ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Свердлово. Церковь Воздвижения Креста Господня.

Крестовоздвиженская церковь


Свердлово. Церковь Воздвижения Креста Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня, Димитрия Солунского, Иоанна Богослова
Год постройки:Между 1774 и 1800.
Архитектор:Г.Е. Дикушин (?)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Тверская область, Конаковский район, село Свердлово

Координаты: 56.632937, 36.613558
Проезд:на автомобиле по трассе Москва - Санкт-Петербург до 115 км, поворот на г. Конаково, далее левый поворот по указателю Отель "Дафна"



Сортировка:

Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Hramsohran
28 марта 2021
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Hramsohran
28 марта 2021
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Каменев АндронАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 июня 2020
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Михаил и ГалинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
3 августа 2019
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
МОРПЕХ879
8 июня 2017
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
МОРПЕХ879
8 июня 2017
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
yozik
24 апреля 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
18 июля 2005
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1993
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1993
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Hramsohran
28 марта 2021
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Hramsohran
28 марта 2021
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Выголов Никита
10 августа 2019
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
МОРПЕХ879
8 июня 2017
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
МОРПЕХ879
8 июня 2017
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
yozik
24 апреля 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
yozik
24 апреля 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1993
Церковь Воздвижения Креста Господня, Южный придел Иоанна Богослова<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Южный придел Иоанна Богослова
ТМВ
21 мая 2021
Церковь Воздвижения Креста Господня, Южный придел Иоанна Богослова (западная стена)<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Южный придел Иоанна Богослова (западная стена)
ТМВ
21 мая 2021
Церковь Воздвижения Креста Господня, Центральный придел Воздвиженья Креста Господня<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Центральный придел Воздвиженья Креста Господня
ТМВ
21 мая 2021
Церковь Воздвижения Креста Господня, Центральный придел Воздвиженья Креста Господня<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Центральный придел Воздвиженья Креста Господня
ТМВ
21 мая 2021
Церковь Воздвижения Креста Господня, Центральный придел Воздвиженья Креста Господня<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Центральный придел Воздвиженья Креста Господня
ТМВ
21 мая 2021
Церковь Воздвижения Креста Господня, Северный придел Димитрия Солунского<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Северный придел Димитрия Солунского
ТМВ
21 мая 2021
Церковь Воздвижения Креста Господня, Северный придел Димитрия Солунского<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Северный придел Димитрия Солунского
ТМВ
21 мая 2021
Церковь Воздвижения Креста Господня, Северный придел Димитрия Солунского<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Северный придел Димитрия Солунского
ТМВ
21 мая 2021
Церковь Воздвижения Креста Господня, Паперть<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Паперть
ТМВ
21 мая 2021
Церковь Воздвижения Креста Господня, Иконостас главного придела<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Иконостас главного придела
Каменев АндронАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 июня 2020
Церковь Воздвижения Креста Господня, Роспись потолка алтаря южного придела (скан фото 90х годов).<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Роспись потолка алтаря южного придела (скан фото 90х годов).
ТМВ
1 января 1990
Церковь Воздвижения Креста Господня, Роспись алтаря южного придела (скан фото 90х годов).<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Роспись алтаря южного придела (скан фото 90х годов).
ТМВ
1 января 1990
Церковь Воздвижения Креста Господня, Роспись алтаря северного придела (скан фото середины 90-х годов)<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Роспись алтаря северного придела (скан фото середины 90-х годов)
ТМВ
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Hramsohran
28 марта 2021
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
yozik
24 апреля 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
yozik
24 апреля 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Алексей Кротов
2 августа 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Алексей Кротов
2 августа 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня, ворота церковной ограды<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
ворота церковной ограды
Илья Гапиенко
1 мая 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня, Церковь Воздвиженья Креста Господня. На переднем плане Часовня во имя Александра Невского. Вид с юго-запада.<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Церковь Воздвиженья Креста Господня. На переднем плане Часовня во имя Александра Невского. Вид с юго-запада.
Елена Филиппова
28 июля 2005
Церковь Воздвижения Креста Господня, Угловой фрагмент ограды<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Угловой фрагмент ограды
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
18 июля 2005
Церковь Воздвижения Креста Господня, Федоровская церковь 1714 г. на кладбище села Новое (Свердлово)<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Федоровская церковь 1714 г. на кладбище села Новое (Свердлово)
Сергей Марцевич
Церковь Воздвижения Креста Господня, Федоровская церковь 1714 г. на кладбище села Новое (Свердлово)<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Федоровская церковь 1714 г. на кладбище села Новое (Свердлово)
Сергей Марцевич
Церковь Воздвижения Креста Господня, Федоровская церковь 1714 г. на кладбище села Новое (Свердлово)<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Федоровская церковь 1714 г. на кладбище села Новое (Свердлово)
Сергей Марцевич
Церковь Воздвижения Креста Господня, Реставрация<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Реставрация
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
10 февраля 2024
Церковь Воздвижения Креста Господня, 1994<br>, Свердлово, Конаковский район, Тверская область
1994
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1994
Церковь Воздвижения Креста Господня, , Свердлово, Конаковский район, Тверская область
Алексей Кротов
2 августа 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 5 декабря 2005

