ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Гороховец. Сретенский женский монастырь.


Гороховец. Сретенский женский монастырь
Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Престолы:
Год основания: 1658.
Епархия: Владимирская митрополия. Муромская и Вязниковская епархия
Адрес:
Россия, Владимирская область, Гороховецкий район, г. Гороховец, Советская ул., д. 3

Координаты: 56.206929, 42.67955
Проезд: Центральная площадь города (комбрига Патоличева, она же Торговая)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 



План Сретенского монастыря в Гороховце

Храмы монастыря:

1. Церковь Сретения Господня
2. Церковь Сергия Радонежского
3. Колокольня

Другие постройки и сооружения:

4. Келейные корпуса (кон. XVII в.)
5. Ограда (XVIII в.)
6. Сторожка (нач. XVIII в.)
7. Богадельня (нач. XVIII в.)
8. Дом Ширяевых (кон. XVII в.)
9. Поздние постройки

Скиты монастыря:

Приписные приходские храмы:



Сортировка:

Сретенский женский монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 октября 2015
Сретенский женский монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
2 октября 2009
Сретенский женский монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 июля 2008
Сретенский женский монастырь, Панорама с Никольской горы, Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Панорама с Никольской горы
Олег Щёлоков
26 апреля 2008
Сретенский женский монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Алексей Кротов
3 ноября 2024
Сретенский женский монастырь, Трапезная Сретенской церкви, колокольня, келейные корпуса, Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Трапезная Сретенской церкви, колокольня, келейные корпуса
Воронов Юрий ВикторовичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 июня 2021
Сретенский женский монастырь, Келейный корпус и дом Ширяевых, Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Келейный корпус и дом Ширяевых
Воронов Юрий ВикторовичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 июня 2021
Сретенский женский монастырь, Корпус келий, Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Корпус келий
Altaets
20 апреля 2021
Сретенский женский монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Altaets
20 апреля 2021
Сретенский женский монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Altaets
20 апреля 2021
Сретенский женский монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Алексей Трифонов
21 февраля 2021
Сретенский женский монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
2 октября 2009
Сретенский женский монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 мая 2008
Сретенский женский монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 мая 2008
Сретенский женский монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 мая 2008
Сретенский женский монастырь, Боковой вход., Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Боковой вход.
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 июня 2025
Сретенский женский монастырь, Сторожка (нач. XVIII в.), Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Сторожка (нач. XVIII в.)
Юрий Моченов
17 марта 2024
Сретенский женский монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Юрий Моченов
17 марта 2024
Сретенский женский монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 апреля 2021
Сретенский женский монастырь, , Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Altaets
20 апреля 2021
Сретенский женский монастырь, келейный корпус южная сторона.северный фасад., Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
келейный корпус южная сторона.северный фасад.
chirokov
3 сентября 2013
Сретенский женский монастырь, дом Ширяевых (Шумиловых).южный фасад, Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
дом Ширяевых (Шумиловых).южный фасад
chirokov
3 сентября 2013
Сретенский женский монастырь,  сторожка нач.18 в., Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
сторожка нач.18 в.
chirokov
3 сентября 2013
Сретенский женский монастырь, келейный корпус северная сторона ., Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
келейный корпус северная сторона .
chirokov
3 сентября 2013
Сретенский женский монастырь, Фото из журнала "Живописная Россия"., Гороховец, Гороховецкий район, Владимирская область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1901



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Черниховский Дмитрий 25 февраля 2012

Сретенский женский монастырь основан в 1658 по указу патриарха Никона. В 1678 г в монастыре были две деревянные церкви - Сретенская (холодная) и Сергиевская (теплая) и двадцать монашеских келий, где жили 44 сестры («питались милостыней и рукоделием»).

В 1689 г. на средства гостинной сотни торгового человека Семена Ефимовича Ершова вместо деревянной Сретенской церкви построена существующая до сих пор каменная. Теплая Сергиевская церковь и колокольня были построены в конце 17 в. Стены вокруг монастыря возведены в начале 18 в.

