ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Рдейская пустынь. Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор бывшего Рдейского монастыря


Рдейская пустынь. Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор. Не действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1898 и 1902.
Архитектор:И.Т. Барютин, А.С. Каминский
Адрес:
Новгородская область, Холмский район, Рдейская пустынь

Координаты: 57.282644, 30.889964





Сортировка:

Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фасад<br>, Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Фасад
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Восточный фасад<br>, Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Восточный фасад
oldboy
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Сергей Матюхин
17 февраля 2013
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Pavel
6 января 2005
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Pavel
6 января 2005
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Южное крыльцо<br>, Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Южное крыльцо
oldboy
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Сергей Матюхин
17 февраля 2013
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
yozik
27 февраля 2011
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2008
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, южный (юго-восточный) вход в главный объем<br>, Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
южный (юго-восточный) вход в главный объем
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2008
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, фрагмент западного (северо-западного) фасада<br>, Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
фрагмент западного (северо-западного) фасада
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2008
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, фрагмент восточного (северо-восточного) фасада (апсиды)<br>, Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
фрагмент восточного (северо-восточного) фасада (апсиды)
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2008
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Pavel
6 января 2005
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Pavel
6 января 2005
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Купол<br>, Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Купол
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Иконостас придела<br>, Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Иконостас придела
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Трансепт<br>, Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Трансепт
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Центральный иконостас<br>, Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Центральный иконостас
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 февраля 2017
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Сергей Матюхин
17 февраля 2013
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Иконостас придела<br>, Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Иконостас придела
yozik
27 февраля 2011
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Олег Цыба
15 октября 2005
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Pavel
6 января 2005
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Pavel
6 января 2005
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Pavel
6 января 2005
Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Рдейская пустынь, Холмский район, Новгородская область
Pavel
6 января 2005



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 20 сентября 2018

Рдейский мужской монастырь был основан "не ранее второй половины 17 века". В.В.Зверинский в своей книге "... о православных монастырях в Российской империи" указывает на существование обители в 1670-1688 годах. В историко-статистическом описании 1859 года приводится подпись, которая была на кресте на предалтарном иконостасе в церкви Успения (1700-1710 годов). "Лета 7200 (1692) марта в 10 поставлен животворящий крест в обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, рекомые Рдейские, на месте идеже водружен руками преосвященного Корнилия, Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук водрузися". Из подписи также следует, что строительство пустыни связано с именем Никиты Васильевича Торопченкова.

В те времена (до 1700 года) все постройки монастыря были деревянными. Один храм был посвящен Преображению, другой - Зосиме и Савватию Соловецким. Первая каменная постройка возводилась в монастыре после значительного пожара и была завершена в 1710 году. Это был двухэтажный храм Успения Богородицы. В церкви стоял восьмиконечный крест с надписью: "Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы Приснодевы Марии, Честного и Славного ея Успения при державе Благочестивейшаго Великаго Государя и Великаго князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России, Самодержца между патриаршеством по благословению пресвященного Иова Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук. От мирозданья 7219 воплощения же Божия Слова 1711 индиката 3 декабря в 12 дня на памяти св. отца Спиридона Епископа премудрейшаго".

Но не прошло и века с момента основания Рдейской пустыни, как в 1764 году по указу о секуляризации духовной собственности она была упразднена. Все монастырские земли перешли в казну, церковное имущество - в иные монастыри Новгородской епархии. От всего комплекса осталась только церковь Успения, переведенная в 1780 году в разряд приходских. Позже, из-за значительной удаленности от какого бы то ни было жилья, приход был переведен в деревню Наволок.

Дальнейшая судьба монастыря была связана с богатым купцом Александром Николаевичем Мамонтовым. После тяжелой и продолжительной болезни Александр Николаевич отошел от дел мирских и занялся делами церковными. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, не без его инициативы, приход вновь переводится в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни и, наконец, в 1887 году по указанию Синода монастырь открывается вновь, как женская "житейская обитель с училищем для малолетних детей". Этому открытию немало поспособствовало предоставление Мамонтовым капитала в 6.000 рублей.