Каменная Крестовоздвиженская церковь сооружена на площади в середине села в самом конце ХVIII в. тщанием прихожан, по преданию, на месте сгоревшей деревянной церкви. В ней три престола: во имя Воздвижения Креста Господня, апостола Иоанна Богослова и великомученика Димитрия.

В середине 1860-ых гг. трапезная церкви ввиду «тесноты и невместительности» была расширена, заново устроены приделы. Стены расписаны в 1843 г., «возобновляемо было письмо» в 1873 г. Через десять лет выкрашена кровля на сводах церкви, в 1884 г. «начато устройство» новой белокаменной ограды в псевдорусском стиле, на углу которой поставили новую часовню во имя Александра Невского. Крупные реставрационные работы проводились в храме и на рубеже ХIХ-ХХ вв. В 1930-ые гг. Свердлово вошло в состав Калининской области.

В 1937 г. при образовании Иваньковского водохранилища, село оказалось на самом берегу Волги. В первые годы войны церкви удалось выстоять по счастливой случайности. За двести лет существования она закрывалась несколько раз, но на непродолжительное время. На местном кладбище относительно недавно стояла также деревянная церковь.


AlexG 10 декабря 2007

Церковь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня села Свердлово (Нового) Клинского уезда Московской губернии (ныне - входит в Конаковский район Тверской области) была построена в 1800 г. вместо обветшавшей деревянной церкви силами прихожан - крестьян, местных помещиков и торгово-промышленных людей.

Здание храма первоначально состояло из увенчанного пятиглавием двусветного четверика с полукруглой апсидой, обширной трапезной, где по древним обычаям могли разместиться за столами все прихожане, и шестиярусной колокольни, высота которой составляет 42 м от подножия до венчающего ее креста. Теплые приделы - южный во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и северный - во имя святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого построены позднее, в 1865 г., на месте трапезной.

В 1883-1884 гг. церковный участок был обнесен белокаменной с художественной металлической решеткой оградой, на северной и южной сторонах возведены трехпролетные ворота. Церковь стояла в центре большого богатого села, расположенного на берегу Волги. С южной стороны к ней примыкала базарная площадь, с восточной и северной — присутственные, административные учреждения, а вдоль западной пролегал оживленный тракт Корчева - Завидово - Клин, соединяющий уездный город Корчева, фаянсо-фарфоровую фабрику Кузнецова (нынешний город Конаково), сотни таежных деревень с главной магистралью России Санкт-Петербург - Москва.

