ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Эски-Кермен, урочище. Неизвестная церковь.

Храм "Трех Всадников"


Эски-Кермен, урочище. Неизвестная церковь
Церковь. Не действует.
Престолы:
Год постройки: Дата постройки неизвестна.
Епархия: Крымская митрополия. Симферопольская и Крымская епархия
Адрес:
Республика Крым, Бахчисарайский р-он.

Координаты: 44.606892, 33.741031
Проезд: Автобусом до с. Красный Мак, далее 6 км пешком либо на электричке до пл. «1509 км», затем 10 км пешком через с. Фронтовое и Холмовка.
Вопрос модератора: Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм.



Неизвестная церковь, храм Трех Всадников, Эски-Кермен, урочище, Бахчисарайский район, Республика Крым
храм Трех Всадников
Екатерина Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
01.06.2010 - 06.06.2010
Неизвестная церковь, , Эски-Кермен, урочище, Бахчисарайский район, Республика Крым
zavar-vera
27 августа 2009
Неизвестная церковь, , Эски-Кермен, урочище, Бахчисарайский район, Республика Крым
zavar-vera
27 августа 2009
Неизвестная церковь, , Эски-Кермен, урочище, Бахчисарайский район, Республика Крым
Ярослав
26 мая 2005



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Ярослав 30 августа 2006

Храм находится на юго-восточном склоне плато Эски-Кермен, в балке Джан-Газы. Высечен в отдельной глыбе, имеет два входа и небольшое окно. В настоящее время входы закрыты решетками. На северной стене просматривается фресковая роспись, нанесенная в древности по сырой штукатурке. На ней изображены три конных святых воина-мученика. Тот, что посередине, пронзает копьем дракона. Фигуры святых трактуются исследователями по-разному. Есть мнения, что это святой великомученик Георгий Победоносец в разных образах, святой Феодор Стратилат, святой Прокопий, Димитрий Солунский, кто-то из местных святых. Под фреской – надпись на греческом языке, к сожалению, не полностью сохранившаяся. Перевод оставшейся части таков: «Изсечены святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов». Роспись датируется концом XII – началом XIII вв. В полу храма, под стеной с фреской, вырублены две гробницы. В соседнем камне, напротив северного хода – также вырубленное помещение. Рядом вырублена могила. Вокруг расположен ряд земляных склепов и грунтовых могил, что говорит и о поминальном назначении храма.

Герцен А.Г., Махнова-Чернец О.А. «Пещерные города» Крыма. Путеводитель. – Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. С. 123.


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 1 января 2025

«…Храм Трех всадников - небольшой храм в Крыму в крупном обломке скалы у подножия Эски-Кермена. Он высечен в отделившейся от основного массива округлой каменной глыбе; в глыбе меньших размеров, стоящей почти вплотную, вырублена ризница (кладовая), вокруг располагалось эски-керменское кладбище. Храм имеет два входа. Между входами вдоль стен - высокие скамьи. Освещался храм двумя небольшими окнами. Храм имеет в плане форму трилистника. В полу вырублены две могилы - для взрослого и для ребенка. Эти могилы, видимо, были объектом поклонения. Это подтверждают некоторые детали в устройстве храма: углубления для подсвечников, ниша с крестом над детской могилой.

На северной стене, у большой могилы, находится единственная фреска, давшая название храму. На ней изображены три всадника в развевающихся плащах: средний из них, Георгий Победоносец, поражает копьём змея-дракона, двое других держат копья остриями вверх, а за спиной одного из всадников на крупе коня видна фигура мальчика. Общий тон фрески приглушённо синий. Нимбы всадников яркие, золотисто-охряные. Снизу под ногами коней - зелёное поле. Гармоничная по цвету, динамичная по композиции фреска, выполненная, вероятно, в XIII веке одновременно с сооружением церкви, сильно пострадала не столько от времени, сколько от варварского отношения людей.