Благодаря материальной поддержке Мамонтова в монастыре развернулось большое строительство. По описанию 1890 года, кроме каменной церкви Успения в монастыре была еще деревянная часовня, два жилых корпуса (двухэтажный деревянный и трехэтажный полукаменный), хозяйственные постройки, погреба, конюшни, сараи для дров и склады для провизии, хлебный амбар, прачечная и баня, каретный двор. Кстати, наличие каретного двора, подтверждает свидетельства местных жителей, что некогда к монастырю вела вполне приличная дорога, которая поддерживалась в порядке системой дренажа. Сегодня же к руинам Рдейского карета может прибыть только по воздуху.

В 1890 году игуменья Евсевия получает разрешение строить каменную ограду вокруг монастыря. Каменной она была, правда, только с восточной стороны, в то время как с других сторон - деревянной. Ограда, остатки которой и сегодня встречают путников, была возведена после 1893 года.

Далее Мамонтов ходатайствует о строительстве в Рдейской пустыни нового каменного храма на 750 человек. В августе 1896 года по приглашению игуменьи Евсевии в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков, который пришел к выводу, что церковь Успения находится в аварийном состоянии. Выводы Дьякова были приведены членами консистории в Императорскую Археологическую Комиссию в октябре 1896 года. Консистория ходатайствовала о сносе старой церкви и постройке новой. Одним из аргументов в пользу сноса служила недостаточность места для строительства нового большого храма. Императорская же комиссия выступала за сохранение старой церкви. В конце концов, возобладало мнение консистории: "Если благотворитель пустыни даст средства на постройку храма, то настоящий следует разобрать".

Строительство новой церкви Успения началось в 1898 году и было закончено в 1902-ом. Мамонтов пожертвовал на строительство 150.000 рублей, однако расходы перекрыли смету более чем в два раза. Стоимость строительства составила 350.000 руб. Автором проекта являлся академик Каминский, исполнителем работ - архитектор Борютин. Иконостас выполнил московский мастер Захаров. Александр Николаевич Мамонтов не дожил до завершения строительства, но его сын довел дело до конца.

Освящение храма состоялось 19 сентября 1902 года. Интересно отметить, что храм был оборудован более чем современной системой парового отопления. В подвале был котел (его остатки видны и сегодня), который нагревал воду, пар от которой, поступая по трубам наверх, обогревал все здание. В 1932 году храм был закрыт. По свидетельствам местных жителей, постройки монастыря сильно пострадали во время войны, когда по ним нанесли удар немецкие войска. Их целью являлись местные партизаны. Тогда же была уничтожена колокольня, дабы не могла служить партизанам смотровой вышкой.

http://venividi.ru/node/764

Успенский Собор был закрыт в конце декабря 1931 года. Из Постановления президиума Облисполкома № 45 от 22 декабря 1931 года: «п.п.15 Проект

Слушали: О ликвидации каменной церкви бывшего Рдейского монастыря (Поддорского РИК’а)

Постановили: Учитывая, что верующие от поддержания каменной церкви отказались, удовлетворяя свои потребности в деревянной церкви того же монастыря, и других желающих взять церковь в пользование не нашлось – постановление  Поддорского РИК’а утвердить – церковь считать ликвидированной и т.к. здание расположено на отлете, предложить РИК’у использовать таковое для хозяйственных целей» 

ЦГА СПб. Ф.7179. Оп.10. Д.280. Л.16 (проект); Д.344. Л.2 (постановление)

В марте 1939 года была закрыта деревянная церковь.

Из Протокола №188 Заседания Президиума Ленинградского областного исполнительного комитета от 16-22 марта 1939 года: «пункт 9619. О ликвидации  молитвенных зданий. 16 марта 1939 года... пп 10. О ликвидации Рдейской церкви Рдейского сельсовета Поддорского района.

Ходатайство местного населения о закрытии церкви с последующим переоборудованием под школу – удовлетворить».

ЦГА СПб. Ф.7179. Оп.10. Д.1514. Л.22 (проект); Д.1537. Л.24 (решение)


Марина Зуйкова 20 сентября 2018

М.И. Полянский в конце XIX века в своём "Очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда" пишет: «Местное предание, написанное на подножии Креста Христова, который водружен был преосвященным Корнилием, в память посещения им пустыни, удостоверяет, что остров Рдейский благословил лично святым крестом Апостол Андрей Первозванный в то время, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро, на Валаам».

