повалом, южный фасад в нижней части скрыт Паисиевским приделом, полукруглый алтарь которого выведен в одну линию с апсидами основного храма.

При общей ориентации форм собора на архитектуру 1-й пол. 17 в. обращает на себя внимание несоответствие фасадных членений храма его внутренней структуре. Так, боковые фасады при трехчастном членении внутреннего пространства и трех закомарах, завершающих стены, разделены на четыре прясла гладкими лопатками, при этом сами закомары, отрезанные от стены профилированным карнизом, не совпадают с конструкцией перекрытия. Не соответствует внутренней структуре и композиция алтарной части: почти половина алтарного пространства включена в объем четверика, тогда как снаружи пониженные апсиды имеют небольшой вынос. Собор окружен профилированным цоколем. Высоко поднятые нерегулярно поставленные арочные окна на боковых фасадах помещены в глубоких амбразурах. В храм ведут три килевидных перспективных портала, из них лишь северный выходит на фасад здания, а два других скрыты западной папертью и Паисиевским приделом. Над окнами апсид, разделенных лопатками и завершенных карнизом с поясом поребрика, помещены маленькие прямоугольные киоты в валиковых рамках с треугольным фронтончиком. На центральной апсиде правее основного помещено второе окно, значительно меньшего размера. В основании цилиндрических барабанов глав, центральная из которых декорирована аркатурно-колончатым поясом, помещены полуциркульные кокошники. Декор колокольни ограничен огибающими лопатками, несложными карнизами на углах (при переходе от основной четырехгранной части к восьмерику звона) и вдавленными обводами полуциркульных перемычек арок звона. Диагональные грани шатра украшены маленькими слуховыми оконцами в наличниках с треугольными фронтончиками. Фасадное убранство Паисиевского придела типично для позднего классицизма: профилированный цоколь, крупные окна с подоконниками и полуциркульными перемычками, подчеркнутыми кладкой, гладкие лопатки в широких простенках, несложный трехчастный антаблемент.

Внутри центральный световой барабан опирается на подпружные арки, переброшенные от пары мощных крещатых столбов, стоящих по оси боковых входов, к предалтарной стене. Для опоры западной пары глав в угловых ячейках возведены дополнительные арочки, примыкающие к поперечным подпружным аркам, центральный западный компартимент перекрыт крестовым сводом. Идущий вдоль предалтарной стены поперечный коробовый свод повышен относительно подпружных арок. Своеобразно сочетание перекрытий в алтарной части: для опоры восточной пары глав малые арочки переброшены в продольном направлении между предалтарной и наружной стенами, центральный компартимент завершен узким поперечным коробовым сводом, при этом образуется значительный перепад высот между этими перекрытиями и конхами апсид. Паисиевский придел имеет плоское перекрытие.

Стены храма в настоящее время побелены. На южной стене находится аркосолий над мощами Паисия Галичского. Южный столб подтесан — здесь находилось позолоченное игуменское место с четырьмя витыми колонками, поддерживающими конусовидное завершение, увенчанное митрой. Частично сохранившийся барочный лепной декор, украшающий стены и состоящий из профилированных рамок, наличников и цветочных гирлянд, относится к кон. 18 в. Возможно, к этому же времени относятся деревянные двустворчатые двери с изображениями Паисия и Иакова Галичских (живопись поновлена).

http://svodokn.ru/object/107745378?open=true


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 2 декабря 2024

«…Успенский собор построен в 1642-1646 годах, и это довольно легко определяется по его облику. С юго-запада к нему плотно пристроена редкая для того времени конструкция, невысокая и архаичная по своему облику колокольня, по мнению историков русского зодчества, являющаяся одним из первых образцов шатровой колокольни.

Успенский собор - пятиглавый, двухстолпный, трехапсидный храм с приделами святого Иоанна Богослова и Леонтия, епископа Ростовского (первый святой - небесный покровитель основателя обители, а на день памяти ростовского святителя пришлась кончина преподобного Паисия). Недавно собор полностью отреставрирован, восстановлены четыре утраченных барабана с главами. Троицкая церковь с довольно большой трапезной палатой возведена позже, в 1642 году. Пока она не успела обрести утраченные три главы, выстроенные в ряд, параллельно алтарной части. Два этих храма, одиноко стоящие на холме, выглядят очень живописно.

В начале 1970-х годов архитектор А. А. Тиц писал о дороге, вьющейся из Галича к горе Краспице, увенчанной Успенским собором: «Лента дороги ползет по глиняному косогору вверх... Сколько людей прошли за шесть столетий по этой дороге, бегущей среди полей и перелесков? Сколько дум и стремлений вызывали спрятавшиеся в зелени, ставшие частью пейзажа монастырские строения? С мольбой о простом человеческом счастье и страстном желании найти отдохновение от невыносимых житейских тягот, с трепетной надеждой и безысходной тоской многие лета и зимы брели галичане и захожие странники по дороге к обители. Трудно найти более простой и сильный образ Древней Руси, чем эта затерявшаяся среди ополий, мягко стелющаяся дорога с лаконичным силуэтом храма на горизонте». К счастью, мощи преподобного Паисия, покоящиеся под спудом в Успенском соборе монастыря, после революции не подвергались вскрытию.

В 1995 году, по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра, Галичская археологическая экспедиция, возглавляемая московским историком А. Г. Авдеевым, произвела в соборе раскопки с целью обнаружения мощей преподобного. Раскопки эти привели к результатам, беспрецедентным в российской археологической практике - был обнаружен «негативный отпечаток на грунте», с ясно читаемыми очертаниями глазных впадин, высокого, покрытого морщинами лба, небольшого крючковатого носа, окладистой раздвоенной бороды и жезла архимандрита (костные остатки, за исключением небольшого фрагмента левого предплечья, отсутствовали).

Вывод руководителя раскопок А. Г. Авдеева был таков: «Вне всякого сомнения, данное погребение можно связать с мощами преподобного Паисия, сохранившимися, в отличие от мощей иных подвижников, не в теле и не в виде костных остатков, но в виде негативного отпечатка на грунте. <...> Естественно-научного объяснения происхождения данного отпечатка найти практически невозможно. Элемент чуда несомненен»…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 609-610



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.