За прошедшие десятилетия воинствующего атеизма, доходившего нередко до абсурда, во фреску стреляли дробью, швыряли камни, сдирали со стен целые фрагменты росписи, а однажды даже плеснули специально принесенной чёрной краской. И всё же уникальное творение с ликом до сих пор живо и, будем надеяться, сохранится ещё многие, многие лета. Под изображением полустёртая греческая надпись: «Высечена церковь и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов»…»

Источник: Добро пожаловать в Крым: Путеводитель / авт.-сост. Е.А.Кубов, Симферополь: «Терра-АйТи», 2017, стр.161-162


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 15 июля 2025

«…Храм «Трех всадников» расположен на юго-восточном склоне под церковью «Успения». Церковь высечена в отдельном камне, вероятно, когда-то отколовшимся от Эски-кермена. Свое название храм получил от фрески, где изображены три святых всадника. Храм, размерами 5,5×3,5×2,7 м имеет форму трилистника (конхиальную). Апсида, частично разрушенная в восточной части, полукруглая (2,6×2,4 м), отделена от наоса скальным основанием преграды, в которую вставлялись деревянные части иконостаса. В верхней части апсида выделяется каменными столбами с аркой. В центре алтаря в полу вырублено основание для престола. В стене апсиды имеется сиденье и ниша. В южной стене наоса находился жертвенник. Вдоль стен вырублена скамья 0,4×0,4 м. В полу находятся две могилы — у северной стены для взрослого, у южной, напротив входа, — детская. В южной и северной стенах вырублены квадратные окна.

В церковь вели два входа. Один, с четырьмя ступеньками, с северо-запада, размерами 1×2 м, другой, размерами 0,8×2 м размещался с юга. На северной стене расположена фреска размерами 1,85 м. По Н.И. Репникову: «На северной стене, над гробницей, фресковое изображение трех воинов-мучеников. По карнизу под ним греческая надпись, по белому полю черной краской «Изсечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов...», ниже — орнаментальная панель из параллельных зигзагообразных линий красного и черного цветов, образующих треугольники. Изображения написаны на синем фоне, сильно пострадали от намеренного повреждения. Имена изображенных не сохранились. Всадники в кирасах с закинутыми за левое плечо щитами и развевающимися плащами, с копьями в руках, едут по направлению к алтарю. Средний поражает змия, боковые держат копья остриями вверх. Ближайший к алтарю имеет на крупе коня фигуру мальчика, держащегося за луку седла. Сбруя лошадей богатая, хвосты завязаны».

Характер надписи и росписей предполагает, что фрески, несомненно, появились одновременно с сооружением храма, а границы их нанесения ограничивалась описанным изображением. В литературе известно несколько интерпретаций, изображенных на фреске святых: Федор Стратилат, Федор Тирон и Георгий Победоносец (Н.Л. Эрнст, А.В. Мальгин); Георгий В различных сценах (А.Л. Якобсон, Е.Г. Овчинникова, В.П. Степаненко); Георгий и местные воины, павшие в боях (О.И. Домбровский); Федор Стратилат, Георгий и Дмитрий Солунский (Ю.М. Могаричев), один из армянских святых (Э.М. Корхмазян). К западу от храма в отдельном камне вырублено небольшое помещение 1,8×2×1,7 м. Его можно интерпретировать и как ризницу. Датируется церковь, вероятно серединой XIII в…»

Источник: Могаричев Ю.М. "Пещерные города" в Крыму, 2005. Издательство: Симферополь, "Сонат". Серия: Новый крымский путеводитель.

https://krimoved-library.ru/books/peschernie-goroda-v-krimu9.html


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 19 июля 2025

«…Наиболее интересный из памятников Эски-Кермена — храм Трех всадников. Он уникален даже для Крыма. У нас много древних церквей, вырубленных в скальном монолите. Но вырубленных в отдельной каменной глыбе – единицы. Внутри чудом сохранилась древняя фреска «Три святых всадника». Ей почти 800 лет. Это, практически, единственная, дошедшая до наших дней средневековая роспись такой сохранности. Фреска изображает трех всадников. Средний пронзает копьем змия. Нет сомнения, что это Св. Георгий Победоносец. Два других, предположительно – Федор Стратилат и Дмитрий Солунский. За спиной одного из всадников изображен ребенок, сидящий на крупе лошади. Эта детская фигурка уже много лет вызывает споры исследователей.