Когда и кем именно основана эта пустынь среди "непроходимых" болот и лесов, неизвестно. Известно только то, что Рдейская пустынь издревле принадлежала к Новгородской епархии и называлась "обителью Преображения Господня". Из этого видно, что главный её храм был первоначально посвящён имени Христа Спасителя. Из той же книги Полянского узнаём, что в XVII столетии в пустыни существовали два деревянных храма, один из которых построен и освящён в 1666 году во имя Соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, а другой - в 1699 году во имя Преображения Господня. Но эти храмы были, по всей вероятности, построены на месте существовавших прежде того же имени.

До XVIII столетия в Рдейской пустыни вообще все строения были деревянными, не исключая и самих церквей. А начале XVIII века некоторые постройки были уже каменные. В частности, довольно вместительный каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с нижнею трапезною церковью во имя преподобных Зосимы Савватия, Соловецких чудотворцев.

Храм в Рдейской пустыни длиною от восточной стены нижнего алтаря до западной стены притвора 131/2 сажен, шириною 51/2 саж., а вышиною с главою и крестом около 8 сажен. Стены храма в нижнем этаже имеют толщину в 2 аршина, а в верхнем - 13/4 аршина. Они сложены из крупного кирпича, длина которого 61/2 вершков, ширина 31/2 вер., толщиною 2 вер., а весом 18 фунтов. Этот храм освящён в 1711 году. Обитель в то время была в цветущем состоянии. Настоятелями Рдейской пустыни были строители игумены, по временам - архимандриты.

По издании штатов в 1764 г. и поступлении монастырских вотчин в казну, Рдейская пустынь, по неимению собственных средств, была упразднена, и около 1780 года в пустыни был определён приходской священник с причтом. Сама же пустынь перешла от Новгородской епархии к Псковской, в ведении которой она находилась до 1857 года, когда была опять причислена к Новгородской епархии. Причт в пустыни существовал до 1871 года, когда пустынь была приписана к сельской Наволоцкой церкви. Для присмотра за церковью в пустыни до 1883 года жил только один сторож и временно заштатный пономарь. Богослужение в пустынной церкви было один раз в год, в день главного храмового праздника Успения Пресвятыя Богородицы, но с 1883 года, по определении особого причта, Богослужение совершается еженедельно.

Стараниями известного ревнителя древних святых мест А. А. Усинина, при помощи частных пожертвований, в 1885 году положено начало устройству при Рдейской пустыни Богородицко-Успенской женской общины с домовою церковью во имя Вознесения Господня.

Далее Полянский в своём очерке перечисляет достопримечательные предметы, находящиеся в Рдейской пустыни и привлекающей особое внимание:

  • Чудотворная икона Успения Пресвятыя Богородицы.
  • Чудотворная икона Зосимы и Савватия Соловецких.
  • Крест напрестольный серебряный вызолоченный, чеканной работы, восьмиконечный. В нём находятся части св. мощей и других священных предметов, о вложении которых на нижней стороне в кругах находятся следующие надписи: «Часть древа животворящего Креста Господня, часть ризы Пресвятыя Богородицы, часть камня от гроба Господня и части мощей угодников Божиих: св. великомученика Димитрия мироточивого, св. великомученика Пантелеймона, св. Иоанна Златоустого, св. Епифана епископа Кипрского, св. Гурия епископа Казанского, св. Варсонофия епископа Тверского, св. великомученика Феодора Тирона, св. великомученика Феодора Стратилата, св. преподобного Иоанна Дамаскина, св. преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных, св. священномученика Антипа епископа Пергамского, св. девяти мучеников, иже в Кизице, св. праведного Иакова Боровичского и св. великомученицы Параскевы».
  • Три храмозданных восьмиконечных креста; один из них современный существующему храму, а два - от бывших древних деревянных. Все из липового дерева.
  • Древний потир, прежде употребляемый для св. причащения; он выточен из липового дерева и окрашен краскою, на котором написаны изображения Спасителя, Божией Матери и Крестителя Господня Иоанна; но они от древности местами уже попортились.
  • Две самых бедных священнических ризы, одна из них белая, холстяная, древнего покроя, ровная как спереди, так и сзади, а другая - крашенинная, набойчатая.

