ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нижний Новгород. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище.

Бывшая церковь Сергия Радонежского


Нижний Новгород. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Неорусский стиль
Год постройки:Между 1914 и 1916.
Архитектор:В.А. Покровский
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Пушкина, д. 34

Координаты: 56.29993, 43.99317
Проезд:трамваями №№ 5, 18 до остановки "ул. Артельная" или любым общественным транспортом, идущим по проспекту Гагарина, до остановки "Университет". Затем пройти пешком по ул. Артельной



Сортировка:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
vmakeev
24 октября 2013
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Безрукова ГалинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 февраля 2024
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Безрукова ГалинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 февраля 2024
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Altaets
21 апреля 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Altaets
21 апреля 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Altaets
21 апреля 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Кравченко ЕвгенийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
11 августа 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Владимир (Vlad)
10 января 2010
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Виктор Судариков
20 февраля 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Безрукова ГалинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 февраля 2024
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Безрукова ГалинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 февраля 2024
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Безрукова ГалинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 февраля 2024
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Безрукова ГалинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 февраля 2024
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Безрукова ГалинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 февраля 2024
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 июня 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 июня 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Кравченко ЕвгенийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
11 августа 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, Ворота с ул. Пушкина<br>, Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Ворота с ул. Пушкина
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 июля 2024
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Безрукова ГалинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 февраля 2024
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Виктор Судариков
20 февраля 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, Вид с юго-запада, фото 1920 г.г.<br>, Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Вид с юго-запада, фото 1920 г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, Вид с юго-востока. Рисунок к проекту архитектора В.А. Покровского, фото 1914 г.<br>, Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Вид с юго-востока. Рисунок к проекту архитектора В.А. Покровского, фото 1914 г.
Елена Григорьева
21 августа 1914
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, Фото из Старообрядческого церковного календаря на 1986 год.<br>, Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Фото из Старообрядческого церковного календаря на 1986 год.
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1908
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, Источник: http://mu-pankratov.livejournal.com/  Фото из Старообрядческого церковного календаря на 1966 год.<br>, Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Источник: http://mu-pankratov.livejournal.com/ Фото из Старообрядческого церковного календаря на 1966 год.
Кравченко ЕвгенийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, Фото 1925 года из фондов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника<br>, Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Фото 1925 года из фондов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 7 февраля 2017

Церковь эта, ныне принадлежащая общине старообрядцев, построена была как православная в 1914–1918 гг. В 1914 г. епархиальная газета «Церковно-общественный вестник» сообщила, что «17 сентября, в 1 час дня на поле за Вдовьим домом, между Бугровским старообрядческим кладбищем и бывшим ипподромом, совершена закладка новой кладбищенской церкви. Молебствие совершал преосвященнейший Иоаким «в сослужении с городским духовенством». На молебне присутствовали высшие чины городской администрации – заступающий на место городского головы М.И. Будилов, член управы В.И. Смирнов, другие чиновники, а также представительница рода Рукавишниковых В.М. Бурмистрова. Рукавишниковы и Акифьевы пожертвовали деньги на строительство церкви и пригласили архитектора Императорского Двора В.А. Покровского. Он спроектировал «Кладбищенский комплекс каменных зданий, включивший церковь, дом ее причта, келейку могильщиков, высокую кирпичную ограду с квадратными декоративными башенками по углам и въездом ворот».

Революционные события помешали достроить и освятить храм. 27 мая 1925 г. общество верующих «тихоновцев» заключило договор на пользование зданием церкви. Как был освящен храм и когда, не указано, но в 1933 г. эта церковь названа Сергиевской. Церковь оставалась недостроенной, богослужения проводились на первом этаже. 22 ноября 1930 г. техническая комиссия осмотрев здание церкви установила, что оно требует ремонта, второй этаж к использованию непригоден, община же верующих немногочисленна и «произвести ремонт здания церкви своими силами не в состоянии». Президиум Крайисполкома постановил 31 января 1931 г. церковь закрыть. 21 февраля решение о закрытии было объявлено церковному совету, и верующие обжаловали закрытие своей церкви во ВЦИК.