В 1764 г. Сретенский монастырь был упразднен, церкви обращены в приходские. Монахини были переведены в г. Арзамас. С 1870 г. Сретенская церковь была приписана к городскому Благовещенскому собору, прежде Сретенская церковь была самостоятельным приходом с собственными зданиями и землями. «Иконы в иконостасах обоих храмов древнего письма, древнейшею считается икона Видение преп. Сергием Божией Матери». 

Монастырь возобновлен в 2001 г.

В. Гриньков, Н. Землянская. Золотое кольцо. Справочник-путеводитель. – СПб.: Изд-во Welcome, 2008
Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Ч.5. Вып. 1898 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 3 марта 2016

По переписным книгам 1678 г. в Гороховце значится: «монастырь девич, в нем церковь холодная Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской, другая церковь теплая Сергия Радонежского, в монастыре 20 келий, в них 44 сестры питаются милостыней и рукоделием». В 1764 г. Сретенский монастырь был упразднен и к Благовещенскому собору с 1870 г. приписана была Сретенская церковь женского монастыря. Из переписных книг видно, что монастырь существовал уже в 1678 г., построен он был между 1646 и 1678 гг., так как в описи 1646 г. он не упоминается.

В 1678 г. в монастыре было две деревянных церкви: в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери и преп. Сергия Радонежского. В 1689 г. на средства гостиной сотни торгового человека Семена Евфимовича Ершова вместо деревянной церкви построен существующий в настоящее время каменный храм с престолом в то же наименование. При этой церкви есть отдельная теплая каменная церковь во имя преп. Сергия Радонежского. Когда и кем она построена, сведений о том не сохранилось.

В 1764 г. Сретенский монастырь был упразднен, монахини были переведены в г. Арзамас и церковь обращена в приходскую. До 1870 г. это был самостоятельный приход с особым причтом, а в этом году церковь со всеми принадлежащими к ней зданиями и земельными владениями приписана была к Благовещенскому собору. В зданиях после упраздненного Сретенского монастыря кроме квартир для соборного причта помещаются: церковно-приходская школа, богадельня и лабазы, отдаваемые под склады товаров.

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В. А. Паркова, 1898 г.


 
Вадим кр 1 июня 2016

Сретенский женский православный монастырь города Гороховца расположился на центральной городской площади, был основан по указу патриарха Никона в 1658 году. Спустя 20 лет здесь построили две деревянные церкви – Сергиевскую, являвшуюся тёплой, и Сретенскую, службы в которой проводили в холодное время года. Здесь же возвели кельи для монахов. Немного позднее на средства, выделенные гостиной сотней купца Семена Ершова, вместо деревянной Сретенской церкви построили уже каменный собор, который существует до сих пор. Купола монастырского собора были украшены глазурованным лемехом, ажурными крестами, сам он отличался богатством декоративных решений. Храм считают одним из выдающихся архитектурных памятников города Гороховца XVII века.

К концу XVII века на территории Сретенского женского монастыря были построены зимняя церковь из камня в честь Сергия Радонежского, увенчанная колокольней, кельи для насельниц, а в следующем веке вокруг всей территории были сооружены каменные стены. В XVIII веке Сретенский монастырь был упразднен властями, монастырские церкви обратили в приходские, а главный храм приписали к городскому Благовещенскому собору. С 2001 года женский Сретенский женский монастырь является действующим

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/sretenskiy-zhenskiy-pravoslavniy-monastir.html


 
Елена Григорьева 18 февраля 2019

Сретенский монастырь – это женский монастырь православного вероисповедания, действующий при РПЦ и расположенный в Гороховце. Он находится на главной городской площади (точнее на ее противоположной стороне), на улице Советская, дом 5. Данная постройка стала самой заметной составляющей центральной площади Гороховца, так как высота колокольни составляет свыше 35 м. Она была выстроена в конце 17 столетия. Колокольня расположена между помещениями Сретенской обители, выделяясь отчетливо лаконичной и строгой архитектурой. Декоративное убранство Сретенского монастыря, в большей мере, сосредоточено на нижнем ярусе, что выражено в обрамлении входа, а также на изящном шатре, который стремительно убывает в высоту над восьмигранным столпом звонницы.