Знаменательное событие в жизни храма произошло в первые годы XX в., когда его посетил святой праведник Иоанн Кронштадтский. Отец Иоанн соборно со священниками церкви совершил Божественную литургию и обратился к многочисленным прихожанам с проповедью, в которой сказал, что Крестовоздвиженская церковь «будет стоять и славословить Имя Божие до конца мира».

В 1930-е гг. был расстрелян настоятель отец Павел, отправлены в ссылку прихожанки, бывшие насельницы закрытых монастырей, упорствующие в монашестве. В начале войны храм было решено взорвать, чтобы наступавшие немцы не могли использовать его как огневую точку. 26 ноября 1941 г. все было подготовлено к размещению зарядов. Немцы в село не заходили, а о грозившей храму опасности и по сей день напоминает выдолбленная в стене колокольни ниша для закладки тола.

Щедрые пожертвования позволили начать ремонтно-восстановительные работы, и храм постепенно начал обретать прежний величественный облик. Уже отреставрированы 12 икон, напрестольные Евангелия и купол колокольни, а сама колокольня побелена снаружи. Храмовые купола перекрываются медью с золочеными украшениями.

По материалам информационного портала г. Конаково http://www.konakovo.org/cerkov.php


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 30 января 2018

Взамен двух сгоревших деревянных церквей в селе Новом (ныне Свердлово), освящённых в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в 1800 году возвели каменный храм. История не донесла до нас подробности этого строительства, а также имена архитекторов, живописцев и богомазов. Беря во внимание традиции того времени, можно с полной уверенностью сказать, что и проектировали, и строили, и расписывали храм простые люди, а деньги давали местные помещики, промышленники и торговцы. Некоторые исследователи называют среди возможных авторов проекта крепостных графа Н.П. Шереметева - Миронова и Дикушина. Однако никаких документальных подтверждений этому обнаружить не удалось. Называются также фамилии жителей села Нового, пожертвовавших личные средства на строительство храма, это некие Павел Шувалов, Антон Прорехин, Павел Бурдаков и другие. А вот деньги немалые, наверняка дал и тогдашний владелец села граф Н.П. Шереметев, слывший чрезвычайно состоятельным человеком. По документам, обнаруженным московским краеведом и исследователем Дмитрием Рубцовым, автором книги "Клинский уезд по документам ХV-ХVIII веков" (Издательство "Христианская жизнь", Клин, 2009), видно, что изначально церковь в селе Новом была освящена во имя Иоанна Богослова и лишь спустя какое-то время, стала именоваться Крестовоздвиженской. В одном из документов, датированном 1624 годом, имееется следующая запись: "Село Новое на реке, на Волге, а в селе церковь во имя Иоанна Богослова, деревянна, клецки, а в церкви Божия милосердия образы и свечи, и книги, и ризы, и всякое. Строение мирское приходных людей. Да в селе двор, поп Борис Андреев..."

По некоторым сведениям, упоминаемая церковь Иоанна Богослова находилась в северной части Нового на самом берегу Волги, и когда на новом месте, южнее села, в середине ХVII века поставили первую деревянную Крестовоздвиженскую церковь, то старую спустя какое-то время просто разобрали. Но это лишь предположение. Новый храм стоял на высоком сухом взгорке рядом со старым сельским погостом. В одном из документов, датированном 1709 годом, содержится следующая запись: "... вотчина боярина, князя Михаила Яковлевича Черкесского село Новое на реке на Волге, в том селе церковь Божья во имя Иоанна Богослова, деревянная... со всякой церковной утварью. К той церкви земля старинная церковная, во дворе поп Иван..." Спустя шесть лет, в 1715 году, была сделана другая запись: "За князь Алексеем Михайловичем Черкасским - вотчина село Новое. В том селе церковь деревянная во имя Иоанна Богослова. При той церкви во дворе поп Яков Иванов 45 лет, жена его Анисья Петрова 43 года..." В 1755 году пожар уничтожает первую деревянную Крестовоздвиженскую церковь. В документах за 1769 год встречается запись: "Новое на Волге, село Повольского стана, владение графа Петра Борисовича Шереметева..." В документах за 1774 год впервые появляется упоминание церкви Воздвижения Честного Креста Господня вместе с фамилиями священников Ивана Дмитриева и Михаила Фёдорова. Видимо, в том же году она, как и первая, была уничтожена пожаром, и Шереметев начинает строительство нового, теперь уже каменного храма. В 1800 году было завершено строительство каменного храма. До 1825 года в Крестовоздвиженском храме было два престола: тёплый во имя Воздвижения Креста Господня и холодный, освящённый во имя апостола Иоанна Богослова (в память о первой деревянной церкви). В 1827 году был освящён ещё и левый придел - во имя великомученика Димитрия Солунского. В 1843 году расписаны свод и стены главного придела.