ВЦИК рассматривал жалобу верующих более года (вероятно, из-за огромного количества дел подобного рода). По закону, до постановления ВЦИК выселять общину было нельзя, и 13 мая 1932 г. Краевая комиссия по культам при Президиуме Нижкрайисполкома постановила: «Новокладбищенскую церковь оставить в пользовании верующих». На 3 апреля 1934 г. (как следует из анкеты священника общины Никольского К.Ф.) Новокладбищенский храм был передан обновленцам. Сергиевская община отказалась делить место богослужения с еретиками и покинула церковь.

Обновленческая община просуществовала в Новокладбищенской церкви до 1939 г. Они взяли благоустроенный первый этаж и довели его до безобразного состояния: не поддерживали здание «ни ремонтом, ни топкой», с 1937 г. отказались платить земельные и другие налоги. По свидетельству представителей Покровской общины, к июлю 1939 г. обновленческой общины «как будто бы не существует», службы никакой нет, живет один сторож, вероятно, священник, который проводит случайные требы (панихиды на могилах и крестины) и больше ничего». Тем не менее обновленцы требовали перевести их с первого, уже сырого и разрушенного этажа на второй, восстановленный к этому времени и благоустроенный Покровской общиной. Горсовет всерьез собирался «уплотнять» «тихоновскую» Покровскую общину еретиками. После жалобы Покровской общины на несправедливость такого решения райсовет 27 апреля 1939 г. провел проверку, которая установила «...полную бесхозяйственность со стороны церковного совета» обновленцев. 10 мая 1939 г. Президиум Ждановского райсовета постановил закрыть «подвальную церковь обновленческой общины на Новом кладбище» (22 августа 1939 г. обновленцы должны были передать свое имущество в райфинотдел, а здание со сторожкой – под Промкомбинат). Что касается Покровской общины, то она перешла из закрытой в 1935 г. Покровской церкви на ул. Свердлова (Б. Покровская) в недостроенный и полуразрушенный второй этаж Кладбищенской церкви. К 4 февраля 1936 г. община восстановила помещение, и в марте 1936 г. начала богослужение в новом храме.

В 1937 г. вместе с митрополитом Феофаном (Туляковым) была арестована большая часть духовенства епархии, включая клир Новокладбищенской церкви (священники Виноградов Владимир Васильевич и Малицкий Евгений Константинович, диакон Завгородний Василий Назарович). Все они были расстреляны. Однако церковь просуществовала еще до декабря 1940 г. С 29 августа Ждановский райисполком не продлил регистрацию на членов клира Свиридова П.П., Архангельского А.А. и Бодрова Н.Ф.: Свиридова и Бодрова – за задолженность райфинотделу; Архангельского – без указания причин. Поскольку церковь была тогда на окраине, то в бездорожье посещаемость падала на 70%, т.е. и доходы сокращались на треть. 4 сентября 1940 г. церковный совет получил уведомление о запрещении службы священникам их церкви и пожаловался в Горсовет, что 2 сентября уже все задолженности были «ликвидированы». Но решением Ждановского райсовета от 19 сентября церковь Покровской общины постановили закрыть, «учитывая массовое ходатайство граждан» и здание передать под клуб Ждановского Промкомбината. «Массовое ходатайство граждан» организовано было так (на справке Ждановского райисполкома в Облисполком от 23 октября 1940 г.): «... на территории данного прихода проживает граждан, достигших 18-летнего возраста 3347 чел., должно присутствовать на собраниях 2928 чел., присутствовало 2487 чел, голосовало за закрытие 2405 чел.».

