ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Самро. Церковь Вознесения Господня (старая).


Самро. Церковь Вознесения Господня (старая)
Церковь. Действует.
Престолы: Вознесения Господня, Петра и Павла, Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили: Эклектика, Русский стиль
Год постройки: 1909.
Епархия: Объект не принадлежит Православной Церкви
Адрес:
Россия, Ленинградская область, Лужский район, д. Самро

Координаты: 58.943301, 28.830459



Сортировка:

Церковь Вознесения Господня (старая), Колокольня, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Колокольня
Михаил Владимиров
30 июня 2019
Церковь Вознесения Господня (старая), , Самро, Лужский район, Ленинградская область
Mura1895
14 июня 2014
Церковь Вознесения Господня (старая), , Самро, Лужский район, Ленинградская область
Матвеев Владимир
5 августа 2011
Церковь Вознесения Господня (старая), , Самро, Лужский район, Ленинградская область
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 октября 2006
Церковь Вознесения Господня (старая), , Самро, Лужский район, Ленинградская область
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 октября 2006
Церковь Вознесения Господня (старая), Крест на фасаде, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Крест на фасаде
Михаил Владимиров
30 июня 2019
Церковь Вознесения Господня (старая), Очиток на карнизе, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Очиток на карнизе
Михаил Владимиров
30 июня 2019
Церковь Вознесения Господня (старая), , Самро, Лужский район, Ленинградская область
Mura1895
14 июня 2014
Церковь Вознесения Господня (старая), , Самро, Лужский район, Ленинградская область
Mura1895
14 июня 2014
Церковь Вознесения Господня (старая), , Самро, Лужский район, Ленинградская область
Mura1895
14 июня 2014
Церковь Вознесения Господня (старая), , Самро, Лужский район, Ленинградская область
Mura1895
14 июня 2014
Церковь Вознесения Господня (старая), , Самро, Лужский район, Ленинградская область
Mura1895
14 июня 2014
Церковь Вознесения Господня (старая), , Самро, Лужский район, Ленинградская область
Mura1895
12 июня 2013
Церковь Вознесения Господня (старая), , Самро, Лужский район, Ленинградская область
Mura1895
12 июня 2013
Церковь Вознесения Господня (старая), , Самро, Лужский район, Ленинградская область
Mura1895
12 июня 2013
Церковь Вознесения Господня (старая), , Самро, Лужский район, Ленинградская область
Mura1895
12 июня 2013
Церковь Вознесения Господня (старая), , Самро, Лужский район, Ленинградская область
Mura1895
12 июня 2013
Церковь Вознесения Господня (старая), , Самро, Лужский район, Ленинградская область
Mura1895
12 июня 2013
Церковь Вознесения Господня (старая), Напольная плитка, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Напольная плитка
Михаил Владимиров
30 июня 2019
Церковь Вознесения Господня (старая), Полуободранная печка-голландка, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Полуободранная печка-голландка
Михаил Владимиров
30 июня 2019
Церковь Вознесения Господня (старая), Евангелист Марк в парусе, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Евангелист Марк в парусе
Михаил Владимиров
30 июня 2019
Церковь Вознесения Господня (старая), Евангелист Лука в парусе, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Евангелист Лука в парусе
Михаил Владимиров
30 июня 2019
Церковь Вознесения Господня (старая), Серафим, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Серафим
Михаил Владимиров
30 июня 2019
Церковь Вознесения Господня (старая), Напольная плитка, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Напольная плитка
Михаил Владимиров
30 июня 2019
Церковь Вознесения Господня (старая), Подкупольное пространство, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Подкупольное пространство
Михаил Владимиров
30 июня 2019
Церковь Вознесения Господня (старая), Иконостас есть немного икон службы проходят, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Иконостас есть немного икон службы проходят
Анастасия Лазарь
8 июня 2017
Церковь Вознесения Господня (старая), , Самро, Лужский район, Ленинградская область
Матвеев Владимир
5 августа 2011
Церковь Вознесения Господня (старая), Частная коллекция. Фото 1970-х годов, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Частная коллекция. Фото 1970-х годов
Михаил Мещанинов
24 июля 1977
Церковь Вознесения Господня (старая), Частная коллекция. Фото 1970-х годов, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Частная коллекция. Фото 1970-х годов
Михаил Мещанинов
30 ноября 1976
Церковь Вознесения Господня (старая), Вид с северо-восточной стороны. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Вид с северо-восточной стороны. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
22 сентября 1941
Церковь Вознесения Господня (старая), Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 августа 1941
Церковь Вознесения Господня (старая), Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
15 августа 1941
Церковь Вознесения Господня (старая), Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
10 августа 1941
Церковь Вознесения Господня (старая), Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
9 августа 1941
Церковь Вознесения Господня (старая), Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
8 августа 1941
Церковь Вознесения Господня (старая), Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
7 августа 1941
Церковь Вознесения Господня (старая), Интерьер храма. Частная коллекция. Фото 1920-х годов, Самро, Лужский район, Ленинградская область
Интерьер храма. Частная коллекция. Фото 1920-х годов
Михаил Мещанинов
26 августа 1926