Согласно достоверным летописным источникам, Сретенский женский монастырь был выстроен в 1658 году. Первоначально все постройки, находящиеся при монастыре, были сооружены из дерева. Известно, что в 1678 году были возведены две деревянные церкви: теплая Сергиевская и холодная Сретенская, к которым прилагались еще и монашеские кельи. В последние годы 17 века, согласно благословению патриарха Тихона, деревянные постройки монастыря постепенно стали заменяться каменными.

В середине 1689 года на денежные средства Ершова Семена Ефимовича, который являлся богатым торговым человеком, на месте ранее существующего деревянного Сретенского собора был выстроен каменный собор. Величественный каменный Сретенский собор располагал уникальными куполами, которые были украшены ажурными крестами и глазурованным лемехом, что, в значительной мере, отличает собор от других аналогичных построек, привнося в его вид богатую палитру декоративных украшений. Здание собора несколько отличается от звонницы по причине своей живописности и нарядности.

Храм Сретения Господня располагает уникальным декоративным убором, который выражен в кокошниковом фризе, разнообразии форм наличников, сложно декорированных поясков, перспективных порталах, золотых ажурных главах и крестах, а также цветной черепице, что создает яркий образ всего собора. Особенно красиво сияют на солнце резные золотые кресты. Оконные проемы собора искусно украшены резными наличниками. На данный момент именно этот собор является одним из самых выдающихся памятных строений Гороховца, выстроенных в 17 веке.

Стоит отметить, что в монастырский ансамбль входят также келейный корпус, Сергиевская церковь, помещение богадельни, здание службы, участок ограды и сторожка.

Одной из первых каменных построек Сретенского монастыря стала колокольня, которая располагается прямо над парадными монастырскими воротами. Она является доминирующей постройкой всего монастырского ансамбля и возвышается высоко над землей. Возведена в 1689 году, когда был выстроен первый каменный собор, освященный в честь Сретения Господня.

В конце 17 столетия был выстроен храм Сергия Радонежского с кельями, предназначенными для насельниц, и колокольней. Храм не имеет больших размеров; его венчание осуществлено при помощи одного купола, а главные фасады – совершенно просты в исполнении. Несмотря на это, церковь Сергия Радонежского представляет собой значимый объект с точки зрения памятника архитектуры, датировавшего 17 веком. Во внутреннем убранстве храма на сегодняшний день сохранилась печь, которая роскошно украшена цветными изразцами. Данный объект стал лучшим образцом истинного мастерства гороховецких строителей, который сохранился до наших дней.

Во времена советской власти Сретенский монастырь был закрыт, а все монахини были изгнаны. В 1990-е годы женская обитель снова зажила своей прежней жизнью, ведь в эти места приехали самые первые ее жители, которые оказали неоценимую помощь в процессе реставрирования здания.

В настоящий момент Сретенская женская обитель в городе Гороховец является действующей. В зоне ее расположения находится небольшой деревянный домик, в котором проживают жильцы старинной обители, ставшие «насельниками» после возрождения монастыря.

https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=1730


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 27 февраля 2025

«…В непосредственной близости от дома Ершова — Судоплатова находятся здания Сретенского монастыря. Вход в «девичью» обитель найти легко. Над святыми воротами вместо храма поставлена 35-метровая колокольня, такой ориентир трудно не заметить. Монастырская звонница имеет аналогичную с колокольней Никольского монастыря форму. Разница заключается в том, что в нижнем, квадратном в плане основании сделаны проход и проезд на территорию монастыря. В остальном они необычайно похожи друг на друга. Очевидно, это работа тех же мастеров.