Решением Горьковского Облсовета от 1 ноября 1940 г. церковь была закрыта, о чем церковному совету сообщили 20 ноября 1940 г. Не знавшие еще о закрытии их церкви верующие 12 ноября 1940 г. обещали райсовету, что любой ценой погасят накопившиеся за октябрь за священниками Архангельским и Свиридовым задолженности и просили продлить регистрацию священников до 1 января 1941 г. Но 6 декабря 1940 г. Ждановский райисполком постановил служителям культа Архангельскому и Свиридову регистрацию аннулировать. А церковь с 9 декабря 1940 г. закрыть, т.к. церковный совет задолжал свыше 100 тыс. руб. налога и здания требует капремонта – отваливается, дескать, штукатурка и т.д. Община немедленно 19 декабря 1940 г. написала в Ждановский райсовет протест о неправильности закрытия церкви: налоги к тому времени уплатили, и состояние церкви было нормальное, штукатурка не падала. Однако Горьковский облисполком утвердил решение Ждановского райисполкома о закрытии церкви. 21 декабря 1940 г. постановил закрыть Покровскую церковь в Ждановском районе с последующим ее переоборудованием под клуб.

27 января 1941 г. Президиум ВС РСФСР решение Горьковского облсовета утвердил и здание церкви передал Ждановскому райисполкому для переоборудования под клуб, с условием согласовать оборудование с отделом по охране памятников Управления по делам искусств при СНК СССР. Ждановский райисполком решением от 6 февраля 1941 г. передал помещение б. Новокладбищенской церкви Промкомбинату для размещения в нем клуба и мастерских. 14 апреля 1941 г. Облисполком утвердил решение Ждановского райсовета и отдал здание церкви Промкомбинату. До 1964 г. зданием церкви владела Горьковская чулочно-трикотажная фабрика производственного объединения им. Клары Цеткин. 26 августа 1964 г. фабрика передала «помещение б. церкви на Пушкинском кладбище в Приокском районе площадью 823 кв. м и прилегающей к ней территории» с баланса на баланс в Бюро похоронного обслуживания при Управлении благоустройства. К тому времени здание требовало капитального ремонта, всего от отопления до оконных переплетов, дверей и полов. В таком состоянии здание церкви 28 августа 1964 г. было решением Горьковского горисполкома передано с баланса Управления благоустройства и коммунальных предприятий на баланс Горьковской старообрядческой общине. Успенская старообрядческая община окончила основные работы по восстановлению церкви к 10 января 1965 г.

В марте 1965 г. здание Успенской старообрядческой церкви на ул. Суетинской снесли. Здание церкви на Пушкинском кладбище предоставили старообрядцам в бесплатное пользование взамен сносимого (решением Горсовета от 5 апреля 1965 г.). С тех пор Новокладбищенская церковь – старообрядческая.

Церковно-общественный вестник. 1914 (сент). С. 1000-1001. Филатов Н.Ф. Купола, глядящие в небеса. – Нижний Новгород, 1996. С. 187-190. http://www.gorbibl.nnov.ru/malkhramy


Елена Григорьева
 

Здание Успенской церкви входит в ансамбль построек «Нового» (ныне - старого) кладбища на улице Пушкина, д. 34а. В ансамбль, кроме церкви, входят Дом причта (сейчас в нём располагается администрация кладбища), ограда с угловыми декоративными башенками и ворота. Весь комплекс построен в едином стиле древнего псковско-новгородского зодчества.

Проект ансамбля выполнил академик архитектуры В.А. Покровский. Надзор за строительством вёл архитектор Н. Вешняков. Средства пожертвовали нижегородские купцы Рукавишниковы и Акифьевы. Началось строительство осенью 1914 года и к исходу 1916 года храм, построенный из красного кирпича с открытой кладкой, был вчерне готов. Окончательная отделка церкви не была завершена, так как этому помешали события 1917 года и Первая мировая война. Освящён храм был после 1917 года и просуществовал, как культовое учреждение до 1940 года. В 1964 году, в связи с застройкой района улиц Заломова, Суетинской и Гоголя, Старообрядческий храм в этом районе был взорван и религиозной общине передали церковь на улице Пушкина. Церковь была в короткие сроки приспособлена для богослужений.