В 1864 году началась реконструкция церкви, в результате которой полностью были разобраны южный и северный приделы, а взамен построено помещение шириной 35,5 метра и длиной - 28 метров. В 1883-1884 годах храм вместе с прилегающим земельным участком обнесли оградой из белого камня с художественной металлической решёткой в псевдорусском стиле, в юго-западном углу построили часовню, освящённую во имя святого благоверного князя Александра Невского, с северной и южной сторон соорудили трёхпролётные ворота. С юга к храму примыкала сельская базарная площадь, с восточной и северной сторон - административные учреждения. В пяти километрах от храма имелась приписная часовня, она, как говорится в одном казённом документе, "неизвестно кем, когда и для чего" была построена. Но простояла, меж тем, более полутора веков - разобрали её лишь в 1978 году. Местные жители утверждают, что строители, которые сносили часовню, были поражены отличной сохранностью строения. Говорят, что брёвна бывшей часовни перевезли в соседнюю деревню Вахромеево и сложили из них дачный домик.

В самом начале ХХ века эти места посетил праведный Иоанн Кронштадтский, который соборно вместе со священниками церкви совершил Божественную литургию, в ходе которой обратился к многочисленным прихожанам с проповедью. "Крестовоздвиженская церковь, - сказал он, - будет стоять и славославить Имя Божие до конца мира..."

В 1930-е годы село Новое, ставшее к тому времени Свердловым вошло в состав Калининской области. В 1936-м году чекисты расстреляли настоятеля храма отца Павла (Честного), а часть прихожан отправили в ссылку. Когда в 1937 году построили на Волге дамбу и залили Иваньковское водохранилище, деревня Борки, расположенная на противоположном берегу Волги, как и уездный город Корчева и ещё несколько десятков сёл и деревень, оказались на его дне. Многие жители перебрались в Свердлово. В годы Великой Отечественной войны храм практически не пострадал, хотя при отступлении наших частей его было решено взорвать, чтобы фашисты не смогли оборудовать на колокольне удобную огневую точку. Из донесения видно, что в конце ноября 1941 года сапёры подготовили для взрыва всё необходимое - по сей день о грозившей храму опасности напоминает выдолбленная в стене колокольни глубокая ниша, куда должны были заложить толовые шашки. По какой-то причине машина со взрывчаткой задержалась в пути, и сапёры, не дождавшись её, были вынуждены отступить. По иронии судьбы, немцы в Свердлово так и не зашли. По местному преданию, именно икона Божией Матери "Неопалимая Купина", считающаяся одной из главных святынь храма, в ноябре 1941 года спасла храм и село Свердлово от полного уничтожения.

Годы и погодные катакликзмы нанесли неотапливаемой церкви серьёзный ущерб. Сильно пострадала утварь, фундамент и цоколь, но главное - храмовые иконы, болшинство из них нуждается в серьёзной реставрации. Сильно обветшала ограда. В 1980-е годы были проведены некоторые восстановительные работы, но они носили скорее косметический характер. В 1991 году на звонницу были подняты колокола, а в июне 1995 года на куполах засияли позолоченные кресты. Храм Воздвижения Креста Господня в Свердлове сочетает в себе многие элементы раннего русского классицизма - архитектура его строга и основательна, а детали не бросаются в глаза лишней вычурностью. Первоначально здание храма выглядело как двусветный четверик, увенчанный пятью главками. Имелась просторная трапезная, в которой могли разместиться все прихожане. Колокольня насчитывала четыре яруса и превышала отметку в 40 метров, если считать от земли до подножия креста. В 1865 году к трапезной и основному объёму пристроили два просторных и тёплых придела с арочными окнами: южный и северный.