Кого нарисовал древний художник? Вопросов добавляет и крохотная могильная вырубка у входа в храм, явно предназначенная для захоронения ребенка лет 5 (хотя, возможно и более старшего, если учесть, что жители средневековой Таврики не отличались большим ростом). А может быть все три фигуры на фреске изображают одно и то же лицо – Георгия Победоносца, но в трех его ипостасях: драконоборца, триумфатора и освободителя пленных? Есть и такая версия.

Сейчас попасть в храм неорганизованному туристу трудно. Бессмысленное варварство некоторых горе-путешественников привело к тому, что теперь вход внутрь перегорожен решетчатой дверью и заперт на ключ. Только так можно было уберечь бесценную роспись от разрушения. Попасть внутрь храма можно только с паломнической группой. Церковь эта на сегодняшний день действующая. Но богослужения проводятся лишь по особым случаям. Правит службу батюшка из Холмовки…»

По материалам статьи «Пещерный город Эски-Кермен» на авторском сайте Натальи Головиной «Путеводитель для друзей»: https://golovina14.ru/

Пещерный город Эски-Кермен - Путеводитель для друзей


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 1 декабря 2025

Храм «Трех всадников» расположен на юго-восточном склоне под церковью «Успения». Церковь высечена в отдельном камне, вероятно когда-то отколовшимся от останца Эски-Кермена. Свое название храм получил от фрески, где изображены три всадника. Известны упоминания о церкви в литературе XIX в. Подробно ее опубликовал Н. Эрнст. На росписи, по его мнению, изображены «вероятно Георгий Победоносец или Федор Стратилат, Дмитрий Солунский и Федор Тирон. Вернее всего два Федора и Георгий». Последний вывод основывается на том, что в «Камеральном описании Крыма» (1783 г.) в соседней деревне Черкес-Кермен упоминается церковь двух Федоров. Датировал исследователь храм XIV XV вв., отметив, что росписи подновлялись и в XVIII в.

Не обошел вниманием памятник и Н. Репников. Со ссылкой на В. Латышева и В. Григоровича, последний видел на фреске надпись с датой 12..., он относил создание храма к XIII в. Исследователь обошел проблему характера изображений на фресках, отметив, что имен не сохранилось. А. Якобсон упоминает о церкви и публикует при этом ее план. Он считал, что росписи изображают Георгия, а сами они «выполнены рукой большого мастера».

О. Домбровский детально рассмотрел фреску храма. Он интерпретировал изображенных: в центре Георгий Победоносец, а по бокам от него местные воины, павшие в боях, над могилой которых и был сооружен Мартирий. Распространенное предположение о том, что на фреске во всех изображениях надо видеть Георгия, О. Домбровский считал необоснованной. Гипотеза Домбровского подверглась критике со стороны Е. Овчинниковой, которая считает, что на росписях присутствует Георгий, представленный в сценах «Чудо со спасенным из плена пафлагонским отроком», «Поражения копьем дракона» и «Надежного защитника, готового прийти на помощь» (левый всадник). А. Мальгин посчитал возможным вернуться к предложению Н. Эрнста, правда, не упомянув почему-то о своем предшественнике.

Рассмотрим архитектурные особенности церкви.

Храм, размерами 5,5×3,5×2,7 имеет форму трилистника (конхиальную). Апсида, частично разрушенная в восточной части, полукруглая (2,6×2,4 м), отделена от наоса скальным основанием преграды, в которую вставлялись деревянные части иконостаса. В верхней части апсида выделяется каменными столбами с аркой. В центре алтаря в полу вырублено основание для престола. В стене апсиды имеется сиденье и ниша. В южной стене наоса, по предположению Н. Репникова, находился жертвенник. Вдоль стен вырублена скамья 0,4×0,4 м. В полу находятся две могилы — у северной стены для взрослого, у южной, напротив входа, — детская. Обработка церкви — Т. 3. В южной и северной стенах вырублены два квадратных окна.