Здание, при кажущейся внешней простоте, имеет сложную объемно-пространственную композицию. Основной объём церкви представляет собой высокий двухсветный четверик, завершённый пятью шлемовидными главами (световым является лишь центральный барабан). С севера и юга к основному объёму примыкают одноярусные приделы, которые имеют башнеобразные возвышения в предалтарных частях и завершаются световыми барабанами с главами. С восточной стороны храм на всю ширину завершён пятиабсидным алтарем. С запада возведена колокольня типа звонницы с пятью арочными проёмами на западе. Фасады здания декорированы различным орнаментом, выполненным в кирпичной кладке.

Комплексные научные исследования и работа над проектом реставрации проводились в мае - августе 2013 года.

Реставрационные работы начались в декабре 2015 года.

http://аргрупп.рф/uspenskaya-staroobryadcheskaya-cerkov/


Алексей Слёзкин
 
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 20 октября 2025

С разницей в пять лет В.А.Покровским были спроектированы два пятиглавых храма со звонницами. Оба проекта до революции в полном объеме не реализовали. Первый храм, вероятно, был далек от завершения и не сохранился, второй все же достроили.

Первый – это церковь Крестовоздвиженского трудового братства на Воздвиженском хуторе Черниговской губернии, спроектированная в 1909 году. В этой церкви, заложенной в 1910 году, так и не достроенной, а затем разобранной, Покровский остается верен себе, создавая подчеркнуто монументальную композицию.

Кубический пятиглавый храм, одноапсидный, с галереей и шестипролетной звонницей над входом должен был иметь уникальное конструктивно-планировочное решение. Бесстолпное пространство перекрывалось двумя парами перекрещивающихся арок, что само по себе – не редкость для церковной архитектуры конца XIX – начала ХХ века. Однако угловые ячейки этого пространства крупнее, чем обычно, и барабаны над ними световые в отличие от всех известных примеров храмов с подобной конструкцией, а с внешней стороны продолжением арок служат массивные контрфорсы, которые на западном и восточном фасадах слиты с апсидой и звонницей, а на южном и северном ограничивают притворы с боковыми входами. Барабаны храма оформлены тонкими полуколонками, отсылающим к домонгольским памятникам, например, к территориально близким соборам в Чернигове – Успенскому в Елецком монастыре и Борисоглебскому, и сужаются кверху для усиления вертикализма. Сужающиеся барабаны, визуально «прорезающие» кровлю, вызывают ассоциации с башнями некоторых зданий северного и позднего австро-немецкого модерна.

Покровский впервые проектирует пятиглавый собор с преобладанием новгородско-псковских декоративных мотивов и звонницей-стенкой над входом. Звонница над входом впервые возникает в неорусском храмостроении именно у Покровского, в шатровом варианте проекта церкви в Кашине, и с этого времени входит в число распространенных архитектурных решений.

Композиционную схему церкви на Воздвиженском хуторе Покровский использовал еще раз в кладбищенской (первоначально планировавшееся посвящение неизвестно) церкви в Нижнем Новгороде. По сравнению с храмом в Воздвиженском хуторе хорошо заметно нарастание ретроспективного начала и исчезновение эстетики модерна в творчестве мастера. Покровский словно старается работать, как Щусев, имитируя поздние перестройки. Вместо «символистских» закомар церкви на Воздвиженском хуторе в нижегородской церкви – уже четырехскатное покрытие, как бы надложенное над лопастями с ползучими аркатурами, как это было у церкви Николы на Липне под Новгородом.

Впрочем, сходство двух храмов Покровского весьма относительное. Нижегородская церковь имеет развитую западную часть взамен галереи, приделы и крыльца по сторонам, пять апсид вместо одной, причем, две из них (по бокам центральной) предназначены не для алтарей, а для лестниц.