В настоящее время храм представляет собой высокое четырёхугольное сооружение с апсидой, тремя рядами окон и рядами кокошников под карнизом. Здание увенчано всё тем же пятиглавием. Лишь барабан центрального купола имеет окна. Колокольня с квадратными ярусами и большими арками звона увенчана небольшой главкой на глухом барабане. Над окнами апсиды и первого света четверика в квадратных нишах сохранились остатки скульптур в виде головок херувимов, но со временем очертания их были сглажены, лица стали менее выразительными. Над высокими окнами второго света находятся прямоугольные ниши. Боковые приделы, которые появились шестьюдесятью годами позже, имеют более художественную архитектуру благодаря мощным килевидным кокошникам - по два с каждой стороны, и интересно оформленным большим окнам. В центре кокошников находятся медальоны с изображением святых. Фасады боковых приделов разделены на прясла двойными и тройными лопатками. Два центральных прясла имеют сдвоенные окна, разделённые полуколонками, в центре которых находятся квадратные ниши, в которые, в свою очередь, вставлены иконы святых. Над окнами находятся медальоны с изображением креста, очень похожего на кресты тамплиеров. Массивная апсида, как бы составляющая единое целое с фасадами боковых приделов, перекрыта полукруглой конхой. Она так же разделена лопатками на прясла: в центральной части вместо оконного проёма находится фреска с изображением иконы Воздвижения Креста Господня, в боковых - простые прямоугольные окна. Над оконными проёмами, в квадратных нишах сохранились остатки скульптур херувимов, упоминаемых ранее. Наибольшая длина всего храма - 39 метров, ширина - 30 метров, высота четверика - 20 метров.

Любопытный факт: полы в храме не менялись ни разу. Сегодня мы можем видеть результат ремонта и реставрации внутреннего пространства храма, проведённые в первые годы ХХ столетия при участии владельца поместья Карачарова Григория Гагарина, профинансировавшего и лично оформлявшего существующие иконостасы. Кроме того, о работах, проведённых в тот период, коротко рассказывает бронзовая дощечка на западной стене храма. На ней выгравирована такая надпись: "Храм возобновлен 1-го сентября 1901 года иждивением почетного бывшего крестьянина с. Нового Алексеем Ивановичем Бурдаковым. Позолота иконостасов выполнена в Москве на фабрике Сергея Лизеевича Гетрова, а орнаментальная живопись - Иваном Артемьевичем Толстым". В главном иконостасе - резном и позолоченном, а также в иконостасах приделов в годы расцвета храма насчитывалось более сотни икон, обрамлённых в позолоченные рамы. Ещё 24 образа, также в позолоченных рамах, находились вне иконостасов. Сегодня можно с уверенностью сказать, что после работ, выполненных внутри храма в последние годы, благолепие постепенно возвращается.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №274, 2018 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 11 мая 2024

«…Еще одна высокая пятиглавая церковь на правом берегу Волги издалека привлекает внимание. Построенная в 1800 году, в характерном для провинции смешении древнерус­ских и классицистических форм, Воздвиженская церковь в Свердлове (прежде — село Новое) выразительнее издали, чем вблизи. И ее измельченные кокошники, превративши­еся в узкий поясок под карнизом, и жиденькие пилястры одинаково далеки от своих классических прообразов.