В дальнейшем судьба монастыря была связана с богатым купцом Александром Николаевичем Ма­мон­то­вым. Благодаря материальной под­держ­ке Мамонтова в монастыре развернулось боль­шое стро­и­тельст­во. Старая церковь, пришедшая в аварийное состояние, была разобрана в 1896-97 годах. Строительство новой церкви Успения началось в 1898 году и было закончено в 1902-ом. Автором проекта являлся академик Каминский, исполнителем работ - ар­хи­тек­тор Борютин. Иконостас выполнил московский мастер Захаров. А. Н. Мамонтов не дожил до завершения строительства, его сын довёл дело до конца. Освящение храма состоялось 19 сентября 1902 года. В 1932 году храм был закрыт.

Местные жители говорят, что ещё в 1970-х годах на куполах храма сохранялась позолота. Впоследствие её разворовали. Храм пострадал и во время войны. Тогда была уничтожена колокольня, дабы не могла служить партизанам смотровой вышкой...

Сегодня из всех монастырских построек сохранились только руины Успенского собора и фрагмент восточной части каменной монастырской ограды. Вблизи самого монастыря различима старинная дорога. Сохранилось монастырское кладбище с чугунными крестами. Сам монастырь, когда-то белого цвета, теперь стал почти красным, кирпичным - штукатурка за 70 лет на большей части площади обсыпалась. Внутренность монастыря несколько необычна - иконостас сделан из мрамора. Росписи на внутренних стенах кое-где ещё сохранились, но люди, как правило помогают уничтожению даже того, что ещё есть. На окнах чугунные решётки. Купола, а их всего пять, в плачевном состоянии - в них зияют большие дыры, креста над центральном куполе нет, почти на всех боковых кресты ещё сохранились. На крыше собора растут деревья.

http://www.towns.ru/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 10 октября 2025

Это чудное место народ покрыл ореолом тайны и восхищения. Неведомой силой оно настойчиво манит обязательно побывать на полуострове глубокой истории и святости. Многие думают об этом храме. Почему построен именно здесь? С трёх сторон озеро, с четвёртой — почти непроходимое болото. Как, даже подвалы собора, стоя среди воды, остаются сухими? О том, почему такие невероятные размеры, ведь храм рассчитан на 750 душ.

Начало истории этой обители было положено Андреем Первозванным. «И пришел к словенам, где нынче стоит Новгород» (Повести временных лет). Его путь из Киевского поселения на Валаам пролегал через северные земли. Увидев живописный край удобный для молитвы, апостол отметил его своим благословением.

В честь этого события «Лета 7200 (1692) марта 10 поставлен животворящий крест в обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, рекомые Рдейские, на месте идеже водружен руками преосвященного Корнилия, Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук водрузися».

Но, гораздо ранее(1666г.) пришли сюда пустынники. «В молитвах и постах пребывая», поставили здесь два деревянных храма, Преображения Господня, а также Зосимы и Савватия Соловецких. Пожар 1700г. уничтожил церковь Зосимы и Савватия, но на его святом месте архимандрит Иона благословил воссоздать новую, из камня и в двух этажах и с шатровой колокольней. На первом этаже — храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, а на втором, нижнем, всё тот же — Зосимы и Савватия Соловецких. Строительство продолжалось десять лет. В следующий год освящения церкви перед иконостасом Успенского храма был установлен восьмиконечный Крест с надписью:

«Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы Приснодевы Марии, Честного и Славного ея Успения при державе Благочестивейшаго Великаго Государя и Великаго князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России, Самодержца между патриаршеством по благословению пресвященного Иова Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук. От мирозданья 7219 воплощения же Божия Слова 1711 индиката 3 декабря в 12 дня на памяти св. отца Спиридона Епископа премудрейшаго». Архимандрит Дионисий написал для обители икону Успения Богородицы, в которую были заложены частицы святых мучеников. У храма появилась ещё одна святыня.