В «ретроспективистской» концепции нижегородской церкви уже нет места ни сужающимся кверху барабанам, ни асимметрии проемов для колоколов, ни гротескному столкновению масштабов. Нет и существенной разницы в размерах барабанов, в то время как у церкви на Воздвиженском хуторе центральный барабан почти втрое шире боковых. Однако нижегородскую церковь нельзя назвать ни скучной, ни статичной. Экспрессия Покровского никуда не ушла, просто лишилась вышедшей из моды эстетики модерна.

Несмотря на то что рассмотрение архитектурных особенностей нижегородской церкви неизбежно строится на сопоставлении с предшествующим проектом для Воздвиженского хутора, было бы неправильно считать ее лишь «ретроспективистской тенью» последнего. В облике храма немало нюансов, позволяющих говорить о нежелании Покровского идти по пути самоповторов. Восточный фасад представляет собой «фронт» из трех кубических объемов – основного и двух придельных, с пятью низкими апсидами. В небольших «промежуточных» апсидах размещены лестницы, ведущие в подклет, где планировалось помещение для отпевания. Интересно решены приделы – в виде утрированно стилизованных новгородских храмиков с лопастями на фасадах, с высокими и узкими оконными проемами.

Звонница имеет высокий шпиль по центру, возвышающийся над центральным из пяти щипцов. Композиция ее проемов симметрична: центральный – самый крупный, по бокам от него – два поменьше, и крайние – еще меньше, этому соответствуют и размеры щипцов. Такого «иерархического» решения нет ни в одной из псковских звонниц, послуживших прототипами Покровскому. Нижегородская звонница Покровского именно «псковская» – высокая, заслоняющая вблизи объем храма, строгая. Основной объем храма перекрыт купольным сводом с отверстием светового барабана.

В ансамбле с храмом, также по проекту Покровского, были выстроены ворота и дом причта, ныне искаженный переделками.

Слёзкин А.В. Адаптированный автором вариант из книги «Покровский» [Серия «Великие архитекторы мира»]. – М.: Директ-Медиа, 2017.


Алексей Слёзкин
 
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 20 октября 2025

Проектирование храма, как и его последующее строительство, велось на средства, завещанные после смерти нижегородскими купцами Митрофаном и Сергеем Рукавишниковыми. Исполнительницей их посмертной воли и, как тогда говорили, «душеприказчицей» выступала их сестра Варвара Михайловна Бурмистрова, подпись которой есть на проектных чертежах храма. В качестве доверенного лица выступал гласный Городской думы нижегородский купец Василий Васильевич Акифьев, возглавлявший комитет по строительству новой кладбищенской церкви.

Рассмотрение и утверждение проекта происходило в несколько этапов. 17 июня 1914 года чертежи В.А.Покровского были рассмотрены и утверждены строительным комитетом, 1 июля – проект был «одобрен к постройке» Нижегородской Городской думой, а 5 июля строительство благословил епископ Нижегородский и Арзамасский Иоаким (Левицкий).

Начавшаяся Первая мировая война не остановила подготовку возведения кладбищенской церкви. 21 августа 1914 года в Строительном отделении Нижегородского губернского правления были согласованы расчет устойчивости и прочности здания церкви, а также собственно проектные чертежи храма и главных ворот кладбищенской ограды, представленные Нижегородским духовным правлением.

Согласно официальным отчетам комитета по строительству кладбищенской церкви, подготовительные работы на месте предполагаемого строительства храма (расчистка территории, устройство фундаментных рвов, заготовка кирпича и т.п.) были проведены еще летом. Подрядчиком выступал П. Сазонов.

17 сентября 1914 года состоялась торжественная закладка новой кладбищенской церкви, на которой присутствовали представители самоуправления Нижнего Новгорода и семейства Рукавишниковых. Торжественный молебен совершал преосвященный Иоаким в сослужении с городским духовенством.