Чуть выше по реке в густой зелени кладбища скрыта от глаз небольшая деревянная церковь типа восьмерик на четверике. Яснее, чем в камне, куда этот тип явно перешел от деревянных построек, ощущается здесь простая и ясная логика архитектурных форм, их зависимость от материа­ла, от самой структуры деревянного сруба. Впрочем, сруб в этой церкви обшит досками, и в эту обшивку введены клас­сические детали, заимствованные из каменной архитектуры: по торцам бревен тянутся вверх пилястры, над ними — пологие фронтоны. Форма этих фронтонов любо­пытно изменена: они имеют снаружи округлые, килевидные очертания. Кажется, что архитектор хотел вернуться к древнерусским формам, но еще боялся отойти далеко от классики. По этой детали церковь можно было бы датиро­вать серединой XIX века, но ведь это относится только к формам обшивки. Сам сруб, который в старину не принято было обшивать, мог быть построен гораздо раньше.

Деревянная церковь теперь редкость в этих местах, а когда-то подобные были в каждом селе. Лишь в XVIII — начале XIX века большинство их было заменено камен­ными. Новое еще в XVII веке было крупным селом, цент­ром одной из трех волостей Клинского уезда. И его клад­бищенская церковь может при исследовании оказаться намного старше своей каменной соседки…»

Из книги: Герчук Ю.Я., Домшлак М.И. «Художественные памятники Верхней Волги от Калинина до Ярославля», 1976 г. http://www.rusarch.ru/gerchuk1.htm


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 18 октября 2025

С южной стороны, за околицей села, на возвышенном сухом месте, где сейчас стоит Крестовоздвиженская церковь, находилось кладбище, на котором построили деревянную однопрестольную со звонницей Крестовоздвиженскую церковь. 14 сентября (ст. ст.) 1651 года ее освятил епископ Иона.

Архивные документы свидетельствуют, что Крестовоздвиженская церковь села Нового сгорела в 1755 году. Прихожане на свои средства построили новый деревянный храм, который опять-таки сгорел 20 июня 1796 года. Лишившись за полвека двух церквей, жители прихода вынуждены были построить третий храм, на этот раз несгораемый – каменный.
Каменную церковь строили всем «миром». Руками прихожан было изготовлено два с половиной миллиона кирпичей. Привезено из Старицы на плотах и барках 150 кубометров белого камня. Рыли котлован, возили песок, помогали мастерам тесать камень. Поднимали на стены кирпич и раствор. Каждый двор в течение всех лет строительства вносил определенное количество куриных яиц, так как для крепости кладки кирпича замес раствора делали на яйцах. Все, что могли делать мужицкие руки, было сделано с душой, добротно.

Деньги собирали главным образом на оплату артели строителей, иконописцев, мастеров, изготовлявших иконостасы. Значительную сумму денег пожертвовал владелец села граф Н.П. Шереметев. Ощутимые деньги на строительство храма пожертвовали жители Нового: Павел Шувалов, Ларион Вороненков, Антон Прорехин, Павел Бурдаков. Строительство велось быстрыми темпами, и 27 сентября (н. ст.) 1800 года епископ Павел (Зернов) освятил главный престол в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Обустройство приделов растянулось на долгие годы.

Построенная на высоком белокаменном цоколе церковь по внешнему виду и внутренней планировке заметно отличалась от современной. В плане она состояла из собственного храма – высокого двухъярусного четверика , на востоке заканчивающегося полукруглой апсидой , несколько уже храма. К четверику примыкал вытянутый одноярусный четырехугольник с двумя апсидами заметно меньшими, по сравнению с апсидой храма, размерами. Колокольня стояла отдельно, и вход на нее был с южной стороны. По существу, архитектор взял за основу обычную для сельских храмов XVIII века композицию – храм с апсидой, трапезная , колокольня. В эту традиционную схему он внес изменения: вместо трапезной – два придела, которые никак не вписывались в единый внутренний ансамбль.