В церковь вели два входа. Один, с четырьмя ступеньками, с северо-запада, размерами 1×2 м, другой, размерами 0,8×2 м, размещался с юга.

На северной стене расположена фреска размерами 1,85 м. В связи с тем, что вопрос о толковании ее образов не решен окончательно, приводим описание Н. Репникова, который отметил только изображения, воздержавшись от выводов: «На северной стене, над гробницей, фресковое изображение трех воинов-мучеников. По карнизу под ним, греческая надпись, по белому полю черной краской «Изсечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов...», ниже орнаментальная панель из параллельных зигзагообразных линий красного и черного цветов, образующих треугольники.

Изображения написаны на синем фоне, сильно пострадали от намеренного повреждения. Имена изображенных не сохранились. Всадники в кирасах с закинутыми за левое плечо щитами и развевающимися плащами, с копьями в руках, едут по направлению к алтарю. Средний поражает змия, боковые держат копья остриями вверх. Ближайший к алтарю имеет на крупе коня фигуру мальчика, держащегося за лук у седла. Сбруя лошадей богатая, хвосты завязаны. Возникает вопрос, был ли храм расписан полностью или роспись ограничивалась описанным изображением. Утверждаем последнее на основании следующего соображения. Грунт изображения заготовлен враз, не имеет ни разрывов, ни швов, был по сырой штукатурке расписан сразу. На стенках нет ни малейшего намека на штукатурку, гладкая их поверхность, выровненная зубаткой, не удержала бы известкового намета. Позднейших переделок в храме нет, приведенный текст надписи говорит, что роспись одновременна устройству самого храма. К сожалению, дата надписи в настоящее время утрачена, но В.М. Григорович в 1873 г. видел окончание ее «67—12.. г.».

К западу от храма в отдельном камне вырублено небольшое помещение 1,8×2×1,7 м, с обработкой Т. 2. Н. Репников считал его усыпальницей. Однако, по нашему мнению, его можно интерпретировать и как ризницу.

В вопросе датировки церкви следует согласиться с Н. Репниковым, А. Якобсоном и О. Домбровским — XIII в. (если сведения Григоровича верны). Хотя в росписях, как отмечал О. Домбровский, присутствуют и черты XIV в. Разумную гипотезу об изображенных на фресках, по нашему мнению, выдвинул Н. Эрнст, который предполагал, что это Федор Стратилат, Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. Однако, как отмечалось, из-за наличия в Черкес-Кермене церкви двух Федоров, исследователь заменил Дмитрия на Федора Тирона. По нашему мнению, принадлежность храма «Трех всадников» деревне выглядит сомнительной. Последняя находилась в соседней балке, а ближайшей к ней пещерной церковью был храм «Донаторов». К тому же наша церковь закрыта от деревни останцом Эски-Кермена. Поэтому, скорее всего, в Черкес-Кермене был свой наземный храм двух Федоров.

Подтверждают наше предположение и росписи соседнего храма «Донаторов», где присутствуют все три перечисленные персонажа, очевидно, популярные в округе Эски-Кермена. Нет сомнений, что церковь «Трех всадников» — это Мартирий. Отметим, что она расположена на территории некрополя. В связи с этим рассмотрим предполагаемую связь между «Большим храмом» в районе подъемной дороги и храмом «Трех всадников». Обращает на себя внимание сходство планов (конхиальные формы) и функционального назначения (часовни). С другой стороны, отличаются их пропорции, формы апсид, датировки. Учитывая, что подобный тип церквей редок в Крыму, можно предположить, что при создании «Трех всадников» (которому предстояло стать часовней над могилой знатного жителя Эски-Кермена) за архитектурную основу был взят «Большой храм» — самая большая в это время часовня поселения.

Источник: Могаричев Ю. М. «Пещерные церкви Таврики». - Симферополь: Таврия, 1997. Шулдан

https://krimoved-library.ru/books/peschernie-cerkvi-tavriki19.html



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.