Колокольня, скорее всего, построена в 1689 году, одновременно со Сретенской церковью. За свое почти трехвековое существование она вросла примерно на метр в землю, но по-прежнему гордо вздымается ее стройный шатер. К колокольне на рубеже XVIII века примкнули «келейные» и хозяйственные корпуса, сменив деревянные постройки. Каменные двухэтажные корпуса вытянулись вдоль трех сторон почти прямоугольного участка монастыря, создавая фон для двух нарядных церквей. Храмы расположились один за другим по оси въезда. Неизвестные мастера создали очень оригинальную динамичную композицию. Нарастание объемов и высоты развивается от низкой одноглавой Сергиевской церкви к более высокому пятиглавому Сретенскому храму и завершается взлетом колокольни.

Большой выразительности ансамбля достигают зодчие, противопоставляя простой, почти аскетической архитектуре окружающих монастырских корпусов декоративные, пластичные формы храмов. Контраст — сильное художественное средство, и им очень умело воспользовались гороховецкие каменщики. На фоне гладких плоскостей стен келий с вдавленными небольшими оконными проемами особенно богато выглядят многочисленные объемные детали культовых зданий. Каменное узорочье покрывает почти все стены, забирается наверх на барабаны и растворяется в ажуре тончайшего рисунка крестов.

Особенно хороша холодная церковь Сретения Пресвятыя Богородицы Владимирские, на которую открывается замечательный вид из-под арки монастырских ворот. Не случайно ее портал с железной дверью послужил образцом для архитектора В. О. Шервуда, когда он проектировал здание Исторического музея на Красной площади. Этот шедевр гороховецкой культовой архитектуры был построен в 1689 году на средства все того же Семена Ершова.

Архитектурные новшества конца XVII века с характерным сочетанием древнерусского узорочья с ордерными деталями и геометрической основой композиции не коснулись храма Сретенья. Его формы носят отпечаток местных традиций и стилистически, скорее, принадлежат середине XVII столетия с его безудержным стремлением к декоративности.

Словно убранная в праздничные одежды девица-красавица, стоит среди монастырского двора церковь Сретения Пресвятыя Богородицы Владимирские. Что-то светлое, трогательное запечатлено зодчим в ее образе. Белизна стен, украшенных каменной вышивкой, прошитых узорами фризов, с оригинальными кирпичными подвесками, напоминающими богатые кисти, придает храму какую-то женственность, столь уместную в девичьей обители.

Древний римский архитектор Витрувий говорил, что греки в основу дорического ордера положили пропорции мужского тела, а ионического — женского. Мужественность форм дорики и женственность ионики позволяли греческим архитекторам придавать храмам необходимую образность, воплощать в строгих, величественных дорических периптерах гражданственные идеалы и воинскую доблесть, а в изящных, утонченных формах ионических храмов воспевать красоту и своенравие античных богинь. Невольно в связи с этим напрашивается сравнение церкви Сретения с Троицко-Никольским храмом. Главный храм мужского монастыря значительно строже, суровее, он лишен неприсущего степенным мужам узорочья. Несмотря на общее объемно-пространственное построение, храм женского монастыря кажется стройнее. Его изящное кирпичное убранство с преобладанием вертикальных элементов находит естественное продолжение в тонких вытянутых колонках, окруживших барабаны храма. Как сережки, повисла аркатура на стройных церковных главах. Вся эта «красота неизглаголенная» получила завершение в переливающихся многоцветной радугой куполках, покрытых керамическим глазурованным «лемихом» с золотистым отливом.