В 1821 году в справке, поданной Преосвященному Афанасию, епископу Дмитровскому и викарию Московскому, отмечается, что построенная в 1800 году каменная церковь в селе Новом имеет два холодных престола: «Во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и во имя святого апостола-евангелиста Иоанна Богослова. Тогда как обозначенный в храмозданной грамоте третий престол во имя великомученика Димитрия Солунского еще не устроен. Не закончено иконописание и отделка внутренних стен». Работы в этом приделе были окончены в 1827 году. Но устроение и украшение храма и обоих приделов продолжалось и в последующие годы.

Свод и стены главного храма были расписаны в 1843 году. По сведения 1842 года приход состоял из 412 дворов: 1424 мужчины и 1657 женщин. Церкви принадлежали: каменная лавка и две часовни, из которых одна - каменная, в ограде (построенная в 1814 году) - служила для помещения ветхих икон, а другая - деревянная Успенская (в пяти верстах к северо-востоку).

В середине девятнадцатого века численность населения прихода ежегодно увеличивалась в среднем на 23-24 человека. Когда на праздничные службы собиралось до двух тысяч прихожан, многим из-за тесноты приходилось стоять на улице. Расширить храм можно было за счет реконструкции приделов.

В центральном историческом архиве г. Москвы хранится прошение от 4 февраля 1861 года, в котором прихожане и клир Крестовоздвиженской церкви просят митрополита Московского святителя Филарета разрешить перестроить трапезную и ветхую ограду. Для проведения работ уже имелось 4 тысячи рублей серебром и заготовлено более 500 тысяч штук кирпича. Прошение подписали от причта: отец Василий Соболев (старший священник), отец Михаил Березкин (второй священник), диакон Иоанн Маркович Честнов, дьячок Самсон Васильевич Сперанский, дьячок Иоанн Григорьевич Зубатов. Вскоре разрешение было получено и спустя некоторое время все заявленные работы были выполнены.

В 1874 г. митрополит Филарет (Дроздов) совершил Великое освящение в новой трапезе двух приделов храма. Храм стал смотрется как единое строение, сочетающее в себе элементы раннего классицизма с приемами русской церковной архитектуры XVII века.

В 1883-1884 годах церковный участок был обнесен белокаменной с художественной металлической решеткой оградой в псевдорусском стиле длиной 280 метров, на на юго-западном углу которой поставили новую часовню во имя Александра Невского, на северной и южной сторонах возведены трехпролетные ворота. С южной стороны к храму примыкала базарная площадь, с восточной и северной — присутственные, административные учреждения, а вдоль западной пролегал оживленный тракт Корчево - Завидово - Клин. На рубеже ХIХ-ХХ веков в храме вновь произведены крупные реставрационные работы.

В послереволюционные годы храм не закрывался, но и не ремонтировался. Денег на отопление, текущие ремонтные работы не было. Здание ветшало, полы, иконостас северного придела разрушились. В 1930-е годы село Новое, ставшее к тому времени Свердловым вошло в состав Калининской области. В 1936-м году чекисты расстреляли настоятеля храма отца Павла (Честного).

В начале войны храм было решено взорвать, чтобы наступавшие немцы не могли использовать его как огневую точку. 26 ноября 1941 года все было подготовлено к размещению зарядов, но машина со взрывчаткой так и не пришла, и саперам пришлось уйти. Немцы в село не заходили, а о грозившей храму опасности и по сей день напоминает выдолбленная в стене колокольни ниша для закладки тола.

Со времени реставрации, проведенной почти сто лет назад, сколько-нибудь существенных текущих или восстановительных работ в церкви не производилось. Случалось, что в сорокаградусные морозы она не отапливалась. В результате храм оказался на грани разрушения, повреждены фнекоторые стены и цоколь строения, почти полностью разрушен северный придел. Сильно пострадали храмовые иконы — почти все они нуждались в срочной реставрации. Сильно обветшала ограда. В плачевном состоянии находится церковная утварь, в числе которой были высокохудожественные произведения конца ХVIII - начала ХIХ веков. Косметические и ремонтно-восстановительные работы начались лишь с середины 1980-х годов.