Шло время, и пустынь разрасталась. К 1723 г. у неё уже было 76 десятин пахотной земли, покосы, леса и 423 крестьянские души вместе с приписными монастырями, Николо-Хвоинским и Троицким.

Императрица Екатерина 2, своим указом (1764г.) отняла у обители все земли в пользу государства. Успенская церковь стала обычным приходом для селян. Особенное местоположение храма не позволило крестьянам содержать его в достатке, и очень скоро он оказался в бедственном положении. Причет перешёл в Новолокскую церковь, а Успенский приход закрыли (1873).

Но «свято место пусто не бывает». Народ не перестал приходить заветными тропами к своей церкви. Всё также шли сюда богомольцы для утешения, церковной молитвы и милостыни. Многие святыни храма были перенесены в другие монастыри и церкви, но главная святыня – Успенская обитель, оставалась с народом.

Долгих десять лет верующий народ ждал возвращения своего прихода. В 1880 г. Александр Усинин, будущий иеромонах Арсений, разослал свои письма к богатым помещикам с молитвенным призывом о невозможности потери Успенской церкви, и с просьбой обеспечить денежными пожертвованиями восстановление святой обители.

Одно из таких писем получил только что оправившийся от болезни Александр Николаевич Мамонтов. С сердечной благодарностью Богу, он откликнулся на письмо купеческого сына, и через три года стараниями Александра Николаевича Успенский приход был открыт. В.В. Волошинов (генерал-майор), Георгий и Афанасий Кушнировы (мещане) также принимали участие в возвращении храма.

Ещё через три года (22 декабря 1886г.) при содействии Александра Мамонтова при церкви «была открыта женская община на 12 сестёр с училищем для малолетних детей». Постоянная забота и денежные вложения благодетеля (6000 руб.) за несколько лет изменили Успенский приход до неузнаваемости. Построены: Вознесенская церковь, приходская школа, деревянная часовня (на средства А. Усинина), два сестринских корпуса, один двухэтажный деревянный (17 на 7 сажен) для игуменьи Евсевии и монахинь, другой трёхэтажный, полукаменный (15 на 7,5 саж.).

На третьем этаже были кельи, на втором – трапезная и кухня, на нижнем – продовольственные запасы. А также каменная часовня (1888г.), подворье в Старой Руссе (1889г), землю для которой подарил А. Усинин, ограда, с одной стороны каменная (1890-1893), колокольня.

Кроме этого обитель имела: «два погреба, конюшню, скотный двор, хлебный амбар, сарай для дров, баню с прачечной, каретный двор, шесть лошадей, девять голов рогатого скота и восемь овец, 99 десятин земли с лесом в деревне Сутоки». Церковное имущество в качестве и количестве « шести Евангелий, четырёх напрестольных, сребропозалоченных крестов, трёх дарохранительниц, одна из которых сребропозалоченная, пяти кадил, одно из них серебряное, более 20 священнических облачений, 19 дьяконовских перемен и тринадцати воздухов с покровцами».

28 мая 1893 года женская община официально была признана монастырём, а 12 декабря того же года Архиепископом Феогностом торжественно открыта. Христианский народ ликовал. На крёстный ход народу собралось столько, что только пятая часть поместилась в храме. К долгожданному празднику Успенского монастыря присоединилась встреча мощей святых угодников, привезённых с «Афонского Андреевского монастыря и Новгородского Софийского собора».

Во время этих радостных событий, Александр Николаевич увидел, насколько мала монастырская церковь для такого количества богомольного народа. С новым прошением о постройке Успенского собора на 750 человек, Мамонтов обратился в Святейший Синод. А.Н. Дьяков, архитектор епархии, осмотрел Успенскую церковь и доложил консистории о ветхости данного храма. И та вынесла заключение: «Если благотворитель пустыни даст средства на постройку храма, то настоящий следует разобрать».

Новый храм Успения Пресвятой Богородицы (1898-1902) был построен за четыре года. Денежных средств потрачено в два раза больше назначенной суммы – 350 000. «Автором проекта являлся академик А.С. Каминский, исполнитель работ – архитектор И. Т. Барютин».

