ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Верховина. Церковь Параскевы Пятницы.


Верховина. Церковь Параскевы Пятницы
Церковь. Не действует.
Престолы: Параскевы Иконийской
Архитектурные стили: Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки: Между 1869 и 1876.
Архитектор: А.П. Мельников
Епархия: Санкт-Петербургская митрополия. Тихвинская епархия
Адрес:
Ленинградская область, Волховский район, д. Верховина

Координаты: 59.706545, 32.600886
Проезд: автобус из Волхова 2 раза в неделю



Церковь Параскевы Пятницы, , Верховина, Волховский район, Ленинградская область
Артур Григорьев
31 августа 2013
Церковь Параскевы Пятницы, , Верховина, Волховский район, Ленинградская область
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 февраля 2005
Церковь Параскевы Пятницы, , Верховина, Волховский район, Ленинградская область
Галина Букина
5 октября 2013
Церковь Параскевы Пятницы, , Верховина, Волховский район, Ленинградская область
Галина Букина
5 октября 2013
Церковь Параскевы Пятницы, , Верховина, Волховский район, Ленинградская область
Галина Букина
5 октября 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник 6 февраля 2009

Церковь св. мученицы Параскевы, в Верховинах. Село Верховины отстоит от Петербурга в 179 вер., от Новой Ладоги в 50 вер., от Гостинопольской пристани — в 18 вер. Церковь занимает лучшее место в Средней Верховине и составляет как бы центр трех густо населенных Верховин. Мимо Верховин протекает сплавная река Лынна. Она, вместе с рекою Виткою, берет свое начало из озерка, в 5 верстах выше Верховин и, затем, обтекая множество селений, впадает в р. Сясь при селении Хамонтове.

Место, на котором устроена церковь, было очищено от домов Средней Верховины и предназначалось для храма еще при митр. Григории, но занято церковью уже при митр. Исидоре. Членами комиссии при постройке церкви были: священник Хотовский, Алексеи Колоколов, Заболотский Михаил Азиатский (уже умерший) и крестьяне Козма Захаров (ктитор храма) и Василий Лебедев. Храм устроен по плану архитектора Алексея Прокопьевича Мельникова; распорядителем постройки был крестьянин Зарецкой или Горной Верховины — Федор Иванов.

Храм начат в 1869 г. и окончен в 1873 году. Освящен 4 июля 1876 г преосв. Гермогеном. Им же священнодействован антиминс. На медной доске, в паперти, об освящении храма написано так: «Во Славу Святые... Троицы... повелением... Александра Николаевича всея России, благословением Святейшего Правительствующего Синода и Высокопр. Исидора, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского на создание храма, пред избранием же здесь места для оного в Бозе почившего митрополитом Григорием, — освятися храм сей, в честь и память св. мученицы Параскевы, нареченные Пятницы, преосв. Гермогеном, еписк. Выборгским, Викарием С.-Петербургской епархии, с 4 архимандритами: Иннокентием, Митрофаном, Иоанном Староладожского монастыря, Иоанном Зеленецкого монастыря и с тремя иереями: Алексием Колоколовым, Матфием Розановым и Михаилом Азиатским, при ктиторе и попечителе храма, крестьянине деревни Малых Зеленцов Козьме Захарове, в лето от сотворения мира 7384, от Рождества же по плоти Бога Слова 1876 г., индикта 4, месяца Иулиа в 4 день».

Храм посвящен св. Параскеве, издавна чтимой жителями, создавшим ей часовню в центре деревни Средней Верховины. Храм снаружи очень красив, а внутри — светел и благолепен. Он греческой архитектуры, устроен крестообразно и, по стрельчатым выступам с южной и северной стороны, имеет 14 больших окон с огибами, деревянный фонарь, с просветами, и одну большую главу. Высота храма с куполом 13 саж., ширина - 6 саж. 2 арш., длина - 11 саж. 2 арш. Крест на куполе, с шаром, 4 арш. Внутри стены и своды храма покрыты живописными изображениями страданий Господа, Евангелистов и херувимов. Иконостас в 3 яруса, с позолоченною резьбою по красному полю. В храме достопримечательны иконы: Иверской Божией Матери с предстоящими, Знамения и Распятия. Первая помещена за левым клиросом, в резной киоте из бука. Икона Знамения помещена вне храма, на горнем месте. Распятие, на восьмиконечном кресте, находится в паперти. Длина креста 5 арш. Распятие и икона Знамения устроены ктитором Козьмою Захаровым, для привлечения к церкви здешних раскольников беспоповцев [Надежды на привлечение не оправдались. Раскольники большею частию проходят мимо св. церкви в моленную, смежив очи и не сняв шапки с головы. А одна из раскольниц, как уверяют, вышедши утром из дома своего и быв поражена сиянием иконы Знамения, как пресветлого солнца, воскликнула: «Ай, как бы хотелось перекреститься при взгляде на эту икону, но боюсь»]. Он же устроил икону Иверской Божией Матери, с предстоящими Александром Невским и Марией Магдалиной. Поводом к сооружению иконы послужили покушения на драгоценную жизнь Императора Александра II. На полях иконы, в клеймах, изображены Воскресение и Вознесение Господне и лики святых, воспоминаемых 4 апреля, 25 мая, 2 апреля и 19 ноября (дни злодейских покушений), а в одном из клейм, внизу иконы, написано: «В знак благоговейных чувств беспредельной благодарности Господу Богу, сотворшему многообразные и дивные чудеса, во спасение драгоценной жизни благочестивейшего Императора нашего Александра Николаевича, и в память потомству, жертвуем сию икону Козьма Захарович и Агафия Васильевна Захаровы в церковь св. мученицы Параскевы, в которой состоим прихожанами. 1880 года, ноября 1 дня».