Когда обходишь притвор и храм, то диву даешься, какой неистощимой фантазией обладали каменодельцы Древней Руси. Ставя кресты на подрядных грамотах вместо подписи, они оставляли на века изумительные кирпичные автографы, написанные ярким художественным языком. На продольных стенах церкви Сретения в нижнем ярусе окон нет ни одного одинакового наличника. Даже по бокам портала главного симметричного объема храма выполнены близкие по общей конфигурации, но отличные по деталям обрамления. Уж поистине «не дорога камка (шелковая ткань) — узор хитер». Диву даешься, как тонко чувствовали композицию, как понимали ее законы древние зодчие. Каким надо было обладать художественным чутьем, чтобы сделать на северной и южной сторонах храма разные наличники. Сложный ритм нижнего ряда наличников прекрасно согласуется с общим линейным построением монастырского ансамбля, развивающегося от главного входа в глубину.

За холодной Сретенской церковью как бы прячется теплая во имя святого Преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Низкий, сильно вытянутый объем, приспособленный для зимних бдений, имеет скромное убранство. Его нижний этаж использовался, видимо, для хозяйственных целей. Во всяком случае, его непритязательные формы хорошо сочетаются со служебными постройками. Эти обязательные элементы сложного монастырского хозяйства тоже представляют интерес и по сей день прекрасно выполняют свои прямые функции.

Прежде чем покинуть территорию монастыря, надо постараться проникнуть внутрь Сергиевской церкви, в которой размещается склад. Когда-то богатое убранство храмов, в том числе иконы «древнего письма», не сохранилось, но уцелела одна из печей теплой церкви. Ее прекрасные изразцы доставят любителям прикладного искусства несомненно большое удовольствие. Эта старинная печь заслуживает того, чтобы сделать ее предметом всеобщего обозрения.

История Сретенского монастыря несколько таинственна. В описи середины XVII века девичий монастырь не упоминается, а в описи 1678 года уже перечисляются холодная и теплая церкви и указывается, что в монастыре «двадцать келий, а в них сорок четыре сестры; питаются милостынею и рукоделием». Затем в Петровскую эпоху в небольшом монастыре возводятся не только две каменные церкви, но и строится большое количество гражданских и хозяйственных сооружений из кирпича. Казалось, наступает время процветания обители, и вдруг на плане 1771 года читаем надпись: упраздненный девичий монастырь! Чем было вызвано бурное строительство монастыря? Кто кроме Семена Ершова был «благодетелем», делавшим огромные вклады в малоизвестный монастырь? Вопросы немалоинтересные для истории города и объяснения высокого мастерства архитектурного ансамбля…»

Источник: Тиц А.А. По окраинным землям Владимирским (Вязники, Мстера, Гороховец). - М., 1969.

РусАрх - Тиц А.А. По окраинным землям Владимирским (Вязники, Мстера, Гороховец)


 
Алексей Кротов 25 ноября 2025

Монастырь в честь Сретения Владимирской иконы Богоматери был основан по указу патриарха Никона в 1658 году и посвящен истинно русскому православному празднику Сретения (встречи) иконы Пресвятой Богородицы «Владимирская», по преданию, спасшей Русь от нашествия уже вступившего в ее пределы Тамерлана. В день, когда москвичи коленопреклоненно встречали святыню, принесенную из Владимира, грозный завоеватель вдруг решил отступиться. Случилось это 8 сентября 1395 года, во времена княжения сына Дмитрия Донского Василия, и на месте встречи горожан с чудодейственной иконой заложили первый на Руси Сретенский монастырь. Обитель же в Гороховце была построена в центре городского посада и первоначально была деревянной. В описи города под 1678 годом указывается, что в Сретенском монастыре «двадцать келий, а в них 44 сестры» (В 1686 г. - 50, в 1722 г. - игумения и 69 сестер, в 1753 г. - игумения и 25 монахинь. В 1-й четв. XVIII в. причт белого духовенства состоял из попа, диакона и причетника).

