Основан в 1602 г. насельником казацкого Киево-Межгорского монастыря иеромонахом Паисием; находился в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Являлся «войсковым» монастырём Запорожской Сечи, находясь под управлением сечевого коша. Был сильно разорён во время русско-польской войны в 1650-х г.г.; восстановлен к 1672 г., в апреле того же года была освящена вновь отстроенная церковь. Впервые Самарский монастырь упомянут в официальных документах 1670-1680 г.г.
В 1681 г., период Русско-турецкой войны для монастыря настал период подъема. Расквартированные в Самари казаки и военные регулярной армии жертвовали значительные суммы в пользу монастыря. На территории обители были построены новые помещения, мельницы, устроены пасеки, мастерские по изготовлению свечей. Но вскоре опустошение монастырю принесло нашествие саранчи. Как написано в летописях, «... угодья обители почернели, келии остались без братии, а церковь долго стояла без пения».
В 1688 г. монахи этого монастыря поддержали запорожских казаков, которые были против строительства Новобогодицкой крепости (она могла бы быть использована в качестве плацдарма для казней казаков), и стрельцы князя В.В. Голицына учинили в монастыре погром, предав пыткам монахов.
В 1690 г. монастырь постигло еще одно несчастье: почти все население монастыря и большая часть жителей погибли от эпидемии, после которой монастырское имущество, в том числе и архив, были уничтожены.
В 1709 г. в очередной раз монастырь был разрушен во время восстания Мазепы: запорожцы, отступая в Олешки, забрали часть монастырского имущества с собой, а часть оставили. Управление монастырем было поручено архимандриту Азово-Предтеченского монастыря Осипу.
В 1711 г. был разрушен татарами.
В 1720 г. монастырь был восстановлен по инициативе и на средства полковника Д.П. Апостола, будущего гетмана, и его сына П.Д. Апостола. Они пригласили из Киево-Межигорского монастыря иеромонаха Иоанна, который был поставлен настоятелем.
В 1739 г. монастырь был полностью обновлен и вернул себе значение религиозного центра Запорожья. В то время при монастыре существовали школы и больницы, а численность крестьян, вотчинников и прислуживающих, которые работали на монастырь, достигала 500 человек. Монастырю принадлежали слобода Черненная, четыре хутора, озеро Соленое и речка Протовча, мельницы и пасеки, в общей сложности 18 698 десятин земли. В обители принимали постриг, умерли и были похоронены многие запорожские старшины: кошевой атаман Филипп Федоров, военный толкователь Иван Швыдкий, военный писарь Дмитрий Романовский, военный судья Моисей Сухой и другие.
В 1776 г. (по другим данным в 1780 г.)приписан к ставропигиальному Киево-Межигорскому монастырю.
7 марта 1787 г. освящён новый каменный Николаевский собор с приделами в честь святителя Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и во имя святых мучеников Кирика и Иулиты взамен деревянного храма.
25 ноября 1791 г., по ходатайству Екатеринославского и Херсонес-Таврического епископа Амвросия (Серебрянникова), вышел синодальный указ, по которому монастырь обращался в «дом Екатеринославских Архиереев».
В 1815 г. сооружена трапезная Преображенская церковь, в 1838 г. - храм святого Георгия Победоносца. В 1828 г. к Николаевскому собору пристроены архиерейский дом и колокольня. За колокол, весом в 169 пудов 22 фунта, приобретенный в XVIII в., запорожские казаки выложили огромную по тем временам сумму - 8320 рублей 90 копеек.
Долгое время в монастыре сохранялись главная святыня монастыря чудотворная Ахтырская икона Божией Матери и святителя Николая, а также 4 запорожских креста. Сегодня судьба всех этих реликвий неизвестна..