Не суждено было Александру Мамонтову закончить постройку Успенского собора. Пришло время щедрому меценату предстать пред Господом. Но сын продолжил его святое дело. Храм был освящён 19 сентября 1902 года Архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием.

«В день освящения прибыли с утра новые массы народа, желавшего присутствовать на торжестве. В домовом монастырском храме совершена была ранняя литургия, а в 8 часов благочинным монастырей о. Архимандритом Алексеем соборне – водоосвящение. В исходе 9-го часа начался благовест к освящению и вскоре все сослужащие отправились в покои Владыки для встречи его со славою. Шествие это при огромном стечении народа, который с раннего утра в ожидании выхода Владыки расположился рядами от покоев до самого храма, представляло величественную и трогательную картину.

Освящение престола архиерейским богослужением в такой глухой и отдаленной местности, производило на предстоящих и молящихся глубокое впечатление, невольно потрясало души присутствующих и располагало их к усердной молитве, причем отличающееся замечательной ясностью и теплотой произнесения Святителем положенных молитв невольно трогало и передавалось стоящим в храме.

По каждении алтаря, иконостаса и икон с невозженными еще свечами и по окроплении их, были помазаны св. миром четыре страны храма и затем совершен крестный ход вокруг нового храма с св. мощами, несомыми на главе Святителем. Освящение храма закончилось провозглашением многолетия Царствующему Дому, Св. Синоду, Высокопреосвященнейшему Гурию, благоустроителям храма и вечной памяти почившему строителю рабу Божию Александру». (НЕВ 1902 г., стр.1205-1206)

Во время первой мировой войны, Рдейский монастырь, как и многие другие не остался в стороне. На фронт отправляли теплые вещи, одеяла, жертвовали деньги.

После революции внешне обитель жила своей молитвенной жизнью, но грозные перемены уже стояли у её ворот. Вновь отобрали пахотные угодья, материалов для некоторых мастерских не хватало и их пришлось закрыть. В 1923 году имущество монастыря описали, и через несколько лет обитель была закрыта.

«Из Постановления президиума Облисполкома № 45 от 22 декабря 1931 года: «п.п.15 Проект слушали: О ликвидации каменной церкви бывшего Рдейского монастыря (Поддорского РИК’а). Постановили: Учитывая, что верующие от поддержания каменной церкви отказались, удовлетворяя свои потребности в деревянной церкви того же монастыря, и других желающих взять церковь в пользование не нашлось – постановление Поддорского РИК’а утвердить – церковь считать ликвидированной и т.к. здание расположено на отлете, предложить РИК’у использовать таковое для хозяйственных целей».

Всё сильнее сгущались над Рдейской святыней чёрные тучи безбожья, всё меньше света пробивалось в высокие окна монастырских храмов. Страшное время арестов и убийств докатилось до Успенской обители: Иван Захарович Белоликов, (настоятель церкви с 1911г.) был арестован 20 октября 1937 года, 12 ноября — расстрелян. Следующий настоятель обители, иеромонах Димитриан (Савельев) был арестован 7 декабря 1937 года, 28 декабря расстрелян. Матушка Филарета (Соловьёва), игуменья с 1911 года, арестована 7 марта 1938года, 18марта расстреляна.

В марте 1939 года, «пункт 9619. О ликвидации молитвенных зданий», последняя деревянная церковь обители была закрыта. Сколько страха, боли и крови разнесла по России новая эра безбожья. Натужно пыталась навязать народу «счастливое время» без крестов и икон. Не случилось! Всё сильнее разгоралась в сердцах христианская вера, ещё тщательней прятали иконы и камилавки, как старательно переписывались церковные книги, евангелие. Великая Отечественная Война окончательно рассеяла туман забвенья.

И снова, как раньше, вставали отцы и братья на защиту земли русской. С нательным крестом и молитвой, уже не боясь, шли в последний бой. Воевала и Рдейская пустынь. Её территории около трёх лет оккупировали немецкие войска под командованием генерала Шерера. Здесь шла подготовка немецких войск к сражению под Сталинградом. Большие потери несли немецкие оккупанты от партизанских диверсий. Отступая, Шерер получил приказ взорвать Успенский храм, его заминировали, но русские солдаты отстояли святую обитель.