Как следует из отчета, к 1 января 1916 года были выполнены следующие строительные работы: «Храм и колокольница сложены на высоту боковых галерей со сводами под крышу. Осталось доложить в храме: главный купол, башенки над алтарями и на колокольнице верхние два яруса». В том же году была закончена кладбищенская ограда с главными воротами, включившими помещения сторожки и конторы.

Этот нижегородский храм стал действующим после революционных потрясений 1917 года. Однако внутренняя отделка его не была закончена, и верхний этаж так и не был достроен. Из архивных документов советского времени устанавливается, что существовавший на так называемом «Новом кладбище» комплекс функционировал и использовался. Большой двухэтажный храм (как в разное время, так и одновременно) занимали разные общины – Сергиевская и Покровская Русской Православной Церкви (власти передали здание в пользование как «тихоновцами», так и обновленцами).

27 мая 1925 года община верующих «тихоновцев» заключила договор на пользование первым этажом (подцерковье, подвал) недостроенной кладбищенской церкви. В дальнейшем этот храм в архивных документах именуется Сергиевским. Освящение здесь престола в честь св. прп. Сергия Радонежского, очевидно, связано с именем одного из жертвователей на этот храм – Сергея Рукавишникова. Но существование здесь прихода было не долгим. В 1931 году советскими властями предпринимаются попытки закрыть храм на основании того, что якобы «общество верующих тихоновцев, пользующееся зданием кладбищенской церкви, является немногочисленным и произвести ремонт здания церкви своими средствами не в состоянии».

Верующие нижегородцы обжаловали постановление Президиума Горьковского Крайисполкома о закрытии кладбищенского храма в Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК. Но, несмотря на то, что руководство райсовета представило план переоборудования этого храма под клуб, 19 апреля 1932 года краевая комиссия по культам при Президиуме Нижегородского Крайисполкома вынесла новое постановление о том, чтобы оставить церковь в пользовании верующих.

В октябре 1935 года был закрыт Покровский храм в центре города на улице Свердлова (сейчас – улица Большая Покровская). Общине было предложено переместиться в здание кладбищенской церкви «с ремонтом… помещения на втором этаже». Договор между райсоветом и Покровской общиной о передаче последней в бесплатное пользование Новокладбищенской церкви (так именовался храм в документах) был заключен 4 ноября 1935 года. К этому времени, первый этаж (подцерковье) здания уже занимала обновленческая община (обновленцам перешел бывший Сергиевский храм).

Получив новое помещение, представители Покровской общины осуществили своими силами ремонт второго (основного) этажа здания. В результате перехода Покровской общины в кладбищенский храм с 1936 года он стал официально уже именоваться Покровским.

27 апреля 1939 года Ждановский райсовет провел проверку помещений первого этажа здания церкви, занимаемого обновленческой общиной. Было установлено, что эти помещения не охранялись и практически не использовались. Констатировалось, что со стороны церковного совета «проявлена полная бесхозяйственность».

Решением райсовета от 10 мая 1939 года было постановлено: «Считать необходимым подвальную церковь обновленческой общины, как находящуюся в бесхозяйственном, беспризорном состоянии, не обеспечивающем гарантии за целость и сохранность вверенного имущества – закрыть». Окончательное постановление о ликвидации обновленческой общины в стенах кладбищенской церкви было принято райсоветом 22 августа 1939 года. При этом помещение на первом этаже, где находились обновленцы и сторожки, городские власти решили передать «Промкомбинату» для организации здесь мастерской.

Вслед за обновленцами пришла очередь и Покровской общины. 6 декабря 1940 года Ждановский райсовет рассмотрел вопрос «О невыполнении обязательств служителями культа и церковным советом Новокладбищенской церкви». Поводом к этому послужила задолженность священнослужителей по налогам и якобы произошедший обвал штукатурки в храме. Было принято решение прекратить богослужения до тех пор, пока община не погасит задолженность и не проведет капитальный ремонт помещения.