«Справочник Екатеринославской епархии за 1908 год» сохранил до нашего времени следующие сведения: «Когда основан монастырь, неизвестно, но, по некоторым данным, видно, что в 1700 г. уже существовал. Храмы монастыря: 1-я каменная, колокольня отдельно такая же, трехпрестольная: 1-й -средний - во имя Николая Чудотворца, 2-й - северный - Всех Скорбящих Радости и 3-й - южный - во имя мучеников Кирика и Иулиты; 2-я каменная, однопрестольная - во имя Георгия Победоносца; без колокольни; 3-я деревянная, домовая - во имя Преображения Господня, без колокольни, здесь же и трапезная. Все необходимые службы при монастыре имеются. Угодья монастыря: 444 десятины и 1927 кв. саженей земли, из которой 243 десятины и 141 кв. сажень под дубовым лесом. Сведения о монашествующих: - исполняющий должность заведующего Самарским загородным архиерейским домом иеромонах Анатолий, в миру Адриан Сидоров, 66 лет, домашнего образования; - иеромонах Платон (Петр Рыжков), 64 лет, домашнего образования; -иеромонах Игнатий (Игнатий Приходько), 70 лет, домашнего образования; - иеродиакон Трифон (Терентий Кочерга), 46 лет; в 1900 г. утвержден ризничным, а в 1901 г. - казначеем сего монастыря; - иеродиакон Спиридон (Симеон Смитана), 67 лет, домашнего образования; - монах Паисий (Петр Дмухайлов), 63 лет, неграмотный, слепой; - монах Евсевий (Ефим Брагинец), 62 лет, малограмотный; - послушников 5 человек».
Далее, вплоть до 1917 г., исторические сведения о монастыре весьма отрывочные. Известно лишь, что во время первой мировой войны монастырь был действующим. Как Самарский монастырь перенес октябрьский переворот, гражданскую войну и последующие события документальных сведений пока не найдено.
В 1920-х г.г. относился к «григорьевцам» (сторонники архиепископа Григория Яцковского). Известно, что в то время в монастыре было 25 послушников.
К средине 1920-х г.г. монастырь начали заселять инвалидами гражданской войны. Из года в год их число увеличивалось и в 1929 г. (по другим источникам в 1930 г.) монастырь окончательно закрыт и передан под дом инвалидов. Братию же выселили из монастыря и расстреляли. Колокольня при монастыре была взорвана, а главный храм обители Николаевский собор с приделами был переделан под театральный зал. Другие храмы на территории монастыря переделали под хозяйственные здания.
После Великой Отечественной войны Обком партии принял решение организовать здесь дом для одиноких престарелых металлургов. Дом-богадельня обзавелся большим хозяйством, и началось быстрое строительство разных пристроек в стиле «сталинский ампир», при этом очень пострадали прежние монастырские постройки.
В 1960-е г.г. в монастыре устроили интернат для психически больных девочек.
В 1993 г. возрожден приход в зданиях монастыря.
В 1995 г. началось возрождение монашеской жизни. Первоначально было принято решение о создании женской обители.
12 марта 1998 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви на основании доклада Иринея, Архиепископа Днепропетровского и Павлоградского, преобразовал Свято-Николаевский Самарский пустынный женский монастырь и Свято-Николаевский приход в г. Новомосковске в мужской Свято-Николаевский Самарский пустынный монастырь и утвердил наместником иеромонаха Досифея (Савелова) с возведением его в сан игумена.
Монахини во главе с игуменьей Мариной (Ткачук) были переведены в Тихвинский монастырь в город Днепропетровск.
3 апреля 2004 г. в Лазареву субботу митрополит Ириней посетил обитель и освятил восстановленный и реконструированный трапезный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, после чего совершил божественную литургию. По окончании богослужения владыка также освятил отремонтированные помещения под трапезную и хозяйственные нужды.
В монастыре проводятся ежедневные Богослужения. Престольный праздник - 19 декабря, в день празднования святителя Николая Чудотворца.
Самарский Пустынно-Николаевский монастырь в г. Новомосковск
Комментарии и обсуждение