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 2 ноября 2006
Приделы апп. Петра и Павла и Рождества Богородицы. Закрыта в 1939 г., действовала в 1942-45 гг., после войны использовалась как склад, в 2006 г. не используется.

Марина Зуйкова 1 сентября 2017

Самро Рельской вол. – храмы Песьего погоста

Деревня Самро находится на юго-восточном берегу одноименного озера, на дороге Осьмино – Сланцы (через Рель). В древности здесь находился центр Песьего погоста Сомерской вол. Находящаяся при погосте деревня до 1910 г. также называлась Песьей, затем получила новое официальное название – Алексеевское. Но это название так и не прижилось. В народном обиходе деревню продолжали именовать то Песьей, то Самро. В документах 1940-х гг. эти названия иногда писались через дефис: д. Песье-Самро.

О древности д. Самро свидетельствуют многочисленные курганы, расположенные в ее окрестностях, в том числе и в непосредственной близости от сохранившегося здания церкви. Деревня примечательна тем, что здесь в 1700 г. останавливался Петр I, следуя походом под Нарву. С конца XVIII в. д. Самро относилась к Гдовскому уезду С.-Петербургской губ., вотчина императорской семьи, в частности, одно время принадлежала императрице Марии Александровне, супруге императора Александра II.

Храмы Песьего погоста до сих пор остаются малоизученной темой. Известно, что первые сведения о находившейся здесь древней церкви относятся ко второй половине XVI в. Согласно справочнику «Земля Невская православная», церковь была деревянной, освященной во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Упоминание о ней впервые приводится в Писцовой книге 1576 г. Последнее сообщение о ней относится к 1660 г. Возможно, что Покровская церковь в Самро уничтожена в ходе русско-шведских пограничных конфликтов конца XVII в.

Следующий храм на Песьем погосте появился лишь в 1737 г. Он освящен во имя Воскресения Христова. Строили его на средства прихожан. Будучи деревянной, эту церковь восстановили после пожара в 1756 г., и она простояла на данном месте полных два столетия. К сожалению, мы не располагаем сколько-нибудь подробным описанием этой церкви или ее фотографиями. Нам известно, что это был однопрестольный храм, рубленый, на каменном фундаменте с купольным перекрытием алтарной части, полуциркульными сводами, колокольней и наружной окраской стен. Известно также, что с 1849 г. при церкви открыли церковно-приходскую школу и что церковный приход уже во второй половине XIX в. был довольно многочисленным, включая деревни Будилово, Вагошку, Извоз, Глиненку, Славянку, Горестицы, Замошье, Жог, Новоивановское, Мхи, Шимы и др. В самой д. Песье находился 71 двор, другие наиболее крупные деревни – Горестицы (48 дворов), Жог и Славянка (в каждой по 27 дворов).

К концу XIX в. деревянная Покровская церковь, очевидно, перестала удовлетворять потребностям многолюдного прихода, и решили воздвигнуть рядом с ней новый более поместительный каменный храм.

Разработку проекта каменной церкви на Песьем погосте произвел гражданский инженер Семен Иванович Андреев (1863 – ок. 1930), который, кроме ведения архитектурной практики, являлся членом или руководителем ряда благотворительных обществ. Он – создатель разнообразных по назначению построек, включая санаторий в Малой Вишере. Церковь в Самро является ярким примером церковных зданий, построенных им в Санкт-Петербургской губ. Ее проект разработал С. И. Андреев в 1901 г., строительство окончено к 1909 г.

По одной из версий, каменную церковь в Самро именуют во имя Вознесения Господня. По другим сведениям, каменный храм в Самро называется, как и его деревянный предшественник, Воскресенской церковью, что более соответствует традиции преемственности посвящения при замене старой церкви на новую.