В Гороховце первоначально монастырские постройки были деревянными, поставленными на деньги Семена и Михаила Ершовых. Каменное строительство начинается в обители с 1689 г. В тот год, 1689-й, испросив благословения, Семён Ершов возводит здесь каменный Сретенский храм и трехъярусную отдельно стоящую колокольню. Позже к карандашу-колокольне приросли монастырские корпуса, а рядом появились палаты Ширяева, построившего для монастыря теплую церковь Сергия Радонежского. Палаты примечательны тем, что в их планировке использован новый для того времени дворцовый анфиладный принцип. Обветшавший верхний деревянный этаж сменился на каменный в самом начале XIX века. Фасады второго, парадного, этажа (по традиции: первый этаж — хозяйственный, третий — жилой) зодчие оформили великолепными наличниками с изящными колонками и тонкопрофильными килевидными очельями. Сохранилось и первоначальное крыльцо с так называемой ползучей аркой и со светелкой («девичьей»), куда ведет узкая лестница. Реставрация, в ходе которой восстановили многие первоначальные формы (оконные проемы, наличники, своды второго этажа и пр.), была проведена в 1984-1987 гг. Чтобы увидеть палаты Ширяевых, нужно по малоприметному проходу за монастырскими кельями пройти в небольшой дворик, где и находятся палаты - образец древнерусского жилого зодчества.

В 1685-1686 гг. был построен холодный каменный Сретенский собор - это бесстолпный двухсветный четверик с трёхчастной апсидой, равной по ширине основному объему храма. Храм увенчан пятью луковичными главками на барабанах (центральный барабан световой), украшенных аркатурными поясками; главы покрыты цветной черепицей, завершены коваными ажурными крестами. Над центральной частью апсиды - шлемовидная главка на невысоком барабане. Углы четверика отмечены пилястрами; фасады завершаются карнизом из сухариков и опирающимся на него ярусом килевидных кокошников, форма которых повторена во фронтонах наличников окон апсиды. Окна храма оформлены наличниками в виде полуколонок с килевидными кокошниками (окна 2-го яруса со стороны апсиды - глухие), кованые двери обрамлены перспективными порталами. 3-частное деление апсиды подчеркивается 3 окнами и полуколонками в углах, опирающимися на ожерелье дынек, установленных на фигурном цоколе. Апсида украшена декоративным орнаментальным поясом, выложенным из кирпичей. С запада к храму примыкает бесстолпная трапезная, украшенная декоративным поясом, как на апсиде храма, с окнами, оформленными пышными наличниками с полуколонками из дынек и сложными завершениями.

Многоцветное покрытие глав, высокие барабаны, украшенные аркатурой и поясами сухариков-дентикул, килевидные кокошники в завершении стен и разнообразные каменные очелья окон – а под профилированным карнизом трапезной и апсид выложен не так часто встречающийся орнамент: «жучки», перемычки, разделяющие треугольные выемки, образующие буквы «Ж»; все это должно радовать женщину, посвятившую себя Богу. Трехчастное деление храма (алтарь-наос, т.е. центральное помещение, основной объем – трапезная) дополняет продолжающее тему русского узорочья крыльцо под граненым шатром на массивных столбах. Считают, что В. О. Шервуд использовал его мотивы в решении конструкции крыльца Государственного Исторического музея в Москве.

Около 1686 г. в восточной части Сретенского монастыря был сооружен деревянный храм во имя прп. Сергия Радонежского. По благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Адриана от 20 марта 1700 г. началась заготовка материалов для постройки кирпичной Сергиевской церкви, которая была возведена не ранее 1701-1703 гг. на средства посадского человека города Гороховца купца Григория Ширяева. Сергиевский храм, поставленный к востоку от Сретенской церкви, типичен для архитектуры Гороховца нач. XVIII века: четверик с двухскатной кровлей увенчан луковичной главой на барабане, украшенном аркатурным пояском; трёхчастная апсида декорирована полуколонками, разделяющими её центральную и боковые части. Фасады четверика завершены карнизом и рядом кокошников, углы отмечены пилястрами, арочные окна обрамлены простыми наличниками. Храм установлен на подклет, разделенный на множество помещений, имеющих отдельные входы и перекрытых низкими коробовыми сводами; апсида имеет прямоугольное основание. В трапезной сохранилась изразцовая печь XVIII в.