В конце 1942 года местные жители Рдейского партизанского края, собрали для осажденного Ленинграда 50 подвод с провизией, деньгами и драгоценностями. Знаменитый партизанский обоз через болота вышел в тыл советской армии. Там продукты погрузили в эшелон и отправили на Ладогу. Через ладожское озеро, на машинах, по «дороге жизни», партизанский обоз прибыл в осажденный Ленинград.

После войны в округе почти не осталось деревень. Всё было разрушено и уничтожено. Те дома и избы, что остались, требовали ремонта. И снова народ потянулся в Успенскую обитель. Только теперь не для молитвы, а за строительным материалом. Разбирая уцелевшие постройки, из обители вывозили кирпичи, напольную плитку, привезённую из Польши, ломали барельефы итальянского мрамора, которым был выложен иконостас. Несли всё, что видел глаз и откровенно грабили обитель.

До сих пор на полуостров Рдейского монастыря идут по болотам, едут на вездеходах, плывут на катерах по озеру, летят на парапланах паломники, кладоискатели, гробокопатели, оккультные «гуру» и просто путешественники. Изрыли всю землю вокруг и внутри храма в поисках «уникальных вещиц». Потревожили святые захоронения. В подвальном помещении церкви просто чудом остался цел паровой котёл для отопления собора, изготовленный на заводе Демидовых.

Но, не смотря на все эти испытания, с уверенностью можно сказать, что началось возрождение великого Успенского собора. Всё меньше зевак приходят на святую землю, и всё больше тех, кто хочет и может чем-то помочь монастырскому храму. На сегодняшний день, территорию бывшего монастыря украшает недавно построенная, деревянная церковь Сретения Господня, в которой служит отец Андрей.

Снаружи Успенского храма установили леса для ремонта стен и крыши. Чтобы сделать кровлю, нужно железо, но денег нет, поэтому крышу кроют рубероидом, чтобы хоть как-то защитить собор от дальнейшего разрушения. Восстанавливают купола, обшивая каркас непромокаемым материалом синего цвета.

Внутри церкви уже собрали обрамление входа в алтарь из мраморного итальянского барельефа. Очень красиво! Пока нет алтаря, внутри него, в стенной нише, любой путешествующий может оставить в подарок икону, колечко или крестик. Уже много собралось, получился небольшой иконостас.

Многие из тех, кому удаётся здесь побывать, чем-нибудь помогает, убирает мусор, расчищает заросшие участки, делает мелкий ремонт. Рдейская пустынь никогда не бывает одинокой. Словно в противовес непроходимости этого края, здесь всё время кто-нибудь есть. Лет 14 назад, пришёл поклониться святыни, да так и остался молитвенник Юрий. Больше десяти лет Успенский храм слышал его молитвенный распев.

А сейчас, здесь постоянно живёт Сергей, «молодой человек» пенсионного возраста. Всегда спокойный, в меру весёлый и счастливый. Кто называет его отец, кто – монах, или отшельник. Уже девять лет Сергей принимает гостей, проводит экскурсии, заботиться о храме.

Каждое воскресенье сюда приходит несколько человек из окрестных сёл и деревень с определённой целью. На свои средства они восстанавливают монастырь. И ещё есть очень хорошая новость. Существует ходатайство местных властей о том, чтобы собор Успения Богородицы признать памятником культуры, и уже на государственном уровне начать его восстановление.

Божие милосердие безгранично. В озере, как и прежде прекрасная вода, которая очень долго не портится, вокруг храма целебный и лёгкий воздух, а внутри церкви по-прежнему происходят чудесные исцеления. Слава Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!

Источник: статья Натальи Тучковой «Рдейская пустынь: храм Успения Богородицы» на сайте православной онлайн энциклопедии https://pravoslavie.wiki/

https://pravoslavie.wiki/rdejskaya-pustyn-hram-uspeniya-bogorodicy.html



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.