Архитектура каменного храма в Самро решена в национальном стиле. Ярким представителем этого стиля был В. А. Косяков, создатель Морского собора в Кронштадте и Покровской церкви в д. Козья Гора, расположенной неподалеку от д. Самро, на северном берегу Самровского оз. (Сланцевский р-н). Церкви в Козьей Горе и Самро строились практически одновременно, но церковь в Самро мало в чем походит на козьегорскую, разве что сочетанием шатрового верха колокольни и шлемовидной церковной главки. По своей трактовке национального стиля это совсем разные храмы.

Храм в Самро больше напоминает церкви, построенные по проектам А.П. Аплаксина. Это касается пропорционального решения нижнего и верхнего ярусов церкви, оформления дверных и оконных проемов, других деталей декора. Но, в отличие от аплаксинских построек, Воскресенская церковь в Самро выглядит подчеркнуто монументально, благодаря объемам колокольни и церковного барабана, напоминающих крепостные башни.

С освящением каменной церкви надобность в деревянной Воскресенской церкви отпала. В 1914 г. она была закрыта. В начале 1930-х гг. служила зернохранилищем, в 1937–1938 гг. была переделана под клуб. После войны не использовалась. Ее, полуразрушенную, снесли в 1956–1957 гг. по просьбе председателя местного колхоза «Красный Самряк».

Закрытая в 1939 г. каменная Воскресенская церковь в Самро действовала в 1942–1957 гг. До начала 1990-х гг. она стояла во всей своей целостности с главками и крестами. В 1993 г. храм загорелся от горящего соседнего дома. Пожар уничтожил церковные верхи: купольное перекрытие барабана, шатер и главка колокольни.

В 1965 г. в редакцию Всесоюзного радио пришло письмо от жителей с. Самро Т. Н. Степановой и М. Ф. Федоровой. Они решили написать это письмо в ответ на передачу о том, как бережно сохраняются памятники старины в г. Суздале. В своем письме они рассказали, как обстоит дело со старыми храмами в их деревне, в надежде, что там, в Москве, что-нибудь сделают для их сохранности. Приводим это трогательное письмо двух наивных женщин, как говорится, поближе к его тексту: «…Слушая по радио вашу передачу о том, что… счастливые люди ездят по разным городам и селам и смотрят красоту памятников старины, [нам] очень понравилось суздальское прошлое… так бы и хотелось рядом побыть… Вы просите написать, у кого что сохранилось из прошлого… Это очень хорошо было бы, если бы некоторые люди ценили работу людей [прошлых времен], как всякая работа делалась вручную, и не было электричества, и как работал каменотес, и подумал бы каждый, идя громить какое-либо здание. Вот, например, у нас в селе была деревянная церковь, построенная Петром I… ножовкой и топором, шестиугольная… Ну, что же, церковь переделали на клуб, и во время войны она якобы сгорела… Площадь была красивая… а теперь бурьян, хлам разный. Это посреди села… И еще… церковь поставлена… красивая, по последнему слову техники (каменная Воскресенская. – А.Н., О.Н.), три иконостаса, отделка и позолота словно вчера нанесена… Очень жаль всего того, что там было и все выбросили, растащили. Иконы так красиво писаные на дорогом дереве, рублевым узором нанесена позолота, словно кружева… люди годами работали, а они разгромили вмиг. Приезжали из Ленинграда посмотреть, и были очень поражены, так в 57 году они ключ от верующих отобрали, а в облисполком написали, что верующие сами отдали. Народ хочет, чтобы они хотя бы к тому, что осталось, по-человечески относились, не ломали. Пусть как память о наших отцах и дедах постоит… И там же площадь у церкви. Там липы вековые, ель, тополь и что же, подъезжают машины, землю размесили, соляркой залили и тракторами задевают за эти деревья. А они заветные, и у всех такое бездушное отношение, что хочется плакать». Заканчивается письмо просьбой помочь навести порядок, а также не передавать «по радио, кто писал и просил».

Письмо для рассмотрения направили в областные инстанции. В итоге все осталось по-прежнему. Все же, возможно, что обращение жителей деревни на радио сыграло свою роль, помогло дальнейшему сохранению храма. Даже сегодня каменная Воскресенская церковь производит сильное впечатление, особенно при взгляде на нее с дороги при подъезде со стороны Рели.

Архитектуру часто называют застывшей музыкой. Несмотря на утраты, храм в Самро подтверждает справедливость этого сравнения. Перед нами величавая мелодия, отражающая силу русского характера, мощь той самой национальной идеи, поискам которой уделяется так много внимания в современной России.

Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.