Сергиевская церковь много проще: она невысока, больше вытянута в длину, имеет то же трехчастное деление, увенчана небольшой главкой и завершается единой апсидой. По строению она выглядит сельским приходским храмом, только все же крупнее, и невольно оттеняет величавую Сретенскую церковь.

В 1-й пол. XVIII в. на одной оси с храмами к западу была построена колокольня, в ее нижней части находятся св. врата, выше - восьмерик и ярус звона, увенчанный шатром, декорированным ложными слухами, по 3 на каждой грани. К 1767 г. монастырь был ограждён каменной стеной, небольшой фрагмент которой сохранился с южной стороны. По данным переписной книги города 1678 г., в Сретенском монастыре находилось 20, в 1686 г. - 22 деревянные кельи. В 1-й пол. XVIII в. в северо-западном углу монастыря был построен каменный двухэтажный келейный корпус, имеющий в плане Г-образную форму. В XVIII в. было также построено двухэтажное здание богадельни. Двухэтажный дом Ширяевых словно стал продолжением келейных корпусов и вписался в монастырскую ограду. (В советское время в нём размещался городской военкомат).

Согласно данным переписной книги города 1678 г., сестры «питаются милостынею и рукоделием». Обители помогали вкладчики С. и М. Никифоровы-Ершовы, у которых к кон. XVII в. Сретенский монастырь купил мельницы и землю под покосы на берегу р. Люлих. В 1704 г. по указу царя Петра I мельницы были отобраны и отданы в оброк гороховецким винным откупщикам. Монахини голодали и вынуждены были «кормиться Христовым именем». С 1710 г. монастырь получал в качестве руги часть оброчных денег, взимаемых с 6 бывш. монастырских мельниц - 70-80 р. и столько же четвертей ржи в год.

Сретенский женский монастырь в 1764 году был упразднён, монахини переведены в Арзамас, в монастырь святителя Николая, а оба храма обители объявлены приходскими. Несмотря на обращения к архиерею жителей города и духовенства о приписке приходских дворов, храмы Сретенского монастыря оставались ружными и бесприходными. С 1870 г. они были приписаны к городскому Благовещенскому собору. Во 2-й пол. XVIII-XIX в. причт состоял из священника, диакона, пономаря или дьячка, их годовой доход складывался из выплат за требы, пожертвований и средств, взимаемых за сдачу внаем части монастырских построек. Со 2-й пол. XIX в. церковнослужители получали дополнительные деньги в виде процентов с 3 доходных билетов - 58 р. 16 к.- и одного билета, принадлежавшего богадельне,- 57 р. 16 к. Также, согласно завещанию купца Лухманова, причт получал ежегодно 28 р. 57 к. Храмам принадлежало 3 дес. покосов. Священник и пономарь проживали в зданиях бывш. Сретенского монастыря, диакон - в собственном доме. В других постройках в XVIII-XIX вв. размещались склады, винные и соляные магазины, гос. учреждения, манеж «для военно-учебных упражнений». В 1861-1863 гг. между Владимирским епископом Иустином (Михайловым) и владимирским губернатором велась переписка об упразднении церковной богадельни.

В 1868 г. МВД Российской империи присмотрело монастырь для расположения там тюрьмы. Архитектор Иван Васильевич Штром, профессор Императорской академии художеств, которому было поручено оценить качества монастыря на предмет перепрофилирования его в тюрьму, о перестройке 5-ти её комнат под камеры для временного содержания арестантов местной тюрьмы, тем более, что «Владимирка» проходила рядом, подал рапорт, что здания на сей предмет не годятся. Проект не был реализован. Заключение ведомственный архитектор дал отрицательное, и келейные корпуса остались в городском ведении, хотя, кроме соляных и винных лавок там некоторое время и вправду размещалась гороховецкая тюрьма. 