Распоряжение властей о закрытии церкви, как и в 1931 году, было обжаловано группой верующих в Москве. Однако на заседании Президиума Верховного Совета РСФСР 27 января 1941 года при рассмотрении вопроса о судьбе Покровской кладбищенской церкви было принято постановление: «Здание церкви передать исполнительному комитету Ждановского районного Совета депутатов трудящихся города Горького для переоборудования под клуб».

14 апреля 1941 года решением Горьковского облисполкома было решено использовать помещения бывшей Новокладбищенской церкви под клуб и мастерские по обслуживанию бытовых нужд населения. Фактически же второй этаж храма, как и ранее первый, передали городскому «Промкомбинату». Таким образом, перед Великой Отечественной войной богослужения в храме прекратились.

В дальнейшем в храме разместился филиал Горьковской чулочно-трикотажной фабрики им. Клары Цеткин (красильное производство). В связи с этим его внутренний объем был разделен на три этажа. Нецелевое использование здания бывшего кладбищенского храма продолжалось до 1964 года. Затем оно было передано на баланс старообрядческой общине города взамен уничтоженного под предлогом «реконструкции» комплекса зданий Успенской старообрядческой церкви в переулке Гоголя.

Успенская старообрядческая община сумела завершить основные работы по восстановлению кладбищенской церкви спустя всего четыре месяца после передачи ей храма (без участия государства). При этом иконостас храма был перевезен из села Жарки Костромской области. Факт окончания работ зафиксирован в протоколе собрания двадцатки этой общины от 10 января 1965 года. Тогда же состоялось первое богослужение в храме по старым канонам.

Сегодня эта церковь освящена во имя Успения Пресвятой Богородицы. Имеет два придела: Никольский (северный) и Покровский (южный). В настоящее время она является кафедральным храмом Нижегородской и Владимирской епархии Русской православной старообрядческой церкви.

Дёгтева О.В. Успенский храм на «Новом кладбище» в Нижнем Новгороде // Святой преподобный Сергий и Нижегородская земля. Н. Новгород, 2016, с. 124–127



Комментарии и обсуждение


Городское кладбище существовало еще в начале XIX века. В семидесятых годах на средства купца Н.Бугрова был сооружен старообрядческий скит. Формирование же существующего облика кладбища произошло в двадцатом столетии. Церковь Успения Божией Матери была последней церковью в городе, построенной перед революцией (1914-1916). Строилась по проекту В. Рукавишниковой (?). В архитектуре прослеживаются корни народного русского зодчества допетровской эпохи. На кладбище сохранились могилы генерала С.С. Четверикова, писателя П.И. Мельникова-Печерского, декабриста И.А. Анненкова и его жены, других известных людей.

16 октября 2006, JuNe .

Небольшая поправка. Старообрядческое кладбище, где был похоронен Н.А.Бугров, было уничтожено в советское время. Название "Бугровское" было перенесено на соседнее городское кладбище (обычное, не старообрядческое). Могилы Анненковых, Мельникова-Печерского и некоторых других известных людей были не сохранены на этом кладбище, а перенесены сюда с другого городского кладбища, уничтоженного в советское время (располагалось это кладбище на сегодняшней площади Лядова, рядом с Крестовоздвиженским монастырем).
14 февраля 2008.

Это одна из последних предреволюционных работ известнейшего архитектора Владимира Александровича Покровского. Церковь строилась на Новом кладбище и не была старообрядческой - как и кладбище, храм принадлежал официальной синодальной новообрядческой церкви. Передан старообрядцам (РПСЦ, белокриницким) в 1964-65 гг., после того как была снесена их Успенская церковь на Суетинке.
5 февраля 2012.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.