Причт, состоящий из настоятеля и псаломщика, помещается в двух домах, построенными, одновременно с церковью, Козьмою Захаровым. Он же устроил и дом для училища. Настоятель получает жалованья 240 р., псаломщик - 80 р. Дохода высыпается из кружки за два месяца от 20 до 30 рублей и это получается не от прихожан, а от посторонних богомольцев. Приход состоит из 5 деревень, кои суть: три Верховиипы, Зарецкая или Горная, Средняя, при которой церковь, и Концы Верховины, потом две деревни: Малое и Большое Елешково. Все деревни отчислены от Усадища, находящегося отсюда в 15 верстах. Верховины находятся у церкви, а два Елешкова в 5 верстах. Православных прихожан мужск. пола 165, ж. 139; раскольников м. п. 319, ж. 345. Близ церкви, рядом с домом причетника, находится земская школа. Попечитель ее Козыга Захаров. В ней учится до 30 детей обоего пола. Закону Божию учит настоятель церкви, а прочим предметам - учительница. Дети старообрядцев учатся закону Божию охотно, чем внушают благую надежду на смягчение грубых и диких нравов здешних раскольников. Отчуждение раскольников препятствует ведению внебогослужебных бесед. Многие из детей православных прихожан читают и поют на клиросе и прислуживают в алтаре. Крестный ход бывает в храмовой праздник 28 октября в часовню, стоящую в центре Средней Верховины и возобновленную, в 1877 г., ктитором храма. Другой крестный ход бывает в малое и большое Елешково в Ильинскую Пятницу. 6 января и 1 августа бывают крестные ходы на реку Лынну.

О Средневерховинной часовне передают, что во время пожара, бывшего в 1882 г., св. мученица видимо спасла от пламени как часовню, так и деревню. Сгорели только два дома. По близости к этим домам на часовне кипела от жары самая краска, но часовня не сгорела, в чем все ясно увидели благодатную помощь всему селению. Если бы сгорела часовня, то погибла бы и вся деревня, стоящая под ветром. За Среднею Верховиною, у амбаров, найдены старинные кресты. Один большой. сосновый, осьмиконечный, другой малый, каменный, четвероконечный. Оба креста старинные. О большом кресте один старообрядец-старожил говорил священнику: «Вот, батюшка, пред этим крестом когда то усердно молились, при сгоне скота, вместе все православные, а ныне, при умножении нашей братии-старообрядцев, все оставлено». Малый крест сделан, кажется, из такого цемента, какой можно находить в Рюриковой крепости, в Старой Ладоге. На кресте начертано: ИС ХС Ника.

О лесах, прилегающих к Горной Верховине, и простирающихся далеко за реку Лынну, говорят, что в них когда то скрывались фанатики из раскольников, готовые лучше сжечь себя, нежели предаться власти. И ныне раскол Верховинский сосредоточен в Зарецкой (Горной) Верховине. Из этой деревни нет дороги в леса, здесь раскольничья моленная, здесь и наставник их, слепец, крестьянин М. У. Он несколько лет томится телесною слепотою, но к свету истины не стремится, о православной церкви слышать не хочет. При первом свидании с настоятелем церкви, он сказал: «Обращай в православие кого угодно, но не меня. Я никогда ее обращусь». Село — Верховинской Параскевиевскои церкви настоятель Архимандрит Иннокентий. 26 апреля 1884 г.

"Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии" (Вып. VIII, IX и X, Спб, 1884 - 1885 гг.)



Комментарии и обсуждение


Сентябрь 2010. Здание церкви в плачевном состоянии. Стены в порядке, но купол отсутствует. Внутри сравнительно чисто и не заросло, но стены ОЧЕНЬ сильно изгажены надписями (названия институтов - вероятно, студенты, выезжавшие в колхоз, судя по датам - третья четверть ХХ в.). В стене алтаря пробита дверь, сам алтарь отгорожен новой стеной - видимо, с того периода, как церковь использовалась не по назначению. До Верховины ведет достаточно приличная щебеночно-грунтовая дорога, два раза в день из Волхова ходит автобус.

26 сентября 2010, LE_Ranger .

Каменная церковь внутренней колокольней, однопрестольная, возведена в 1869-1876 годах по проекту архитектора Н.А. Мельникова. Церковь действовала до 1934 года. В 1938 году храм был официально закрыт. Здание церкви сохранилось. К церкви приписаны четыре часовни. В 1899 году в приходе состояли село Верховины, деревни Средняя Верховина, Верховины за рекой, Верховины Конец, Большое Елешково, Малое Елешково (210 дворов, 179 мужчин, 169 женщин).

http://nikantravel.ru/церкви_новоладожского_уезда.htm

16 февраля 2017, Александр Качалин Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное).


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.