В мае 1922 г. из Сретенской и Сергиевской церквей местными властями изъяты потир, дискос, крест и кадило (4 фунта 9 золотников серебра). Изъятие происходило в рамках всесоюзной акции помощи голодающим молодой советской республики. В 1928 г. в обеих церквах прекратились богослужения и они были закрыты. К 1931 г. храмы отнесены к памятникам архитектуры высшей категории, охраняемых государством. На рубеже 1950-1960-х гг. проводились исследования, обмеры и сделана попытка срыть культурный слой и раскрыть цоколя храмов, так как находясь в земле они беззащитны от подъёма грунтовой влаги и вымерзания. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. бывшие монастырские церкви реставрировались и приняли тот вид, который мы можем видеть сегодня. Во 2-й пол. XX в. в Сергиевской церкви находился магазин, Сретенский храм, колокольня и сторожка, вероятно, пустовали, в келейном корпусе и богадельне проживали горожане.

На рубеже 1980-1990-х гг. на идее превратить собор в концертный зал, состоялся очередной заход реставрационных работ, в ходе которого была смена поливного цветного керамического лемеха глав собора на новый, была проведена реставрация крестов. В процессе этой реставрации довольно непрофессионально восстановлена западная паперть (западный притвор).

Новая страница летописи Сретенского монастыря открылась 15 февраля 2001 г.: в зимнем храме прп. Сергия Радонежского Высокопреосвященнейший Владыка Евлогий в сослужении большого числа духовенства совершил первый молебен. Великим постом было совершено первое богослужение – Пассия, которую возглавил Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий 13 марта 2001 года. Восстановлен и в 2003 г. освящён теплый Сергиевский храм, в котором постоянно совершаются богослужения.

Известно, что в 2015 г. архитектурно-исторические исследования келий Сретенского монастыря проводили: руководитель архитектурно-реставрационной мастерской Н. А. Быковская, архитектор-реставратор 1-й категории О. В. Астахова и искусствовед М. В. Петерсон из АО «Институт по реставрации памятников истории и культуры „Спецпроектреставрация“. В результате работы удалось выявить первоначальную планировочную структуру келейных корпусов и реконструировать первоначальный архитектурный облик памятника. В 2018-19 гг. годах в рамках подготовки к празднованию 850-летия Гороховца в Сретенском монастыре проводились ремонтные работы зданий и храмов.

По федеральной программе в 2018-2019 гг. реставрировалась колокольня, келии, выполнялись сложные инженерные работы по дальнейшему раскрытию цоколей построек от культурного слоя, в данном случае внешнего периметра келий. Под замену попали главные монастырские ворота. Из-за разницы в уровне современной мостовой по сравнению с древней в полтора метра, новые деревянные ворота имеют чисто декоративный характер. Обновлены фасады монастырских строений: произведена расчистка, грунтовка и побелка стен. На двух объектах – «Колокольне» и «Жилых корпусах» сделано укрепление конструкций, отреставрированы фасады, проведена внутренняя и наружная отделка, сделаны инженерные коммуникации, воссозданы лестницы и крыльца, прошла реставрация кирпичной кладки, печей и воссоздание сводов. Общая стоимость работ составила 134 миллиона рублей.



Комментарии и обсуждение


Сретенский монастырь (бывший женский) занимает юго-восточную часть центральной площади города. Основан в 1658 году по указу патриарха Никона и первоначально был деревянным. Каменное строительство начинается с 1689 года и велось до середины XVIII века. Были построены Сретенский собор с куполами, украшенный глазурованным лемехом и ажурными крестами, церковь зимняя Сергия Радонежского и кельи. Отличаясь богатством и разнообразием композиционных, объёмно-планировочных и декоративных решений, Сретенский собор предстаёт как один из наиболее выдающихся памятников Гороховца XVII века.

 http://www.goldenring.ru/gorohovets/index.asp

29 марта 2005, Тамара Заводскова .


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.