В 1991-м году на звонницу были подняты колокола. В июне 1995-м года на куполах храма засияли позолоченные кресты. В последующие годы в Крестовоздвиженском храме был проделан обширный объем ремонтно-восстановительных работ. Восстановлена и украшена мозаичной иконой-триптихом часовня. Отремонтирован правый придел храма, отреставрированы напольные подсвечники и 12 икон, напрестольные Евангелия и купол колокольни, а сама колокольня побелена снаружи. В обоих приделах смонтирована отопительная газовая система. Храмовые купола перекрываются медью с золочеными украшениями.

В XXI столетии купола храма оделись медью, а главный купол - позолотой. Летом 2020 года обустроена южная паперть с сенью. Весной 2020 полностью закреплена, очищена живопись в центральном алтаре. Производились работы по укреплению, расчистке живописи в западной части храма, в том числе, на своде. Полностью демонтированы полы главного алтаря и центральной части храма. Положены новые лаги и обустроен, покрашен пол.

С мая 2023 года проводится масштабная работа по реставрации храма, ограды с часовней, строительства нового, взамен обетшавшого и нерационального дома причта. Концерну «КРОСТ» предстояло полное восстановление и реставрация храмового комплекса на новой материальной базе с учетом всех требований пожарной безопасности, вентиляции и дымоудаления, а также установления систем удаления свечного нагара, охранной сигнализации и видеонаблюдения. Планировалось создать новую систему отопления на основе старых отопительных каналов, которые были заложены в стенах более 200 лет назад. В рамках масштабной реставрации памятника архитектуры, установлена и освящена звонница из отлитых, исторических 9 колоколов, где самый большой колокол — 5150 кг. Новые колокола были отлиты на Воронежском колокололитейном заводе.

Любопытный факт: полы до 1998 года, в храме не менялись ни разу. Сегодня мы можем видеть результат ремонта и реставрации внутреннего пространства храма, проведённые в первые годы ХХ столетия при участии владельца поместья Карачарова Григория Гагарина, профинансировавшего и лично оформлявшего существующие иконостасы. Кроме того, о работах, проведённых в тот период, коротко рассказывает бронзовая дощечка на западной стене храма. На ней выгравирована такая надпись: “Храм возобновлен 1-го сентября 1901 года иждивением почетного бывшего крестьянина с. Нового Алексеем Ивановичем Бурдаковым. Позолота иконостасов выполнена в Москве на фабрике Сергея Лизеевича Гетрова, а орнаментальная живопись – Иваном Артемьевичем Толстым”. В главном иконостасе – резном и позолоченном, а также в иконостасах приделов в годы расцвета храма насчитывалось более сотни икон, обрамлённых в позолоченные рамы. Ещё 24 образа, также в позолоченных рамах, находились вне иконостасов. Сегодня можно с уверенностью сказать, что после работ, выполненных внутри храма в последние годы, благолепие постепенно возвращается.

В Крестовоздвиженской церкви хранятся особо-чтимые святыни, среди которых можно выделить: мощи святой великомученицы Варвары в главном алтаре, икона с частицей её мощей в приделе Иоанна Богослова, икона Божией Матери "Троеручица", копия чудотворной иконы, что в Белобережской пустыни, икона Божией Матери "Неопалимая Купина", спасшая село Свердлово от сожжения 21-22 ноября 1941 года, икона Божией Матери "Скоропослушница", икона Божией Матери "Казанская", икона святителя Николая Можайского, список с чудотворного образа из Иосифо-Волоколамского монастыря, в 1871 году остановившего чуму, распространявшуюся по берегам Волги, старинная, в серебропозолоченном окладе, тонкой чеканки икона святого Георгия Победоносца.

С сайта: https://drevo-info.ru/articles/23286.html/СВЕРДЛОВСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ХРАМ.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.